ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-102/2023 от 19.01.2023 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тулун 19 января 2023 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П., с участием истца Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В., представителя ответчика МУСХП «Центральное» Чудаковой С.Н., представителя ответчика Администрации Тулунского муниципального района Егоровой Р.Ю., представителя третьих лиц – Администраций Будаговского сельского поселения, Бурхунского сельского поселения, Писаревского сельского поселения, Алгатуйского сельского поселения – Абраменко С.Г., представителя третьего лица Администрации Азейского сельского поселения – Кирилловой Т.Г., представителя третьего лица Администрации Шерагульского сельского поселения – Сулима П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-102/2023 (УИД 38RS0023-01-2022-002488-68) по исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Центральное», Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности создать нормативный запас топлива,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Центральное», Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности создать нормативный запас топлива, указав в обоснование заявленных исковых требований, что Тулунской межрайонной прокуратурой установлено, что в Тулунском муниципальном районе на котельных, эксплуатируемых МУСХП «Центральное» и обеспечивающих потребителей с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул Тулунского района, в том числе социальные объекты и жилые дома, не обеспечено наличие основного нормативного запаса топлива.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района от 30.08.2022 №130-пг отопительный период для объектов образования Тулунского муниципального района установлен с 01.09.2022, для иных объектов с 05.09.2022.

Администрацией Тулунского муниципального района на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Центральное» закреплено имущество, находящееся в собственности Тулунского муниципального района: распоряжением от 18.02.2013 № 116-рг (в редакции распоряжения от 06.06.2017 № 202-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Азей (кадастровый номер 38:15:000000:510), в состав которого входит котельная КТМ-1 с. Азей Тулунского района; распоряжением от 05.08.2016 № 175-рг - блочно-модульная котельная с. Алгатуй с кадастровым номером 38:15:160701:3759; распоряжением от 18.02.2013 № 116-рг (в редакции распоряжения от 17.06.2015 № 314-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Будагово (кадастровый номер 38:15:030203:673), в состав которого входит котельная с. Будагово Тулунского района; распоряжением от 18.02.2013 № 116-рг (в редакции распоряжения от 21.07.2016 № 166-рг) - комплекс коммунальных сооружения с. Бурхун (кадастровый номер 38:15:040301:710), в состав которого входит котельная с. Бурхун Тулунского района; распоряжением от 17.10.2012 № 797-рг (в редакции распоряжения от 06.06.2017 № 201-рг) - комплекс коммунальных сооружений пос. 4-е отделение ГСС (кадастровый номер 38:15:000000:990), с входящей в состав него котельной, расположенной по ул. Мичурина, 27а, п. 4-отд. ГСС Тулунского района; распоряжением от 28.05.2012 № 425-рг - здание котельной (кадастровый номер 38:15:250103:771), расположенной по ул. Гагарина, д. 20 литер 3, с. Шерагул Тулунского района.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 06.11.2022 № ЮЭ9965-22-205267890, учредителем МУСХП «Центральное» является МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Тулунского района».

Распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.12.2021 № 58-400-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии - Котельная с. Алгатуй для МУСХП «Центральное» на 2022 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля.

В соответствии с информацией, представленной МУСХП «Центральное» нормативы запаса топлива для котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, п.4-е отделение Государственной селекционной станции, с.Шерагул, для МУСХП «Центральное» не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств.

Согласно данным МУСХП «Центральное» фактический запас топлива на котельных по состоянию на 07.11.2022 составил: с.Азей - 20,96 тонн (4 суток); с.Алгатуй - 40,80 тонн (2 суток); с.Будагово - 8,32 тонн (4 суток); с.Бурхун - 27,44 тонн (7 суток); пос. 4-е отделение ГСС - 24,78 тонн (7 суток); с.Шерагул - 10,1 тонн (5 суток).

Постановлением администрации Тулунского муниципального района от 07.11.2022 №159-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут 07.11.2022 на территории Тулунского района введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Из объяснения директора МУСХП «Центральное» необеспеченность топливом котельных обусловлена отсутствием денежных средств предприятия.

Таким образом, МУСХП «Центральное» на котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул, нормативный запас топлива не утвержден и не создан, на котельной с.Алгатуй не создан утвержденный распоряжением министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.12.2021 № 58-400-мр, запас основного и резервного видов топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля.

Необеспечение запасов основного и резервного топлива на котельных, обслуживающих жилые помещения, социальные объекты и предприятия, расположенные на территории с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул Тулунского района, создают угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и может повлечь нарушение бесперебойного функционирования объектов жизнеобеспечения, прав жителей на бесперебойное теплоснабжение в отопительный период 2022 - 2023 годов.

Администрация Тулунского муниципального района, реализуя полномочия органа местного самоуправления по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», создала МУСХП «Центральное», передав ему в хозяйственное ведение объекты теплоснабжения - котельные с.Азей, с Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с Шерагул Тулунского района, не осуществляет контролирующие функции, направленные на понуждение теплоснабжающей организации к осуществлению возложенных на нее обязанностей.

Подпунктом 10 пункта 1 распоряжения Правительства Иркутской области от 06.06.2022 № 291-рп «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы муниципальных образований Иркутской области и объектов социальной сферы, находящихся в государственной собственности Иркутской области, к отопительному периоду 2022 - 2023 годов» в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки объектов жилищно- коммунального хозяйства, социальной сферы муниципальных образований Иркутской области, главам муниципальных образований Иркутской области рекомендовано организовать работу по созданию нормативных запасов топлива к началу отопительного периода 2022 - 2023 годов в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Угроза срыва отопительного сезона и возможность возникновения из-за этого чрезвычайной ситуации на территории Тулунского муниципального района является особым обстоятельством для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Просит суд: обязать Администрацию Тулунского муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023г.г. на котельных с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное»; Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное»: обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля; не позднее 31.12.2022 обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении; обратить решение суда по данному гражданскому делу к немедленному исполнению.

Определением суда от 29.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области.

В судебном заседании истец Тулунский межрайонный прокурор Бузикова Т.В. обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, увеличив ранее заявленный срок для исполнения требований иска, с учетом которого просила суд: обязать Администрацию Тулунского муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023г.г. на котельных с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное»; обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное»: обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля; не позднее 01.07.2023 обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении; обратить решение суда по данному гражданскому делу к немедленному исполнению.

Представитель ответчика МУСХП «Центральное» Чудакова С.Н. в судебном заседании после разъяснения ей судом в судебном заседании прав и последствий признания иска, предусмотренных ст.39,173 ГПК РФ требования иска, предъявленные прокурором к МУСХП «Центральное» об обязании обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля; обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении – признала. Однако, пояснила, что они не согласны с изначально установленным прокурором сроком для такого обращения в Министерство жилищной политики и энергетики и энергетики Иркутской области до 31.12.2022. Дополнительно пояснила что, действительно, только по котельной в с.Алгатуй утверждены нормативы запаса топлива, в отношении других котельных они в Министерство жилищной политики и энергетики и энергетики Иркутской области не обращались с соответствующим заявлением, так как не было своего инженера. С учетом увеличения прокурором срока для исполнения требований иска до 01.07.2023 в части обращения в Министерство жилищной политики и энергетики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении – с данным требованием согласны. Считают, что до конца отопительного сезона 2022 – 2023 гг. топлива достаточно, запас угля произведен.

Представитель ответчика Администрации Тулунского муниципального района Егорова Р.Ю. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения в части требований иска к Администрации Тулунского муниципального района. Дополнительно пояснила, что обязанность обеспечения основного и резервного топлива МУСХП «Центральное» возложена законодательством на теплоснабжающую организацию, владеющую теплоисточником. Кроме того, указала, что ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что полномочия по организации теплоснабжения на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления, если иное не определено законом субъекта РФ. Законом Иркутской области от 03.11.2016 №96-оз полномочия по организации теплоснабжения на территории Тулунского района возложены на сельские поселения. Сообщила, что Администрация Тулунского муниципального района рассматривала вопрос о качестве выполняемой работы МУСХП «Центральное», признавав работу неудовлетворительной, давала рекомендации, так как контролировала работу МУСХП «Центральное» как орган местного самоуправления и как учредитель; они обращались к Губернатору Иркутской области в Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области для выделения денежных средств на ремонт котельной, заключала контракты на поставку угля на котельные.

Представитель третьих лиц: Администраций Будаговского сельского поселения, Бурхунского сельского поселения, Писаревского сельского поселения, Алгатуйского сельского поселения – Абраменко С.Г. в судебном заседании после признания иска представителем ответчика МУСХП «Центральное» не возражал против принятия такого признания иска судом. Дополнительно пояснил, что уголь на котельные поступает по договорам поставки и пожертвования, заключены два муниципальных контракта. Требования иска прокурора по обращению в Министерство жилищной политики и энергетики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных, обеспечение наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных отнесено к компетенции МУСП «Центральное». Считал, что требования иска прокурора к Администрации Тулунского муниципального района удовлетворению не подлежат.

Представители третьих лиц Администрации Азейского сельского поселения – Кириллова Т.Г., Администрации Шерагульского сельского поселения – Сулима П.А. в судебном заседании поддержали доводы представителя третьих лиц Абраменко С.Г.

Представитель третьего лица Министерства жилищной политики и энергетики и энергетики Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, просили суд рассмотреть дело без участия их представителя. Представили письменные пояснения по делу, в которых указали, что Министерство жилищной политики и энергетики и энергетики Иркутской области является уполномоченным органом по утверждению нормативов на источниках тепловой энергии, предусмотренных ФЗ «О теплоснабжении». Порядок обращений об утверждении нормативов определен административным регламентом, согласно п.27 которого общий срок предоставления услуги со дня обращения в Министерство не должен превышать 50 рабочих дней. Государственная услуга по утверждению нормативов предоставляется бесплатно (п.43 административного регламента), предоставление услуги носит заявительный характер. Заявление об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии в соответствии с требованиями административного регламента от МУСХП «Центральное» в Министерство в отношении теплоисточников с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района; обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района до настоящего времени не поступало. Создание нормативов запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации.

Изучив исковое заявление, возражения ответчиков, письменные пояснения третьего лица, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района от 30.08.2022 №130-пг отопительный период для объектов образования Тулунского муниципального района установлен с 01.09.2022, для иных объектов с 05.09.2022.

Как установлено судом в судебном заседании и материалами дела, в том числе выпиской из ЕГРЮЛ, Администрацией Тулунского муниципального района, реализуя полномочия органа местного самоуправления по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», создано МУСХП «Центральное», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 06.11.2022 №ЮЭ9965-22-205267890, в соответствии с которой МУСХП «Центральное» зарегистрировано в ЕГРЮЛ 01.04.2003, учредителем является МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом Тулунского района», основной вид деятельности: 35.30.14 – Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

Администрацией Тулунского муниципального района на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным сельскохозяйственным предприятием «Центральное» закреплено имущество, находящееся в собственности Тулунского муниципального района: распоряжением от 18.02.2013 № 116-рг (в редакции распоряжения от 06.06.2017 № 202-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Азей (кадастровый номер 38:15:000000:510), в состав которого входит котельная КТМ-1 с. Азей Тулунского района; распоряжением от 05.08.2016 № 175-рг - блочно-модульная котельная с. Алгатуй с кадастровым номером 38:15:160701:3759; распоряжением от 18.02.2013 № 116-рг (в редакции распоряжения от 17.06.2015 № 314-рг) - комплекс коммунальных сооружений с. Будагово (кадастровый номер 38:15:030203:673), в состав которого входит котельная с. Будагово Тулунского района; распоряжением от 18.02.2013 № 116-рг (в редакции распоряжения от 21.07.2016 № 166-рг) - комплекс коммунальных сооружения с. Бурхун (кадастровый номер 38:15:040301:710), в состав которого входит котельная с. Бурхун Тулунского района; распоряжением от 17.10.2012 № 797-рг (в редакции распоряжения от 06.06.2017 № 201-рг) - комплекс коммунальных сооружений пос. 4-е отделение ГСС (кадастровый номер 38:15:000000:990), с входящей в состав него котельной, расположенной по ул. Мичурина, 27а, п. 4-отд. ГСС Тулунского района; распоряжением от 28.05.2012 № 425-рг - здание котельной (кадастровый номер 38:15:250103:771), расположенной по ул. Гагарина, д. 20 литер 3, с. Шерагул Тулунского района.

Распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.12.2021 №58-400-мр утверждены нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии – Котельная с.Алгатуй для МУСХП «Центральное» на 2022 год в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля. Данные обстоятельства нашли свое подтверждения в том числе и в пояснениях Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

В соответствии с информацией, представленной МУСХП «Центральное» нормативы запаса топлива для котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, п.4-е отделение Государственной селекционной станции, с.Шерагул Тулунского района для МУСХП «Центральное» не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств. Данные обстоятельства также нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, о чем отраженно в письменных возражениях ответчика МУСХП «Центральное», а также даны в судебном заседании пояснения представителя ответчика МУСХП «Центральное».

В обоснование заявленных исковых требований истцом представлено сообщение генерального директора МУСХП «Центральное» Куцого А.В. от 03.11.2022 №226, в соответствии с которым фактический запас топлива на котельных по состоянию на 07.11.2022 составил: с.Азей - 20,96 тонн (4 суток); с.Алгатуй - 40,80 тонн (2 суток); с.Будагово - 8,32 тонн (4 суток); с.Бурхун - 27,44 тонн (7 суток); пос. 4-е отделение ГСС - 24,78 тонн (7 суток); с.Шерагул - 10,1 тонн (5 суток).

Из представленной в материалы дела информации МУСХП «Центральное» следует, что нормативы запаса топлива для котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, п.4-е отделение Государственной селекционной станции, с.Шерагул, для МУСХП «Центральное» не утверждались в связи с отсутствием финансовых средств.

Постановлением администрации Тулунского муниципального района от 07.11.2022 №159-пг в связи с угрозой аварийного отключения систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах и социально-значимых объектах с 15 часов 00 минут 07.11.2022 на территории Тулунского района введен режим функционирования «Повышенная готовность».

Судом установлено, что первый заместитель мэра Тулунского муниципального района 08.12.2022 обратился к главам поселений Азейское, Бурхунское, Будаговское, Писаревское, Шерагульское, в котором указал, что в связи с тяжелым финансовым положением МУСХП «Центральное» (счета у предприятия заблокированы), в рамках полномочий сельских поселений по организации в границах сельских поселений теплоснабжения населения просил за счет средств сельских поселений организовать проведение мероприятий по разработке в установленном порядке нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, с последующим направлением в Министерство Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области для их дальнейшего утверждения.

Суду предоставлены протоколы заседаний балансовой комиссии от 27.08.2021, 04.07.2022 – 06.07.2022, 21.10.2022 – 28.10.2022, согласно которым на комиссии заслушивались отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, финансово-экономическом состоянии МУСХП «Центральное», установлена задолженность предприятия, наличия убытков. Работа МУСХП «Центральное» признана неудовлетворительной, в том числе рекомендовано подготовить документы для организации банкротства предприятия.

Как установлено судом в судебном заседании КУМИ Администрации Тулунского муниципального района 18.11.2022 обращался в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании МУСХП «Центральное» несостоятельным (банкротом). Определением Арбитражного суда Иркутской области от 09.01.2023 заявление КУМИ Администрации Тулунского муниципального района возвращено заявителю как несоответствующее предусмотренным п.2 ст.7 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» условиям возникновения у кредитора права на реализацию специального способа защиты.

Суду предоставлены обращения мэра Тулунского муниципального района от 31.10.2022 в адрес Губернатора Иркутской области, министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области с указанием на недостаточность собственных средств местном бюджете и отсутствие необходимого финансирования из средств областного бюджета, наличие запасов топлива на котельных сроком до 10.11.2022, с целью недопущения остановки деятельности МУСХП «Центральное» с просьбой разрешить вопрос об оказании в ноябре, декабре текущего года финансовой помощи МУСХП «Центральное» по направлениям: приобретение угля для муниципальных котельных (10 млн. рублей), погашение просроченной кредиторской задолженности по налогам и иным обязательным платежам (7 млн. рублей субсидий из местного бюджета), погашение просроченной кредиторской задолженности ресурсоснабжающим и топливно-энергетическим организациям за приобретенное предприятием твердое топливо (уголь) (8 млн. рублей субсидия местного бюджета), приобретение материально технических средств для обеспечения безаварийного прохождения отопительного периода 2022-2023гг )5 млн рублей).

Более того, представителем ответчика Администрации Тулунского муниципального района в судебном заседании суду предоставлены распоряжения мэра Тулунского муниципального района от 18.11.2022, 14.12.2022 и 26.12.2022, из которых судом усматривается, что в связи с введением постановлениями от 18.11.2022 №167-пг, 14.12.2022 №193-пг и 26.12.2022 №210-пг Администрацией Тулунского муниципального района режима функционирования «Чрезвычайной ситуации» в соответствии с Положением о порядке расходования средств резервного фонда администрации Тулунского муниципального района в целях финансирования мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций были выделены из резервного фонда бюджетные асигнования 300000 рублей, 1200000 рублей и 1020000 рублей, соответственно, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Связанной с запасом топлива на котельных МУСХП «Центральное».

Согласно муниципальным контрактам от 18.11.2022 №1, от 21.11.2022 №2, от 06.12.2022 №3 Администрация Тулунского муниципального района заключила контракт с ООО «Теплосервис» на оказание услуги доставки угля 476 тонн, 330 тон и 47,68 тонн, соответственно, с местом отгрузки на складе хранения МУСХП «Центральное».

Суду предоставлен договор пожертвования №КВСУ-Д-22-0266 от 21.11.2022, согласно которому ООО «Компания «Востсибуголь» обязалось безвозмездно передать Администрации Тулунского муниципального района материальные ценности (уголь 510,28 тон) на сумму 399822,82 рублей на осуществление бесперебойного теплоснабжения населения в отопительный период 2022-2023гг на территории Тулунского муниципального района.

Из муниципальных контрактов от 14.12.2022 №420, от 26.12.2022 №445 судом установлено, что Администрация Тулунского муниципального района (заказчик) заключила контракт с ИП Хохловым А.А. (поставщик) на передачу заказчику угля на сумму 1200000 рублей и 1020000 рублей. Товар поставляется на котельную МУСХП «Центральное» с.Алгатуй».

Вместе с тем суду предоставлена оперативная информация о фактическом наличии и расходе топлива на МУСХП «Центральное» по состоянию на 19.01.2023: с.Писарево запас угля на67 суток, с.Бухун – 59 суток, с.Будагово – 49 суток, с.Шерагул – 82 суток, с.Азей – 63 суток, с.Алгатуй – 11 суток.

В соответствии с п.5 ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В силу положений ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: 1) организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч.1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1.1. указанной статьи ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ).

Законом Иркутской области от 03.11.2016 №96-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» определены вопросы местного значения, закрепляемые за сельскими поселениями Иркутской области.

Законом Иркутской области от 03.11.2016 №96-ОЗ полномочия по организации теплоснабжения на территории Тулунского района возложены на сельские поселения.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пунктам 2, 15 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ). ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

В соответствии с пунктом 3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки. Количество суток, на которые рассчитывается ННЗТ, определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки, для твердого топлива, доставляемого автотранспортом, объем запаса топлива должен составлять 7 суток (пункты 19, 20 Порядка).

Из пункта 11 Порядка следует, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

При этом согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу составляет 45 суток.

Пункты 12, 13 Порядка устанавливают, что расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года. Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка.

Принимая во внимание установленные судом в судебном заседании юридически значимые обстоятельства, прямое указание подробно изложенного законодательства в настоящем решении о закреплении полномочий по организации теплоснабжения на территории Тулунского района Иркутской области возложены на сельские поселения, являющиеся третьими лицами при рассмотрении настоящего гражданского дела и отсутствие требований, предъявленных к ним, наличие не территории указанных сельских поселений Муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное», являющееся субъектом теплоэнергетики – ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей потребителей с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, пос.4-е отделение ГСС, с.Шерагул Тулунского района тепловой энергией, владеющей на праве хозяйственного ведения котельными, расположенными на территориях указанных сельских поселений, а также принимая во внимание отсутствие фактического бездействия со стороны Администрации Тулунского муниципального района по обеспечению тепловой энергией потребителей указанных сельских поселений, выполненные действия для нормализации ситуации по обеспечению запасами топлива котельных, и отсутствие указания о возложении как федеральным так и региональным законодательством обязанности на Администрацию Тулунского муниципального района по организации утверждения нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023гг. на котельных сельских поселений: с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данного требования иска.

Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области является уполномоченным органом по утверждению нормативов на источниках тепловой энергии, предусмотренных п. 2-4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О теплоснабжении».

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Иркутской области, утвержденными постановлением Правительства Иркутской области от 01.08.2011 №220-пп приказом министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.05.2015 №46-мпр утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по утверждению нормативов, предусмотренных пунктами 2-4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении», (далее - административный регламент).

В соответствии с пунктом 21 административного регламента под государственной услугой в настоящем административном регламенте понимается утверждение нормативов, предусмотренных пунктами 2-4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее - утверждение нормативов), в том числе: нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более) (далее - нормативы запасов топлива).

Порядок обращений об утверждении нормативов определен административным регламентом. В соответствии с пунктом 27 административного регламента общий срок предоставления услуги со дня обращения заявителя в Министерство не должен превышать пятидесяти рабочих дней.

Государственная услуга по утверждению нормативов предоставляется бесплатно (пункт 43 административного регламента).

Предоставление государственной услуги носит заявительный характер.

Согласно пункту 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 №115 эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 №103 в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10.08.2012 №377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В силу пунктов 3 и 4 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года, и на отопительных котельных с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Создание нормативных запасов топлива является обязательным для теплоснабжающей организации и для обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в необходимую валовую выручку должны включаться данные расходы такой организации.

С учетом подробно изложенного законодательства и установленных судом в судебном заседании юридически значимых обстоятельств, суд считает требование прокурора об обязании МУСХП «Центральное» не позднее 01.07.2023 обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района – законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению

Вместе с тем, при указанных обстоятельствах, с учетом положений действующего как федерального, так и регионального законодательства, принимая во внимание установленные Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.12.2021 №58-400-мр нормативы запасов топлива на источнике тепловой энергии – Котельная с.Алгатуй для МУСХП «Центральное» на 2022 г. в размере нормативного эксплуатационного запаса 1,2362 тыс. тонн бурого угля, неснижаемого нормативного запаса в размере 0,1955 тыс. тонн бурого угля, общего запаса топлива в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля, отсутствие доказательств, представленных суду о наличии такого запаса, законодательно регламентированной обязанности субъекта теплоэнергетики – ресурсоснабжающей организацией МУСХП «Центральное» по обеспечению установленного норматива запаса топлива, суд считает законным и обоснованным требование прокурора об обязании ответчика МУСХП «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля, а также требование об обязании обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении.

Согласно положениям ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В силу ч.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Разрешая требование прокурора об обращении решения суда к незамедлительному исполнению решения суда по требованиям об обязании МУСХП «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных с.Алгатуй, с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района суд считает его обоснованным, поскольку исходит из установленных в судебном заседании особых обстоятельств и социальной значимости разрешенных судом требований, поскольку замедление такого исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 204,212 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному сельскохозяйственному предприятию «Центральное», Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности создать нормативный запас топлива – удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемой котельной, расположенной по адресу: Иркутская область, Тулунский район, 1560 м северо-восточнее с.Алгатуй на отопительный период 2022-2023г.г. в размере 1,4317 тыс. тонн бурого угля.

Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» обеспечить в отопительный период 2022-2023г.г. на обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района наличие запасов основного и резервного топлива в соответствии с федеральным законодательством о теплоснабжении.

Решение суда в части обязания муниципального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Центральное» обеспечить наличие запасов основного и резервного топлива на обслуживаемых котельных с.Алгатуй, с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района подлежит немедленному исполнению.

Обязать муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Центральное» не позднее 01.07.2023 обратиться в установленном федеральным региональным законодательством порядке в министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области с заявлением об утверждении нормативов запасов топлива для обслуживаемых котельных с.Азей, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд. ГСС, с.Шерагул Тулунского района.

В удовлетворении требований Тулунского межрайонного прокурора об обязании Администрацию Тулунского муниципального района организовать утверждение нормативов запасов топлива и наличие запасов основного и резервного топлива в отопительный период 2022-2023г.г. на котельных с.Азей, с.Алгатуй, с.Будагово, с.Бурхун, пос.4-е отд.ГСС, с.Шерагул Тулунского района, обслуживаемых МУСХП «Центральное» – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

Судья А.О. Мицкевич

Мотивированное решение суда составлено 26.01.2023

Судья А.О. Мицкевич