ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/2014 от 20.05.2014 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

 Дело №

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 20 мая 2014г. г.Смоленск

 Ленинский районный суд г.Смоленска

 в составе:

 председательствующего судьи Кудряшова А.В.

 при секретаре Зайцевой Е.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению МУП «Смоленсктеплосеть» об оспаривании представления прокурора Смоленской области об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции,

 установил:

 МУП «Смоленсктеплосеть» обратилось в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ., содержащего адресованное данному муниципальному предприятию требование о расторжении трудового договора с бывшим сотрудником Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту также - Центральное управление Ростехнадзора) ФИО1, как заключенного в отсутствие согласия на это соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, сославшись на отсутствие у ФИО1 необходимости в получении подобного согласия.

 Представитель заявителя ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленное требование, отметив, что до принятия на работу в МУП «Смоленсктеплосеть» ФИО1 работал в Центральном управлении Ростехнадзора, которые, однако, не было наделено функциями управления в отношении названного муниципального предприятия.

 Представитель прокуратуры Смоленской области Шишков М.Н., возражая против удовлетворения заявления, указал на законность и обоснованность оспариваемого представления.

 Заинтересованные лица - ФИО1, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили.

 Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

 Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.64.1 ТК РФ и п.3.1 ст.17 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».

 В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ функции государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

 Исходя из положений Указа Президента РФ от 21.07.2010 №925, при применении ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» необходимо исходить из перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. №557, а также из перечня должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утв.Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009г. №557 (аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года).

 Приказом Ростехнадзора от 31.08.2009 №759, действовавшим до 12.04.2014г., а также ныне действующим приказом Ростехнадзора от 05.02.2014 №40, к должностям, замещение которых в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору связано с коррупционными рисками, отнесены, в частности, должности главного государственного инспектора и государственного инспектора.

 В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ. занимал должности государственной гражданской службы – государственного инспектора отдела по надзора за электрическими станциями, тепловыми установками и сетями, надзору за оборудованием, работающим под давлением УТЭН по Смоленской области, и главного государственного инспектора отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями по Смоленской области Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (л.д.69-70).

 В силу п.п.3.3.1, 3.3.6, 3.3.8 должностного регламента по последней из названных должностей в обязанности ФИО1 входили организация и проведение проверок (инспекций) и иных мероприятий по надзору и контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности, в том числе по надзору и контролю за соблюдением требований безопасности при эксплуатации тепловых установок и сетей, при проведении работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, за соблюдением порядка подготовки, проверки знаний правил и норм и аттестации руководителей, специалистов и рабочих организаций, осуществляющих, в том числе, эксплуатацию тепловых установок и сетей (л.д.37-45).

 Приказом руководителя упомянутого Управления от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 уволен с занимаемой должности главного государственного инспектора отдела по надзору за оборудованием, работающим под давлением, тепловыми установками и сетями по Смоленской области (л.д.46).

 ДД.ММ.ГГГГ. между МУП «Смоленсктеплосеть» и ФИО1 заключен трудовой договор, в соответствии с которым, последний принят на работу на должность начальника производственно – технического отдела МУП «Смоленсктеплосеть», а в ДД.ММ.ГГГГ. (т.е. после заключения названного трудового договора) ФИО1 в соответствии со ст.12 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» обратился в Центральное управление Ростехнадзора с заявлением о получении согласия на замещение упомянутой должности.

 Решением комиссии Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов от 19ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 отказано в разрешении названного обращения по существу и его заявление рассмотрено на заседании названой комиссии только ДД.ММ.ГГГГ., на котором членами комиссии единогласно принято решение об отказе ФИО1 в замещении должности начальника производственно – технического отдела МУП «Смоленсктеплосеть» по причине того, что в период работы в названном Управлении он осуществлял контрольно – надзорную деятельность в отношении МУП «Смоленсктеплосеть», в связи с чем, замещение ФИО1 должности начальника производственно-технического отдела данного муниципального предприятия может повлечь за собой конфликт интересов (л.д.15-23, 35).

 Вступившим в законную силу решением Мещанского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. указанный отказ комиссии Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в даче ФИО1 согласия на замещение упомянутой должности в МУП «Смоленсктеплосеть» признан законным, а соответствующие требования ФИО1 об оспаривании названного решения комиссии – оставлены без удовлетворения.

 При этом, суд исходил из того, что до увольнения с государственной гражданской службы в полномочия ФИО1 входило осуществление контрольных и надзорных мероприятий, а замещение им на условиях трудового договора должности начальника производственно-технического отдела в коммерческой организации МУП «Смоленсктеплосеть», в отношении которой упомянутым Управлением производилось осуществление таких контрольных и надзорных мероприятий, могло повлечь конфликт интересов по причине наличия у ФИО1 возможности повлиять на сотрудников Управления при выполнении ими контрольных функций в отношении указанной организации.

 По результатам проведенной проверки по обращению руководителя Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в связи с отсутствием согласия указанной комиссии на замещение ФИО1 названной должности в МУП «Смоленсктеплосеть» прокурором Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ. в данное муниципальное предприятие внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции посредством расторжения заключенного с ФИО1 трудового договора.

 Анализ имеющихся в деле доказательств, позволяет суду придти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных МУП «Смоленсктеплосеть» требований.

 На основании ст.ст.22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона вносит в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, представление об устранении нарушений закона.

 В силу п.11 ч.1 ст.77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является, в частности, нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.

 В соответствии с разделом III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009г. №557, запреты, установленные Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указом Президента РФ от 21.07.2010г. №925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», распространяются и в отношении должностей федеральной государственной гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

 Таким образом, правило о том, что отдельные функции по государственному управлению организацией должны входить в должностные обязанности федерального государственного служащего по прежнему месту службы, подразумевает не только осуществление лицом организационно – распорядительных или административно – хозяйственных функций в отношении соответствующего предприятия (организации), но и осуществление контрольных и надзорных мероприятий.

 Поскольку ФИО1, замещая должности государственного инспектора и главного государственного инспектора в структуре названного Управления, был вправе осуществлять контрольные и надзорные мероприятия в отношении МУП «Смоленсктеплосеть» (данное обстоятельство представителем заявителя в ходе судебного разбирательства не оспаривалось), для замещения им должности начальника производственно – технического отдела данного муниципального предприятия требовалось получение упомянутого выше согласия комиссии, которое отсутствует.

 При таком положении, в оспариваемом заявителем представлении прокурора Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ. обоснованно указано на допущенное МУП «Смоленсктеплосеть» нарушение при оформлении трудовых отношений с ФИО1, который неправомерно принят на работу при отсутствии на это названного согласия, в связи с чем, данное представление следует признать законным.

 С учетом изложенного, доводы МУП «Смоленсктеплосеть» об отсутствии у ФИО1 при замещении в Управлении должностей государственной гражданской службы полномочий по управлению МУП «Смоленсктеплосеть», а также об отсутствии утвержденного перечня должностей, на которые распространяется установленное ч.1 ст.12 Федерального закона от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» ограничение, основаны на неверном толковании закона.

 При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

 Руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

 решил:

 Заявление МУП «Смоленсктеплосеть» об оспаривании представления прокурора Смоленской области об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.

 _

 Председательствующий                   А.В. Кудряшов