Бийский городской суд Алтайского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бийский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-103/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2011 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Потякиной А.Н.
при секретаре Матвеевой О.А.
с участием прокурора Дробышевой О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бийского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Администрации Бийского района о признании права на предоставление безвозмездной субсидии и возложении обязанности по включению в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Бийского района Алтайского края обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Администрации Бийского района о признании права на предоставление безвозмездной субсидии и возложении обязанности по включению в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
В обоснование исковых требований указывает, что ФИО1 относится к числу детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать М.Т.П. была признана безвестно отсутствующей решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце записаны со слов матери.
Постановлением администрации Первомайского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и была поставлена на очередь.
ФИО1, имея прав на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Бийского района с соответствующим заявлением. Однако, решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было отказано включить ее в список указанной категории граждан, поскольку за ней было закреплено жилое помещение по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в Администрацию Бийского района с заявлением о включении ее в список на получение жилищной субсидии, в чем ей было отказано решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на день подачи этого заявления истцу исполнилось 23 года.
Решения жилищной комиссии и действия Администрации Бийского района по отказу ФИО1 во включении ее в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья являются незаконными и нарушающими права истца, поскольку жилое помещение: квартира № в доме № по ул., закрепленное постановлением администрации Приобского района г.Бийска № от ДД.ММ.ГГГГ, было снесено полностью в ....... году, а соответствующий пункт указанного постановления исключен ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации города Бийска за №. Соответственно, у истца отсутствовало какое либо жилое помещение, принадлежащее ей на праве социального найма или собственности.
Таким образом, на день обращения ФИО1 с заявлением в Администрацию Бийского района: ДД.ММ.ГГГГ, она имела право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Кроме того, на указанную дату она не достигла 23 лет, ограничивающих данное право.
Просит признать за ФИО1 право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья. Признать незаконными решения жилищной комиссии Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 во включении в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Признать незаконными действия Администрации Бийского района, выразившиеся в не включении ФИО1 в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья. Обязать Администрацию Бийского района включить ФИО1 в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора Бийского района Дробышева О.Е. исковые требования поддержала, суду дала аналогичные пояснения.
Истец ФИО1 исковые требования поддержала, суду дала аналогичные пояснения.
Ответчик- представитель Администрации Бийского района по доверенности ФИО3 исковые требования прокурора Бийского района в интересах ФИО1 не признала, суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась с заявлением о включении ее в список на получение субсидии на строительство или приобретение жилья в категории из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку за ФИО1 было закреплено жилое помещение: квартира № в доме № по ул., то решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении заявления.
Повторно с аналогичным заявлением ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ, в чем ей было также отказано решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по причине достижения 23 лет, ограничивающих право на получение безвозмездной субсидии.
Полагала, что как решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, так и действия Администрации Бийского района являются законными, принятыми и совершенными в соответствии с требованиями ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае», Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края», утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8.
Кроме того, прокурором Бийского района и истцом ФИО1 пропущен срок на оспаривание действий Администрации Бийского района и решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, установленного ст.256 ГПК РФ, что дает основание для применения последствий пропуска данного срока.
Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Третье лицо- представитель Администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом- повесткой. Суд не располагает данными о том, что неявка третьего лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо- представитель Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, что суд считает возможным.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения помощника прокурора Дробышевой О.Е., истца ФИО1, представителя ответчика ФИО3, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии со ст.4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 родилась ДД.ММ.ГГГГ. После регистрации брака ДД.ММ.ГГГГ ей присвоена фамилия «Данилова», что следует из свидетельства № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации Приобского района г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО2 была помещена в учреждение общественного воспитания на полное государственное обеспечение в связи с тем, что место нахождения матери М.Т.П. было не известно, а сведения об отце М.С.Н. в актовой записи о рождении записаны со слов матери.
Решением Новоалтайского городского суда от 14 ноября 2001 года, вступившим в законную силу 27 ноября 2001 года, мать истца- М.Т.П., была признана безвестно отсутствующей.
Согласно справке ГОУ «Первомайский детский дом» ФИО1 относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельского совета Бийского района о постановке на учет для получения жилой площади.
На основании постановления Администрации Первомайского сельского совета Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на очередь, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в МО Первомайский сельсовет.
Согласно п.4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившие желание ее получать, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.
ФИО1 обратилась в Администрацию Бийского района с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, предоставив перечень необходимых документов, предусмотренных ст.4 Закон Алтайского края от 09 декабря 2005 года № 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», что не оспаривается ответчиком.
Решением жилищной комиссии Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 отказано во включении ее в список на получение субсидии, так как за ней было закреплено жилье по адресу: .
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Приобского района г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № за ФИО1 была закреплена жилая площадь по указанному адресу. Однако, дом № по ул., как следует из справки БГПУ филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, был снесен полностью, о чем ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о сносе при обследовании на месте.
Кроме того, п.2 постановления администрации Приобского района г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № о закреплении жилого помещения за истцом был исключен распоряжением Администрации города Бийска от ДД.ММ.ГГГГ №.
Другое жилое помещение, которое было бы предоставлено истцу на праве социального найма либо принадлежало на праве собственности у нее отсутствует, что подтверждается постановлением Администрации Первомайского сельсовета Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ №, уведомлением БО Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, справкой БО филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, договором о передаче квартиры № в доме № по ул. в собственность в порядке приватизации от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сказанного следует, что у ФИО1 отсутствует жилое помещение, что, с учетом постановления Администрации Первомайского сельсовета Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ №, дает ей право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в соответствии со ст.4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». Доводы ответчика в данной части судом во внимание не принимаются, так как опровергнуты собранными по делу доказательствами.
Сказанное позволяет суду сделать вывод о том, что решение жилищной комиссии Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, нарушающим права и охраняемые законом интересы ФИО1
Повторное обращение ФИО1 в Администрацию Бийского района с заявлением о включении ее в список на получение безвозмездной субсидии имело место ДД.ММ.ГГГГ, когда к числу документов, представлявшихся ею ДД.ММ.ГГГГ, она дополнительно представила справку БГПУ филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ в подтверждение факта сноса дома № по ул. и правоустанавливающие документы на квартиру № в указанном жилом доме (решение комиссии по приватизации жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, договор о передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ).
Содержание данных документов не опровергло выводов, которые должна была сделать жилищная комиссия Администрации Бийского района при рассмотрении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ- об отсутствии у истца жилого помещения.
Решением жилищной комиссии Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 было отказано во включении в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии. Основанием для данного отказа послужил факт достижения истцом 23 лет.
Из преамбулы Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» следует, что он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, проживающих на территории Алтайского края.
В силу ч.3 п.4.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.
Для предоставления дополнительных гарантий государства по предоставлению жилья лицам из указанной категории (с 18 лет до 23 лет) должны быть соблюдены существенные условия для постановки на учет как нуждающихся в жилье, на включение в список на получение субсидии на строительство или приобретение жилья: документальное подтверждение гражданином статуса лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие жилья по договору социального найма или на праве собственности; на момент постановки на учет как нуждающегося в жилье не исполнилось 23 лет; лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ставятся на учет в органах местного самоуправления как нуждающиеся в жилье по месту регистрации; на момент обращения с письменным заявлением на получение субсидии на строительство или приобретение жилья не исполнилось 23 лет; реализация права на получение безвозмездной субсидии носит заявительный характер.
Все необходимые условия были соблюдены ФИО1, в том числе на ДД.ММ.ГГГГ- дату первоначального обращения с заявлением о включении в список на получение субсидии. Сказанное свидетельствует о том, что истец имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ, и, соответственно, Администрация Бийского района, в том числе ее жилищная комиссия, не вправе были отказывать ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 во включении ее в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии. А поскольку решение жилищной комиссии Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ за № вытекает из решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ за №, признанного судом незаконным, и является его неотъемлемой частью, его также нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно нарушает права и охраняемые законом интересы ФИО1, гарантированные законом. Факт обращения ФИО1 в Администрацию Бийского района с повторным заявлением после достижения ею 23 лет не может влечь отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку свое право она реализовала в установленные законом сроки.
Ч.1 ст.4.3 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008 года № 8, предусмотрено, что структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.
На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что права и охраняемые законом интересы ФИО1 на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья нарушены Администрацией Бийского района, которая не признает ее нуждающейся в предоставлении субсидии и имеющей право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, а также отказало включить в список на получение такой субсидии. Соответственно, предъявленные к Администрации Бийского района исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, в том числе с возложением на ответчика обязанности по включению ФИО1 в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Стороной ответчика в судебном заседании заявлено о применении последствий пропуска срока на обращение в суд с требованиями об оспаривании действий Администрации Бийского района и решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на ст.256 ГПК РФ.
Действительно, согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Вместе с тем, указанная норма не может быть применима при разрешении настоящего спора, поскольку истцом подано заявление, которое подлежит рассмотрению в порядке искового производства, а не в порядке производства из публичных правоотношений, к регулированию которых относится ст.256 ГПК РФ.
Для защиты нарушенных прав при разрешении споров в порядке искового производства суд руководствуется нормами Главы 12 Гражданского кодекса РФ, в частности ст.196 ГК РФ, установившей общий срок исковой давности - 3 года, который на день разрешения настоящего спора не истек. Соответственно, основания для применения последствий пропуска срока исковой давности у суда отсутствуют.
Другие доводы ответчика судом во внимание не принимаются, так как направлены на иную оценку обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Бийского района в интересах ФИО1 удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретения жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконными решения жилищной комиссии Администрации Бийского района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 во включении в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Признать незаконными действия Администрации Бийского района, выразившиеся в не включении ФИО1 в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Обязать Администрацию Бийского района включить ФИО1 в список граждан из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Бийского района, на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Председательствующий А.Н.Потякина
«Верно»
Решение не вступило в законную силу, 08.12.2011 года