ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/20 от 13.10.2020 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело №2-1029/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

г.Усинск, Республика Коми 13 октября 2020 года

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Старцевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Витязевой Е.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора г.Усинска Республики Коми Лосикова Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Прокурор ... обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО ГО «Усинск» об обязании в срок до дд.мм.гггг. ликвидировать гидротехническое сооружение ...

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ...Лосиков Д.С., поддержал исковые требования и доводы в их обоснование.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил письменный отзыв, согласно которому не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

Суд, заслушав объяснения представителя, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с п.3.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 01.04.2014 №165 № Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании», проанализировано состояние законности в сфере соблюдения законодательства об охране водных объектов в бассейне р.Печора.

Установлено, что на территории производственной деятельности ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» ООО «Лукойл –Коми» имеется гидротехническое сооружение ...

По сведениям, представленным Обществом, разрешительная документация на эксплуатацию вышеуказанного гидротехнического сооружения, отсутствует, согласования на возведение объекта с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству не имеется.

Согласно (далее –ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ), гидротехнические сооружения – плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным Законом от 07.12.2011 №416- ФЗ « О водоснабжении и водоотведении».

Под ликвидацией гидротехнического сооружения понимается демонтаж установленного на гидротехническом сооружении оборудования, снос конструктивных элементов гидротехнического сооружения, приведение территории, на которой оно расположено, включая соответствующую часть водного объекта, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни, здоровья граждан, безопасность объектов инфраструктуры, в том числе зданий, сооружений, охрану окружающей среды, включая растительный и животный мир (ст.3 ФЗ от 21.07.1997 №117-ФЗ».

Ст.7 установлено, что сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения.

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При внесении в Регистр сведений о гидротехническом сооружении ему присваивается один из следующих четырех классов в соответствии с критериями классификации гидротехнических сооружений, установленными Правительством Российской Федерации:

I класс - гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности;

II класс - гидротехническое сооружение высокой опасности;

III класс - гидротехническое сооружение средней опасности;

IV класс - гидротехническое сооружение низкой опасности.

Согласно ст.9, собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения.

Ст.12.1 вышеназванного Закона, консервация и ликвидация гидротехнического сооружения считаются завершенными после обследования гидротехнического сооружения и территории этого гидротехнического сооружения комиссией, формируемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 «7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов, как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Согласно ст. ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В соответствии со ст.22 Федерального Закона от 24.04.1995 №52-ФЗ « О животном мире» (далее – ФЗ от 24.04.1995 №52-ФЗ), любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

В соответствии с п.4 ч.1 Водного Кодекса РФ, водным объектом является природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ч.2 ст.5 Водного Кодекса РФ, к поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежинки.

ГОСТом 119179-73 «Гидрология суши. Термины и определения" определено, что водоток – это водный объект, характеризуемый движением воды в направлении общего уклона в углублении земной поверхности. Водными объекты могут быть постоянными или временными. Временный водоток – водоток, движение воды в котором происходит меньшую часть года.

В соответствии с ГОСТом 17.1.1.02-77 «Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов", классификация водных объектов установлена по категориям и классам, отражающим их режимные, морфометрические особенности. Категория водотоков с различным характером маловодной фазы, которой соответствуют наихудшие условия для формирования количества воды, дана в т.3. Для таких временных водотоков характерно отсутствие ледостава, пересыхание или перемерзание, за индекс соответствующей характеристики принимается 0.

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными нормами водными объектами выступают природные или искусственные водотоки как с постоянным, так и с временным сосредоточением вод, к которым применяются положения действующего водного законодательства.

Ч.2 ст.55 Водного Кодекса РФ, установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации

Согласно ч.1 ст.60 Водного Кодекса РФ, при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, технологические нормативы, установленные в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ст.42 Федерального Закона от 24.04.1995 №52-ФЗ установлено, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов регулируются Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральным законом "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.1 ст.1 Федерального Закона от 20.12.2004 №166-ФЗ, водными биологическими ресурсами (далее - водные биоресурсы) являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

В соответствии с ч.1 ст.50 Федерального Закона от 20.12.2004 №166-ФЗ, при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 №1045, при размещении, проектировании строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции и расширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах)объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию с органами рыбоохраны предусматривать в проектах и сметах и осуществлять мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин – и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №384 утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, согласно которому для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании.

Как установлено в судебном заседании, на территории ТПП «Лукойл-Усинскнефтегаз» имеется гидротехническое сооружение ...

Согласования с территориальным органом Федерального агентства по рыболовству по установке и эксплуатации гидрозатвора не имеется. Кроме того, информация о гидротехническом сооружении не внесена в Российский регистр гидротехнических сооружений. В настоящее время объект не ликвидирован.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.

С ответчика, в силу положений ст.103 ГПК РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МОГО «Усинск» в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ - Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать ООО «ЛУКОЙЛ – Коми» в срок до дд.мм.гггг. ликвидировать гидротехническое сооружение ...

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Председательствующий Е.А. Старцева

Мотивированное решение составлено 20 октября 2020 года.

Председательствующий Е.А. Старцева