Тандинский районный суд Республики Тыва Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тандинский районный суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Гражданское дело № 2-103/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Бай-Хаак 06 марта 2012 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Оюн Ч.Т., при секретаре Саян А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тандинского района в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», о возложении обязанности снять определённые обязанности со специалистов администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», с участием прокурора Тандинского района Соловьёва С.С., представителя председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» Долзат В.А., заинтересованных лиц О.З.С.., О.Р.А.., О.Ч.Х., Д.О.Ш., К.А.С., Д.С.А.,
у с т а н о в и л :
Прокурор Тандинского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» (далее – администрации Тандинского кожууна) Ондара С.Ч., о возложении обязанности снять с Д.С.А. обязанности ведущего специалиста отдела пособий управления труда и социального развития (далее – УТиСР) администрации Тандинского кожууна; с К.А.С. обязанности главного специалиста – главного бухгалтера УТиСР администрации Тандинского кожууна; с Д.О.Ш. обязанности ведущего специалиста по предпринимательству и туризму администрации Тандинского кожууна; с О.Ч.Х. обязанности главного специалиста по учёту администрации Тандинского кожууна; с О.Р.А. обязанности главного специалиста по экономике администрации Тандинского кожууна; с О.З.С. обязанности ведущего специалиста архива администрации Тандинского кожууна, указывая на то, что прокуратурой Тандинского района в ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе были выявлены нарушения федерального законодательства в администрации Тандинского кожууна. Установлено, что в администрации Тандинского кожууна ведущий специалист архива О.З.С. окончила Кызылский политехнический техникум по специальности «планирование в строительстве» и не обладает соответствующими познаниями в области архивного дела; главный специалист по экономике О.Р.А. окончила Кызылское профтехучилище № 1 по специальности «бухгалтер» и не обладает специальными познаниями в области экономики; главный специалист по учёту О.Ч.Х. окончила Кызылский техникум экономики и права по специальности «бухгалтер» и не обладает специальными познаниями в области учёта; ведущий специалист по предпринимательству и туризму Д.О.Ш. окончила Улан-Удэнский электротехникум Министерства связи СССР и не обладает специальными познаниями в области предпринимательства и туризма; главный специалист – главный бухгалтер УТиСР К.А.С. окончила Кызылский автомобильно-дорожный техникум по специальности «экономика, бухгалтерский учёт» и не обладает специальными познаниями; ведущий специалист отдела пособий УТиСР Д.С.А. окончила Челябинский юридический техникум по специальности «право и организация социального обеспечения» и не обладает специальными познаниями. В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона от02.03.2007 г.N 25-ФЗ, с изменениями от 21.11.2011 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Просил суд признать незаконными действия председателя администрации Тандинского кожууна Ондара С.Ч., выразившиеся в назначении на должности ведущего специалиста отдела пособий управления труда и социального развития Д.С.А.; главного специалиста – главного бухгалтера управления труда и социального развития К.А.С.; ведущего специалиста по предпринимательству и туризму Д.О.Ш.; главного специалиста по учёту О.Ч.Х.; главного специалиста по экономике О.Р.А.-Хереловны; ведущего специалиста архива О.З.С., незаконными. Обязать председателя администрации Тандинского кожууна Ондара С.Ч. снять с Д.С.А. обязанности ведущего специалиста отдела пособий управления труда и социального развития; с К.А.С.-ооловны обязанности главного специалиста – главного бухгалтера управления труда и социального развития; с Д.О.Ш. обязанности ведущего специалиста по предпринимательству и туризму; с О.Ч.Х. обязанности главного специалиста по учёту; с О.Р.А. обязанности главного специалиста по экономике; с О.З.С. обязанности ведущего специалиста архива администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва».
В последующем прокурор уточнил заявление и обратился в суд в порядке искового производства и просил суд обязать председателя администрации Тандинского кожууна Ондара С.Ч. устранить нарушения законодательства путём снятия с Д.С.А. обязанности ведущего специалиста отдела пособий управления труда и социального развития; с К.А.С.-ооловны обязанности главного специалиста – главного бухгалтера управления труда и социального развития; с Д.О.Ш. обязанности ведущего специалиста по предпринимательству и туризму; с О.Ч.Х. обязанности главного специалиста по учёту; с О.Р.А. обязанности главного специалиста по экономике; с О.З.С. обязанности ведущего специалиста архива администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заявитель– прокурор Тандинского района Республики Тыва Соловьёв С.С. заявление поддержал по указанным в нём основаниям.
Представитель администрации Тандинского кожууна Долзат В.А. с заявлением не согласилась, представила письменные возражения.
Заинтересованное лицо Д.С.А. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что она обучается на 3 курсе Академического Международного Института по специальности «Финансы и кредит», имеет большой непрерывный стаж работы. Прошла обучение по курсу «Основы компьютерной грамотности», награждена грамотами Министерства труда и социальной политики Республики Тыва.
Заинтересованное лицо К.А.С. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что в настоящее время заочно обучается на 1 курсе экономического факультета Тувинского государственного университета по специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит на базе ССО». В декабре месяце 2012 года прошла аттестацию и решением аттестационной комиссии признана соответствующей занимаемой должности. Награждена почётной грамотой Министром здравоохранения и социального развития Республики Тыва.
Заинтересованное лицо Д.О.Ш. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что она в настоящее время обучается на 5 курсе экономического факультета ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова».
Заинтересованное лицо О.Ч.Х. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что она в настоящее время заочно обучается на 4 курсе института переподготовки специалистов Федерального государственного учреждения высшего профессионального образования «Сибирская академия государственной службы» по специальности «Финансы и кредит».
Заинтересованное лицо О.Р.А. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что она в настоящее время обучается на 4 курсе Академического Международного Института по специальности «Финансы и кредит».
Заинтересованное лицо О.З.С. с заявлением не согласилась, суду пояснила, что в 2007 году прошла аттестацию и решением аттестационной комиссии признана соответствующей занимаемой должности. Награждена нагрудным знаком «За активное участие во Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года». С 2007 года присвоено звание «Ветеран труда».
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявленный истцом спор о признании незаконными действий должностных лиц носит публично-правовой характер, однако, учитывая, что истец обратился в суд порядке искового производства и действующее гражданское процессуальное законодательство не содержит запрета на рассмотрение данного дела в порядке искового производства, суд полагает необходимым рассматривать данный спор и давать ему оценку в полном объеме с учетом особенностей, предусмотренных главой 25 ГПК РФ.
Данный вывод суда согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее по тексту - Постановление от 10 февраля 2009 года N 2).
Так, в пункте 9 данного Постановления указано, что судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Согласно пунктам 22 и 24 Постановления от 10 февраля 2009 года N 2 к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относится соблюдение срока обращения с заявлением в суд, при этом по каждому делу необходимо выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Статья 256 ГПК РФ регулирует вопросы, связанные со сроком обращения в суд по делам об оспаривании действий (бездействия), решений органов власти. Этот срок установлен законодателем в три месяца.
Согласно положению ч. 2 ст. 256 ГПК РФ причины пропуска срока на обращение с заявлением в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Если дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела II ГПК РФ, то последствия пропуска срока на обращение в суд должны применяться судом по своей инициативе.
Исходя из положений ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В случае пропуска данного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен. Разрешение вопроса о причинах пропуска установленного статьей 256 ГПК РФ срока обращения в суд по делам об оспаривании соответствующих действий (бездействия), решений и возможности восстановления данного срока проводится в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Судом исследована и установлена продолжительность срока, прошедшего со дня составления представления прокурором на имя председателя администрации Тандинского кожууна и направлении для устранения нарушений федерального законодательства (30 сентября 2011 года) и до дня его обращения в суд с заявлением (10 февраля 2012 года), которая составила более трех месяцев. При этом судом не было установлено причин, препятствующих истцу обратиться в суд с иском в установленный законом срок.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Вследствие чего, суд приходит к выводу, что не подлежат удовлетворению требования прокурора Тандинского района Республики Тыва Соловьёва С.С. в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», о возложении обязанности снять определённые обязанности со специалистов администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», с участием прокурора Тандинского района Соловьёва С.С., представителя председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» Долзат В.А., заинтересованных лиц О.З.С.., О.Р.А.., О.Ч.Х., Д.О.Ш., К.А.С., Д.С.А., по причине пропуска им без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд, установленного частью 1 статьи 256 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Тандинского района в интересах Российской Федерации, Республики Тыва, муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий председателя администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» Ондара С.Ч., о возложении обязанности снять определённые обязанности со специалистов администрации муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение 30 дней со дня изготовления мотивированного решения – 11 марта 2012 года.
Председательствующий Оюн Ч.Т.