ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1029/2022 от 19.09.2022 Гуковского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1029/2022

УИД: 61RS0013-01-2022-001882-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года г. Гуково Ростовской области

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе председательствующего - судьи Козинцевой И.Е.

при секретаре Матвиевской Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 . к Муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково", третье лицо: Министерство энергетики РФ, администрация г. Гуково о включении в список граждан, подлежащих отселению из жилых домов непригодных для проживания,

установил:

ФИО2 обратилась с иском в суд, ссылаясь на то, что она является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: .

В соответствии с постановлением Администрации г. Гуково, на основании заключения МВК о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, указанный дом, был признан аварийным и подлежащим сносу и включен в список домов, жильцы которых подлежат переселению по Программе содействия гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах за счет средств, реструктуризации угольной промышленности.

Федеральным законом "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Согласно ч.2 ст.5 указанного Закона финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев).

Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

На территории муниципального образования «Город Гуково» органом местного самоуправления полномочия по составлению списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, заключению договоров на предоставление социальной выплаты переданы Муниципальному казенному учреждению «Управление капитального строительства и жилищно- коммунального хозяйства». В связи с этим обязанность по заключению договора на предоставление социальной выплаты должна быть возложена на указанную организацию, действующую от имени органа местного самоуправления.

На основании изложенного, истец просит обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Город Гуково» включить ФИО2, составом семьи из двух человек, в список граждан, подлежащих отселению из жилых домов непригодных для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидируемой шахты «Антрацит», ОАО «Антоком» с целью предоставления социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из двух человек (по программе ГУРШ). Также обязать ответчика заключить с ФИО3, составом семьи из двух человек, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков по форме, устанавливаемой Министерством энергетики РФ, определив размер социальной выплаты на приобретение жилья по норме, установленной для семьи, состоящей из двух человек (по программе ГУРШ).

В судебном заседании истец ФИО2 и ее представитель ФИО4 поддержали исковые требования в полном объеме, просили удовлетворить.

Представитель ответчика Муниципальное казенное учреждение города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" ФИО5 в судебное заседание не явилась; в своем отзыве на исковое заявление просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерство энергетики РФ, в лице Департамента угольной и торфяной промышленности в судебное заседание не явился; в своем отзыве просили рассмотреть в их отсутствие и отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица Администрации г. Гуково извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения истца и ее представителя, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.

Подпунктом «б» пункта 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 428 от 13.07.2005 года утверждены Правила представления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктами 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансирование мероприятий по содержанию переселяемым из ветхого жилья граждан в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, осуществляется в форме предоставления социальных выплат; социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ №428 от 13.07.2005, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению. Ежегодное уточнение списков граждан, подлежащих переселению, не произвольно, а также должно осуществляться в рамках требований нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтёрских городов и посёлков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.

То есть уточнение указанных списков должно производиться исходя из изменений, которые произошли именно в семьях граждан, имеющих право на содействие со стороны государства на получение нового жилья взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных угольных предприятиях, право, которое возникло при наличии условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах на день ликвидации предприятия угольной промышленности и составления списков граждан, подлежащих переселению; наличия у этих граждан права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; наличия у них нуждаемости в жилом помещении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Такое право у граждан возникает только при наличии совокупности условий, а именно: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах; наличия у этих граждан права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; наличия у них нуждаемости в жилом помещении, то есть гражданин должен быть не обеспечен другим жильем.

Установлено, что решение о ликвидации шахты «Антрацит» ОАО «Антоком» межведомственной комиссии по социально- экономическим проблемам угледобывающих регионов было принято 28.03.1998.

Предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета направлено на оказание гражданам, проживающим в ветхом жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, содействия в приобретении жилья, отвечающего требованиям, предъявляемым к жилому помещению, то есть на оказание финансовой поддержки для улучшения жилищных условий путем приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета. Решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в ветхих домах на момент принятия решения о ликвидации шахты и являющихся собственниками, либо нанимателями ветхих жилых помещений, либо членами семьи собственника. Указанная социальная гарантия направлена, прежде всего, для обеспечения переселения граждан, проживающих в ветхих домах, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, а также на реализацию мероприятий по обеспечению занятости для шахтерских городов и поселков.

Таким образом, предоставление социальных гарантий в форме субсидий в рамках программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков возможно при одновременном наличии вышеуказанных условий.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: , на основании договора купли-продажи от 27.11.2009, и проживает в указанном жилом доме совместно с сыном ФИО6, который является инвалидом 3 группы с детства, с 2009 года.

Истец с сыном зарегистрированы на спорной жилплощади также с 2009 года.

На день ликвидации шахты «Антрацит» ОАО «Антоком» собственником спорного жилого дома являлся предыдущий собственник дома- ФИО7 (л.д.17-39), и на тот момент, указанный жилой дом не был признан аварийным и непригодным для проживания.

В ответе на заявление ФИО2 по вопросу переселения их из ветхого жилья, Муниципальное казенное учреждение города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" сообщило, что поскольку истцы в списках граждан, проживающих в ветхих, подлежащих сносу жилых домах, ставших непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ш. «Антрацит» ОАО «Антоком», не значатся, законные основания для включения их в этот список отсутствуют.

Технического заключения о признании спорного жилого помещения непригодным на момент ликвидации шахты не было.

О том, что жилой дом по адресу: , признан непригодным для проживания, межведомственной комиссией, назначенной по распоряжению Администрации г. Гуково от 30.11.2021, вынесено заключение №16 от 17.11.2021. (л.д.9-13)

После чего по обращению истца ФИО2 филиалом ООО «Стройпроект» 13.08.2021 составлено заключение по оценке степени влияния горных работ ликвидированной шахты «Антрацит» ОАО «Антоком» на техническое состояние жилого дома по ул. Горького, д.34.

Однако то обстоятельство, что жилой дом истца признан непригодным для проживания и это связано с ведением горных работ на шахте «Антрацит» ОАО «Антоком», не может являться основанием для уточнения списка граждан, подлежащих переселению, поскольку перечень оснований для уточнения списка, приведенный в п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, является исчерпывающим.

Признание жилого дома непригодным для проживания в результате ведения горных работ в 2021 году, не является таким основанием.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что жилой дом истца был непригоден для проживания на момент принятия решения о ликвидации шахты. В судебное заседание истцом также не представлено таких доказательств.

В соответствии с п.8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 428 от 13.07.2005 (с последующими изменениями), содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ.

Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими ( проживавшим ) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Предусмотренный перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является исчерпывающим.

Из изложенного следует, что законодатель возложил на органы местного самоуправления составление ежегодно уточняемых списков жильцов сносимых ветхих жилых домов, при этом законом оговорен исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков.

Таким образом, предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем. При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты. (Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2022 № 88-6355/2022)

При установленных по делу обстоятельствах, на момент принятия решения о ликвидации шахты у истца ФИО2 отсутствовало право на включение ее и сына в указанный список, так как отсутствует совокупность условий, необходимых для возникновения права на включение истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, и соответственно, отсутствуют основания для предоставления им социальной выплаты.

Фактически предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ не направлено на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеет своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, но только при наличии вышеуказанной совокупности условий.

В силу изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 . к Муниципальному казенному учреждению города Гуково "Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Гуково" об обязании включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, и о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья И.Е. Козинцева

Решение в окончательной форме изготовлено 23 сентября 2022.