ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10295/16 от 12.12.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

КОПИЯ

дело № 2 – 10295/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 декабря 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,

при секретаре Драпчук Д.А.,

с участием:

истца ФИО2,

представителей истца ФИО9, ФИО10,

представителей ответчика ФИО7, ФИО8

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Законодательному Собранию Камчатского края о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсационных выплат, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику Законодательному Собранию Камчатского края о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсационных выплат, возложении обязанности о внесении в трудовую книжку записи.

В обоснование исковых требований истец указал, что распоряжением председателя Законодательного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности.

ДД.ММ.ГГГГ приступил к исполнению обязанностей заместителя председателя постоянного комитета. Трудовой договор с ним не заключался.

Постановлением -ой сессии ФИО1 Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением ФИО1 Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от занимаемой должности. Будучи несогласным с таким решением, обратился в суд с иском о признании незаконным освобождения от занимаемой должности, восстановлении в должности, возложении обязанности.

Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 27 ноября 2014 года, освобождение его от должности, заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, признано незаконным.

Указал, что апелляционное определение Камчатского краевого суда от 27 ноября 2014 года в резолютивной части содержит, следующее: «….восстановить ФИО2 в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности с ДД.ММ.ГГГГ». Исполнительный лист по данному делу выдан ДД.ММ.ГГГГ.

После оглашения судом апелляционной инстанции Камчатского краевого суда апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов прибыл на рабочее место в ФИО1 Камчатского края. По прибытию обратился в отдел кадров ФИО1 Камчатского края для внесения записи в трудовую книжку. В настоящее время трудовая книжка с вкладышем находятся в отделе кадров ФИО1 Камчатского края.

С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на работу истец ходил ежедневно.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением 27 сессии ФИО1 от признано утратившим силу постановление от ДД.ММ.ГГГГ об освобождении истца от должности и восстановлен в должности заместителя председателя постоянного комитета ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ.

Тогда же, на 27-ой сессии Законодательного Собрания, принято постановление , которым постановлено: 1) внести в абзац пятый подпункта «в» пункта 1 постановления ФИО1 Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов ФИО1 Камчатского края» изменение, заменив слова «На профессиональной» словами «не на профессиональной»; 2) настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникающим со дня, следующего за днем освобождения ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края, в соответствии с распоряжением Законодательного Собрания Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-к.

Считал, что исходя из содержания данных постановлений, Правительство Законодательного Собрания Камчатского края трактовали для себя решение суда по своему усмотрению, но не как указано в судебном акте.

В связи с возникшей ситуацией, был вынужден вновь обратиться в Петропавловск-Камчатский городской суд с иском о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения ФИО1 Камчатского края, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.

07 июля 2015 года Петропавловск-Камчатский городской суд вынес решение о частичном удовлетворении иска.

29 октября 2015 года судебной коллегией апелляционной инстанции по гражданским делам Камчатского краевого суда вынесено апелляционное определение, согласно которому решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 07 июля 2015 года оставлено без изменений.

Также указал, что постановлением исполняющего обязанности начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, однако, по его мнению такое постановление являлось незаконным, нарушало его права, поскольку требования исполнительного документа фактически не были исполнены.

20 мая 2015 года Петропавловск-Камчатским городским судом Камчатского края было рассмотрено гражданское дело по заявлению истца о признании незаконным действия и.о. начальника отдела – старшего пристава Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю.

Апелляционным определением от 13 августа 2015 года судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда признала незаконным постановление от 13 апреля 2015 года об окончании исполнительного производства вынесенное исполняющим обязанности начальника отдела – старшим судебным приставом Межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Камчатскому краю.

Также указал, что было признано незаконным распоряжение Законодательного Собрания Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ-к о внесении изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-к об его освобождении от замещения государственной должности Камчатского края. Кроме того, с Законодательного Собрания Камчатского края в его пользу была взыскана заработная плата за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 091 293 рублей 51 копейки (за минусом НДФЛ).

Однако истец так и не был восстановлен в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности на профессиональной основе, а также заработная плата за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в указанном размере выплачена ДД.ММ.ГГГГ, только после обращения о принудительном взыскании.

Более того, 12 сентября 2016 года на 42-ой сессии Законодательного Собрания Камчатского края было принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей». Данным постановлением все депутаты, в том числе и истец, были освобождены от заменяемых должностей.

В связи, с чем 28 сентября 2016 года обратился к ответчику с заявлением с просьбой провести окончательный расчет и произвести иные выплаты, предусмотренные действующий законодательством РФ, однако, до настоящего времени, ответа не получил. Более того, в настоящий момент отсутствует распоряжение об его увольнении с занимаемой должности.

Кроме того, при освобождении его от занимаемой должности не была внесена в трудовую книжку запись об «освобождении ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, окончанием срока полномочий постановлением «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей».

Полагал, в соответствии с Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ за проработанный период ему полагается заработная плата и иные выплаты с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также должен был быть произведен окончательный расчет, с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, поскольку за указанный отработанный период времени отпуск не предоставлялся и отпускные не выплачивались.

Просил суд взыскать с ответчика заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 670 714 рублей 54 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 025 154 рублей 51 копейки, компенсационные выплаты за 12 месяцев в размере 2 042 041 рубля 65 копеек, возложить на ответчика обязанность издать распоряжение об его освобождении от занимаемой должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности в связи с принятием 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского края постановления «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» с внесением распоряжения в трудовую книжку.

Определением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда от 24 октября 2016 года ФИО2 отказано в принятии искового заявления в части требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 670 714 рублей 54 копеек.

В судебном заседании 08 декабря 2016 года истец окончательно определил исковые требования и просил суд возложить на ответчика обязанность внести в трудовую книжку запись об: «освобождении ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, окончанием срока полномочий Постановлением № «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского края»; взыскать с ответчика заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 670 714 рублей 54 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 025 154 рублей 51 копейки, компенсационные выплаты за 12 месяцев в размере 2 042 041 рубля 65 копеек.

В судебном заседании истец ФИО2 и его представитель ФИО9, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали по вышеизложенным основаниям. Представили суду письменное дополнение к иску, в котором истец указал и его представитель суду пояснила, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление 37-ой сессии Законодательного Собрания Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении условий осуществления депутатской деятельности ФИО2» и распоряжение Законодательного Собрания Камчатского края -к от ДД.ММ.ГГГГ признаны незаконным. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. На указанное апелляционное определение Камчатского краевого суда от 29 сентября 2016 года подана кассационная жалоба и дополнение к ней. Указала, что постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 30 января 2012 года «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края», депутат Законодательного Собрания ФИО2 был избран заместителем председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности на профессиональной постоянной основе, распоряжением председателя Законодательного Собрания Камчатского края от 13 февраля 2012 года , ФИО2 был назначен на указанную должность. С 21 мая 2014 года истец был освобожден от замещаемой должности на основании постановления 22 сессии Законодательного Собрания Камчатского края от 21 мая 2014 года и изданного на его основании распоряжения председателя Законодательного Собрания Камчатского края -к от 21 мая 2014 года. Апелляционным определением Камчатского краевого суда от 27 ноября 2014 года отменено решение Петропавловск-камчатского городского суда от 23 сентября 2014 года об отказе в удовлетворении иска ФИО2 о признании незаконным освобождения от занимаемой должности и отмене распоряжения -к от 21 мая 2014 года и постановлено новое решение, которым его освобождение от должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края признано незаконным, он был восстановлен в указанной должности с 22 мая 2014 года. Постановлением 27 сессии Законодательного Собрания Камчатского края от 19 декабря 2014 года признано утратившим силу постановление от 21 мая 2014 года об освобождении ФИО2 от должности и он восстановлен в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. восстановлен в должности лица, замещающего государственную должность Камчатского края. Несмотря на его восстановление в ранее занимаемой должности на основании судебного решения, ответчиком не начислена и не выплачена заработная плата, чем нарушено право истца на оплату, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности этих актов ответчика по причине их противоречия нормам действующего законодательства, регулирующего вопросы осуществления депутатами законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, и правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в постановлении от 29 октября 2010 года -П, в связи с чем, удовлетворил исковые требования о признании постановления и распоряжения Законодательного Собрания незаконными. Будучи избранным на основании постановления от 30 января 2012 года из числа депутатов Законодательного Собрания на руководящую должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания на профессиональной постоянной основе, ФИО2 в силу ч. 2 ст. 6 Закона Камчатского края «О статусе депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» приступил к замещению государственной должности Камчатского края. В результате признания в судебном порядке незаконным его освобождения от должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания, произведенного на основании постановления от 21 мая 2014 года , истец подлежал восстановлению в ранее замещаемой должности с соблюдением всех имевших место до незаконного освобождения условий, в том числе, с выплатой причитающегося за время незаконного освобождения от должности денежного вознаграждения, как лицу, замещавшему государственную должность Камчатского края на профессиональной постоянной основе. Таким образом, Законодательным Собранием Камчатского края, в нарушение Закона Камчатского края «О статусе депутатов Законодательного Собрания Камчатского края», Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381, Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 года № 203 «О государственных должностях Камчатского края» и утвержденным этим Законом, Реестром государственных должностей Камчатского края, изменили условия труда лица, замещающего государственную гражданскую должность, а именно в части оплаты труда, установив, что он осуществляет свою деятельность на постоянной и бесплатной основе. При этом, фактически постановление было принято Законодательным Собранием Камчатского края 25 февраля 2016 года, однако, действие указанного акта было распространено ответчиком на правоотношения, возникшие 27 ноября 2014 года. Таким образом, депутат Законодательного Собрания Камчатского края ФИО2, фактически два года проработал на государственной должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края на постоянной основе, но бесплатно, а именно с 2014 года с момента восстановления, истец выполнял возложенные на него обязанности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края, однако, о том, что все это время работал бесплатно узнал только в феврале 2016 года. Поскольку до этого оспаривал ранее вынесенное постановление и распоряжение Законодательного Собрания Камчатского края, которым ответчик изменил условия его труда на бесплатные с 22 мая 2014 года, признанные Петропавловск-Камчатским городским судом и краевым судом Камчатского края незаконными.

В судебном заседании представитель истца ФИО10, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям. Позицию представителя ФИО9 поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО7, действующая по доверенности, уточненные исковые требования не признала, полагая, что требования истца являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменным отзыве и в дополнении к отзыву и суду пояснила, что поскольку замещать должность заместителя председателя постоянного комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, как государственную должность, ФИО2 прекратил с ДД.ММ.ГГГГ и продолжал замещать указанную должность до ДД.ММ.ГГГГ на не профессиональной постоянной основе, то требования истца о возложении на Законодательное Собрание Камчатского края обязанности внести в трудовую книжку запись об освобождении истца от замещения государственной должности Камчатского края - заместителя председателя постоянного комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности в связи с окончанием срока полномочий на основании постановления от 12.09.2016 года, является несостоятельным. Указала, что на основании постановления Законодательного Собрания Камчатского края от 25.02.2016 года , которое признано судом законным, издано распоряжение от 25.02.2016 года -к, которым ФИО2 определено, что истец замещает должность на не профессиональной постоянной основе с 27.11.2014 года, и ему за период с 22.05.2014 года по 27.11.2014 года, когда он замещал должность на профессиональной основе, т.е. как государственную должность, была выплачена денежная компенсация.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО8, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала. Позицию представителя ФИО7 поддержала в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», п.1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 5 Перечня типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года № 1381, ч. 3 ст. 3 Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 года № 203 «О государственных должностях Камчатского края» и утвержденным этим Законом Реестром государственных должностей Камчатского края должность заместителя председателя постоянного комитета законодательного Собрания Камчатского края отнесена к государственным должностям Камчатского края.

Согласно п. 8 ч. 1 и ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона Камчатского края от 14 ноября 2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края» должность заместителя председателя постоянного комитета законодательного Собрания является руководящей должностью Законодательного Собрания, а лица, избранные на эту должность могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе. Решение об осуществлении деятельности на профессиональной постоянной основе такими лицами принимается, если за него проголосовало более половины от числа избранных депутатов.

В соответствии со ст. 6 Закона Камчатского края от 06.02.2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» депутат, избранный на руководящую должность в Законодательном Собрании, может осуществлять свою деятельность на постоянной профессиональной основе в соответствии со ст. 10 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края» (ч. 1). Депутат, избранный на руководящую должность в Законодательном Собрании и осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, замещает государственную гражданскую должность (ч. 2).

Согласно ч. 4 ст. 3 Закона Камчатского края от 27 февраля 2013 года № 203 «О государственных должностях Камчатского края» назначение (избрание) на государственную должность Камчатского края и освобождение от должности (прекращение полномочий) лица, замещающего государственную должность Камчатского края, осуществляется по основаниям и в порядке, определенным федеральными законами, Уставом Камчатского края, законами Камчатского края.

В соответствии со ст.172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Согласно ч. ч. 1, 4, 9 ст. 14 Закон Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 "О Законодательном Собрании Камчатского края" постоянные комитеты Законодательного Собрания являются рабочими органами Законодательного Собрания и обеспечивают подготовку вопросов, относящихся к вопросам их ведения, для рассмотрения на сессиях Законодательного Собрания или его Президиума. К числу таких постоянных комитетов отнесен комитет по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности. Заместитель председателя постоянного комитета Законодательного Собрания избирается из числа депутатов по представлению председателя Законодательного Собрания, депутатских фракций и иных депутатских объединений в Законодательном Собрании. Порядок избрания на должность и освобождения от должности председателей, заместителей председателей постоянных комитетов, комиссий Законодательного Собрания устанавливается Регламентом Законодательного Собрания.

В силу п. 2 ч. 13 ст. 9 Регламента Законодательного Собрания Камчатского края, принятого постановлением Законодательного Собрания Камчатского края 21.10.2009 года № 623, заместитель председателя постоянного комитета Законодательного Собрания может освобождаться от замещаемой должности, если его освобождение от замещаемой должности с письменным мотивированным обоснованием требует не менее одной трети от избранного числа депутатов.

Согласно ч. ч. 15, 16 ст. 9 указанного Регламента решение об освобождении от должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания в случае, предусмотренном п. 2 ч. 13 настоящей статьи, принимается на сессии не менее двумя третями голосов от избранного числа депутатов. Решение об освобождении от должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания оформляется постановлением Законодательного Собрания.

В судебном заседании установлено, что постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 избран на должность заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экономической безопасности и с 13 февраля 2012 года истец осуществлял свою деятельность на постоянной профессиональной основе.

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 21 мая 2014 года ФИО5 А.И. освобожден от замещаемой должности.

Распоряжением Законодательного Собрания Камчатского края -к от 21 мая 2014 года ФИО2 произведен окончательный расчет.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Камчатского краевого суда от 27 ноября 2014 года ФИО2 восстановлен в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экономической безопасности с 22 мая 2014 года.

Постановлением 27-ой сессии Законодательного Собрания Камчатского края от 19 декабря 2014 года признано утратившим силу постановление Законодательного собрания Камчатского края от 21 мая 2014 года об освобождении ФИО2 от должности и он восстановлен в должности председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экономической безопасности с 22 мая 2014 года.

Постановлением Законодательного собрания Камчатского края от 19 декабря 2014 года внесены изменения в постановление Законодательного Собрания Камчатского края от 30 января 2012 года «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края», а именно в абзаце пятом подпункта «в» пункта 1 указанного постановления, заменив слова «на профессиональной» словами «не на профессиональной», и его применение распространено на правоотношения, возникающие со дня, следующего за днем освобождения его от замещения государственной должности Камчатского края в соответствии с распоряжением Законодательного Собрания от 21 мая 2014 года -к, то есть с 21 мая 2014 года.

Распоряжением Законодательного Собрания от 25 декабря 2014 года -к внесено изменение в распоряжение от 21 мая 2014 года -к об освобождении ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края, последнее дополнено третьей частью, согласно которой указано его считать осуществляющим свою деятельность не на профессиональной основе.

Решением Петропавловск-Камчатского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Постановление Законодательного собрания Камчатского края от 19.12.2014 года -ой сессии Законодательного Собрания Камчатского края «О внесении изменения в постановление Законодательного Собрания Камчатского края от 30 января 2012 года «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края», Распоряжение Законодательного Собрания Камчатского края от 25.12.2014 года -к о внесении изменения в распоряжение от 21.05.2014 года -к об освобождении ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края были признаны незаконными. Требование ФИО2 о взыскании в его пользу заработной платы за время вынужденного прогула за период с 22.05.2014 года по 27.11.2014 года в размере 1 091 293 рубля 51 копейка было также удовлетворено.

Указанное решение суда вступило в законную силу 29 октября 2015 года.

Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 25 февраля 2016 г. было признано утратившим силу постановление Законодательного Собрания Камчатского края от 19 декабря 2014 года . Распоряжением председателя Законодательного Собрания Камчатского края от 25 февраля 2016 года -к отменены распоряжения от 21 мая 2014 года -к и от 25 декабря 2014 года -к.

25 февраля 2016 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края изменены условия осуществления депутатской деятельности ФИО2, в связи с принятием в спорный период Закона Камчатского края от 23.09.2014 года , которым были внесены изменения в Закон Камчатского края от 08.02.2012 года «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», касающиеся уменьшения числа депутатов, которые могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе на руководящих должностях.

На основании постановления от 25 февраля 2016 года принято распоряжение Законодательного Собрания Камчатского края от 25 февраля 2016 года -к, которым установлено считать ФИО2 с 27 ноября 2014 года замещающим должность заместителя председателя постоянного комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности не на профессиональной постоянной основе и была выплачена компенсация за 37,5 календарных дней неиспользованного отпуска за период с 22.05.2014 года по 27.11.2014 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 29 сентября 2016 года отменено решение Петропавловск-Камчатского городского суда от 28 июня 2016 года, которым постановление Законодательного Собрания Камчатского края от 25 февраля 2016 года признано незаконным, по делу принято новое решение. ФИО2 в удовлетворении требований отказано.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, самим субъектам Российской Федерации (п. 6 ст. 4 и п. 1 ст. 11), создав, тем самым, правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов - в пределах, предусмотренных федеральным законом, с учетом всех обстоятельств, в том числе, возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта Российской Федерации, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов Российской Федерации в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 апреля 2002 года № 7-П, выборные должностные лица местного самоуправления имеют публично-правовой статус, природа которого обусловлена осуществлением народом своей власти через органы местного самоуправления и который обеспечивает лицу, наделенному этим статусом, участие в управлении делами местного самоуправления посредством замещения соответствующей должности и тем самым - реализацию норм статьи 32 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 3 (часть 3) и 130.

Соответственно, отношения, возникающие в связи с избранием лица на муниципальную должность, как обусловленные осуществлением власти самим местным сообществом, по своему характеру отличаются от трудовых отношений, которые складываются, как правило, в сфере наемного труда посредством гарантированного статьей 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации свободного избрания рода деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем.

Такое же понимание правового статуса выборного лица публичной власти и характера его деятельности отражено в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной применительно к депутатам законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, которые, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2013 года № 7-П, не являются наемными работниками, - их правовой статус обусловлен актом избрания на выборах, а также решением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об осуществлении конкретным депутатом полномочий на профессиональной постоянной основе и (или) иными предусмотренными законодательством о статусе депутатов региональных парламентов обстоятельствами.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это положение конкретизировано в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ.

Депутаты региональных парламентов могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности (на не профессиональной основе), что устанавливается Конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, правоотношения, складывающиеся между депутатом и законодательным органом в связи с осуществлением последним публичных полномочий депутата регулируются нормами не трудового, а специального законодательства, в частности, Законом Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 «О Законодательном Собрании Камчатского края», Законом Камчатского края от 06.02.2012 года № 8 «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края».

В соответствии со статьей 15 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются Уставом и (или) законом Камчатского края.

Согласно статье 6 Закона Камчатского края от 08.02.2012 года № 8 и статье 10 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 депутат, избранный на руководящую должность в Законодательном Собрании (к числу которых относится должность заместителя председателя постоянного комитета), может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе только в случае, если за это решение проголосовало более половины от числа избранных депутатов. Решение оформляется постановлением Законодательного Собрания Камчатского края.

Депутаты Законодательного Собрания, принимая решение в отношении истца об изменении ему условий осуществления деятельности обязаны учитывать, то обстоятельство, что на момент его принятия Законом Камчатского края от 23.09.2014 года № 534 «О внесении изменений в статью 10 Закона Камчатского края «О законодательном Собрании Камчатского края» было уменьшено количество депутатских мандатов, дающих право на осуществление депутатских полномочий на профессиональной постоянной основе. В связи с чем, решение принято с учетом уменьшения в период длительного между сторонами спора квоты, установленной частью 4 статьи 10 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 с 15 до 14.

Кроме того, с учетом особенностей правового регулирования деятельности депутатов, избранных на руководящие должности, при изменении условий осуществления деятельности с профессиональной основы на не профессиональную, их полномочия в этой должности не прекращаются по причине изменения условий осуществления деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК Российской Федерации, в силу которой обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно апелляционному определению Камчатского краевого суда от 29 сентября 2016 года, с 27 ноября 2014 года, после восстановления ФИО2 с 22 мая 2014 года в судебном порядке в должности заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края и фактического его допуска к осуществлению полномочий по указанной должности Законодательное Собрание вправе было с соблюдением установленного Регламентом порядка принятия правовых актов изменить условия осуществления истцом публичных полномочий депутата, избранного на государственную должность Камчатского края, в том числе с учетом требований ч. 4 ст. 10 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года «О Законодательном Собрании Камчатского края», согласно которой количество лиц, относящихся, к руководящим должностям в Законодательном Собрании, которые могут осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не может превышать 14, что и было им осуществлено в результате принятия постановления Законодательного Собрания Камчатского края от 25.02.2016 года.

Оснований полагать, что при таких обстоятельствах ответчиком нарушены права и законные интересы ФИО2, установленные Законом Камчатского края от 06.02.2012 года «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края», в том числе, предусмотренные ст.ст. 21 и 21.1 данного Закона, регулирующими финансовые гарантии осуществления депутатом Законодательного Собрания депутатской деятельности и дополнительных гарантий депутата Законодательного Собрания, не имеется.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 12.09.2016 года ФИО2, в связи с окончанием срока депутатских полномочий, с 18 сентября 2016 года освобожден от должности заместителя председателя постоянного комитета, которую истец замещал на не профессиональной постоянной основе.

В подтверждение своих возражений ответчиком в лице их представителей представлено письменное доказательство – копия постановления Законодательного Собрания Камчатского края от 30.01.2012 года 2-ой сессии Законодательного Собрания «Об избрании заместителей председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края» из которого усматривается избрание депутатов Законодательного Собрания Камчатского края заместителями председателей постоянных комитетов Законодательного Собрания Камчатского края как не на профессиональной постоянной основе, так и на профессиональной постоянной основе.

В соответствии с ч.2 статьи 6 Закона Камчатского края от 08.02.2012 г. «О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края» в связи с изменением условий осуществления деятельности на не профессиональную основу в замещаемой должности - заместителя председателя постоянного комитета на ФИО2 не могут распространяться положения Закона Камчатского края от 27.02.2013 года «О государственных должностях Камчатского края».

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у ФИО2 отсутствуют правовые основания для взыскания заработной платы, поскольку ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена выплата ежемесячного денежного вознаграждения депутатам, занимающим руководящие должности на не профессиональной постоянной основе.

Рассматривая требование истца о взыскании компенсационных выплат за 12 месяцев суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 2.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184- "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации, и не может предусматривать предоставление указанных гарантий лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 21.1 Закона Камчатского края "О статусе депутата Законодательного Собрания Камчатского края", депутату Законодательного Собрания, осуществляющему свою деятельность на профессиональной постоянной основе, производится выплата единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере трех месячных фондов оплаты труда (ч.1).

Депутату Законодательного Собрания выплачивается денежная компенсация до устройства на новую работу либо доплата в соответствии с частями 3 - 4 настоящей статьи.

Дополнительные гарантии, предусмотренные абзацем первым настоящей части, предоставляются депутату Законодательного Собрания, достигшему пенсионного возраста или потерявшему трудоспособность в период осуществления им полномочий по государственной должности Камчатского края в Законодательном Собрании и осуществлявшему свою деятельность на профессиональной постоянной основе не менее двух с половиной лет непосредственно перед прекращением полномочий (ч.2).

Как установлено в судебном заседании, ФИО2 с 28 ноября 2014 года по 18 сентября 2016 года осуществлял деятельность на не профессиональной постоянной основе.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм закона, правовых основаниях для удовлетворения требования истца о взыскании компенсационной выплаты за 12 месяцев в размере 2 042 041 рубля 65 копеек не имеется.

Требования истца в части возложения на Законодательное Собрание Камчатского края обязанности о внесении в трудовую книжку записи об «освобождении ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, окончанием срока полномочий постановлением «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского края», не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, 16 сентября 2016 года истцу выдана трудовая книжка и дубликат вкладыша.

Указанное обстоятельство подтверждается письменным доказательством: выпиской из книги учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Также в судебном заседании истцом для обозрения представлен вкладыш в трудовую книжку.

В связи с этим довод истца о том, что до настоящего времени ответчиком трудовая книжка не выдана, является несостоятельным.

В соответствии с положениями части 9 статьи 14 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года , пунктов 17, 18, 19 статьи 9 Регламента Законодательного Собрания Камчатского края, утвержденного постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 21.10.2009 года № 623, решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) постоянного комитета, постоянной комиссии Законодательного Собрания принимается на сессии большинством голосов от числа избранных депутатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 части 16 статьи 9 Регламента.

Решение об освобождении от должности председателя (заместителя председателя) постоянного комитета, постоянной комиссии Законодательного Собрания оформляется постановлением Законодательного Собрания.

Законодательным Собранием Камчатского края в рамках предоставленных законом полномочий принято постановление от 12.09.2016 года , в соответствие с которым ФИО2 освобожден от должности заместителя председателя комитета по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, что соответствует установленным требованиям о порядке освобождения от должности депутата законодательного (представительного) органа.

В трудовую книжку ФИО2 на основании указанного постановления внесена соответствующая запись в точном соответствии с принятыми постановлениями Законодательного собрания Камчатского края.

Общий порядок оформления прекращения трудового договора, установленный статьей 84.1 Трудового кодекса РФ, предусматривающий оформление прекращения трудового договора приказом (распоряжением) работодателя, к рассматриваемым правоотношениям не применим в силу указанной выше правовой позиции об урегулировании спорных правоотношений специальным, а не трудовым законодательством.

Статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 года № 184-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия, иные органы не вправе вторгаться в компетенцию законодательной власти, в связи с чем, понуждение законодательного органа к изданию такого распоряжения явилось бы вмешательством в его исключительную компетенцию.

Возложение обязанности по совершению определенных действий на орган государственной власти является лишь способом устранения нарушения прав гражданина, допущенного в результате незаконных действий (бездействия) этого органа, такое требование рассматривается в рамках этого способа защиты гражданских прав как пресечение действий (бездействия), нарушающих право либо создающих угрозу нарушения права, (статья 124 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В соответствии со статьей 11 Закона Камчатского края от 14.11.2011 года № 691 председатель Законодательного Собрания издает распоряжения в пределах своей компетенции и с учетом пункта 14 части 3 указанной статьи принимает в отношении депутатов распоряжения только финансово-распорядительного характера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Законодательному Собранию Камчатского края о взыскании заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3 670 714 рублей 54 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 025 154 рублей 51 копейки, компенсационных выплат за 12 месяцев в размере 2 042 041 рубля 65 копеек, возложении обязанности о внесении в трудовую книжку записи об «освобождении ФИО2 от замещения государственной должности Камчатского края заместителя председателя постоянного комитета Законодательного Собрания Камчатского края по природопользованию, аграрной политике и экологической безопасности, окончанием срока полномочий постановлением «Об освобождении депутатов Законодательного Собрания Камчатского края от руководящих должностей» 42-ой сессией Законодательного Собрания Камчатского края», отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2016 года.

Судья подпись Г.А. Липкова

Копия верна.

Судья Г.А. Липкова