Дело №2-1029/2013 изготовлено 12 августа 2013 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Мончегорск 06 августа 2013 года
Мончегорский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Пак С.Б.,
при секретаре Шурукиной Е.Э.,
с участием прокурора Зануздаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мончегорска к обществу с ограниченной ответственностью «Водоприбор Сервис» о признании незаконными действия по установлению и взиманию платы за услугу по опломбировке индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды,
установил:
Прокурор города Мончегорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоприбор Сервис» о признании незаконным действия по установлению и взиманию платы за услугу по опломбировке индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды.
Требование мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок установки и оплаты работ по установке приборов учета коммунальных услуг прокуратурой города Мончегорска выявлено, что в соответствии с договором партнерства от 01.05.2012 года, заключенным между ОАО «Мончегорскводоканал» и ООО «Водоприбор Сервис», организация водно-коммунального хозяйства (ОАО «Мончегорскводоканал») предоставила ответчику право на осуществление работ по приему заявок от физических лиц, использующих коммунальные услуги для личных нужд, на приемку водомерных узлов, водоизмерительной аппаратуры; прием водосчетчиков с составлением акта; выбраковку водосчетчиков, снятие контрольных показаний с составлением акта; прием у физических лиц водосчетчиков на техническое обслуживание и само техническое обслуживание.
В соответствии с п.4.3.2 Договора работы по опломбированию и допуску водосчетчиков в эксплуатацию ответчик осуществляет по заявкам за счет собственных средств населения. Согласно калькуляции, предоставленной ООО «Водоприбор Сервис» установка одноразовой контрольной пломбы по месту присоединения прибора в количестве 2 шт. стоит 10 руб., стоимость материала за 2 пломбы 16 руб.
Включая в состав калькуляции работы по установке, приемке, замене, техническому обслуживанию приборов учета горячего и холодного водоснабжения, платные услуги по опломбированию приборов учета, ООО «Водоприбор Сервис» навязывает гражданам-потребителям дополнительные услуги, фактически возлагая непредусмотренные законом дополнительные расходы, чем нарушает права граждан-потребителей коммунальных услуг и требования законодательства о защите их прав, в связи с чем, прокурор просит признать незаконными действия ООО «Водоприбор Сервис» по установлению и взиманию платы за услугу по опломбированию индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды.
В судебном заседании помощник прокурора Зануздаева М.А. уточнила исковые требования и просила суд признать незаконными действия ООО «Водоприбор Сервис» по взиманию платы с граждан-потребителей за услугу по принятию в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, включая взимание платы за расходные материалы – одноразовые контрольные пломбы и проволоку; работы по установке одноразовых контрольных пломб по месту присоединения приборов учета воды; составление регистрационного акта, за исключением случаев, когда такая услуга оказывается повторно, в связи с нарушением пломбы по вине гражданина-потребителя или третьих лиц. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивает.
Представитель ответчика Балалаева Е.А. возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что основной целью деятельности ООО «Водоприбор Сервис» является получение прибыли, и для достижения поставленных целей общество осуществляет следующие виды деятельности: техническое обслуживание приборов учета ХВС и ГВС у населения; установка (замена) приборов учета ХВС и ГВС и прочей водоизмерительной аппаратуры; установка (замена) сантехнического оборудования, водопроводных коммуникаций и т.д.; продажу приборов учета ХВС и ГВС и прочей водоизмерительной аппаратуры. Вся деятельность общества находится в области гражданских правоотношений, общество вправе оказывать гражданам и юридическим лицам услуги по установке и опломбированию приборов учета, получая плату от потребителя, и данные правоотношения не могут рассматриваться в рамках правовых актов, указанных прокурором.
Опломбирование прибора учета ХВС и ГВС не является самостоятельной услугой (работой) и должно рассматриваться как неотъемлемая часть исполнения обязательств подрядчика по установке прибора учета и соответственно должно оплачиваться в составе стоимости установки. Ответчик не навязывает потребителю дополнительную услугу по опломбированию приборов учета ХВС и ГВС, следовательно, не нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Договор партнерства от 01.05.2012 года заключенный между ОАО «Мончегорскводоканал» и ООО «Водоприбор Сервис» необходим исключительно для обмена информацией о контроле водоизмерительной аппаратуры и данных по абонентам, которые являются дублирующей информацией по представленным управляющими компаниями данным по потребителям для расчетов по поставленному коммунальному ресурсу.
В Федеральном законе от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и в Инструкции о порядке установки групповых (домовых) и квартирных приборов учета воды (счетчиков) и взаиморасчетов по ним на территории Мурманской области от 09.01.2011 № 5-ПП отсутствует прямой запрет на оказание услуг физическим и юридическим лицам по опломбированию приборов учета ГВС, ХВС.
Представитель третьего лица ОАО «Мончегорскводоканал» Мишина О.В. возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что Договор партнерства от 01.05.2012 года заключенный между ОАО «Мончегорскводоканал» и ООО «Водоприбор Сервис» необходим исключительно для обмена информацией о контроле водоизмерительной аппаратуры и данным по абонентам, которые являются дублирующей информацией по представленным управляющими компаниями данным по потребителям, для расчетов по поставленному коммунальному ресурсу. Без указанного договора ответчик также вправе осуществлять свою деятельность по опломбированию приборов учета воды. ОАО «Мончегорскводоканал» не взимает плату по опломбированию приборов учета воды и их вводу в эксплуатацию со своих абонентов, заключивших договор водоснабжения и водоотведения.
Представители третьего лица ООО «Теплоэнергосервис» Авдеев К.В. и ООО «Комфорт-Сервис» Таравков М.А. пояснили суду, что управляющие компании не предоставляют услуг по опломбированию приборов учета воды собственникам жилым помещений. По устной договоренности управляющие компании принимают на учет, введенные ООО «Водоприбор Сервис» в эксплуатацию приборы учета воды.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что 01.05.2012г. между ОАО «Мончегорскводоканал» и ООО «Водоприбор Сервис» заключен договор партнерства, в соответствии с которым ОАО «Мончегорскводоканал», обладающий правом контроля за водоизмерительными приборами (водосчетчиками и т.п.), установленными у потребителей, в части холодного и горячего водоснабжения жилого фонда, предоставил последнему свое право контроля водоизмерительной аппаратурой, установленной у потребителя (принимать заявки от абонентов на приемку водомерных узлов, водоизмерительной аппаратуры, осуществлять приемку водосчетчиков с составлением акта), взамен на обязательное предоставление информации об абонентах (л.д.23-25).
Согласно калькуляции на допуск индивидуального прибора учета воды (водосчетчика) в эксплуатацию с последующей регистрацией, путем составления регистрационного акта (л.д.39), с 01.01.2013г. установлена плата за допуск индивидуального прибора учета воды в эксплуатацию, в том числе установку одноразовой контрольной пломбы по месту присоединения прибором (2 шт. – 10 руб.), составление регистрационного акта (на 1 ИПУ - 100 руб.), стоимость пломбы (2 шт.- 15 руб.), стоимость проволоки (0,35м – 1 руб.).
Однако, действия ООО «Водоприбор Сервис», связанные с установлением вышеуказанных платежей, суд находит необоснованными и незаконными по следующим основаниям.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (п.5).
Отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, регламентируются принятыми в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 6 этих же Правил предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (пункт 42 Правил).
Согласно п.81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого ведется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Пунктами 6.6-6.7 Инструкции о порядке установки групповых (домовых) и квартирных приборов учета воды (счетчиков) и взаиморасчетов по ним на территории Мурманской области, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области №5-ПП от 09.01.2011 года, предусмотрено, что исполнитель монтажных работ обязан зарегистрировать узел учета воды в водоснабжающем предприятии с передачей регистрационного акта потребителю. Для квартиросъемщиков выдается два экземпляра акта, один из которых квартиросъемщик обязан передать в расчетную часть службы заказчика, ЖСК, товарищества и других организаций, которым передано право управления жилищным фондом. Водоснабжающее предприятие обязано в трехдневный срок после получения заявки на регистрацию узла учета воды произвести проверку монтажа, опломбировать детали узла и выдать регистрационный акт либо предоставить мотивированный отказ.
Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Вышеприведенные нормы закона и положения нормативных актов не указывают, за чей счет должны производиться услуги по принятию в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, но и не предъявляют к потребителю требования произвести ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию за свой счет.
Оплата такой услуги для потребителя не следует и из ч.ч.2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем, учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодного водоснабжения, включающее их опломбирование, ООО «Водоприбор Сервис» производит в силу договора партнерства от 01.05.2012г. (л.д.23-24), в соответствии с которым приняло на себя обязанности и права ОАО «Мончегорскводоканал» по контролю за водоизмерительной аппаратурой (водосчетчиками), что в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо последнему для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы, за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, следовательно, на ООО «Водоприбор Сервис» и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Понуждение же к заключению договора, равно как и обуславливание приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) не допускается действующим законодательством (ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителя»).
Наличие пробела в законодательстве в части определения стороны, на которую должны быть возложены расходы по опломбированию индивидуальных приборов учета и их ввода в эксплуатацию, не свидетельствуют о том, что такая плата должна взиматься с населения – абонента-потребителя, выступающего экономически слабой стороной отношений, от которой недопустимо требовать исполнения обязанности, влекущей для нее дополнительные расходы, если такая обязанность не установлена нормативно-правовым актом. Законодатель в целях устранения пробела законодательства однозначным образом разрешил этот вопрос в ч. 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», предусматривая опломбировку приборов учета без взимания платы с абонента.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере .... рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Мончегорска к обществу с ограниченной ответственностью «Водоприбор Сервис» о признании незаконными действия по установлению и взиманию платы за услугу по опломбировке индивидуальных (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды – удовлетворить.
Признать незаконными действия общества ограниченной ответственностью «Водоприбор Сервис» по взиманию платы с граждан-потребителей за услугу по принятию в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, включая взимание платы за расходные материалы – одноразовые контрольные пломбы и проволоку; работы по установке одноразовых контрольных пломб по месту присоединения приборов учета воды; составление регистрационного акта, за исключением случаев, когда такая услуга оказывается повторно, в связи с нарушением пломбы по вине гражданина-потребителя или третьих лиц.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоприбор Сервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме .... рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Пак С.Б.