Дело № 2- 69/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Кыштым Челябинской области 25 февраля 2020 года
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Дюсембаева А.А.,
при секретаре Мазавиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к Комитету по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, Управлению городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, обществу с ограниченной ответственностью «Электро ТК» о возложении обязанности по проведению капитального ремонта сетей электроснабжения.
УСТАНОВИЛ
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 обратились в суд с исковым заявлением к Комитету по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области (далее - КУИ администрации Кыштымского городского округа, Комитету по управлению имуществом), Управлению городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа Челябинской области (далее - УГХ администрации Кыштымского городского округа, Управление городского хозяйства), ООО «Электро ТК» с учетом уточнения о возложении обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт сетей электроснабжения (воздушной электролинии ВЛ-0,4кВ от трансформаторной подстанции ТП НОМЕР), обеспечивающей электроснабжение улиц 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области.
В обоснование заявленных требований указали на то, что проживают на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области, на протяжении с 2015 года по настоящее время неоднократно обращались с жалобами в администрацию Кыштымского городского округа Челябинской области, сетевую организацию действовавшей ранее ООО «Челябинская электросетевая компания» и действующей в настоящее время ООО «Электро ТК» на низкий уровень напряжения, скачки напряжения в электросети потребителей. По обращениям потребителей ПАО «Челябэнергосбыт» проводились проверки, в ходе которых было установлено, что уровень напряжения находится в пределах ниже нормального значения. Причиной отклонения показателей качества электроэнергии связано с тем, что существующая воздушная электролиния ВЛ-0,4кВ от трансформаторной подстанции ТП №3 в связи со значительной протяженностью, с недостаточным сечением провода и наличием многочисленных скруток, ветхим состоянием опор, не может обеспечить передачу электрической энергии и мощности в объемах фактического потребления из-за значительной потери напряжения, в связи с чем, у конечных потребителей имеет место отклонение показателей качества электрической энергии от значений, установленных ГОСТ 32144-2013. Каких-либо мероприятий по нормализации качества поставляемой электроэнергии до настоящего времени не проведено. Капитальный ремонт воздушной линии 0,4кВ, обеспечивающей электроснабжение улиц 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области, не проводился более 10 лет. На основании договора аренды НОМЕР от ДАТА, заключенного Комитетом по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, ВЛ-0,4кВ в числе другого имущества была передана в аренду ООО «Электро ТК» для оказания услуг по электроснабжению потребителей. Полагают, что передача в аренду муниципального имущества, не освобождает ответчиков Комитет по управлению имуществом и Управление городского хозяйства от обязанности по проведению капитального ремонта принадлежащего им имущества и арендатора ООО «Электро ТК». Неудовлетворительное состояние любого участка электросети оказывает негативное воздействие на состояние энергосистемы в целом, приводит к поломке бытовой техники истцов и создает опасность возникновения аварий.
Протокольным определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Электро ТК» и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Уральская энергосбытовая компания» (л.д. 206-209).
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО10 при надлежащем извещении в судебное заседание не явились.
В судебном заседании истцы ФИО6, ФИО5, ФИО8 и представитель истцов ФИО11, действующий по устному ходатайству, исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Управления городского хозяйства и третьего лица администрации Кыштымского городского округа Челябинской области ФИО12, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, поскольку Управление городского хозяйства не является субъектом спорных правоотношений, от имени собственника муниципального имущества выступает Комитет по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа. Полагала, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «Электро ТК», оказывающая услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области и которая самостоятельно определяет необходимость проведения капитального ремонта электросетей.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменном отзыве на исковое заявление возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что надлежащим ответчиком по делу является ООО «Электро ТК», которая обязана проводить капитальный ремонт воздушной электролинии ВЛ-0,4кВ от трансформаторной подстанции ТП НОМЕР в соответствии с договором аренды электросетевого имущества Кыштымского городского округа НОМЕР от ДАТА.
Представитель ответчика ООО «Электро ТК» при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором возражал против удовлетворения исковых требований, так как по условиям договора аренды электросетевого имущества Кыштымского городского округа НОМЕР от ДАТА Общество приняло на себя обязательства по проведению текущего ремонта, технической эксплуатации, когда как производство иных работ, в том числе проведение капитального ремонта электросетей возложено на арендодателя - Комитет по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, как собственника имущества, который в соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Представитель третьего лица ООО «Уральская энергосбытовая компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
По определению суда, с учетом установленных обстоятельств и мнения явившихся в суд лиц, дело слушалось в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Исследовав все материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства установлено, что электроснабжение в районе улиц 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области осуществляется от воздушной линии (далее - ВЛ) электропередач 0,4 кВ от трансформаторной подстанции НОМЕР. Общая протяженность ВЛ составляет 2000-2500 метров, провод марки А-35.
Вышеуказанная воздушная линия является собственностью муниципального образования Кыштымский городской округ, что стороной ответчиков в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
На основании договора аренды договора электросетевого имущества Кыштымского городского округа НОМЕР от ДАТА, заключенного между Комитетом по управлению имуществом и ООО «Электро ТК», указанная линия в числе другого имущества была передана в аренду ООО «Электро ТК» сроком по ДАТА (л.д. 64-67).
Пунктами 4.4.2, 4.4.3 указанного договора аренды предусмотрено, что арендатор (ООО «Электро ТК») обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт, нести расходы на техническую эксплуатацию объектов имущества в течение срока действия договора аренды в соответствии с действующими нормами и регламентами технической эксплуатации электросетевого имущества; немедленно извещать арендодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесших (или грозящем нанести) имуществу ущерб и своевременно принимать меру по устранению их причин и последствий.
В соответствии с п. 2.3.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ НОМЕР от ДАТА, при эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики.
Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет.
Пунктом 5.7.5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго России НОМЕР от ДАТА определено, что при капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии.
Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ.
В соответствии с п. 5.3.7 утвержденных приказом РАО «ЕЭС России» от ДАТА Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей НОМЕР разработанных на основе «Правил технической эксплуатации электростанций и сетей Российской Федерации», при капитальном ремонте выполняются работы по восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и характеристик объекта, его модернизации, ликвидаций отступлений от требований действующих нормативных документов и по выполнению предписаний контролирующих органов. В частности, при капитальном ремонте ВЛ выполняются следующие работы: перетяжка проводов, сплошная замена опор на участке длиной не более 15% протяженности ВЛ, замена проводов на провода большего сечения или большей механической прочности на участках длиной не более 30%.
Доводы истцов о нуждаемости сетей электроснабжения - ВЛ-0,4кВ от ТП НОМЕР в капитальном ремонте в связи с несоответствием показателей качества электроэнергии нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспорены ответчиками.
Так, из имеющихся материалов дела судом установлено, что согласно сведениям ПАО «Челябэнергосбыт» от ДАТА на обращение истца ФИО3 о проверке качества электроэнергии по ул. 2-я Иртяшская, ПАО «Челябэнергосбыт» при участии представителей сетевой организации ООО «Электро ТК», администрации Кыштымского городского округа составлен акт НОМЕР, согласно которого качество поставляемой электроэнергии не соответствует ГОСТ 32144-2013. Балансодержателю электрических ООО «Электро ТК» предписано разработать и выполнить организационно-технические мероприятия по приведению качества электроэнергии в точке поставки потребителя в соответствии с ГОСТ-32144 (л.д. 13).
Из письма заместителя главы Кыштымского городского округа по ЖКХ от ДАТА на обращение истца ФИО1 от ДАТА на низкий уровень напряжения на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области следует, что администрацией Кыштымского городского округа был сделан запрос в ОАО «Челябинская электросетевая компания», обслуживающая электросети в данном районе, данной организацией проведено обследование и определены мероприятия для нормализации электроснабжения. Указанные мероприятия будут проведены в 1 квартале 2018 года (л.д. 14, 15, 75).
Из акта НОМЕР от ДАТА, составленного ПАО «Челябэнеросбыт», следует, что по обращению ФИО3 о низком уровне напряжения в электрической сети по адресу: <...> проводилось расследование. По результатам проверки комиссия, состоящая из начальника и инженера СТА и КТЭ КФ ПАО «Челябэнеросбыт», главного инженера ОАО «Челябинская электросетевая компания», заместителя начальника УГХ КГО, потребителя ФИО3, пришла к выводам, что показатели качества электрической энергии не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013. Место возникновения нарушения качества коммунальной услуги (до или после границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения) ВЛ-04, кВ (л.д. 16-18).
Согласно письму директора Кыштымского отделения ОАО «МРСК Урала» на обращение ФИО10 о некачественной поставки электроэнергии по АДРЕС от ДАТА, ранее Кыштымским отделением ОАО «МРСК Урала» проведена проверка качества электроэнергии, по результатам которой установлен факт поставки электроэнергии ненадлежащего качества (л.д. 19-20).
Из актов НОМЕР от ДАТА (л.д. 196-197), НОМЕР от ДАТА (л.д. 198-199), НОМЕР от ДАТА (л.д. 200-201), НОМЕР от ДАТА (л.д. 202-203) следует, что по обращениям, составленных ООО «Уралэнергосбыт», проводились расследования по вопросам проверки не соответствия показателей качества электрической энергии требованиям ГОСТ 32144-2013 в связи с обращениями потребителей о низком уровне напряжения в электрической сети. По результатам проведения замеров нагрузок и напряжения в трансформаторной подстанции и у потребителей, комиссия пришла к выводу, что показатели качества электрической энергии в районе улиц 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области не соответствует требованиям ГОСТ 32144-2013. Место возникновения нарушения качества коммунальной услуги (до или после границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения) ВЛ-04, кВ.
Из объяснений представителя третьего лица ООО «Уральская энергосбытовая компания» ФИО13 следует, что за последние 5 лет Уралэнергосбыт на обращения потребителей, проживающих на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области, проводит проверки качества электрической энергии, по результатам которых подтверждается несоответствия качества электроэнергии. Провода на опорах ВЛ-0,4кВ выполнены голым алюминиевым проводом, имеются многочисленные скрутки, из-за чего до потребителей не доходит мощность электроэнергии в требуемом объеме. Данные воздушные линии были возведены еще более 50 лент назад, ремонт не провидится. При указанных величинах износа необходимо провести ремонт электропередачи 0,4 кВ (л.д. 206-209).
Согласно представленному акту осмотра сетей электроснабжения на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в АДРЕС от ДАТА, составленного комиссией в составе представителей от ООО «Электро ТК», Управления городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа, Комитета по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа и истца ФИО10, установлено, что на протяженности сетей около 2500 метров линия выполнена голым проводом марки АС 25-35 мм, имеется провис проводов, расстояние между опорами более 50 метров, многочисленные скрутки в пролетах, деревянные опоры линий электропередач имеют загнивание, разрушение материалов железобетонных пасынков (приставок). По результатам проведения осмотра комиссия пришла к выводу, что необходимо проведение капитального ремонта с заменой на СИП и опор, а также установка дополнительных опор, сечение диаметра провода необходимо увеличить (л.д. 193).
Вышеуказанные обстоятельства стороной ответчиков не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлено.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд полагает установленным, что для устранения нарушений качества электроэнергии, обеспечения безопасной эксплуатации ВЛ-0,4 кВ от трансформаторной подстанции НОМЕР на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в АДРЕС необходимо произвести ее капитальный ремонт.
Статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДАТА определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа электроснабжения населения, относятся к вопросам местного значения городского округа.
В соответствии статьям 34, 35 Устава Кыштымского городского округа, администрация округа организует и обеспечивает решение вопросов местного значения и исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. В целях решения вопросов местного значения администрация округа организует в границах городского округа электроснабжение населения.
В соответствии с п. 1 ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Бремя содержания имущества лежит на его собственнике, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положением о Комитете по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, утвержденного решением Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от ДАТАНОМЕР (л.д. 58-63), установлено, что реализацию вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляет Комитет по управлению имуществом, который по договору аренды электросетевого имущества Кыштымского городского округа НОМЕР от ДАТА передал воздушную электролинию ВЛ-0,4 кВ в аренду ООО «Электро ТК».
Комитет по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имуществом на праве оперативного управления, бюджетные счета в учреждения банков, лицевые счета в финансовом органе администрации Кыштымского городского округа, может от своего имени осуществлять имущественные и неимущественные права, иметь обязанности.
Согласно ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.
Условиями договора аренды электросетевого имущества Кыштымского городского округа НОМЕР от ДАТА обязанность проведения капитального ремонта, реконструкции арендованного имущества на арендатора не возлагается.
Пунктами 1.1.7, 1.5.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от ДАТАНОМЕР, установлено, что работникам сетевых организаций вменено в обязанность поддерживать качество электрической энергии, организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений, вести учет технологических нарушений в работе оборудования.
Согласно п. 1.6.2 указанных Правил, за техническое состояние оборудования, зданий и сооружений, выполнение объемов ремонтных работ, обеспечивающих стабильность установленных показателей эксплуатации, полноту выполнения подготовительных работ, своевременное обеспечение запланированных объемов ремонтных работ запасными частями и материалами, а также за сроки и качество выполненных ремонтных работ отвечает собственник.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено, что сети электроснабжения ВЛ-0,4кВ от ТП НОМЕР, снабжающие электроэнергией жителей на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области длительное время нуждаются в капитальном ремонте, о чем Комитету по управлению имуществом, администрации Кыштымского городского округа было известно из обращений потребителей, а также установлено неоднократно ООО «Уралэнергосбыт», ПАО «Челябэнергосбыт», ОАО «МРСК Урала», суд считает необходимым возложить обязанность осуществить капитальный ремонт ВЛ-0,4 кВ ТП НОМЕР на улицах 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области на орган, которому в установленном порядке переданы полномочия собственника муниципального имущества - Комитет по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области. В связи с чем в удовлетворении исковых требований к ответчикам Управлению городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа Челябинской области и ООО «Электро ТК» следует отказать.
При этом, учитывая необходимость решения вопросов с выделением бюджетного финансирования, а также объем выполняемых работ, срок для их выполнения следует определить в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку от ответчиков не поступило никаких возражений по поводу заявленных истцами сроков исполнения обязанности.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 удовлетворить частично.
Возложить на Комитет по управлению имуществом администрации Кыштымского городского округа Челябинской области обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести капитальный ремонт сетей электроснабжения (воздушной электролинии ВЛ-0,4кВ от трансформаторной подстанции ТП НОМЕР), обеспечивающей электроснабжение улиц 1-я Иртяшская и 2-я Иртяшская в г. Кыштыме Челябинской области.
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 к Управлению городского хозяйства администрации Кыштымского городского округа Челябинской области, обществу с ограниченной ответственностью «Электро ТК» отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, через Кыштымский городской суд Челябинской области.
Председательствующий ( подпись)
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2020 года.
Решение не вступило в законную силу.