ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-103 от 10.03.2011 Вытегорского районного суда (Вологодская область)

                                                                                    Вытегорский районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Вытегорский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-103/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вытегра 10 марта 2011 года

Судья Вытегорского районного суда Вологодской области Жирохова Е.В.,

с участием заявителя старшего помощника прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Екимовой О.Н.,

представителей заинтересованного лица сельского поселения " А " Л.С.А., И.С.Б.,

заинтересованного лица Ц.Т.М.,

при секретаре Кондрат В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование своих требований прокурор указал, что в рамках надзора за законностью ненормативных правовых актов органов местного самоуправления была проведена проверка соответствия законодательству постановления администрации сельского поселения " А " № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» (далее по тексту - постановление). В ходе проведенной проверки установлено, что указанное постановление не соответствует федеральному законодательству. Постановлением изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью  кв.м, расположенного в  с вида для «сельскохозяйственного использования» на вид для «садоводства». В соответствии с сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области данный земельный участок является сельскохозяйственным угодьем в составе земель сельскохозяйственного назначения. В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ вид разрешенного использования земель определяется в соответствии с зонированием территории, а также исходя из принадлежности земель к той или иной категории. Согласно ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ для территориальных зон устанавливается градостроительный регламент - документ, определяющий в виды разрешенного использования. В силу ч. 3 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования на другой возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Однако, согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч. 1 ст.79 Земельного кодекса РФ к сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, в соответствии с ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В силу ч. 1 и ч. 3 ст.4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (градостроительные отношения). Земельные правоотношения не регулируются Градостроительным кодексом РФ, и он не может быть применен в данном случае. Таким образом, изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения невозможно без перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель. Перевод земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, в силу их особой ценности, осуществляется согласно ст. 8 Закона Вологодской области от 19.12.2003 №976-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» органом исполнительной государственной власти области. Следовательно, действия администрации " А " сельского поселения противоречат законодательству. Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на действия администрации сельского поселения. Однако, до настоящего времени противоречащее федеральному законодательству постановление администрации " А " сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено, вид разрешенного использования «для садоводства» не изменен на вид «для сельскохозяйственного использования». Это создает угрозу возведения на земельном участке построек и изменения его целевого назначения. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка, и обязать администрацию сельского поселения " А " отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший помощник прокурора Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратуры Екимова О.Н. заявленные требования уточнила, попросив признать незаконным действие администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  площадью  кв.м, принадлежащего Ц.Т.М., с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства», а также обязать администрацию сельского поселения " А " отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка Ц.Т.М.» с момента вступления решения суда в законную силу. Полностью подтвердила доводы, изложенные в заявлении. Также пояснила, что земельный участок, который принадлежит Ц.Т.М., является сельскохозяйственным угодьем, предназначенным для обеспечения жителей  района сельскохозяйственной продукцией. Изменение вида разрешенного использования с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства» имеет цель последующей застройки данного земельного участка. В результате чего он утратит важную функцию по обеспечению населения  района сельскохозяйственной продукцией, что нарушает интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Требования, заявленные прокурором, не нарушают законные права Ц.Т.М. как собственника земельного участка, так как для разведения сада не требуется изменения вида разрешенного использования земельного участка с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Глава сельского поселения " А " в принятом постановлении ссылается на письмо Министерства экономического развития РФ № Д23-1219 от 08 апреля 2010 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», но данное письмо не является нормативным документом. Решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении измененных кадастровых сведений в государственный кадастр недвижимости носит временный характер, изменения вносятся на основании уведомления администрации сельского поселения о принятом решении. Указанный орган не проводит правовую экспертизу документов, это делает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии при обращении собственника земельного участка за регистрацией разрешенного вида использования участка.

Представитель заинтересованного лица -  сельского поселения " А " И.С.Б. с заявленным прокурором требованием не согласна. Суду пояснила, что в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка Ц.Т.М.» речь идет не о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, а об изменении вида разрешенного использования - на садоводство, в связи с чем ссылка прокурора на ст. 8 Закона Вологодской области от 19.12.2003 № 976-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области» неуместна, так как согласно п. 5 ст. 1 указанного закона не допускается принятие субъектами РФ законов и других нормативных актов, содержащих дополнительные правила и ограничения. Также полагает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ не нарушает прав и свобод граждан. До принятия указанного постановления в сельском поселении " А " были проведены публичные слушания. При вынесении постановления были учтены не только интересы собственника земельного участка, но и мнение жителей поселения, которые посчитали необходимым изменить вид разрешенного использования земельного участка Ц.Т.М.. Согласно ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться кроме прочего под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство. В федеральных законах нет запрещений на возведение построек на землях сельскохозяйственного назначения. Земельный участок, о котором идет речь, на протяжении многих лет не использовался. Если Ц.Т.М. желает посадить на участке сад, то ее надо поддержать, так как выращивание и сбыт ягод, фруктов, картофеля и других овощей в  районе поднимет сельское хозяйство района и обеспечит рабочую занятость населения. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ собственник имеет право распоряжаться своей собственностью, а так как данный земельный участок является собственностью Ц.Т.М., то она может распоряжаться им так, как хочет. Считает, что действия администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Ц.Т.М., не противоречат действующему законодательству. При принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка они руководствовались ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», согласно которой вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. Также учли письмо Министерства экономического развития РФ № Д23-1219 от 08 апреля 2010 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка», из которого следует, что до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года, изменение вида разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. Кроме того, имеется решение ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому решено в соответствии с постановлением администрации сельского поселения " А " провести государственный кадастровый учет изменений, изменив разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером  с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Все это позволяет сделать вывод, что принятое постановление не противоречит требованиям законодательства.

Представитель заинтересованного лица -  сельского поселения " А " Л.С.А. с заявленным прокурором требованием не согласен. Подтвердил пояснения представителя заинтересованного лица И.С.Б.. Дополнительно пояснил, что собственником земельного участка с кадастровым номером  является Ц.Т.М., которая обратилась в администрацию сельского поселения " А " с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. По данному вопросу были назначены публичные слушания. По итогам публичных слушаний ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление № «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка Ц.Т.М.», а именно с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Результаты публичных слушаний были опубликованы в районной газете, а также направлены в прокуратуру  района и Череповецкую межрайонную природоохранную прокуратуру. Полагает, что в данном случае ничьи права и свободы не были нарушены. Из ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ следует, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться под садоводство, огородничество, личное подсобное хозяйство, и в федеральных законах нет запрещений на возведение построек на землях сельскохозяйственного назначения. Спорный земельный участок давно не использовался, зарос травой, кустарником. Прошлым летом Ц.Т.М. скосила траву на участке, начала его облагораживать. Своим протестом прокурор ограничивает права Ц.Т.М., как собственника земельного участка, и препятствует выполнению полномочий органа местного самоуправления, в частности администрации сельского поселения " А ".

Заинтересованное лицо Ц.Т.М. с заявленным прокурором требованием о признании незаконным действия администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка не согласна. Суду пояснила, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью  кв.м. Земли были выкуплены, как паи членов распавшегося колхоза. Ежегодно к ней на участок приезжает комиссия и проверяет, как она использует данный земельный участок. Если она не будет использовать землю по назначению, то земля у нее может быть изъята. Она хочет пользоваться спорной землей, но для нее это затруднительно. Она проживает в , летом 2010 года жила на участке в палатке, но это опасно, так как по участку ходят дикие животные. В таких условиях разрабатывать земельный участок невозможно, поэтому она хочет построить на нем садовый домик. В связи чем обратилась в администрацию сельского поселения " А " с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. По ее заявлению были проведены публичные слушания, по результатам которых администрацией сельского поселения " А " вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка» с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». Считает данное постановление законным и обоснованным. Согласно письму Министерства экономического развития РФ № Д23-1219 от 08 апреля 2010 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года, изменение вида разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 01 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. На основании ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц, чьи права и свободы могут быть нарушены, ссылаясь на то, что в результате изменение целевого назначения земельного участка с последующей его застройкой участок утратит важную функцию по обеспечению населения района сельскохозяйственной продукцией. Но с 1998 года данные земли были заброшены и на них ничего не производилось. Она не собирается менять категорию земель и выводить земли из сельскохозяйственного назначения, хочет просто создать минимальные условия для проживания, облагородить свой участок.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд находит заявленное Череповецким межрайонным природоохранным прокурором требование обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Ц.Т.М., являющаяся собственником земельного участка с кадастровым номером  площадью  кв.м, расположенного в  за пределами участка, обратилась в администрацию сельского поселения " А " с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства». По заявлению Ц.Т.М. в сельском поселении были проведены публичные слушания. С учетом результатов публичных слушаний администрацией сельского поселения " А " было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка Ц.Т.М.» с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства».

Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор посчитал постановление администрации сельского поселения " А " № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка» противоречащим закону, и ДД.ММ.ГГГГ внес протест, которым потребовал отменить указанное постановление. Однако, до настоящего времени постановление администрации сельского поселения " А " № от ДД.ММ.ГГГГ не отменено.

В судебном заседании установлено, что указанный земельный участок, принадлежащий Ц.Т.М., относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и разрешен только для сельскохозяйственного использования, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Вытегорским отделом УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Данный участок относится к сельскохозяйственным угодьям.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков указываются в градостроительном регламенте. В силу ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

В соответствии с ч. 6 и ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Из ч. 5 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ усматривается, что решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно ч. 1 ст. 6 названного Закона, собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту.

Вместе с тем указанный Закон, также как и Земельный кодекс РФ, не содержит правовых норм, определяющих возможность и порядок изменения условно разрешенного вида использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, с одного на другой, или предоставления иного условно-разрешенного вида использования.

Статья 79 Земельного кодекса РФ определяет, что под сельскохозяйственными угодьями понимаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, в составе земель сельскохозяйственного назначения, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Таким образом, на сегодняшний день законодательно определен единственно возможный вид разрешенного использования участков из земель сельскохозяйственных угодий, это использование их именно как сельхозугодий в том смысле, который определен в ст. 79 Земельного кодекса РФ. Спорный земельный участок Ц.Т.М. является сельскохозяйственным угодьем и может быть использован только по прямому назначению, то есть для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В связи с чем доводы представителей заинтересованного лица сельского поселения " А " и заинтересованного лица Ц.Т.М., суд находит необоснованными. Ссылку на ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» суд считает в данном случае несостоятельной, так как при отсутствии градостроительного регламента невозможно изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования. Письмо Министерства экономического развития РФ № Д23-1219 от 08 апреля 2010 года «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» не является нормативно правовым документом.

В связи с изложенным и с целью соблюдения интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации суд находит требования прокурора о признании недействительным действия администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  площадью  кв.м, принадлежащего Ц.Т.М., с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства» обоснованными и подлежащими удовлетворению. Изменение вида разрешенного использования сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков одной категории в другую», а из ст. 8 Земельного кодекса РФ усматривается, что земли сельскохозяйственного назначения переводятся из одной категории в другую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным действие администрации сельского поселения " А " по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером  площадью  кв.м, принадлежащего Ц.Т.М., расположенного в , расположенного за пределами участка, с земель «для сельскохозяйственного использования» на земли «для садоводства».

Обязать администрацию сельского поселения " А " отменить постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка Ц.Т.М.» с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд через Вытегорский районный суд в течение 10 суток.

Федеральный судья Е.В.Жирохова