ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/20 от 18.03.2020 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2020-000247-32

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 марта 2020 года г. Ханты - Мансийск

Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:

председательствующего судьи Вахрушева С.В.,

при секретаре Канчыыр А.А.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика КУ ХМАО – Югры «ЦСВ» - ФИО2, действующего на основании доверенности от 09.01.2020 года №1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1029/2020 по иску ФИО1 к Казенному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат», о признании незаконным отказ в выплате единовременного пособия и взыскании суммы пособия,

установил:

истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику - Казенному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» (далее по тексту КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат»), о признании незаконным отказ в выплате единовременного пособия и взыскании суммы пособия.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 обратилась в адрес КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении второго ребенка и ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения второго ребенка в соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». Ответчик отказал истцу в указанных выплатах в связи с необходимостью подтверждения в судебном порядке проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры более 10 лет. Истец полагает решение принятое ответчиком незаконным и подлежащим отмене, поскольку истец проживает на территории ХМАО-Югры более 10 лет, что подтверждается, трудовой книжкой и справками с места жительства и пребывания. В связи с чем, истец просит суд: признать незаконным и отменить уведомление об отказе в выплате единовременного пособия при рождении второго ребёнка от 31.12.2019 года №б/н, принятого ответчиком; обязать ответчика произвести выплату единовременного пособия при рождении второго ребёнка в размере 10 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании настояла на удовлетворении иска, изложив суду доводы искового заявления.

Представитель ответчика КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» - ФИО2 в судебном заседании иск не признал, в соответствии с доводами письменных возражений суду показал, что истец ФИО1 26.11.2019 года обратилась через Единый портал государственных услут в КУ «Центр социальных выплат Югры» с заявлением о выплате единовременного пособия при рождении второго ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно п.п. 4.9. Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства от 13.10.2011 года № 371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям», в редакции, действующей на момент отказа, для выплаты единовременного пособия при рождении второго ребенка необходимы сведения о факте постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет. Согласно сведениям, предоставленным отделом по вопросам миграции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ханты-Мансийский», срок постоянного проживания Истца на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на дату обращения составил 8 лет 2 месяца и 24 дня, то есть менее 10 лет. Соответственно, законных оснований для назначения вышеуказанного пособия у Ответчика отсутствовало, в связи с чем, считает требования Истца о выплате единовременного пособия при рождения второго ребенка, необоснованными, так как на момент обращения Ответчика в КУ «Центр социальных выплат Югры», заявителем не были выполнены требования закона (п. 2 ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»), к заявлению не были приложены все необходимые документы, подтверждающие факт проживания на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет. Учитывая, что согласно представленных документов, ФИО1 проживает на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры менее 10 лет, вынесенное решение об отказе в выплате единовременного пособия при рождении второго ребенка, принято обосновано и в соответствии с действующим законодательством (л.д.75 – 77).

Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, согласно свидетельства о заключении брака серии выданного 22.12.2017 года, Отделом ЗАГС администрации Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области, 22.12.2017 года между ФИО4 и ФИО1 заключен брак (л.д. 45).

Родителями ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> является ФИО1 (свидетельство о рождении серии (л.д. 41), а родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Ханты-Мансийска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются ФИО4 и ФИО1 (свидетельств о рождении серии л.д. 43).

Как следует из материалов дела и, предоставленные истцом при обращении к ответчику с заявлением о назначении и выплате пособия документы, которые в силу приведенных норм могли подтвердить такой факт, не содержали сведений о постоянном проживании истца на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет.

В частности, из представленных истцом копии паспорта и справки с места пребывания № 676 от 14.02.2007 года следовало, что она зарегистрирована по адресу: <...> на срок с: 14.02.2007 года по 28.02.2009 года, с 02.09.2011 года, а по адресу: <...> с 07.03.2014 года.

Для получения сведений о продолжительности постоянного проживания истца на территории автономного округа ответчиком был направлен соответствующий запрос в орган регистрационного учета, из ответа которого следовало, что истец была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...> с 02.09.2011 года по 07.03.2014 года; <...> с 07.03.2014 года по настоящее время, т.е. также менее 10 лет.

Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.

Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Единовременное пособие при рождении второго ребенка предоставляется гражданам на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа- Югры № 45-оз от 07.07.2004 года «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре».

Согласно пункта 2 статьи 2 указанного Закона, пособия и выплата, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением пособий, указанных в подпунктах 4 - 6, 9, 12 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носят заявительный характер.

Исчисление десятилетнего срока осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.10.2011 года №371-п «О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям» утвержден соответствующий Порядок назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей.

Пунктом 1 данного Порядка установлено, что назначение и выплата пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, осуществляется казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат».

Для назначения вышеуказанного пособия сведения о факте постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет предоставляются по запросу Центра социальных выплат органами регистрационного учета либо по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо решением суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающим проживание на территории автономного округа (п. 4.2., 4.9.).

Граждане, имеющие детей, вправе по своей инициативе представить в полном объеме документы (сведения), необходимые для назначения пособия (п. 4.8.).

Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, предоставленные истцом при обращении к ответчику с заявлением о назначении и выплате пособия документы, которые в силу приведенных норм могли подтвердить такой факт, не содержали сведений о постоянном проживании истца на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет.

В силу положений статей 55-57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Исходя из положений ст.2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 года № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», законодательным органом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры при определении условий выплаты пособий предусмотрено обязательное условие в виде постоянного проживания на территории автономного округа, то есть нахождение места жительства гражданина, претендующего на получение указанного пособия, на территории округа не менее десяти лет.

При этом данный факт, исходя из положений Закона Российской Федерации от 25.06.1995 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», должен быть подтвержден отметкой в паспорте гражданина о регистрации по месту жительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обратное противоречит положениям Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 июля 2004 года №45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Указанный вывод каким-либо образом не ограничивает прав граждан, в том числе истца, на свободу выбора места жительства и передвижения.

При изложенных обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку на момент обращения за назначением и выплатой данного пособия истец не подтвердила факт постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в том числе решение суда об установлении факта проживания на территории ХМАО – Югры более 10 лет.

Назначение мер социальной поддержки носит заявительный характер.

Законных оснований для назначения заявленных истцом выплат не установлено, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Казенному учреждению Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат», о признании незаконным отказ в выплате единовременного пособия и взыскании суммы пособия.

Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 25 марта 2020 года.

Председательствующий подпись С.В. Вахрушев

Копия верна:

Судья Ханты-Мансийского

районного суда С.В. Вахрушев