ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103 от 02.03.2012 Шимановского районного суда (Амурская область)

                                                                                    Шимановский районный суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Шимановский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-103

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2012 года г. Шимановск

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием представителя заявителя - заместителя прокурора Шимановского района Горшова А.А.,

представителя Шимановского районного Совета народных депутатов – Алямкина В.М., действующего по должности,

представителя заинтересованного лица – администрации Шимановского района Амурской области Булгакова Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Жалнеровской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Шимановского района Артюшкевич В.К. о признании недействующими ст. 10, и п.10 ч.1 ст. 43.1 Устава Шимановского района с момента вступления в силу решения суда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шимановского района Артюшкевич В.К. обратился в Шимановский районный суд с заявлением о признании недействующим ст. 10, и ст. 43.1 Устава Шимановского района с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель заявителя – заместитель прокурора Шимановского района Горшов А.А. требование уточнил, просит признать недействущими ст. 10 и ст. 43.1 Устава в части п.10 ч.1, и суду пояснил, что прокуратурой Шимановского района в соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ» проведена проверка устава Шимановского района, принятого решением Шимановского районного Совета народных депутатов от 20.12.2005 года №15/200, опубликован в информационном вестнике от 30.01.2006 года №1 (далее по тексту - Устав), в ходе которой установлено, что ряд положений принятого Устава не соответствует требованиям федерального законодательства по следующим основаниям. В соответствие с ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования входит в систему муниципальных правовых актов. В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. 01.08.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым к полномочиям сельских поселений были отнесены следующие вопросы: предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности. Тем не менее, в статье 10 Устава Шимановского района перечисленные вопросы местного значения отсутствуют. 16.05.2011 года вступил в силу Федеральный закон от 03 мая 2011 года № 92-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», в соответствии с которым муниципальному служащему запрещено принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Однако, в статье 43.1. Устава Шимановского района указанный запрет отсутствует. Устав муниципального образования закрепляет и регулирует отношения во всех основных сферах жизнедеятельности населения Шимановского района, служит основой дальнейшего местного нормотворчества. Таким образом, несоответствие положений Устава требованиям действующего федерального законодательства влечёт за собой нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц - жителей муниципального образования город Шимановск в части обоснованного правового закрепления вопросов организации и функционирования муниципального образования Шимановского района, а также регулирующего нормы поведения для органов местного самоуправления и муниципальных служащих, которыми они должны руководствоваться при осуществлении своей деятельности. Несоответствие указанных положений Устава федеральному законодательству также нарушает интересы РФ в части единообразного применения федеральных законов на территории Российской Федерации, а также муниципального образования Шимановского района в части организации и осуществления местного самоуправления на его территории, защита которых в соответствии со ст. 2 ГПК РФ является одной из задач гражданского судопроизводства, поскольку ведёт к нарушению основного принципа правового государства, закреплённого в ст.4 Конституции РФ, а именно - верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, в соответствии со ст. 45, 251 ГПК РФ, просит суд признать ст. 10 Устава Шимановского района недействующим с момента вступления в силу решения суда, а ст. 43.1 Устава Шимановского района- недействующей в части п.10 ч.1 с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании представитель Шимановского районного Совета народных депутатов – Алямкин В.М. суду пояснила, что Шимановский районный Совет народных депутатов (далее по тексту - районный Совет) с учётом изменений в действующем законодательстве Российской Федерации и Амурской области регулярно, 2 раза в год, вносит изменения и дополнения в Устав муниципального образования Шимановский район. Проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав до его принятия депутатами согласовывается с прокуратурой Шимановского района и отделом регистрации уставов Министерства юстиции Амурской области. Последние изменения в Устав были внесены решением районного Совета от 28.11.2011 года №30/161. Указанное решение зарегистрировано отделом регистрации уставов Министерства юстиции по Амурской области 30.12.2011 года. Проект указанного решения о внесении изменений и дополнений в Устав до его принятия депутатами был представлен в прокуратуру Шимановского района. Замечаний и предложений со стороны прокурора Шимановского района не было. В процессе государственной регистрации вышеуказанного решения в Министерстве юстиции по Амурской области замечаний в районный Совет так же не поступило. Однако, в связи с тем, что статья 10 и статья 43.1 Устава не соответствуют действующему Федеральному законодательству в части, районным Советом планируется разработать проект решения о внесении в статьи 10 и 43.1 Устава следующих изменений: 1. Часть 1 статьи 10 Устава дополнить пунктами 8.1 и 8.2 следующего содержания: «8.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке муниципального района сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; 8.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;». 2. Пункт 10 части 1 статьи 43.1 Устава дополнить словами: «, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями». 04.03.2012 года состоятся выборы депутатов Шимановского районного Совета народных депутатов пятого созыва, в связи с чем проект решения о внесении очередных изменений в Устав будет вынесен на заседание второй сессии районного Совета, которая состоится 27.04.2012 года (первая сессия пятого созыва - установочная (выборы председателя районного Совета, формирование постоянных комиссий и т.д.), состоится 20.03.2012 года. Необходимо так же время для учебы и соответствующей подготовки к работе депутатского корпуса. В вышеуказанном очередном проекте решения о внесении изменений в Устав будут учены так же изменения в действующем законодательстве, которые произойдут за текущий период 2012 года. С требованиями прокурора о признании ст. 10 Устава Шимановского района недействующим с момента вступления в силу решения суда не согласен, так как данная статья устанавливает иные вопросы местного значения Шимановского района и признание её недействуюшей повлияет на права неопределённого круга лиц. С требованиями о признании недействующей п.10 ч.1 ст. 43.1 Устава- согласен.

В судебном заседании представитель администрации Шимановского района Булгаков Р.А. суду пояснил, что все указанные прокурором изменения в Устав Шимановского района будут внесены на заседании второй сессии районного Совета, которая состоится 27.04.2012 года. С требованиями прокурора о признании ст. 10 Устава Шимановского района недействующим с момента вступления в силу решения суда не согласен, так как данная статья устанавливает иные вопросы местного значения Шимановского района и признание её недействуюшей повлияет на права неопределённого круга лиц. С требованиями о признании недействующей п.10 ч.1 ст. 43.1 Устава- согласен.

Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст. 46 ГПК РФ, граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФФз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту - ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления»), муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 44 указанного Закона перечень вопросов местного значения городского округа определяется Уставом муниципального образования из числа вопросов местного значения, установленных в ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Часть 1 статьи 18 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет положение, в соответствии с которым перечень вопросов местного значения может определяться только данным Федеральным законом.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 38 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращением с заявлением о признании, недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Как следует из пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

При этом, исходя из положений пункта 9 вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с п. 18 Постановления, если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В судебном заседании установлено, что прокурор Шимановского района предъявил требование о признании статьи 10 Устава Шимановского района принятого решением Шимановского районного Совета народных депутатов от 20.12.2005 года №15/200, опубликован в информационном вестнике от 30.01.2006 года №1, недействующей ввиду отсутствия в данной статье нормативного акта положений, регламентирующих вопросы местного значения в части предоставления помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности.

Кроме того, прокурор Шимановского района предъявил требование о признании п.10 ч.1 ст. 43.1. Устава Шимановского района недействующими ввиду того, в данной норме не указан запрет муниципальному служащему принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями, т.е. данный пункт части статьи Устава, по мнению прокурора, буквально не соответствует по тексту Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Как следует из буквального толкования положений главы 24 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», могут быть признаны недействующими только те положения и нормы правового акта, которые в нём имеются. То есть, положения и нормы, не внесенные в нормативный правовой акт, не могут повлечь признание их недействующими и быть предметом рассмотрения спора.

Согласно ч.1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку, прокурор просит признать недействующей статью 10 Устава Шимановского района по основаниям неполного отражения в нем ряда полномочий и вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая, что данное обстоятельство не является основанием для признания в этой части муниципального правового акта недействующим, суд считает необходимым в удовлетворении данных требований прокурора отказать.

Кроме того, при проверке положений ст. 43.1 Устава Шимановского района, в том числе пункта 10 ч.1 указанной статьи на её соответствие положениям Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» суд считает, что буквальное не соответствие текста Устава, тексту Федерального закона не является основанием для признания в этой части муниципального правового акта недействующим, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении данных требований прокурора также отказать.

При этом суд не принимает признание представителем Шимановского районного Совета народных депутатов требований в части признания недействующим п.10 ч.1 ст. 43.1 Устава Шимановского района, поскольку это противоречит закону.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Прокурору Шимановского района Артюшкевич В.К. в удовлетворении заявленных требований о признании недействующими ст. 10, и п.10 ч.1 ст. 43.1 Устава Шимановского района с момента вступления в силу решения суда отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд, через данный суд в порядке в порядке Главы 39 ГПК РФ путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: