ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/18 от 08.10.2018 Краснофлотского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1029/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 октября 2018 года г. Хабаровск

Краснофлотский районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Тараник А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Давыдове Т.А.,

с участием представителя истца Кочиевой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г.Хабаровска «Детский сад №165», Управлению образования администрации г.Хабаровска о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Краснофлотского района г.Хабаровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г.Хабаровска «Детский сад №165», Управлению образования администрации г.Хабаровска о возложении обязанности по оборудованию системы молниезащиты, оформлении и получении технического проекта молниезащитного устройства, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска проведена проверка исполнения федерального законодательства об образовании, а также требований законодательства о пожарной безопасности Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением г.Хабаровска «Детский сад №165». В ходе проведения проверки выявлены нарушения федерального законодательства. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также жизнь и здоровье обучающихся. Таким образом, на образовательные организации возложена обязанность по соблюдению всех действующих нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения безопасности работников, воспитанников образовательного учреждения, в том числе, в сфере обеспечения пожарной безопасности. В соответствии со ст.38 ФЗ №69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции. В силу ст.37 ФЗ №69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Каждое здание, занимаемое образовательными учреждениями, должно быть оборудовано системой молниезащиты, позволяющей обеспечить безопасность как работников этих организаций, так и обучающихся в них лиц. Наличие такой системы должно подтверждаться соответствующей документацией, которая подлежит хранению в данных организациях. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска установлено, что на здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» отсутствует система молниезащиты, которая позволяет защитить здание от воздействия молнии, отсутствует проект молниезащитного устройства, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны. Выявленные нарушения федерального законодательства влекут нарушения прав несовершеннолетних на охрану здоровья, создают опасные условия для воспитания и обучения, содержания несовершеннолетних. Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. На основании изложенного, просят суд обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №165» оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения системой молниезащиты, а также обязать ответчика оформить и получить технический проект молниезащитного устройства, согласованный с энергоснабжающей организацией и инспекцией противопожарной охраны в соответствии с разработанным проектом устройства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В ходе судебного разбирательства представителем истца уточнены заявленные исковые требования, просят суд возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №165» обязанность оборудовать здание дошкольного образовательного учреждения устройством молниезащиты в соответствии с требованиями Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003г. №280 в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, возложить на управление образования администрации г.Хабаровска обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска Кочиева К.В. заявленные исковые требования, с учетом их уточнений поддержала в полном объеме, по изложенным в иске основаниям. Просила заявленные исковые требования удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Ранее представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований, из содержания которых следует, что с иском не согласны, так как истцом не представлены доказательства необходимости установки молниезащитного устройства. Кроме того, в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» имеются естественные молниеприемники. Просят в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание представитель соответчика Управления образования администрации г.Хабаровска не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. В представленном заявлении просят о рассмотрении дела без участия их представителя.

В силу положений ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В силу ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В ст.ст.41, 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и на образование.

В соответствии с п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно Уставу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165», утвержденному начальником Управления образования администрации г.Хабаровска ***, данное дошкольное учреждение (далее – ДОУ) создано в целях реализации гарантированного гражданам РФ права на получение дошкольного образования (п.1.1). Учредителем ДОУ является городской округ «Город Хабаровск», функции и полномочия от имени которого осуществляет администрация г.Хабаровска в лице Управления образования администрации г.Хабаровска, уполномоченного осуществлять функции контроля и регулирования деятельности ДОУ исходя из целей его создания (п.1.2). ДОУ является юридическим лицом с момента государственной регистрации. ДОУ имеет право от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права, нести обязанности. По своим обязательствам ДОУ отвечает имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенных ДОУ за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества (п.п.1.4 – 1.6). Собственником имущества и земельного участка ДОУ является городской округ «Город Хабаровск». Имущество закрепляется за ДОУ на праве оперативного управления (п.5.1).

Как следует из технического паспорта, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №165» расположено по адресу: ****, в отдельно расположенном 2-этажном нежилом здании общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м., основной <данные изъяты> кв.м., подсобной <данные изъяты> кв.м., которым ответчик владеет на праве оперативного управления.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, урегулированы Федеральным законом от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с преамбулой которого, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Требования пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст.20 ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст.5.1 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В силу п.1 ст.7 ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие, в том числе, пожарную безопасность.

В соответствии с п.п.1, 4 ст.6 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона. Национальные стандарты и своды правил, включенные в вышеуказанный перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014г. № 1521, утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В Приложении «В» Раздела I СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», приведен перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется данный Свод правил, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (п. 1.1.1, п. 1.1.2).

Согласно п.4.21 СП 118.13330.2012, молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания.

Приказом Минэнерго России от 30.06.2003г. № 280 утверждена Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (СО 153-34.21.122-2003), которая устанавливает необходимый комплекс мероприятий и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности людей и сельскохозяйственных животных, предохранения и защиты зданий, сооружений, промышленных коммуникаций, технологического оборудования и материалов от взрывов, пожаров, разрушений и воздействий электромагнитного поля, возможных при ударах молнии.

Таким образом, действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных организаций с учетом требований вышеуказанной Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций.

В судебном заседании установлено, что здание дошкольного образовательного учреждения – Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» устройством молниезащиты не оборудовано.

Согласно п.1 ст.296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с ч.7 ст.28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.5 ч.1 ст.9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, обязанность по содержанию переданного в оперативное управление имущества – здания, расположенного по адресу: ****, в том числе, обязанность обеспечить оборудование здания устройством молниезащиты в целях защищенности здания дошкольного учреждения, находящихся в нем педагогических работников, обучающихся в нем малолетних детей, а также их родителей лежит на ответчике Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении г.Хабаровска «Детский сад №165». В свою очередь, ответчик Управление образования администрации г.Хабаровска, как учредитель, обязан обеспечить финансирование соответствующих мероприятий по оборудованию здания, в котором расположено Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №165», устройством молниезащиты. Однако, ответчиками данные обязанности не исполнены, сведений о соответствии объекта установленным требованиям пожарной безопасности не представлено.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, способы устранения как обстоятельств, послуживших основанием возникновения опасности причинения вреда, так и самой опасности в целом могут заключаться как в запрещении деятельности, создающей такую опасность, так и в возложении обязанности совершить действия, направленные на устранение обстоятельств, создающих опасность.

На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению г.Хабаровска «Детский сад №165», Управлению образования администрации г.Хабаровска о понуждении к совершению определенных действий подлежат удовлетворению как законные и обоснованные, поскольку несоблюдение ответчиками требований законодательства в области пожарной безопасности может негативно отразится на здоровье граждан, в том числе несовершеннолетних, причинить вред жизни и здоровью людей, тогда как их безопасность гарантирована Конституцией РФ и находится под защитой государства.

Доводы представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» о недоказанности истцом необходимости установки молниезащитного устройства суд находит несостоятельными, так как действующими нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное устройство молниезащиты зданий образовательных учреждений с учетом требований Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций СО 153-34.21.122-2003, утвержденной приказом Минэнерго России от 30.06.2003г. №280.

Также суд признает необоснованными доводы представителя ответчика Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» о том, что в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165» имеются естественные молниеприемники, так как данные обстоятельства не освобождают от обязанности оборудования на здании дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: ****, устройства молниезащиты.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует финансовых затрат и времени для получения финансирования и проведения работ по оборудовании на здании дошкольного образовательного учреждения устройства молниезащиты, суд, исходя из принципа разумности, считает необходимым установить срок исполнения ответчиками решения суда – в течение одного года со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Хабаровска «Детский сад №165» обязанность оборудовать здание данного дошкольного образовательного учреждения, расположенного по адресу: **** устройством молниезащиты в соответствии с требованиями инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго РФ от 30.06.2003 №280 в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Управление образования администрации г. Хабаровска обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию устройством молниезащиты здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад №165», расположенного по адресу: ****.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, через суд, его вынесший.

Мотивированное решение составлено 15.10.2018 года.

Судья подпись Тараник А.Ю.