ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/2014 от 30.01.2014 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 30 января 2014 года г.Ханты-Мансийск

 Тюменской области

 Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

     при секретаре Краевой Е.С.,

 с участием представителя истца ФИО2, предоставившего выписку из протокола профсоюзного собрания № от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчика ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ 45, ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исх.№

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Профсоюза "Рабочая солидарность" к Муниципальному предприятию "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" об оспаривании отказа в предоставлении информации по социально-трудовым вопросам,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратился в Ханты – Мансийский районный суд к ответчику с требованиями о признании незаконными действий по непредоставлению информации по социально-трудовым вопросам для выполнения уставной деятельности, об обязании предоставлять необходимую информацию по социально-трудовым вопросам для контроля исполнения Трудового кодекса РФ, коллективного договора, соглашения и выполнения своей уставной деятельности; о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аттестации рабочих мест» незаконным и нарушающим статью 372 Трудового кодекса РФ и Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ № № от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании судебных расходов на оплату государственной пошлины.

 Исковое требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился к ответчику с просьбой о предоставлении заверенной должным образом информации о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП «УТС», для установления факта приобретения необходимого трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии слесарю по обслуживанию тепловых сетей по списку № 2. Остальная информация нужна была профсоюзу для установления правомерности повышения часовых тарифных ставок и окладов работникам предприятия только на 5% с января 2013 года, при уровне инфляции за ДД.ММ.ГГГГ в России свыше 6%. Ответчик отказал истцу в предоставлении данной информации, несмотря на нормативную обоснованность заявленных просьб, чем нарушил право профсоюза на информацию по социально-трудовым вопросам (ст.17 ФЗ № 10-ФЗ от 12.01.1996), право работников, участвующих в профсоюзе, на получение информации от работодателя по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников (ст.ст. 52,53 ТК РФ). Кроме того, ответчик нарушил право профсоюза на участие в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.

 Уточнив исковые требования, просит об обязании МП «УТС» предоставить профсоюзу «Рабочая солидарность» информацию по следующим вопросам по состоянию на 2013 год: о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП «УТС» (с разбивкой на подземные и надземные в километрах); о среднесписочной численности основного производственного персонала; о среднесписочной численности административно-управленческого персонала; о расходах на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала и административно-управленческого персонала; о количестве аварий на тепловых сетях; о доле в утвержденном тарифе на тепловую энергию расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала; об общехозяйственных расходах; бухгалтерскую справку об удержании профсоюзных взносов за прошедший период с ДД.ММ.ГГГГ с членов профсоюза «Рабочая солидарность» (о сумме ежемесячных удержаний из заработной платы каждого из членов профсоюза «Рабочая солидарность»).

 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований об отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда», предоставления сведений о ежемесячном удержании сумм профсоюзных взносов, персонально каждому работнику, являющемуся членом профсоюза «Рабочая солидарность» за период 2013 год прекращено в связи с заключением сторонами мирового соглашения.

 В судебном заседании представитель истца настаивает на удовлетворении исковых требований в части оспаривания отказа в предоставлении запрошенной информации, доводы искового заявления в данной части поддерживает в полном объеме.

 Представители ответчика возражают против удовлетворения искового требования по доводам, изложенным в мотивированном отзыве на иск и в дополнении к нему, указывая, что в запрашиваемом истцом объеме информация была раскрыта на официальном сайте организации в сети «Интернет»,о чем было сообщено представителю истца; права и законные интересы истца не нарушены.

 Заслушав представителей сторон, суд, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, приходит к следующему.

 Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ вх.№ председатель профкома профсоюза «Рабочая солидарность» ФИО2 обратился от имени членов профсоюза к директору МП «УТС» с просьбой о предоставлении информации по социально-трудовым вопросам о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП «УТС» с разбивкой на подземные и наземные работы, о среднесписочной численности основного производственного и административно-управленческого персонала, о расходах на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного и административно-управленческого персонала до ДД.ММ.ГГГГ и после, о количестве аварий на тепловых сетях, о доле в утвержденном тарифе на тепловую энергию расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, об общехозяйственных расходах.

 ДД.ММ.ГГГГ исх.№ ответчик отказал истцу в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на то, что она не является социально-правовой, и потому не может быть предоставлена профсоюзу, также указал, что тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение с ДД.ММ.ГГГГ не изменились.

 Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. N 570 "О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования" утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования.

 Согласно п.п. 17,18 Стандартов, в отношении каждой из групп сведений, указанных в пункте 16 настоящего документа, указывается информация: о наименовании органа регулирования, принявшего решение об установлении цен (тарифов); о реквизитах (дата и номер) такого решения; о величине установленной цены (тарифа); о сроке действия цены (тарифа); об источнике официального опубликования решения.

 В рамках общей информации о регулируемой организации раскрытию подлежат следующие сведения: а) наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество руководителя регулируемой организации; б) основной государственный регистрационный номер, дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации в качестве юридического лица; в) почтовый адрес, адрес фактического местонахождения органов управления регулируемой организации, контактные телефоны, а также (при наличии) официальный сайт в сети "Интернет" и адрес электронной почты; г) режим работы регулируемой организации, в том числе абонентских отделов, сбытовых подразделений и диспетчерских служб; д) регулируемый вид деятельности; е) протяженность магистральных сетей (в однотрубном исчислении) (километров); ж) протяженность разводящих сетей (в однотрубном исчислении) (километров).

 ДД.ММ.ГГГГ вх.№ к ответчику поступило повторное обращение Первичной профсоюзной организации МП «УТС» о предоставлении ранее запрашиваемой информации, в ответе на которое ответчик сообщил, что запрашиваемая информация в полном объеме размещена на официальном сайте МП «УТС» и на сайте органа местного самоуправления, в связи c этим отсутствует необходимость в ее предоставлении.

 В обоснование неправомерности отказа в предоставлении информации по перечисленным в запросе от 21.08.2013г. социально-трудовым вопросам, в частности информацию о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП УТС, истец указывает, что таковая информация необходима для установления факта приобретения необходимого трудового стажа для назначения досрочной трудовой пенсии слесарю по обслуживанию тепловых сетей по Списку № 2.

 Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", слесари по обслуживанию тепловых сетей, постоянно занятые на подземных трубопроводах, камерах и каналах до мест разграничения с абонентами, имеют право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

 Между тем, из искового заявления не следует, в интересах какого именно работника обращался председатель профсоюза за предоставлением такой информации, обращался ли такой работник в должности слесаря к профсоюзу за защитой своих трудовых прав и законных интересов и является ли этот слесарь членом профессионального союза «Рабочая солидарность»; каким образом информация о протяженности магистральных и разводящих сетей влияет на назначение пенсии на льготных условиях, а не занимаемая должность.

 Иная перечисленная в запросе информация, указывает истец, была необходима профсоюзу для установления правомерности повышения часовых тарифных ставок и окладов работникам предприятия на <данные изъяты>% с ДД.ММ.ГГГГ года при уровне инфляции за ДД.ММ.ГГГГ в России свыше <данные изъяты>

 Также требование истца обосновано неправомерностью непредоставления запрошенной информации по всем работникам предприятия, тогда как у истца имеются полномочия для защиты прав и законных интересов лишь членов профсоюза при условии обращения последних с соответствующим заявлением.

 Более того, запрошенная председателем профсоюза информация по социально-трудовым вопросам о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП «УТС» с разбивкой на подземные и наземные работы, о среднесписочной численности основного производственного и административно-управленческого персонала, о расходах на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного и административно-управленческого персонала до ДД.ММ.ГГГГ и после, о количестве аварий на тепловых сетях, о доле в утвержденном тарифе на тепловую энергию расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № является обязательной к опубликованию и, как следует из распечаток с официального Интернет-сайта МП «УТС» <данные изъяты> указанная информация в том числе в запрашиваемом объеме опубликована ответчиком в соответствующем разделе «Раскрытие информации», о чем ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истцу, сославшись при этом на электронный адрес Интернет-сайта, а также на печатные издани - «Новости Югры» (№ № ДД.ММ.ГГГГ, №, ДД.ММ.ГГГГ), «Самарово - Ханты-Мансийск» (№, ДД.ММ.ГГГГ), в которых были раскрыты запрашиваемые сведения.

 В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 Следовательно, непредоставлением по запросу истца информации по вышеперечисленным социально-трудовым вопросам права и законные интересы истца нарушены не были.

 В судебном заседании представители обеих сторон поясняют, что действующие тарифы на тепловую энергию, которыми ответчик регулирует цены на нее, устанавливаются и утверждаются приказами Региональной службы по тарифам.

 Представители ответчика при этом обратили внимание суда на то, что расчет таких тарифов производится в установленном законом порядке, исходя из анализа данных, предоставляемых всеми организациями, оказывающими услуги по теплоснабжению.

 Данный факт в судебном заседании не оспаривается представителем истца.

 Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) установлен Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно статье 10 которого установлены основанные принципы государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность).

 Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию осуществляется в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

 Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.

 Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении указанных предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для теплоснабжающих организаций, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям и договорам аренды, объектами которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года (ч.5 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

 В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года или в течение периода их действия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок не позднее чем в течение одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются указанные предельные уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), приводят свои решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней тарифов. В случае изменения предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность) федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения более чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с указанными предельными уровнями тарифов или приводят свои ранее принятые решения об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней тарифов.

 Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности изменения на период до трех лет долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления поселения или городского округа, в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры (ч. 6.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

 Согласно ч. 7 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

 Тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

 Однако статьей 12 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено основание отмены регулирования тарифов – в случае возможности осуществления в пределах отдельной системы теплоснабжения экономически оправданного перехода из состояния рынка, характеризующегося отсутствием конкуренции, в состояние конкурентного товарного рынка в сфере теплоснабжения.

 Отмена регулирования тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по предложению органа местного самоуправления поселения или городского округа по согласованию с организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, или по предложению организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по согласованию с органом местного самоуправления поселения или городского округа и по согласованию с федеральным антимонопольным органом.

 Из буквального толкования приведенных правовых норм, регулирующих порядок государственного регулирования цен (тарифов) на тепловую энергию, следует, что конкретная доля расходов на оплату труда и отчисления на нужды персонала организации, в том числе МП «УТС», не заложена в тариф на тепловую энергию и не может являться достоверной для установления правомерности повышения часовых тарифных ставок и окладов работникам предприятия ответчика на <данные изъяты> с января ДД.ММ.ГГГГ года, что желает установить представитель истца в результате рассмотрения искового заявления.

 При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях ответчика неправомерности, поскольку запрошенная истцом информация о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП «УТС» с разбивкой на подземные и наземные работы, о среднесписочной численности основного производственного и административно-управленческого персонала, о расходах на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного и административно-управленческого персонала до ДД.ММ.ГГГГ и после, о количестве аварий на тепловых сетях, о доле в утвержденном тарифе на тепловую энергию расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала опубликована на официальном Интернет-сайте МП «УТС» <данные изъяты> разделе «Раскрытие информации» в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 570, права и законные интересы профсоюза «Рабочая солидарность» и его членов не нарушены.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований Профсоюза "Рабочая солидарность" к Муниципальному предприятию "Управление теплоснабжения и инженерных сетей" об оспаривании отказа в предоставлении информации по социально-трудовым вопросам за 2013 год о протяженности магистральных и разводящих сетей, обслуживаемых МП «УТС», с разбивкой на надземные и подземные в километрах; о среднесписочной численности основного производственного персонала, административно-управленческого персонала; о расходах на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонал, административно-управленческого персонала; о количестве аварий на тепловых сетях; о доле расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала в утвержденном тарифе на тепловую энергию; об общехозяйственных нуждах -отказать.

 Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

 Мотивированное решение суда составлено 4 февраля 2014 года.

 Судья Ханты-Мансийского

 районного суда А.А. Литвинова