Дело №2-1029/2021
54RS0032-01-2020-000853-87
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года г. Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Поздняковой А.В.,
при секретаре Гергерт А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» об обязании привести устройство элементов дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился с указанным иском.
В обоснование иска указывает, что <адрес> совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России «Ордынский» проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на поднадзорной территории.
Статьей 1 Федерального закона от /дата/ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ФЗ «О безопасности дорожного движения») в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий,
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от /дата/ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон X» 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкций, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины н разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары,
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ч. 2 ст. 1.2 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно пунктам 1, 13, 19, 22 приложения №.1 к приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>Ks 22 от /дата/, автомобильная дорога «Новосибирск - Кочки -Павлодар» (код дороги К-17р), автомобильная дорога «67й км а/д «К-17р» -Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» (код дороги Н-2204), автомобильная дорога «73 и км а/д «К-17р.» - Верх-Ирмень» (код дороги Н-2213), автомобильная дорога «96й км а/д «К-17р» - Новый Шарап» (код дороги Н-2216) относятся к автомобильным дорогам. регионального, межмуниципального значения и находятся в государственной собственности <адрес>. Данные дороги эксплуатируются Государственным казенным учреждением <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» (далее - ГКУ НСО ТУ АД. учреждение).
Согласно пункту 10 раздела II Устава ГКУ НСО ТУ АД (далее - Устав) учреждение создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти <адрес> в сфере дорожного хозяйства и транспорта. Согласно пункту 5 раздела 1 Устава ГКУ НСО ТУ АД подведомственно Министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
В соответствии с п« 11.1 раздела II Устава ГКУ НСО ТУ АД осуществляет деятельность по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, паспортизации, инвентаризации автомобильных дорог общего пользования <адрес> регионального или межмуниципального значения и сооружений на них.
Однако ГКУ НСО ТУ АД не исполняет надлежащим образом возложенную на него обязанность по содержанию дорог по следующим: основаниям,
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт " Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных приказом Ростехрегулирования от /дата/№-ст, а именно: п. 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты; п. 4.5.2,4. Пешеходный переход должен быть оборудован стационарным: наружным освещением; п. 4.6Л.1, Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; п. 5.3.2.1. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: посадочная площадка, тротуары и пешеходные дорожки, освещение; п. 5.3.3.1. Остановочный пункт на участках автомобильных дорог в пределах населенных пунктов должен быть обустроен автопавильоном. При проведении проверки установлено, что:
1. На 4-ом км автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта отсутствует автопавильон;
2. На участке с км 0+400 по км 0+930 автодороги Н-2216 «96й км а/д «К-17р» - Новый Шарап» в <адрес> в границах населенного пункта Новый Шарап отсутствуют тротуары слева и справа;
3. На участке с км 0+250 по км 1+299 автодороги Н-2213 «73й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень» в <адрес> в границах населенного пункта Верх-Ирмень отсутствуют тротуары слева и справа и стационарное электрическое освещение;
4. На участке с км 3+600 по км 6+800 автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> в границах населенного пункта Верх-Ирмень отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение;
5. На 13-ом км автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> на остановочном" пункте общественного пассажирского транспорта отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, отсутствует посадочная площадка:
6. На участке с км 58+990, км 86+215 автодороги К-3 7р «Новосибирск - Кочки - Павлодар» в <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение пешеходного перехода.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Наличие указанных недостатков, на указанных участках дороги создает угрозу безопасности дорожного движения.
Выявленные нарушения подтверждаются актом обследования дорог от /дата/, а также фототаблицей.
Учитывая, что передвигаться вдоль указанных участков дороги может любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора невозможно. В связи с чем прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Прокурор Торопова О.В. в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержала в полном объеме, уточнилась в части обязании ответчика совершить действия в срок до /дата/.
Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что допущенные нарушения будут ими устранены, просила предоставить срок до /дата/ для устранения недостатков, исходя из бюджетных ассигнований. Пояснила, что совершить действия в срок, указанный истцом не имеют возможности. Поскольку к концу 2023 года в бюджете уже запланированы мероприятия.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
Статьей 1 Федерального закона от /дата/ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от /дата/ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкций, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 2 ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога -обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины н разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ к элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары,
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги (ч. 2 ст. 1.2 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно пунктам 1, 13, 19, 22 приложения №.1 к приказу Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>Ks 22 от /дата/, автомобильная дорога «Новосибирск - Кочки -Павлодар» (код дороги К-17р), автомобильная дорога «67й км а/д «К-17р» -Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» (код дороги Н-2204), автомобильная дорога «73 и км а/д «К-17р.» - Верх-Ирмень» (код дороги Н-2213), автомобильная дорога «96й км а/д «К-17р» - Новый Шарап» (код дороги Н-2216) относятся к автомобильным дорогам. регионального, межмуниципального значения и находятся в государственной собственности <адрес>. Данные дороги эксплуатируются Государственным казенным учреждением <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>».
Согласно пункту 10 раздела II Устава ГКУ НСО ТУ АД учреждение создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти <адрес> в сфере дорожного хозяйства и транспорта. Согласно пункту 5 раздела 1 Устава ГКУ НСО ТУ АД подведомственно Министерству транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
В соответствии с п. 11.1 раздела II Устава ГКУ НСО ТУ АД осуществляет деятельность по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, паспортизации, инвентаризации автомобильных дорог общего пользования <адрес> регионального или межмуниципального значения и сооружений на них.
Однако ГКУ НСО ТУ АД не исполняет надлежащим образом возложенную на него обязанность по содержанию дорог по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденных приказом Ростехрегулирования от /дата/№-ст, а именно: п. 4.5.1.1. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты; п. 4.5.2,4. Пешеходный переход должен быть оборудован стационарным: наружным освещением; п. 4.6.1, Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; п. 5.3.2.1. Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: посадочная площадка, тротуары и пешеходные дорожки, освещение; п. 5.3.3.1. Остановочный пункт на участках автомобильных дорог в пределах населенных пунктов должен быть обустроен автопавильоном.
При проведении проверки установлено, что:
1. На 4-ом км автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта отсутствует автопавильон;
2. На участке с км 0+400 по км 0+930 автодороги Н-2216 «96й км а/д «К-17р» - Новый Шарап» в <адрес> в границах населенного пункта Новый Шарап отсутствуют тротуары слева и справа;
3. На участке с км 0+250 по км 1+299 автодороги Н-2213 «73й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень» в <адрес> в границах населенного пункта Верх-Ирмень отсутствуют тротуары слева и справа и стационарное электрическое освещение;
4. На участке с км 3+600 по км 6+800 автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> в границах населенного пункта Верх-Ирмень отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение;
5. На 13-ом км автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> на остановочном" пункте общественного пассажирского транспорта отсутствуют тротуары и стационарное электрическое освещение, отсутствует посадочная площадка:
6. На участке с км 58+990, км 86+215 автодороги К-3 7р «Новосибирск - Кочки - Павлодар» в <адрес> отсутствует стационарное электрическое освещение пешеходного перехода.
Выявленные нарушения подтверждаются актом обследования дорог от /дата/, а также фототаблицей и не оспаривались представителем ответчика.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая требования истца в части срока исполнения требований, суд исходит из нижеследующего.
В соответствии с п.10 раздела 2 Устава ГКУ НСО ТУАД создано для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти НСО в сфере дорожного хозяйства и транспорта и подведомственно министерству транспорта и дорожного хозяйства НСО.
Указанные полномочия осуществляются в пределах лимита финансирования, утвержденного на сессии Законодательного <адрес>, в соответствии с Законом о бюджете на каждый год и плановый период следующих годов, а также лимитов бюджетных обязательств, доведенных до ГКУ НСО ТУАД министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, являющимся главным распорядителем бюджетных средств», в рамках государственных программ, а именно госпрограммы «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>».
В соответствии с приказом <адрес> от 27.12.2011г. № «О наделении полномочиями государственного заказчика» ГКУ НСО ТУАД уполномочено на размещение в установленном законодательством РФ порядке государственных заказов <адрес> в сфере дорожно-строительного комплекса и заключение государственных контрактов за счёт бюджетных средств.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ ГКУ НСО ТУАД является получателем бюджетных средств.
Согласно п. 3 ст. 219 БК РФ получателем бюджетных средств принимаются бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств.
Распределяет лимиты бюджетных обязательств между пользователями бюджетных средств главный распорядитель бюджетных средств, которым в соответствии с Постановлением <адрес> от /дата/№ «О министерстве транспорта и дорожного хозяйства <адрес>» является министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес>.
ГКУ НСО ТУАД является подведомственным учреждением министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> и распоряжения главного-распорядителя бюджетных средств для ГКУ НСО ТУ АД являются обязательными к исполнению.
ГКУ НСО ТУАД ежегодно в рамках государственных программ «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>» и «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в <адрес>» выполняются мероприятия по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, оборудовании их тротуарами и обустройства электрическим освещением, объем выполняемых мероприятий ограничивается только лимитами средств, выделяемыми главным распорядителем бюджетных средств - <адрес>.
Цели и адресность направления денежных средств на выполнение мероприятий подтверждаются приказом министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> с пообъектным распределением лимитов бюджетных обязательств.
ГКУ НСО ТУАД является только исполнителем распоряжений Министерства транспорта НСО и самостоятельности в принятии решений по приоритетным объектам в рамках доводимого финансирования не имеет.
В соответствии с проектом плана реализации государственной программы <адрес> «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>» на 2020-2022 годы, сформированного согласно с имеющимися решениями судов, представлениями прокуратуры, ГИБДД, обращениями депутатов Законодательного <адрес>, по мероприятию «1.2.1.3. Строительство тротуаров в рамках реконструкции участка автодороги, устройство недостающих тротуаров в рамках капитального ремонта участка автодороги, в том числе проектно-изыскательские работы» предусмотрено 324 594,48 тыс. рублей, в том числе: на 2020г. - 82 608,18 тыс. руб.; на 2021г.-32 986,30 руб. ; на 2022г. - 209 000 руб.
В 2020 году предусмотрено устройство тротуаров по решениям судов: а/д «Новосибирск - Каменка» (<адрес>) в <адрес>; а/д «21 км а/д «К-17р»- Верх-Тула» в <адрес>; а/д «Куйбышев - Венгерово - гр. <адрес> (старый Московский тракт)» в <адрес>; а/д «Кочки - Новые Решеты» в <адрес>; а/д «Новосибирск - Колывань - Томск (в границах НСО)» в н.<адрес> в <адрес>.
В 2021 году предусмотрено устройство тротуаров по решениям судов: а/д «Продолжение автомобильной дороги «Татарск - Зубовка» до пересечения <адрес>» в <адрес>; а/д «Искитим - Лебедевка» (<адрес>) в <адрес>; а/д «54 км а/д «М-52» - Завьялово - Факел Революции» (<адрес>) в <адрес>.
В 2022 году предусмотрено устройство тротуаров: а/д «Новосибирск-Кочки-Павлодар (в пред.РФ» (р.<адрес>ё) в <адрес>; а/д «Новосибирск-Кочки-Павлодар (в пред. РФ)» (<адрес>) в <адрес>; а/д «1 км а/д «Н-2123» - Верх Тула-Ленинское-Объ Гэс» в <адрес>; а/д «Новосибирск - Сокур (в гр. района)» (<адрес>) в <адрес>; а/д «Подъезд к <адрес>» в <адрес>; а/д «12 км а/д «К-12» - Криводановка» в <адрес>; а/д «96 км а/д «Р-256» - Посевная» (р.<адрес>) в <адрес>.
По мероприятию «1.2.1.9. Строительство искусственного освещения в рамках реконструкции участков автодорог, устройство недостающего освещения в рамках капитального ремонта участка автодороги, в том числе проектно-изыскательские работы» предусмотрено 166 985,31 тыс. рублей, в том числе: на 2020г. - 59 438,09 тыс. руб.; на 2021г. - 13 671,52 тыс. руб.; на 2022г. - 93 875,70 тыс. руб.
В 2020 году предусмотрено устройство недостающего освещения: а/д «Здвинск - Барабинск» (<адрес>) в <адрес> (поручение губернатора НСО); а/д «Куйбышев - Венгерово - гр. <адрес> (старый Московский тракт)» в <адрес> (решение суда); а/д «Новосибирск - Каменка» (<адрес>) в <адрес> (решение суда); а/д «Кочки - Новые Решеты» в <адрес> (решение суда); а/д «Новосибирск - Колывань - Томск (в границах НСО)» в н.<адрес> в <адрес>; а/д «12 км а/д «К-12» - Криводановка» в <адрес>:
Освещение пешеходных переходов (по решению суда): а/д «Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий (в границах НСО)» (км 14+333); а/д «Новосибирск - Кочки - Павлодар (в пред. РФ)» (км 16+283, км 17+285, км 26+858); а/д «Новосибирск - Колывань - Томск (в границах НСО)» (км 15+583); а/д «12 км а/д «К* 12» - Криводановка» (км 2+020, км 4+500, км 6+199, км 7+132, км 8+900, км 11, км 12); а/д «1445 км а/д «М-51» - Алексеевка» (км 13+100, км 14+100).
В 2021 году планируется устройство недостающего освещения: а/д «Искитим - Лебедевка» (<адрес>) в <адрес> (решение суда); а/д «Путепровод через железнодорожные пути <адрес>» в <адрес> (представление прокуратуры).
В 2022 году планируется устройство недостающего освещения: а/д «Новосибирск-Кочки-Павлодар (в пред.РФ)» (р.<адрес>) в <адрес>; а/д «Здвинск -Барабинск» (<адрес>) в <адрес>; освещение пешеходных переходов на а/д К-17р «Новосибирск-Кочки-Павлодар (в пред.РФ)» в <адрес>; освещение пешеходных переходов на а/д К-18р «120 км а/д «К-17р»- Камень-на-Оби (в границах НСО)» в <адрес>:а/д «Новосибирск-Кочки-Павлодар (в пред.РФ)» (<адрес>) в <адрес>; а/ д «4 км а/д «Н-2120» - Марусино» в <адрес>; а/д «1 км а/д «Н-2123» - Верх Тула - Ленинское - Объ Гэс» в <адрес>; а/д «Подъезд к <адрес>» в <адрес>; а/д «12 км а/д «К-12» - Криводановка» (км 0 - км 0,85) в <адрес>; а/д «Новосибирск - Колывань - Томск (в границах НСО)» (кольцевое пересечение на км 11+758) в <адрес>; а/д «96 км а/д «Р-256» - Посевная» (р.<адрес>) в <адрес>.
По мероприятию 1.2.1.4. Строительство остановочных пунктов в рамках реконструкции участка автодороги, обустройство остановочных пунктов, устройство недостающих остановочных пунктов в рамках капитального ремонта участка автодороги, в том числе проектно-изыскательские работы предусмотрено 455 351,3 руб, в том числе: на 2020г. - 105 801,3 тыс. руб.; на 2021г. - 80 938,4 тыс. руб.; на 2022г. - 268 611,6 тыс. руб.
Перечень объектов на 2020-2022 сформирован с учетом решений судов, представлений/предписаний органов МВД, ГИБДД, прокуратуры в связи с ограниченностью денежных средств в бюджете <адрес> по приоритетным проектам.
Таким образом, исходя из фактического финансирования в соответствии с государственной программой «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>» до 2022 года будут выполняться работы по ранее запланированным объектам, начало выполнения работ по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении прокуратуры <адрес> будет возможно не ранее 2025 года, после проведения проектно-изыскательских работ по разработке проектной документации.
Для выполнения работ по устройству автопавильона на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес>, тротуаров слева и справа на автодороге Н-2216 «96й км а/д «К- 17р» - Новый Шарап», тротуаров слева и справа, стационарного электрического освещения автодороги Н-2213 «73й км а/д «К- 17р» - Верх-Ирмень» в <адрес> Новосибирской Области, тротуаров и стационарного электрического освещения автодороги Н-2204 «67и км а/д «К- 17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес>, тротуаров, стационарного электрического освещения, посадочной площадки на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта на автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» -Верх- Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес>, стационарного электрического освещения пешеходного перехода автодороги К-17р «Новосибирск- Кочки - Павлодар» в <адрес> в более ранние сроки, необходимо выделение дополнительных средств в рамках государственной программы <адрес> «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>» либо изменение очередности реализации приоритетных объектов.
В целях выполнения мероприятий по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, указанных в исковом заявлении, ГКУ НСО ТУ АД были направлены письма №-вн от /дата/, №-вн от /дата/ в адрес министерства транспорта и дорожного хозяйства НСО с предложением о выделении дополнительных средств в 2020 -2022 в рамках государственной программы <адрес> «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>» либо изменении очередности реализации приоритетных объектов.
В апреле 2020 письмами №-вн от 16.04.2020г., 2855-07/28-вн от 19.04.2020г. <адрес> ответил, что выделение дополнительного финансирования министерству, Министерством финансов и итоговой политики НСО не предусмотрено с предложением включить данные объекты и работы в лист ожидания на 2023-2024 годы.
Исходя из имеющихся в ГКУ НСО ТУ АД решений судов, представлений прокуратуры, предписаний и представлений ГИБДД по устройству недостающих тротуаров, искусственного освещения, автопавильонов, посадочных площадок, освещения пешеходного перехода на автомобильных дорогах <адрес> ГКУ НСО ТУАД был подготовлен перечень объектов «лист ожидания», в который в том числе были включены мероприятия, указанные в иске прокурора <адрес>.
Письмом ГКУ НСО ТУАД №-вн от /дата/ в адрес <адрес> был направлен уточненный лист ожидания объектов на период 2022-2024 для планирования лимитов финансовых средств, выделяемых на реализацию государственной программы <адрес> «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в <адрес>». Стоимость работ составит около 120 000 рублей.
ГКУ НСО ТУ АД являясь государственным заказчиком, получателем бюджетных средств для выполнения работ по обустройству тротуаров и искусственного освещения, а также автопавильона, посадочной площадки, и освещения пешеходного перехода необходимо осуществить закупку на выполнение работ по разработке проектной документации, а затем, закупку на выполнение подрядных (строительно-монтажных) работ.
В соответствии с требованиями Федерального закона от /дата/ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае осуществления изменений параметров автомобильной дороги, влекущих за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги, требуется выполнение работ по реконструкции дороги.
Таким образом, для приведения автомобильных дорог Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик», Н-2216 «96й км а/д «К- 17р» - Новый Шарап», Н-2213 «73й км а/д «К- 17р» - Верх-Ирмень», К-17р «Новосибирск- Кочки -Павлодар» в <адрес> в полное соответствие с требованиями п. 4.5.1.1., 4.5.2.4, 4.6.1.1, 5.3.2.1, 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007, в соответствии с требованиями Закона РФ № 257-ФЗ от /дата/, в связи с осуществлением изменений параметров автомобильной дороги, влекущих за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги, требуется выполнение работ по реконструкции дороги.
Срок разработки проектно-сметной документации составляет не менее 18 месяцев, так как проектная документация предусматривает создание объекта капитального строительства для создания объекта (элемента дороги).
Следовательно, для выполнения работ по обустройству а/д тротуарами и искусственным освещением, необходимо: внесение изменений в закон об областном бюджете и государственную программу, доведение лимитов бюджетных обязательств до ГКУ НСО ТУ АД; в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ от /дата/ размещение закупки на выполнение проектных работ по разработке проектной- сметной документации, заключение контракта на выполнение таких работ с организацией, признанной победителем на выполнение указанных работ. Срок ведения указанной закупки составляет около 90 дней, с учетом: согласования закупки с ГРБС и Межведомственной рабочей группой по закупкам <адрес> в соответствии с распоряжением <адрес>№-рп от /дата/, разработки закупочной документации ГКУ НСО «УКСИС» в соответствии с Постановлением <адрес>№-П от /дата/, 25 дней на проведение конкурентных процедур (открытого конкурса или электронного аукциона) в соответствии с положениями Федерального закона №- ФЗ от /дата/, заключения контракта не ранее 10 дней с даты опубликования протокола подведения итогов закупки в единой информационной системе; разработки проектной документации организацией - исполнителем, которая занимает около 18 месяцев; после выполнения организацией - исполнителем проектных работ, получения положительного заключения Государственной вневедомственной экспертизы, ГКУ СО ТУ АД необходимо разместить и провести закупку на выполнение подрядных работ по разработанному проекту. Кроме того, работы по реконструкции автомобильной дороги носят сезонный характер, и возможность их выполнения наступает с момента начала строительного сезона (апрель - май).
Таким образом, для исполнения указанных требований необходимо не менее пяти лет (по ноябрь 2025 года) внесение изменений в закон о бюджете до марта 2022, размещение закупки по ПСД и разработка ПСД - 2023-2024 год, размещение закупки и проведение СМР апрель-ноябрь 2025, учитывая сезонный характер работ, при условии доведения министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес> до ГКУ НСО ТУ АД лимитов финансирования в пределах предоставленных полномочий для выполнения таких работ.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о возложении обязанности на ответчика совершить действия в срок до /дата/.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» об обязании привести устройство элементов дороги в соответствии с требованиями государственного стандарта -удовлетворить.
Обязать в срок до /дата/ государственное казенное учреждение <адрес> «Территориальное управление автомобильных дорог <адрес>» до 31.12,2023 привести устройство элементов дороги в соответствие с требованиями п.п. 4.5,1.1., 4.5.2.4-, 4.6.1.1,, 5.3,2.1., 5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 на следующих участках дороги;
1. На 4-ом км автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-1.7р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта установить автопавильон.
2. Участок с км 0+400 по км 0+930 автодороги Н-2216 «96й км а/д «К- Г7р» - Новый Шарап» в <адрес> в границах населенного пункта Новый Шарап обустроить тротуарами слева и справа;
3. Участок с км 0+250 по км 1+299 автодорога Н-2213 «73й км а/д «К- 17р» - Верх-Ирмень» в <адрес> в границах населенного пункта Верх-Ирмень обустроить тротуарами слева и справа и стационарным электрическим освещением;
4. Участок с км 3+600 по км 6+800 автодороги Н-2204 «67й км а/д «К- 17р» - Верх-Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> в границах населенного пункта Верх-Ирмень обустроить тротуаром и стационарным электрическим освещением;
5. Участок на 13-ом км автодороги Н-2204 «67й км а/д «К-17р» - Верх- Ирмень - Березовка - Верх-Чик» в <адрес> на остановочном пункте общественного пассажирского транспорта обустроить тротуарами, стационарным электрическим освещением, посадочной площадкой;
6. Участок с км 58+990, км 86+215 автодороги К-17р «Новосибирск- Кочки - Павлодар» в <адрес> обустроить стационарным электрическим освещением пешеходного перехода.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Позднякова А.В.