Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Рукавишниковой Е.В.,
с участием прокурора Сидоренко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры к ФИО1 о запрете эксплуатации водного судна,
у с т а н о в и л :
Белореченский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с названным выше иском и просил запретить ФИО1 и любым иным лицам эксплуатацию водного судна «<данные изъяты>» в отсутствии лицензии и регистрации судна в государственном реестре, ссылаясь на то, что Белореченской транспортной прокуратурой по материалам Белореченского ЛОП проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте, в ходе которой установлен факт оказания услуг индивидуальным предпринимателем ФИО1 по перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте в отсутствии надлежаще оформленной лицензии на незарегистрированном водном судне «<данные изъяты>», идентификационный номер строителя <данные изъяты>, имеющем два двигателя <данные изъяты>, заводские номера <данные изъяты>, общей мощностью <данные изъяты> л.с., за плату.
Прокурор полагал, что невыполнение ответчиком обязанности по лицензированию и государственной регистрации водного судна влечет невозможность обеспечения на должном уровне безопасности судоходства при оказании услуг по перевозкам пассажиров на внутреннем водном транспорте и этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круге лиц, могут быть нарушены конституционные права граждан на жизнь и здоровье, закрепленные в ст.ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца – зам. Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры ФИО4 поддержал требования и просил их удовлетворить.
ФИО1 не возражал против удовлетворения иска, пояснил, что нарушения будут устраняться.
Представитель Южного управления государственного морского и речного надзора в суд не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
Частью 3 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ № 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ФЗ № 99-ФЗ, лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного выше ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Согласно требованиям п. 20 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 99-ФЗ, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров подлежит обязательному лицензированию.
В силу требований абз. 1 п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.12.2020 № 2027 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по перевозкам, внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах» лицензированию подлежит перевозка внутренним водным транспортом, в том числе с использованием маломерных судов, пассажиров (физических лиц, заключивших договор перевозки пассажира или физических лиц, в целях перевозки которых заключен договор фрахтования судна).
Согласно ч. 1 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ), судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации.
В силу ч. 1 статьи 22 КТМ РФ суда, подлежащие государственной регистрации, подлежат классификаций и освидетельствованию.
В соответствии со ст.ст.23,24 КТМ РФ, суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации. Данные организации присваивают класс судам.
Органом технического надзора и классификации судов в Российской Федерации является, в том числе и ФАУ «Российский Речной Регистр», а также его филиалы.
Под классификацией маломерного судна понимается установление ограничений по условиям плавания и присвоения категорий маломерным судам в зависимости от конструктивных особенностей, учитывающих вероятные ветро-волновые условия плавания и удаленность от места убежища, на основе фактического технического состояния маломерного судна.
Под освидетельствованием маломерного судна понимается оценка фактического технического состояния маломерного судна на основе критериев оценки технического состояния корпуса и надстроек, механической установки, противопожарной безопасности, рулевого устройства, электрооборудования, якорного и швартового устройства, ходовых огней, критерии грузоподъемности и количества людей на борту маломерного судна.
Как установлено, Белореченской транспортной прокуратурой, по материалам Белореченского ЛОП, проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности судоходства на внутреннем водном транспорте, в ходе которой установлен факт оказания услуг индивидуальным предпринимателем ФИО1 по перевозке пассажиров на внутреннем водном транспорте в отсутствии надлежаще оформленной лицензии на незарегистрированном водном судне «<данные изъяты>», идентификационный номер строителя <данные изъяты>, имеющем два двигателя <данные изъяты>, заводские номера <данные изъяты>, общей мощностью <данные изъяты> л.с., за плату. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО1, полученными в ходе проверки, актом осмотра страницы пользователя с ником «<данные изъяты>» в социальной сети «<данные изъяты>» со скриншотами указанной страницы; материалами КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договору купли-продажи маломерного судна от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 купил судно с регистрационным (бортовым) номером <данные изъяты>, заводским номером <данные изъяты> с двигателем мощностью <данные изъяты>.
В апреле 2021 года ФИО1 осуществил постановку данного судна на учет в ГИМС ГУ МЧС по <адрес>.
Из сообщения из Доно-Кубанского филиала Российского Речного Регистра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что судно «<данные изъяты>» ФИО5ФИО6. не состоит на учете в филиале.
Согласно сообщению Южного управления государственного морского и речного надзора, ФИО1 с заявлением о предоставлении лицензии в Южное УГМРН Ространснадзора не обращался и в реестре лицензий на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, не значится.
Таким образом, поскольку установлено, что деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом, морским транспортом подлежит лицензированию, но осуществляется ответчиком в отсутствии надлежащей лицензии и на судне, которое не зарегистрировано в установленном законом порядке, что влечет невозможность обеспечения на должном уровне безопасности судоходства при оказании услуг по перевозкам пассажиров на внутреннем водном транспорте и этим создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круге лиц, то исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить исковые требования Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры.
Запретить ФИО1 и любым иным лицам эксплуатацию водного судна «<данные изъяты>», идентификационный номер строителя <данные изъяты>, с двумя двигателями <данные изъяты>, заводские номера <данные изъяты>, в отсутствии лицензии и регистрации судна в государственном реестре.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко