ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/2015 от 29.07.2015 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-1029/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29.07.2015 г. г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Чупровой Е.О., при секретаре Ворошилова В.С., с участием старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Ветрик Л.А., представителя ответчика Литвинчук С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Дальнереченского муниципального района, муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Дальнереченский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию Дальнереченского муниципального района обеспечить финансирование работ по организации инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное», расположенному по <адрес>, путем оборудования входа в указанное помещение поручнями, по обеим сторонам лестницы или пандуса на высоте 800 – 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой, длиной больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами, в срок до 01.02.2016, возложении обязанности на муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное» обеспечить выполнение работ по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – МОБУ «СОШ с.Ракитное», расположенное по <адрес> путем оборудования входа в указанное помещение поручнями, по обеим сторонам лестницы или пандуса на высоте 800 – 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой, длиной больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами, в течение месяца после перечисления администрацией Дальнереченского муниципального района денежных средств на указанные цели. В обоснование иска указал, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное» требований действующего законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 2, п. 5 ч.1 ст. 9, ч. 4 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», п. 5.1.1 Свода правил «СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605, пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», п. 2.4.8 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, вход в здание указанного образовательного учреждения должен быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход инвалидам в здание образовательного учреждение, вне зависимости от даты постройки муниципального образовательного учреждения и отсутствия в школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В результате проведенной проверки установлено, что в рамках программы «Доступная среда» 02.06.2015 г. в образовательное учреждение поступило оборудование для детей – инвалидов, в которое также входит переносной пандус – платформа, алюминиевый, складной, 4-х секционный. При необходимости вход в здание указанного образовательного учреждения оборудуется переносным пандусом. В нарушение действующего законодательства, а также п. 2.4.8 Методических рекомендаций, поручни на лестнице отсутствуют. Неисполнение образовательным учреждением требований действующего законодательства лишает инвалидов, инвалидов-колясочников и иных представителей маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних, возможности беспрепятственного доступа в учреждение и нарушает тем самым их права и законные интересы.

В судебном заседании старший помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Ветрик Л.А. на заявленных требованиях настаивает, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель ответчика МОБУ «СОШ с. Ракитное» в лице директора Литвинчук С.Н. в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями согласна, своими силами сделают поручни.

Представитель ответчика администрации Дальнереченского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что в силу статьи 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В представленных документах данные сведения отсутствуют, что в соответствии со статьёй 134 ГПК РФ является основанием для вынесения судом решения об отказе в принятии искового заявления, которое предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Анализ контингента детей, обучающихся в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное» с 2006 года по настоящее время показал, что за период времени с 01.09.2010 по 27.12.2013 в учреждении обучался один ребёнок - инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата, более детей, с такими нарушениями не обучается. Соответственно обустройство пандуса, будет являться неэффективным расходованием средств бюджета Дальнереченского района, который и без того находится в критическом состоянии и прямо противоречит требованиям ст. 35 Бюджетного кодекса, так как принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Учитывая, что в образовательном учреждении уже имеется переносной пандус-платформа и финансовые затраты на его монтаж минимальны, готовы, при необходимости, в ближайшее время установить имеющееся оборудование, без вынесения судебного решения, в связи с чем, просит в иске отказать.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации ДМР.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знании, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией - препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В силу ч. 4 ст. 79 Закона «Об образовании» образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.В силу статьи 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относится и здание МОБУ «СОШ с. Ракитное».

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» должны были быть утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

В п. 5.1.1 Свода правил «СП 59.13330.2012. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605, пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В силу п. 2.4.8 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, по обеим сторонам лестниц или пандуса рекомендуется предусматривать поручни на высоте 800 - 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой и отстоящего г стены на 40 мм. При ширине лестниц 2,5 м и более следует предусматривать разделительные поручни. Длину поручней следует устанавливать больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами поручней. При проектировании рекомендуется предусматривать конструкции поручней, исключающие соприкосновение руки с металлом.

Таким образом, вход в здание муниципального образовательного учреждения должен быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход инвалидам в здание образовательного учреждения, вне зависимости от даты постройки муниципального образовательного учреждения и отсутствия в школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное» требований действующего законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов установлено, что в рамках программы «Доступная среда» 02.06.2015 г. в образовательное учреждение поступило оборудование для детей – инвалидов, в которое также входит переносной пандус – платформа, алюминиевый, складной, 4-х секционный. При необходимости вход в здание указанного образовательного учреждения оборудуется переносным пандусом. В нарушение действующего законодательства, а также п. 2.4.8 Методических рекомендаций, поручни на лестнице отсутствуют.

В связи с этим, неисполнение образовательным учреждением требований действующего законодательства лишает инвалидов, инвалидов-колясочников и иных представителей маломобильных групп населения, в том числе несовершеннолетних, возможности беспрепятственного доступа в учреждение и нарушает тем самым их права и законные интересы.

Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В силу п. 5 ч.1 ст. 9 Закона «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными с государственными образовательными стандартами), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора об обеспечении выполнения работ по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры – МОБУ «СОШ с. Ракитноье», путем оборудования входа в помещение поручнями, финансирование этих работ подлежащими удовлетворению. В силу приведенных норм закона обязанность произвести финансирование указанных работ возложить на администрацию Дальнереченского муниципального района, обязанность обеспечить выполнение этих работ возложить на МОБУ «СОШ с. Ракитное».

Доводы возражений администрации ДМР о том, что обустройство пандуса будет являться неэффективным расходованием средств бюджета вследствие отсутствия обучающихся детей-инвалидов, суд находит несостоятельными, поскольку в силу приведенных выше норм закона вход в здание образовательного учреждения должен быть оборудован пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход инвалидам в здание образовательного учреждения, вне зависимости от наличия или отсутствия в школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Испрашиваемый прокурором срок до 01.02.2016 г. для финансирования указанных работ и срок выполнения работ (в течение месяца после перечисления администрацией ДМР средств), суд находит разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Дальнереченского муниципального района обеспечить финансирование работ по организации инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социальной инфраструктуры - муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное», расположенному по <адрес> путем оборудования входа в указанное помещение поручнями, по обеим сторонам лестницы или пандуса на высоте 800 – 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой, длиной больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами, в срок до 01.02.2016 г.

Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Ракитное» обеспечить выполнение работ по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры – МОБУ «СОШ с. Ракитное», расположенное по <адрес> путем оборудования входа в указанное помещение поручнями, по обеим сторонам лестницы или пандуса на высоте 800 – 920 мм круглого или прямоугольного сечения, удобного для охвата рукой, длиной больше длины пандуса или лестницы с каждой стороны не менее чем на 0,3 м, с округленными и гладкими концами, в течение месяца после перечисления администрацией Дальнереченского муниципального района денежных средств на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Е.О. Чупрова