ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/2016 от 20.04.2016 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2-102/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2016 года г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Булыгиной Н.В.

при секретаре Даниловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по иску Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» о признании незаконным бездействия ООО «Полигон» по неразработке публичного договора для граждан, возложении обязанности разработать публичный договор для граждан,

у с т а н о в и л :

Администрация города Твери обратилась в суд с требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» о признании незаконным бездействия ООО «Полигон» по неразработке публичного договора для граждан, возложении обязанности разработать публичный договор для граждан.

Исковые требования администрацией города Твери несколько раз уточнялись, в обоснование требований указано следующее.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – закон № 458-ФЗ) изменен подход к организации деятельности по обращению с отходами и перераспределены в данной области полномочия между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В силу статьи 13 закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Нормы закона № 89-ФЗ предусматривают организацию деятельности по сбору отходов в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, утвержденной субъектом Российской Федерации.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).

Все перечисленные нормы законодательства действуют с 01 января 2016 года.

При этом, в силу статьи 23 закона № 458-ФЗ утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем (п. 5).

До настоящего времени требования к составу и содержанию таких схем, которые в силу ст. 5 закона № 89-ФЗ, должны быть установлены Российской Федерацией, не установлены.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ст. 23 закона № 458-ФЗ).

До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (п. 7 ст. 23 закона № 458-ФЗ).

На официальном сайте ООО «Полигон» размещен договор на размещение отходов, полностью регулирующий отношения ООО «Полигон» с заказчиком услуги. При этом данный договор распространяет свое действие фактически на всех потребителей города Твери, включая граждан.

Пункт 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми яхтами.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время ООО «Полигон» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по размещению отходов для муниципального образования город Тверь. Таким образом, как указывает администрация, договор на оказание услуг по размещению отходов является публичным, заключение которого обязательно для 000 «Полигон» как для лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, с учетом наличия доминирующего положения на рынке услуг по сбору и обработке отходов, в части размещения отходов.

Исходя из сути публичности договора предполагается, что любое лицо (организация, ИП, гражданин) может обратиться к ООО «Полигон» с целью получения услуги и ООО «Полигон» не вправе отказать в её предоставления в отсутствии обоснованных экономических и технологических препятствий.

Однако условия договора создают определенные препятствия для реализации гражданам такой возможности. Опубликованный ООО «Полигон» договор фактически направлен на регулирование отношений хозяйствующих субъектов и рассчитан на то, что со стороны заказчика будет выступать специализированная организация - перевозчик.

Согласно действующему законодательству деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов - V классов опасности, является лицензируемой. Однако для транспортирования отходов класса опасности получение лицензии не предусмотрено. Таким образом, любой житель города Твери вправе обратиться в ООО «Полигон» для размещения отходов V класса опасности, образовавшиеся в результате жизнедеятельности самостоятельно.

Однако размещенным на официальном сайте ООО «Полигон» договором установлены условия, которые абсолютно не учитывают тот факт, что заказчиком по такому договору может быть не только юридическое лицо, но и непосредственно жители города Твери, проживающие в частной жилой застройке, собственники помещений, выбравшие такой способ управления многоквартирным домом, как непосредственное управление собственниками помещений. Фактически в таком случае граждане ограничены в возможности получения услуги и вынуждены заключать договора со сторонней организацией, неся при этом дополнительные убытки.

В соответствии с решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368 «Об утверждении Правил благоустройства города Твери» юридические лица и физические лица, в силу закона или договора принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны осуществлять вывоз и размещение утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обязанность заключения договора с перевозчиком в рассматриваемой ситуации действующим законодательством не предусмотрена. У юридических лиц и граждан есть право выбора способа выполнения своих обязательств.

Более того, часть условий договора с ООО «Полигон» являются кабальными и не отвечают требованиям действующего законодательства.

Так, приказом РЭК для населения установлен тариф в единицах измерения -тонны, а опубликованным ООО «Полигон» договором предусмотрена 100 % -предоплата предоставляемой услуги (раздел 4 договора).

Вместе с тем, статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт д.).

Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате -жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью удержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ вопросы содержания, ремонта и использования общего имущества многоквартирного дома, а также установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения находятся в исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в доме.

При этом, необходимо учитывать, что в силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В настоящее время плата собственникам (нанимателям, арендаторам) помещений многоквартирном доме за вывоз бытовых отходов рассчитывается исходя из общей площади занимаемого помещения.

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых смещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из снимаемой общей площади жилого помещения (часть 2 статьи 156 ЖК РФ).

Также договор содержит условие об обязанности оплаты услуг в порядке 100 % предоплаты путем перечисления Заказчиком денежных средств со своего расчетного счета на расчетный счет Исполнителя, согласно заявленным объемам, указанным в Приложении 2. После поступления оплаты в полном объеме, Исполнитель выдает Заказчику талоны на размещение отходов на полигоне Исполнителя в количестве, в соответствующем оплаченной номинальной массе отходов. Талоны действуют в течение указанного на них срока и возврату (обмену) не подлежат, в том числе в случае несвоевременного использования талонов, их утери, порчи, передачи третьим лицам, а соответствующие уплаченные денежные средства на приобретение талонов на размещение отходов возврату и/или зачету не подлежат (пункт 4.4. договора).

По общему правилу, согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Неясно каким образом, будут регулироваться Отношения по размещению отходов гражданами, осуществляющими вывоз отходов самостоятельно, в договоре не отрегулирован. Так, при приобретении гражданами, осуществляющими вывоз отходов самостоятельно, талона на размещение отходов, предусмотренный договором, с номинальной массой, представляющей собой максимальное количество отходов в тоннах (минимальная единица измерения), закладываемый объем просто не соразмерим с тем количеством отходов, который может производить гражданин в результате жизнедеятельности в год. При этом талоны действуют в течение указанного на них срока, возврату (обмену) не подлежат, а соответствующие уплаченные денежные средства на приобретение талонов на размещение отходов возврату и/или зачету не подлежат. И каким образом предполагается производить расчеты в таком случае неясно, с учетом включения условия о 100 % предоплате на приобретение талона для такого гражданина.

Дополнительно договор содержит условие об обязанности Заказчика самостоятельно рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, не все юридические лица, являются организациями, в результате деятельности которого образуются отходы. Из системного толкования статей 1, 16 Федерального закона от 0.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воз действия.

Исходя из статей 1,12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит -специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Поскольку ООО «Полигон» осуществляет деятельность по размещению отходов в специально оборудованном месте, а к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления, то плату за - негативное воздействие должен вносить ООО «Полигон».

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).

В силу ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.

Понятийный аппарат в области обращения с отходами определен статьей 1 закона № 89-ФЗ, так под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под объектом размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года (п. 8 ст. 23 закона № 458-ФЗ).

Таким образом, действующим законодательством взимание платы за негативное воздействие за образование отходов в процессе жизнедеятельности жителей города не предусмотрено, равно как и не предусмотрена обязанность физических лиц в целом вносить такую плату, при этом на ООО «Полигон» лежит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду от стационарного источника размещения отходов и за размещение отходов.

Кроме того, данная плата является не договорной платой, а обязательным платежом, вносимым плательщиками в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Исходя из норм Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета по нормативу: 5 процентов, 40 процентов и 55 процентов соответственно.

Тексты договора № 1 (жилой фонд) и физические лица (форма № 4), размещенные на официальном сайте ООО «Полигон»), не отвечают требованиям действующего законодательства.

Таким образом, предлагаемые ООО «Полигон» условия публичного договора ущемляют права граждан, проживающих на территории города Твери.

В связи с чем, администрация города Твери просит обязать ООО Полигон» разработать публичный договор для жилого фонда соответствующий требованиям действующего законодательства путем внесения изменений в форму № 1 (жилой фонд), размещенную на официальном сайте ООО «Полигон» и разработать публичный договор для граждан соответствующий требованиям действующего законодательства путем внесения изменений в форму № 4 (физические лица), размещенную на официальном сайте ООО «Полигон».

В судебном заседании представитель администрации г. Твери по доверенности Ковалева И.И. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.

Представитель Департамента ЖКХ и жилищной политики администрации г. Твери по доверенности Снурницын А.Е. согласился с требованиями администрации г. Твери, указав, что исковые требования администрации г. Твери законные и обоснованные.

Представитель ООО «Полигон» по доверенности Сидорова Т.А. возражала против удовлетворения требований администрации г. Твери, представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела.

В судебном заседании стороны пришли частично к соглашению по изложению отдельных пунктов договора.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу п. 24 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих организации местного самоуправления в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах городского округа.

Статьей 46 Закона «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) наделены правом предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В целях защиты прав неопределенного круга потребителей органы местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 46 ГПК РФ наделены правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Поскольку в данном случае невозможно привлечь к участию всех жителей города Твери, чьи права нарушены, администрация города Твери обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц.

В силу статьи 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием предполагает обязанность суда при применении норм права исследовать и оценивать все условия, предлагаемые гражданам, учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о предоставлении услуг данной категории потребителей в полном объеме и в таком виде, которые применимы для таковых.

Право граждан на благополучную окружающую среду закреплено в Конституции РФ и Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия 12 человека.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее – закон № 458-ФЗ) изменен подход к организации деятельности по обращению с отходами и перераспределены в данной области полномочия между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

В силу статьи 13 закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Нормы закона № 89-ФЗ предусматривают организацию деятельности по сбору отходов в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, утвержденной субъектом Российской Федерации.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ст. 24.6 закона № 89-ФЗ).

Все перечисленные нормы законодательства действуют с 01 января 2016 года.

При этом, в силу статьи 23 закона № 458-ФЗ утверждение территориальных схем в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, уполномоченными в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в редакции настоящего Федерального закона) органами и наделение юридических лиц статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами должны быть осуществлены не позднее чем в течение шести месяцев со дня вступления в силу требований к составу и содержанию таких схем (п. 5).

Вместе с тем, до настоящего времени требования к составу и содержанию таких схем, которые в силу ст. 5 закона № 89-ФЗ, должны быть установлены Российской Федерацией, не установлены.

Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 6 ст. 23 закона № 458-ФЗ).

До наделения юридического лица статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (п. 7 ст. 23 закона № 458-ФЗ).

На официальном сайте ООО «Полигон» размещен договор на размещение отходов, полностью регулирующий отношения ООО «Полигон» с заказчиком услуги. При этом данный договор распространяет свое действие фактически на всех потребителей города Твери, включая граждан. Судом установлено, что тексты договора № 1 (жилой фонд) и физические лица (форма № 4), размещенные на официальном сайте ООО «Полигон»), не отвечают требованиям действующего законодательства.

Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми яхтами.

В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. В настоящее время ООО «Полигон» является единственным хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по размещению отходов для муниципального образования город Тверь.

Таким образом, суд считает, что договор на оказание услуг по размещению отходов является публичным, заключение которого обязательно для ООО «Полигон» как для лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, с учетом наличия доминирующего положения на рынке услуг по сбору и обработке отходов, в части размещения отходов, следовательно, ООО «Полигон» не вправе отказать в предоставлении услуги организации, ИП, гражданину по причине отсутствия обоснованных экономических и технологических препятствий. Это и корреспондирует положениям статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами. При этом, фактом согласия заказчика на оказание услуги могут являться, в том числе фактические действия, то есть любое лицо вправе непосредственно приехать на полигон и рассчитывать на получение услуг в рамках опубликованной оферты (договор). Отказ от заключения и, соответственно, исполнения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.

Суд соглашается с утверждением представителей администрации г. Твери, что условия договора создают определенные препятствия для реализации гражданам такой возможности. Опубликованный ООО «Полигон» договор фактически направлен на регулирование отношений хозяйствующих субъектов и рассчитан на то, что со стороны заказчика будет выступать специализированная организация - перевозчик.

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V классов опасности, является лицензируемой. Однако для транспортирования отходов класса опасности получение лицензии не предусмотрено. Таким образом, любой житель города Твери вправе обратиться в ООО «Полигон» для размещения отходов V класса опасности, образовавшиеся в результате жизнедеятельности самостоятельно.

Однако, размещенный на официальном сайте ООО «Полигон» текст договора содержит условия, которые не учитывают тот факт, что заказчиком по такому договору может быть не только юридическое лицо, но и непосредственно жители города Твери, проживающие в частной жилой застройке, собственники помещений, выбравшие такой способ управления многоквартирным домом, как непосредственное управление собственниками помещений. Фактически в таком случае граждане ограничены в возможности получения услуги и вынуждены заключать договоры со сторонней организацией, неся при этом дополнительные убытки.

В соответствии с решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368 «Об утверждении Правил благоустройства города Твери» юридические лица и физические лица, в силу закона или договора, принявшие на себя обязательства содержать территории, здания, строения, сооружения, обязаны осуществлять вывоз и размещение утилизацию, переработку) отходов из мест сбора и временного хранения твердых бытовых отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обязанность заключения договора с перевозчиком в рассматриваемой ситуации действующим законодательством не предусмотрена. У юридических лиц и граждан есть право выбора способа выполнения своих обязательств.

В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что часть условий договора с ООО «Полигон» не ответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

А именно, приказом РЭК для населения установлен тариф в единицах измерения - тонны, а опубликованным ООО «Полигон» договором предусмотрена 100 % - предоплата предоставляемой услуги (раздел 4 договора).

Вместе с тем, статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме (подпункт д.).

Содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате -жизнедеятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса РФ вопросы содержания, ремонта и использования общего имущества многоквартирного дома, а также установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения находятся в исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в доме.

При этом, необходимо учитывать, что в силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В настоящее время плата собственникам (нанимателям, арендаторам) помещений вмногоквартирном доме за вывоз бытовых отходов рассчитывается исходя из общей площади занимаемого помещения.

Размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (часть 2 статьи 156 ЖК РФ).

Судом установлено, что в нарушение требований норм жилищного законодательства договор содержит условие об обязанности оплаты услуг в порядке 100 % предоплаты путем перечисления Заказчиком денежных средств со своего расчетного счета на расчетный счет Исполнителя, согласно заявленным объемам, указанным в Приложении 2. После поступления оплаты в полном объеме, Исполнитель выдает Заказчику талоны на размещение отходов на полигоне Исполнителя в количестве, в соответствующем оплаченной номинальной массе отходов. Талоны действуют в течение указанного на них срока и возврату (обмену) не подлежат, в том числе в случае несвоевременного использования талонов, их утери, порчи, передачи третьим лицам, а соответствующие уплаченные денежные средства на приобретение талонов на размещение отходов возврату и/или зачету не подлежат (пункт 4.4. договора).

По общему правилу, согласно статье 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Кроме того, отношения по размещению отходов гражданами, осуществляющими вывоз отходов самостоятельно, в договоре не отрегулированы.

Так, при приобретении гражданами, осуществляющими вывоз отходов самостоятельно, талона на размещение отходов, предусмотренный договором, с номинальной массой, представляющей собой максимальное количество отходов в тоннах (минимальная единица измерения), закладываемый объем просто не соразмерим с тем количеством отходов, который может производить гражданин в результате жизнедеятельности в год. При этом талоны действуют в течение указанного на них срока, возврату (обмену) не подлежат, а соответствующие уплаченные денежные средства на приобретение талонов на размещение отходов возврату и/или зачету не подлежат. Дополнительно договор содержит условие об обязанности Заказчика самостоятельно рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, не все юридические лица, являются организациями, в результате деятельности которого образуются отходы.

Из системного толкования статей 1, 16 Федерального закона от 0.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит негативное воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия. Согласно требованиям ст. 1,12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит -специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Поскольку ООО «Полигон» осуществляет деятельность по размещению отходов в специальном оборудованном месте, а к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления, то плату за негативное воздействие должна вноситься ООО «Полигон».

В силу ст. 23 закона № 89-ФЗ при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).

В силу ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника.

Понятийный аппарат в области обращения с отходами определен статьей 1 закона № 89-ФЗ, так под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, а под объектом размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года (п. 8 ст. 23 закона № 458-ФЗ).

Таким образом, действующим законодательством взимание платы за негативное воздействие за образование отходов в процессе жизнедеятельности жителей города не предусмотрено, равно как и не предусмотрена обязанность физических лиц в целом вносить такую плату, при этом на ООО «Полигон» лежит обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду от стационарного источника размещения отходов и за размещение отходов.

Кроме того, данная плата является не договорной платой, а обязательным платежом, вносимым плательщиками в соответствии с нормами бюджетного законодательства.

Исходя из норм Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местного бюджета по нормативу: 5 процентов, 40 процентов и 55 процентов соответственно.

В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;

5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией (п. 2 ст. 161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (п. 2.2 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, ответственность за предоставление такой услуги, как своевременный вывоз и размещение твердых коммунальных отходов лежит именно на организациях, осуществляющих управление многоквартирным домом, которые размещают отходы, образованные не в результате своих хозяйственных и производственных нужд, а жителями города Твери.

В связи с чем, суд считает, что отдельные положения, которые содержатся в разделе 1 договоров, подлежат приведению с нормами Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения (ст. 17 Конституции РФ).

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности в качестве одной из основ конституционного строя (статья 8). Конкретизируя это положение в статьях 34 и 35, Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и свободное использование имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Из смысла указанных конституционных норм о свободе в экономической сфере вытекает конституционное признание свободы договора как одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским кодексом Российской Федерации провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1). При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (статья 55, часть 1, Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

К таким договорам присоединения, имеющим публичный характер, относится и договор на размещение твердых коммунальных отходов с гражданами (пункт 2 статьи 834 ГК Российской Федерации), условия которого в соответствии с пунктом 1 статьи 428 ГК Российской Федерации определяются Обществом в стандартных формах. В результате граждане – пользователи услуги как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для Общества.

Таким образом, суд считает правильным заключение договора в следующей редакции.

Форма № 1 (жилой фонд) - Пункт 1 договора в части понятия «заказчик» изложить в редакции: «Заказчик – товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, приобретающие по настоящему Договору услуги по размещению отходов на полигоне Исполнителя, образующихся в процессе жизнедеятельности собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении».

Пункт 1 договора в части понятия «номинальная масса талона на размещение отходов» изложить в редакции: «Номинальная масса талона на размещение отходов – это зафиксированное в талоне максимальное количество отходов в тоннах, которое может быть принято на полигон Исполнителя при предъявлении этого талона».

Пункт 2.1 изложить в редакции: «2.1 Настоящий договор заключается во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа ГУ РЭК Тверской области от 16.07.2015 № 109-нп и определяет отношения сторон Договора при размещении (без перехода права собственности) отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Заказчика».

Пункт 2.4 изложить в редакции: «2.4 Характеристики и предельные количества отходов, принимаемых на размещение, устанавливаются разрешением-сертификатом (далее по тексту Приложение 1) на размещение отходов. Распределение доставляемых отходов устанавливается в сводной таблице разбивки доставляемых отходов (далее по тексту Приложение 2). В случае изменения характеристик и предельных количеств отходов, Заказчик письменно уведомляет об этом Исполнителя не менее, чем за 10-ть рабочих дней. При этом Сторонами заключаются Приложение 1 и/или Приложение 2 с соответствующими изменениями».

Пункт 2.7 изложить в редакции: «2.7 Исполнитель вправе отказать в приеме отходов не соответствующих видам отходов, разрешенных к приему Исполнителем лицензией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России № 00121 (69) от 31.12.2014».

Пункт 3.1.3 изложить в редакции: «3.1.3 В случае, предусмотренном Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предоставить паспорта опасных отходов, составленные в порядке, определенном Правительством РФ».

Пункты договора п.п. 3.1.4. ; 3.1.5; 3.1.8; 3.1.11 - исключить.

Пункт 3.2.1 изложить в редакции: «3.2.1 Оказывать услуги в соответствии с условиями настоящего договора».

Пункт 4.2 изложить в редакции: «Стоимость услуг, оказываемых Исполнителем Заказчику по настоящему Договору, определяется исходя из фактически размещенного количества отходов в расчетном периоде. Стороны договорились, что ко всем денежным обязательствам сторон по настоящему Договору не применяются положения статей 317.1 Гражданского Кодекса РФ, в том числе предусмотренные указанной статьей проценты не начисляются и не выплачиваются.»

Пункт 4.3 изложить в редакции: «4.3 В течение 3-х рабочих дней с даты заключения настоящего Договора, а также по мере необходимости, Исполнитель выдает Заказчику талоны на размещение отходов на полигоне Исполнителя на календарный месяц номинальной массой, соответствующей номинальной массе отходов, указанной в Приложении 2 к настоящему Договору».

Пункт 4.6 и пункт 4.9 договора исключить.

Пункт 4.7 изложить в редакции: «4.7 В случае изменения тарифов за размещение отходов, в соответствии с приказом ГУ «РЭК» Тверской области оплата производится по тарифу с даты его изменения, о чем Исполнитель письменно уведомляет Заказчика, не менее, чем за 10-ть рабочих дней до предполагаемого изменения тарифа».

Пункт 5.1 изложить в редакции: «5.1 По прибытию на полигон лицо, осуществляющее доставку отходов на полигон Исполнителя, обязан предъявить представителю Исполнителя необходимое количество талонов, соответствующее общему объему доставленных отходов и обеспечить подписание акта приема-передачи отходов уполномоченным лицом».

Пункт 7.3 изложить в редакции: «7.3. При не достижении согласия путем переговоров, споры, возникшие между Сторонами, при заключении исполнении и расторжении настоящего договора решаются в Арбитражном суде Тверской области».

Пункт 8.1 изложить в редакции: «8.1 По всем иным вопросам, не оговоренным в настоящем договоре, Стороны руководствуются, действующим законодательством РФ».

Пункт 8.3 изложить в редакции: «8.3 Договор действует с даты его подписания и до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, наделенного соответствующим статусом уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области, за исключением финансовых обязательств, связанных с оказанными услугами по настоящему договору, в отношении которых настоящий договор действует до момента их полного исполнения в соответствии с требованиями и нормами гражданского законодательства.».

Пункт 8.4 изложить в редакции: «8.4 Настоящий договор может быть расторгнут в случаях, предусмотренных действующим законодательством».

Форм № 4 (физические лица) - В пункте 1 исключить понятия: «Талон на размещение отходов», «Номинальная масса талона на размещение отходов», «Совокупная номинальная масса талонов на размещение отходов».

П. 2.1 изложить в редакции: «2.1 Настоящий договор заключается во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа ГУ РЭК Тверской области от 16.07.2015 № 109-нп и определяет отношения сторон Договора при размещении (без перехода права собственности) отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности Заказчика.

Пункт 2.4 – исключить.

Пункт 2.7 изложить в редакции: «2.7 Исполнитель вправе отказать в приеме отходов не соответствующих видам отходов, разрешенных к приему Исполнителем лицензией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России № 00121 (69) от 31.12.2014».

Пункт 3.1.3; 3.1.4; 3.1.6; 3.1.8; 3.1.9 – исключить.

Пункт 3.2.1 изложить в редакции: «3.2.1 Оказывать услуги в соответствии с условиями настоящего договора».

Пункт 4.2 изложить в редакции: «4.2 Стоимость услуг, оказываемых Исполнителем Заказчику по настоящему Договору, определяется исходя из фактически размещенного количества отходов в расчетном периоде. Стороны договорились, что ко всем денежным обязательствам сторон по настоящему Договору не применяются положения статей 317.1 Гражданского Кодекса РФ, в том числе предусмотренные указанной статьей проценты не начисляются и не выплачиваются.».

Пункт 4.3 - исключить.

Пункт 4.4 изложить в редакции: «4.4 Оплата услуг Исполнителя за размещение отходов по договору производится за фактически размещенные отходы на Полигоне на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, в течение 10 (десяти) календарных дней с даты выставления счета».

Пункты 4.5; 4.6; 4.8 – исключить.

Пункт 4.7 изложить в редакции: «4.7. В случае изменения тарифов за размещение отходов, в соответствии с приказами ГУ «РЭК» Тверской области оплата производится по тарифу с даты его изменения, о чем Исполнитель письменно уведомляет Заказчика, не менее, чем за 10-ть рабочих дней до предполагаемого изменения тарифа».

Пункт 5.1 изложить в редакции: «5.1 По прибытию на полигон представитель Заказчика обязан предъявить представителю Исполнителя документ, удостоверяющий личность, а Исполнитель фиксирует объем доставленных отходов для последующего выставления счета Заказчику и подписывает акт приема-передачи отходов».

Пункт 5.2 изложить в редакции: «5.2 При сдаче отходов учет количества сданных отходов происходит путем взвешивания отходов на автовесах Исполнителя с занесением информации о массе принимаемых отходов в акт приема-передачи отходов, который подписывается уполномоченными лицами как со стороны Исполнителя, так и со стороны Заказчика».

Пункт 5.3; 5.6 – исключить.

Пункт 5.5 изложить в редакции: «5.5 При въезде (входе) на полигон, Заказчик либо Лицо, осуществляющее доставку отходов Заказчика:

- предъявляет к досмотру доставленные отходы, проходит процедуры весового и дозиметрического контроля;

- предъявляет к досмотру транспортное средство с целью визуального осмотра транспортного средства на предмет технической исправности, а также подтверждения состава доставленных отходов, проходит процедуры весового и дозимитрического контроля;

- соблюдает утвержденные правила передвижения транспортных средств, правила приема отходов, выполняет указания представителей Исполнителя, направленные на эффективные и безопасные сдачу-прием отходов».

Пункт 6.3 изложить в редакции: «6.3 Расчет стоимости оказанных услуг составляется на основании фактической массы размещенных отходов в течение текущего месяца и сведений, зафиксированных в Акте сдачи-приемки оказанных услуг».

Пункт 6.4 изложить в редакции: «6.4 Заказчик самостоятельно получает Акт сдачи-приемки оказанных услуг, счета и счета-фактуры на оказанные услуги в офисе Исполнителя по адресу: <адрес>

Пункт 7.2 – исключить.

Пункт 7.3 изложить в редакции: «7.3 При не достижения согласия путем переговоров, споры, возникшие между Сторонами, при заключении исполнении и расторжении настоящего договора решаются в суде общей юрисдикции по месту нахождения(жительства) физического лица».

Пункт 8.1 изложить в редакции: «8.1 По всем иным вопросам, не оговоренным в настоящем договоре, Стороны руководствуются, действующим законодательством РФ».

Пункт 8.3 изложить в редакции: «8.3 Договор действует с даты его подписания и до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, наделенного соответствующим статусом уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области, за исключением финансовых обязательств, связанных с оказанными услугами по настоящему договору, в отношении которых настоящий договор действует до момента их полного исполнения в соответствии с требованиями и нормами гражданского законодательства».

Пункт 8.4 изложить в редакции: «8.4 Настоящий договор может быть расторгнут в случаях, предусмотренных действующим законодательством».

Приложения № 1, № 2 и № 3 – исключить.

В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Администрации города Твери к Обществу с ограниченной ответственностью «Полигон» о признании незаконным бездействия ООО «Полигон» по неразработке публичного договора для граждан, возложении обязанности разработать публичный договор для граждан – удовлетворить.

Обязать ООО «Полигон» разработать публичный договор для жилого фонда соответствующий требованиям действующего законодательства, внеся в форму № 1 (жилой фонд), размещенную на официальном сайте ООО «Полигон», следующие изменения:

Пункт 1 договора в части понятия «заказчик» изложить в редакции: «Заказчик – товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, приобретающие по настоящему Договору услуги по размещению отходов на полигоне Исполнителя, образующихся в процессе жизнедеятельности собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в его управлении.».

Пункт 1 договора в части понятия «номинальная масса талона на размещение отходов» изложить в редакции: «Номинальная масса талона на размещение отходов – это зафиксированное в талоне максимальное количество отходов в тоннах, которое может быть принято на полигон Исполнителя при предъявлении этого талона».

Пункт 2.1 изложить в редакции: «2.1 Настоящий договор заключается во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа ГУ РЭК Тверской области от 16.07.2015 № 109-нп и определяет отношения сторон Договора при размещении (без перехода права собственности) отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов, находящихся в управлении Заказчика».

Пункт 2.4 изложить в редакции: «2.4 Характеристики и предельные количества отходов, принимаемых на размещение, устанавливаются разрешением-сертификатом (далее по тексту Приложение 1) на размещение отходов. Распределение доставляемых отходов устанавливается в сводной таблице разбивки доставляемых отходов (далее по тексту Приложение 2). В случае изменения характеристик и предельных количеств отходов, Заказчик письменно уведомляет об этом Исполнителя не менее, чем за 10-ть рабочих дней. При этом Сторонами заключаются Приложение 1 и/или Приложение 2 с соответствующими изменениями».

Пункт 2.7 изложить в редакции: «2.7 Исполнитель вправе отказать в приеме отходов не соответствующих видам отходов, разрешенных к приему Исполнителем лицензией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России № 00121 (69) от 31.12.2014».

Пункт 3.1.3 изложить в редакции: «3.1.3 В случае, предусмотренном Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предоставить паспорта опасных отходов, составленные в порядке, определенном Правительством РФ».

Пункты договора п.п. 3.1.4. ; 3.1.5; 3.1.8; 3.1.11 - исключить.

Пункт 3.2.1 изложить в редакции: «3.2.1 Оказывать услуги в соответствии с условиями настоящего договора».

Пункт 4.2 изложить в редакции: «Стоимость услуг, оказываемых Исполнителем Заказчику по настоящему Договору, определяется исходя из фактически размещенного количества отходов в расчетном периоде. Стороны договорились, что ко всем денежным обязательствам сторон по настоящему Договору не применяются положения статей 317.1 Гражданского Кодекса РФ, в том числе предусмотренные указанной статьей проценты не начисляются и не выплачиваются».

Пункт 4.3 изложить в редакции: «4.3 В течение 3-х рабочих дней с даты заключения настоящего Договора, а также по мере необходимости, Исполнитель выдает Заказчику талоны на размещение отходов на полигоне Исполнителя на календарный месяц номинальной массой, соответствующей номинальной массе отходов, указанной в Приложении 2 к настоящему Договору».

Пункт 4.6 и пункт 4.9 договора исключить.

Пункт 4.7 изложить в редакции: «4.7 В случае изменения тарифов за размещение отходов, в соответствии с приказом ГУ «РЭК» Тверской области оплата производится по тарифу с даты его изменения, о чем Исполнитель письменно уведомляет Заказчика, не менее, чем за 10-ть рабочих дней до предполагаемого изменения тарифа».

Пункт 5.1 изложить в редакции: «5.1 По прибытию на полигон лицо, осуществляющее доставку отходов на полигон Исполнителя, обязан предъявить представителю Исполнителя необходимое количество талонов, соответствующее общему объему доставленных отходов и обеспечить подписание акта приема-передачи отходов уполномоченным лицом».

Пункт 7.3 изложить в редакции: «7.3. При не достижении согласия путем переговоров, споры, возникшие между Сторонами, при заключении исполнении и расторжении настоящего договора решаются в Арбитражном суде Тверской области».

Пункт 8.1 изложить в редакции: «8.1 По всем иным вопросам, не оговоренным в настоящем договоре, Стороны руководствуются, действующим законодательством РФ».

Пункт 8.3 изложить в редакции: «8.3 Договор действует с даты его подписания и до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, наделенного соответствующим статусом уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области, за исключением финансовых обязательств, связанных с оказанными услугами по настоящему договору, в отношении которых настоящий договор действует до момента их полного исполнения в соответствии с требованиями и нормами гражданского законодательства.».

Пункт 8.4 изложить в редакции: «8.4 Настоящий договор может быть расторгнут в случаях, предусмотренных действующим законодательством».

Обязать ООО «Полигон» разработать публичный договор для граждан соответствующий требованиям действующего законодательства, внеся в форму № 4 (физические лица), размещенную на официальном сайте ООО «Полигон», следующие изменения:

В пункте 1 исключить понятия: «Талон на размещение отходов», «Номинальная масса талона на размещение отходов», «Совокупная номинальная масса талонов на размещение отходов».

П. 2.1 изложить в редакции: «2.1 Настоящий договор заключается во исполнение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Приказа ГУ РЭК Тверской области от 16.07.2015 № 109-нп и определяет отношения сторон Договора при размещении (без перехода права собственности) отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности Заказчика.

Пункт 2.4 – исключить.

Пункт 2.7 изложить в редакции: «2.7 Исполнитель вправе отказать в приеме отходов не соответствующих видам отходов, разрешенных к приему Исполнителем лицензией Федеральной службы по надзору в сфере природопользования России № 00121 (69) от 31.12.2014».

Пункт 3.1.3; 3.1.4; 3.1.6; 3.1.8; 3.1.9 – исключить.

Пункт 3.2.1 изложить в редакции: «3.2.1 Оказывать услуги в соответствии с условиями настоящего договора».

Пункт 4.2 изложить в редакции: «4.2 Стоимость услуг, оказываемых Исполнителем Заказчику по настоящему Договору, определяется исходя из фактически размещенного количества отходов в расчетном периоде. Стороны договорились, что ко всем денежным обязательствам сторон по настоящему Договору не применяются положения статей 317.1 Гражданского Кодекса РФ, в том числе предусмотренные указанной статьей проценты не начисляются и не выплачиваются.».

Пункт 4.3 - исключить.

Пункт 4.4 изложить в редакции: «4.4 Оплата услуг Исполнителя за размещение отходов по договору производится за фактически размещенные отходы на Полигоне на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, в течение 10 (десяти) календарных дней с даты выставления счета».

Пункты 4.5; 4.6; 4.8 – исключить.

Пункт 4.7 изложить в редакции: «4.7. В случае изменения тарифов за размещение отходов, в соответствии с приказами ГУ «РЭК» Тверской области оплата производится по тарифу с даты его изменения, о чем Исполнитель письменно уведомляет Заказчика, не менее, чем за 10-ть рабочих дней до предполагаемого изменения тарифа».

Пункт 5.1 изложить в редакции: «5.1 По прибытию на полигон представитель Заказчика обязан предъявить представителю Исполнителя документ, удостоверяющий личность, а Исполнитель фиксирует объем доставленных отходов для последующего выставления счета Заказчику и подписывает акт приема-передачи отходов».

Пункт 5.2 изложить в редакции: «5.2 При сдаче отходов учет количества сданных отходов происходит путем взвешивания отходов на автовесах Исполнителя с занесением информации о массе принимаемых отходов в акт приема-передачи отходов, который подписывается уполномоченными лицами как со стороны Исполнителя, так и со стороны Заказчика».

Пункт 5.3; 5.6 – исключить.

Пункт 5.5 изложить в редакции: «5.5 При въезде (входе) на полигон, Заказчик либо Лицо, осуществляющее доставку отходов Заказчика:

- предъявляет к досмотру доставленные отходы, проходит процедуры весового и дозиметрического контроля;

- предъявляет к досмотру транспортное средство с целью визуального осмотра транспортного средства на предмет технической исправности, а также подтверждения состава доставленных отходов, проходит процедуры весового и дозимитрического контроля;

- соблюдает утвержденные правила передвижения транспортных средств, правила приема отходов, выполняет указания представителей Исполнителя, направленные на эффективные и безопасные сдачу-прием отходов».

Пункт 6.3 изложить в редакции: «6.3 Расчет стоимости оказанных услуг составляется на основании фактической массы размещенных отходов в течение текущего месяца и сведений, зафиксированных в Акте сдачи-приемки оказанных услуг».

Пункт 6.4 изложить в редакции: «6.4 Заказчик самостоятельно получает Акт сдачи-приемки оказанных услуг, счета и счета-фактуры на оказанные услуги в офисе Исполнителя по адресу: <адрес>

Пункт 7.2 – исключить.

Пункт 7.3 изложить в редакции: «7.3 При не достижения согласия путем переговоров, споры, возникшие между Сторонами, при заключении исполнении и расторжении настоящего договора решаются в суде общей юрисдикции по месту нахождения(жительства) физического лица».

Пункт 8.1 изложить в редакции: «8.1 По всем иным вопросам, не оговоренным в настоящем договоре, Стороны руководствуются, действующим законодательством РФ».

Пункт 8.3 изложить в редакции: «8.3 Договор действует с даты его подписания и до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, наделенного соответствующим статусом уполномоченным органом исполнительной власти Тверской области, за исключением финансовых обязательств, связанных с оказанными услугами по настоящему договору, в отношении которых настоящий договор действует до момента их полного исполнения в соответствии с требованиями и нормами гражданского законодательства».

Пункт 8.4 изложить в редакции: «8.4 Настоящий договор может быть расторгнут в случаях, предусмотренных действующим законодательством».

Приложения № 1, № 2 и № 3 – исключить.

В силу особых обстоятельств обратить решение к немедленному исполнению.

Обеспечительные меры, принятые определением Центрального районного суда г.Твери от 25 сентября 2015 года, по вступлению решения суда в законную силу - отменить.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В.Булыгина