УИД: 66RS0009-01-2022-000966-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 апреля 2022 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего Ершовой Т.Е.,
при секретаре судебного заседания Малыгиной О.А.,
с участием прокурора Мягкова А.Д.,
представителя ответчика Яговкина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-1029/2029 по исковому заявлению Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Горноуральского городского округа, в котором просит возложить на администрацию Горноуральского городского округа в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести гидротехническое сооружение <адрес> Горноуральского городского округа в технически исправное состояние, отвечающее требованиям безопасности при его эксплуатации.
В обоснование требований истец указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Водного законодательства и законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения установлено, что в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ паводка на территории Горноуральского городского округа введен режим чрезвычайной ситуации. Одним из последствий природного явления явилось разрушение насыпи, повреждение гидротехнического сооружения на <адрес>, что привело к появлению обрывов вблизи автомобильной дороги и валке деревьев. Кроме того, произошедший паводок, привел к обмелению <адрес>). При этом в период с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени реальных и действенных мер, направленных на восстановление насыпи и работы гидротехнического сооружения на <адрес> не принято, что продолжает негативно влиять на окружающую среду, в том числе на водный объект – <адрес>), поскольку ведет к его обмелению.
Данное гидротехническое сооружение на <адрес> включено в реестр муниципальной собственности Горноуральского городского округа, введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году. Несмотря на то, что данное ГТС передано на праве оперативного управления Покровской территориальной администрации, Горноуральский городской округ не утратил обязанность и бремя по содержанию муниципального имущества.
По результатам проверки установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией Горноуральского городского округа своевременных и эффективных мер, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и на ремонт (восстановление) работы гидротехнического сооружения на <адрес> не принято, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Горноуральского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ, с целью определения перечня мероприятий, необходимых для восстановления гидротехнического сооружений, была создана комиссия. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было проведено обследование гидротехнического сооружения, по результатам которого составлен акт. Комиссией принят ряд решений, в том числе по разработке технического задания на разработку технического решения.
В настоящее время Научно-производственным предприятием «Проект СТРОЙКОМПЛЕКС» разработаны технические решения на текущий ремонт гидротехнических сооружений Верхне-Исинского пруда на <адрес> городского округа.
Согласно информации, представленной администрацией Горноуральского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, ремонтно-восстановительные работы на гидротехническом сооружении Верхне-Исинского пруда будут выполняться в ДД.ММ.ГГГГ году после прохождения весеннего половодья в случае выделения соответствующего финансирования.
Длительное непринятие мер к решению вопросов местного значения городского округа, связанных с организацией безопасности и эксплуатации ГТС свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией Горноуральского городского округа полномочий в решении вопросов местного значения по организации безопасности и эксплуатации ГТС.
Технически неисправное состояние плотины создает реальную возможность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, их имуществу, в том числе негативных последствий для окружающей среды.
Заместитель Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Мягков А.Д. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам и основаниям указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Яговкин А.С. в судебном заседании не оспаривал, что требуется текущий ремонт плотины. Суду пояснил, что в настоящее время направлен запрос на выделение денежных средств из резервного фонда Правительства Свердловской области. Полагал, что в случае выделения денежных средств, с учетом объема необходимых работ по ремонту, срок предложенный прокурором может оказаться недостаточным.
Заслушав прокурора, выслушав представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Исходя из закрепленного в ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, имеющей прямое действие на территории Российской Федерации и с ч. 1 ст. 12, ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, принципа состязательности и равноправия сторон в судопроизводстве, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Судом сторонам вручены копия искового заявления и приложенные к ним документы, обосновывающие исковые требования, копия определения о подготовке дела к судебному разбирательству. Обязанность доказывания сторонам разъяснена, бремя доказывания между сторонами распределено, и стороны имели достаточно времени и возможностей для сбора и предоставления доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление доказательств и возражений в установленный срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ), в связи с чем, экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции Российской Федерации.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» №117-ФЗ от 21.07.1997 года, к гидротехническим сооружениям относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Под безопасностью понимается безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии со ст.8, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Согласно ст. 9, 10, 11 названного Федерального закона, на собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующую организацию возлагается обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно статье 14 главы 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам органов местного самоуправления отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального округа, вопросы охраны окружающей среды.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.
Гидротехническое сооружение <адрес>, расположенное в 10 км от <адрес>, находится в муниципальной собственности ГГО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданном №. муниципальному образованию «Горноуральй городской округ», на основании решения Пригородного районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение Верхне-Исинского пруда на <адрес> передано на баланс Покровской территориальной администрации.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлены нарушения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, водного законодательства и законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнического сооружения.
В ходе проверки установлено, что в результате произошедшего ДД.ММ.ГГГГ паводка на территории Горноуральского городского округа введен режим чрезвычайной ситуации. Одним из последствий природного явления явилось разрушение насыпи, повреждение гидротехнического сооружения на <адрес>, что привело к появлению обрывов вблизи автомобильной дороги и валке деревьев. Кроме того, произошедший паводок, привел к обмелению Верхне-Исинского водохранилища (Иван-озера).
ДД.ММ.ГГГГ комиссией произведено обследование гидротехнического сооружения Верхне-Исинского пруда на <адрес>, в ходе которого установлено, что в результате выпадения обильных осадков ДД.ММ.ГГГГ на Верхне-Исинском пруду произошло поднятие уровня воды. В связи с заниженой пропускной способностью существующего водосбросного сооружения перелив потока воды произошел через пониженные отметки гребня плотины. По результатам обследования установлено, что требуется подсыпка камнем в нижнем бьефе в основании пороговой балки, данный водоспуск полностью разрушен с обнажением прорана на скальном грунте, на участке плотины произошло оползание низового откоса плотины, т.е. произошла полная потеря устойчивости откоса. По результатам обследования комиссией принято решение разработать техническое решение на текущий ремонт, выполнить геодезическую съемку котлована данного водоспуска.
По результатам проверки установлено, что в нарушение ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117- ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией Горноуральского городского округа своевременных и эффективных мер, направленных на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и на ремонт (восстановление) работы гидротехнического сооружения на <адрес> не принято, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Горноуральского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ, с целью определения перечня мероприятий, необходимых для восстановления гидротехнического сооружений, была создана комиссия. ДД.ММ.ГГГГ комиссией было проведено обследование гидротехнического сооружения, по результатам которого составлен акт. Комиссией принят ряд решений, в том числе по разработке технического задания на разработку технического решения.
В настоящее время Научно-производственным предприятием «Проект СТРОЙКОМПЛЕКС» разработаны технические решения на текущий ремонт гидротехнических сооружений <адрес> Горноуральского городского округа.
Согласно информации, представленной администрацией Горноуральского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, ремонтно-восстановительные работы на гидротехническом сооружении <адрес> будут выполняться в ДД.ММ.ГГГГ году после прохождения весеннего половодья в случае выделения соответствующего финансирования.
Доказательств устранения, выявленных нарушений, суду на момент рассмотрения дела не представлено, наличие аварийного состояния, способного привести к чрезвычайным ситуациям, ответчиком в судебном заедании, не оспаривалось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что до настоящего времени безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде.
Выявленные нарушения свидетельствуют о не соблюдении Администрацией Горноуральского городского округа требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений. Право собственности на гидротехническое сооружение принадлежит муниципальному образованию, поэтому оснований для освобождения ответчика от возложенной на него законной обязанности не имеется.
Администрация Горноуральского городского округа, являясь исполнительно-распорядительным органом, обязана обеспечить безопасность гидротехнического сооружения, а также соблюдение обязательных требований при его эксплуатации, техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Бездействием администрации Горноуральского городского округа, выразившемся в неисполнении требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, не устранении нарушений требований эксплуатации гидротехнических сооружение, нарушаются законные права и интересы граждан, круг лиц которых индивидуализировать не представляется возможным, а также создается угроза возникновения чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь человеческие жертвы, причинить ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей и окружающей природной среде.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности бездействия администрации Горноуральского городского округа, выразившегося в самоустранении от выполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, поэтому заявление Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению.
Согласно статье 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Предложенный прокурором срок устранения нарушений в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, по мнению суда, является разумным с учетом значимости объекта и возможности возникновения чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями. При этом изменение срока исполнения решения суда возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, поскольку в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной, сумма государственной пошлины взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 12, 209, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Горноуральского городского округа об устранении нарушений требований безопасности гидротехнических сооружений удовлетворить.
Обязать Администрацию Горноуральского городского округа в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести гидротехническое сооружение Верхне-Исинского пруда на <адрес> городского округа в технически исправное состояние, отвечающее требованиям безопасности при его эксплуатации.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и/или принесения апелляционного представления через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Мотивированное решение по делу изготовлено 25 апреля 2022 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.