61RS0017-01-2020-002196-73
Дело № 2-1029/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 сентября 2020 года г. Красный Сулин, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Галагановой О.В.,
при секретаре Извариной М.Н.,
с участием помощника прокурора г. Красный Сулин ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красносулинского района Роствоской области, Управлению образования Красносулинского района об обязании разработать нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного питания детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому и обеспечить детей-инвалидов питанием, суд,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Красный Сулин ростовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил:
- обязать администрацию Красносулинского района Ростовской области разработать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного питания детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте, обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования «Красносулинский район» питание детей- инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте;
- обязать Управление образования Красносулинского района Ростовской области при получении финансирования организовать бесплатное питание детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения прокурорской проверки соблюдения прав детей-инвалидов на получение бесплатного общего образования на территории Красносулинского района, по результатам которой в деятельности администрации района и управления образования выявлены существенные нарушения требований Федерального законодательства в указанной сфере.
В настоящее время на территории Красносулинского района к категории детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, отнесено 36 человек.
В рамках проверки Красносулинской городской прокуратурой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Красносулинского района нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка либо компенсации за питание в денежном эквиваленте, не разработан и не принят, расходы в муниципальном бюджете на указанные цели не предусмотрены, что нарушает права указанной категории лиц.
В судебном заседании требования иска поддержаны помощником прокурора г. Красный Сулин ФИО1, настаивавшем на удовлетворении иска.
Представитель администрации Красносулинского района по доверенности ФИО2 иск не признала, полагала, что пока нет нормативного правового акта Ростовской области, в случае удовлетворения иска, исполнение решения будет неисполнимым.
Представитель Управления образования Красносулинского района по доверенности ФИО3 иск не признала, указывая на то, что в настоящее время вопрос организации обеспечения горячим двухразовым питанием школьников, с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, решается на областном уровне. Управление не получало до настоящего времени никаких рекомендаций из Министерства образования Ростовской области. Во время нахождения на дистанционном обучении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов выдавались продуктовые наборы стоимостью 2068,40 руб. В настоящее время данная категория учащихся не обеспечена питанием.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с ч.7 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Закон) обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные организации должны вести учет обучающихся данной категории, а также принимать меры, направленные на обеспечение их бесплатным двухразовым питанием.
Как следует из разъяснений данной нормы Закона, приведенных в Письме Минобрнауки России от 14.01.2016 N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому», дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
На основании упомянутой нормы федерального законодательства на уровне субъектов РФ и муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие нормативные акты, устанавливающие размер денежной компенсациии стоимость сухого пайка.
Как установлено судом и следует из материалов дела в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Красносулинского района нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка либо компенсации за питание в денежном эквиваленте, не разработан и не принят, расходы в муниципальном бюджете на указанные цели не предусмотрены, что нарушает права указанной категории лиц.
Данные обстоятельства подтверждены актом проверки от 06.08.2020, ответом заместителя главы администрации <адрес> по социальным вопросам ФИО5
Представители ответчиков в судебном заседании не оспаривали то обстоятельство, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного питания детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также организация бесплатного питания детей- инвалидов необходимы в рамках МО «<адрес>», но ошибочно полагали, что без принятия такого акта на уровне субъекта ( <адрес>), невозможно разработать такой акт на уровне муниципального района и организовать бесплатное питание детей-инвалидов.
Учитывая изложенное, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Красносулинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Красносулинского района Ростовской области разработать нормативный правовой акт, регламентирующий порядок бесплатного питания детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте, обеспечить за счет средств бюджета муниципального образования «Красносулинский район» питание детей- инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте.
Обязать Управление образования Красносулинского района Ростовской области при получении финансирования организовать бесплатное питание детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, в виде сухого пайка или получения компенсации за питание в денежном эквиваленте.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Галаганова
Решение в окончательной форме будет принято 24.09.2020г.