ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/20 от 13.01.2019 Дудинского районного суда (Красноярский край)

54RS0013-01-2019-002859-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дудинка 12 марта 2020 года

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи С.В. Кулага, при секретаре М.М. Тарановой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-102/2020 по иску Государственной жилищной инспекции Новосибирской области к ФИО1 о нечинении препятствий в осуществлении государственных полномочий,

установил:

Государственная жилищная инспекция Новосибирской области обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что в государственную жилищную инспекцию поступило обращение по факту самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения <адрес>, принадлежащей на праве собственности ответчику Голубь Д.А. Для проверки соблюдения жилищного законодательства по указанному адресу необходимо провести обследование указанного жилого помещения с целью установления факта самовольной перепланировки и переустройства квартиры. Несмотря на неоднократные письменные уведомления, получить доступ в указанную квартиру не представилось возможным. Ответчику Голубь Д.А. направлялись уведомления о предоставлении доступа в жилое помещение для проведения мероприятий по контролю заказной почтой. На момент поведения проверки ответчик отсутствовал в квартире, тем самым препятствовал инспектору государственной жилищной инспекции Новосибирской области в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения. Об отказе в обследовании квартиры были составлены акты от 27.06.2019г., от 12.07.2019г.

В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса РФ, государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Таким уполномоченным органом исполнительной власти в Новосибирской области, согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 года № 208 -п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области», а также постановлению Правительства Новосибирской области от 05.06.2015г. №224-П, устанавливающим порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, является Государственная жилищная инспекция Новосибирской области. Порядок проведения проверок соблюдения гражданами обязательных требований установлен Постановлением Правительства Новосибирской области от 05.06.2014 № 224-п «О Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области». В соответствии с п. 32 Постановления № 224-п, предметом проверок граждан является соблюдение гражданами обязательных требований, в том числе требования к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Согласно п. 35 Постановления №224-п, допуск должностных лиц органа регионального государственного жилищного надзора в жилое помещение для проведения проверки, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается согласием гражданина, пользующегося данным жилым помещением на праве собственности или ином законном основании, или на основании судебного решения. Как установлено подпунктом 2 пункта 13 Положения об Инспекции, должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки вправе посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах. В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Положения об Инспекции, должностные лица инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право проводить обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю на указанных в подпункте контроль 2 настоящего пункта объектах. Согласно пункту 75 Приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 13.05.2015 года № 99 «Об утверждении административного регламента Государственной жилищной инспекции Новосибирской области" исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области», в случае непредставления лицом, в отношении которого исполняется государственная функция, доступа на объекты, используемые им при осуществлении деятельности, для проведения мероприятий по контролю, доступ должностного лица инспекции, уполномоченного на проведение проверки, на такие объекты для выполнения им служебных обязанностей, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается на основании судебного решения. Таким образом, целью получения разрешения суда на проникновение в жилое помещение ответчика является осуществление государственного контроля в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства Новосибирской области от 23.04.2012г. №208-п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области».

На основании изложенного просит суд обязать ФИО1 не препятствовать государственной жилищной инспекции Новосибирской области в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора государственной жилищной инспекции Новосибирской области в жилое помещение по адресу: <адрес> для осуществления государственных полномочий.

Стороны о времени и месте судебного заседания были извещены судом своевременно и надлежащим образом.

Представитель истца государственной жилищной инспекции Новосибирской области ФИО2 в судебное заседание не прибыл, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Ответчик Голубь Р.В., явившись в судебное заседание, исковые требования не признал, суду показал, что действительно является собственником квартиры <адрес>. Осмотру квартиры не препятствует, не может представить ее для осмотра, поскольку постоянно проживает в г. Дудинка. Лиц, которым он мог бы поручить представить для осмотра квартиру <адрес> не имеется. Просил в иске отказать.

Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Голубь Д.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 10-13).

12.04.2019 Главе города Бердска поступило обращение С.Г.П., проживающей по адресу: <адрес>, в котором она просит провести проверку квартир , указанного дома, поскольку предполагает, что в данных квартирах произведена незаконная перепланировка, в связи с чем в ее квартире, имеют место быть шумы воды, капельной течи и работающего чайника (л.д. 6).

Данное обращение было переадресовано начальнику государственной жилищной инспекции Новосибирской области (л.д. 5).

20.06.2019 должностным лицом – заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области был издан приказ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Голубь Д.А, по адресу: <адрес>, с целью регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области на основании поступления обращения от граждан от 29.05.2019 -ПГ по факту нарушения правил пользования помещением в многоквартирном доме (л.д. 7-9).

Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки 27.06.2019 в 10.30 часов, копия вышеуказанного приказа 21.06.2019 были направлены в адрес ответчика - <адрес> (л.д. 20-23). Указанные документы ответчиком получены не были.

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) от 27.06.2019, доступ в квартиру <адрес> собственником жилого помещения обеспечен не был (л.д. 16-17).

Повторное уведомление о проведении внеплановой выездной проверки 12.07.2019 в 10.00 часов было 28.06.2019 направлено в адрес ответчика - <адрес> (л.д. 20-23). Указанное уведомление ответчиком получено не было (л.д. 24-25).

Согласно акту проверки органом государственного контроля (надзора) от 12.07.2019 доступ в квартиру <адрес> собственником жилого помещения обеспечен не был (л.д. 14-15).12.07.2019 копии актов проверки органом государственного контроля (надзора) от 27.06.2019, 12.07.2019 были направлены в адрес ответчика - <адрес> (л.д.26-27).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент поведения проверки ответчик отсутствовал в квартире, тем самым препятствовал инспектору государственной жилищной инспекции Новосибирской области в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения.

Доводы ответчика о том, что он не может предоставить принадлежащее ему жилое помещение для осмотра, поскольку проживает в другом регионе, суд считает не состоятельными, поскольку в силу ч. 4 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Являясь собственником жилого помещения, ответчик не вправе нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Согласно ч. 1-3 ст. 3 Жилищного кодекса РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера.

Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища является одним из основных начал жилищного законодательства.

В соответствии с п.6, п. 7 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.

В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса РФ, государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что таким уполномоченным органом исполнительной власти в Новосибирской области, согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 года № 208 -п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области», а также Постановлению Правительства Новосибирской области от 05.06.2015 №224-п, устанавливающему порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, является Государственная жилищная инспекция Новосибирской области. Порядок проведения проверок соблюдения гражданами обязательных требований установлен Постановлением Правительства Новосибирской области от 05.06.2014 № 224-п «О Порядке осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области». В соответствии с п. 32 Постановления № 224-п, предметом проверок граждан является соблюдение гражданами обязательных требований, в том числе требования к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Согласно п. 35 Постановления № 224-п, допуск должностных лиц органа регионального государственного жилищного надзора в жилое помещение для проведения проверки, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается согласием гражданина, пользующегося данным жилым помещением на праве собственности или ином законном основании, или на основании судебного решения.

Как установлено подпунктом 2 пункта 13 Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области, должностные лица Инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки вправе посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах. В соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Положения об Инспекции, должностные лица инспекции в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право проводить обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю на указанных в подпункте контроль 2 настоящего пункта объектах.

Согласно пункту 75 Приказа Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от 13.05.2015 года № 99 «Об утверждении административного регламента Государственной жилищной инспекции Новосибирской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области», в случае непредставления лицом, в отношении которого исполняется государственная функция, доступа на объекты, используемые им при осуществлении деятельности, для проведения мероприятий по контролю, доступ должностного лица инспекции, уполномоченного на проведение проверки, на такие объекты для выполнения им служебных обязанностей, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлеченных к проведению мероприятий по контролю, обеспечивается на основании судебного решения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку действия ответчика по воспрепятствованию доступа представителя истца к жилому помещению, собственником которого он является, препятствует истцу в осуществлении государственного контроля в соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства Новосибирской области от 23.04.2012г. №208-п «Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции Новосибирской области».

Также в соответствии со статьей 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района в размере 300 (триста) рублей.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственной жилищной инспекции Новосибирской области удовлетворить.

Обязать ФИО1 не препятствовать государственной жилищной инспекции Новосибирской области в осуществлении государственных полномочий и обеспечить доступ государственного инспектора государственной жилищной инспекции Новосибирской области в жилое помещение по адресу: <адрес>, для осуществления государственных полномочий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья С.В. Кулага

В полном объеме решение изготовлено 13 марта 2020 года.