ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/15 от 29.06.2015 Ичалковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-102/2015 г

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с.Большое Игнатово 29 июня 2015г.

Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Гнатченко О.А.,

при секретаре Тутуркиной А.А.

с участием:

истца - прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаева Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Андреевский детский сад» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции,

установил:

Прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия обратился в суд с иском в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Андреевский детский сад» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия (далее - МБДОУ «Андреевский детский сад») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.

В обоснование заявления указал, что прокуратурой Большеигнатовского района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции, допущенные МБДОУ «Андреевский детский сад».

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействий коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) к числу основных принципов, противодействия коррупции относится комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения такой меры как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Согласно статье 13.3 Закона № 273-Ф3 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по противодействию коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;
  3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
  6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками общеобразовательных отношений предусмотрено и статьей 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 64 указанного Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Деятельность дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на обеспечение права на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования.

Прокурорской проверкой установлено, что ответчик не принимает мер по профилактике коррупционных проявлений предусмотренных статьей 13.3 Закона №273-ФЗ: обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений на конкретное подразделение или должностное лицо организации не возложены, порядок сотрудничества с правоохранительными органами и способы предотвращения и урегулирования конфликтов интересов не определены, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и не внедрены в практику, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят.

Невыполнение указанных требований сказывается на эффективности мер по профилактике коррупционных проявлений, осуществлять которые ответчик обязан в силу закона, а также не позволяет добиться необходимого качества предоставления образовательных услуг гражданам.

Указанные лица не могут быть выявлены и привлечены в качестве истцов, в связи с чем имеет место нарушение прав неопределённого круга лиц.

На основании изложенного прокурор обратился в суд, просит возложить на МДОУ «Андреевский детский сад» обязанность устранить нарушения законодательства и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:

- определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации и на предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- принять кодекс этики и служебного поведения работников организации.

В судебном заседании прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаев Н.Б. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика МБДОУ «Андреевский детский сад» ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика, исковые требования прокурора полностью признают.

Согласно п.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Исходя из этого, суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя ответчика МБДОУ «Андреевский детский сад».

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона № 273-ФЗ, к числу основных принципов, противодействия коррупции относится комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется, в том числе, путем применения такой меры как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Согласно статье 13.3 Закона № 273-Ф3 организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по противодействию коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных проявлений;

сотрудничество организации с правоохранительными органами;

разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками общеобразовательных отношений предусмотрено и статьей 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 64 указанного Федерального закона дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Деятельность дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на обеспечение права на образование и недопустимость дискриминации в сфере образования.

Согласно акта проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции от 03.06.2015г., ответчик не принимает мер по профилактике коррупционных проявлений предусмотренных статьей 13.3 Закона №273-ФЗ: обязанности по профилактике коррупционных и иных правонарушений на конкретное подразделение или должностное лицо организации не возложены, порядок сотрудничества с правоохранительными органами и способы предотвращения и урегулирования конфликтов интересов не определены, стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не разработаны и не внедрены в практику, кодекс этики и служебного поведения работников организации не принят.

Невыполнение указанных требований сказывается на эффективности мер по профилактике коррупционных проявлений, осуществлять которые ответчик обязан в силу закона, а также не позволяет добиться необходимого качества предоставления образовательных услуг гражданам.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

На основании изложенного, суд считает, что требования прокурора следует удовлетворить - возложить на МДОУ «Андреевский детский сад» обязанность устранить нарушения законодательства и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:

- определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации и на предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- принять кодекс этики и служебного поведения работников организации.

В соответствии с частью первой статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с частью первой статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п. п. 3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей, организациями - в размере 6000 рублей.

С учетом имущественного положения МБДОУ «Андреевский детский сад» в соответствии с подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.19, п.2 ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым, снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до рублей.

В силу части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБДОУ «Андреевский детский сад» в пользу местного бюджета (бюджета Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия) подлежит взысканию государственная пошлина в размере ) рублей, от уплаты которой был освобожден истец при обращении в суд.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Андреевский детский сад» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, удовлетворить.

Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Андреевский детский сад» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, обязанность устранить нарушения законодательства и в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия:

- определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации и на предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- принять кодекс этики и служебного поведения работников организации.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Андреевский детский сад» Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере ) рублей копеек в бюджет Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Большеигнатовский районный суд Республики Мордовия.

Судья Большеигнатовского

районного суда Республики Мордовия О.А. Гнатченко

Дело № 2-102/2015 г