ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1030/19 от 12.02.2019 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1030/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 февраля 2019 года город Хабаровск

Индустриальный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Казак М.П.,

с участием

представителя ответчика – Управления Росгвардии по Хабаровскому краю ФИО6, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Сухомлиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 ФИО7ФИО8, о признании незаконным и отмене приказа о привлечении к полной материальной ответственности, признании незаконными выводов заключения служебной проверки

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО9ФИО10), о признании незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения его к полной материальной ответственности, ссылаясь на следующие обстоятельства.

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника МРОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО УМВД России по <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в должности начальника МРОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».

Приказом Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за нарушение требований федерального законодательства, в том числе, постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28 повлекшего переплату районного коэффициента гражданскому персоналу ОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ФИО1 привлечен к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении должностных обязанностей в размере 624 151,43 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С данным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 считает данный приказ незаконным по следующим основаниям.

В период осуществления деятельности в системе МВД России работникам создавались условия, направленные на улучшение материального положения и усиление стимулирующей роли заработной платы гражданского персонала. В связи с чем, Министерству внутренних дел Российской Федерации было предоставлено право в пределах выделенных средств применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Согласно абзацу 2 пункта 2 приложения "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу воинских частей, учреждений и подразделений системы МВД России" приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ» к заработной плате гражданского персонала учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, могут быть применены повышенные коэффициенты.

В связи с чем были изданы приказы УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, УВО от ДД.ММ.ГГГГ «о применении районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала» - о начислении с января 2014 г. заработной платы гражданскому персоналу МРОВО по <адрес> с применением районного коэффициента в размере 1,3.

На основании Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации подразделения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

В связи с изменением подведомственности, приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>» было переименовано в федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>».

В связи с переименованием организации, работники МРОВО по <адрес> филиала ФГКУ «У ВО У МВД России по <адрес>» в порядке ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ приказом начальника МРОВО <адрес> филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» были переведены на ранее занимаемые ими в МРОВО по <адрес> ФГКУ «УВО УМВД России по <адрес>» должности с изменением наименования организации, при этом трудовые функции работников изменений не претерпели.

Пунктом 11и п.п. «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено правопреемство Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по обязательствам Министерства внутренних дел Российской Федераций в отношении передаваемых подразделений, в том числе вневедомственной охраны и применение, до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Федеральных органов исполнительной власти и иных Федеральных государственных органов, регулирующих деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.

Учитывая, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ система оплаты труда, включающая в себя условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу учреждений и подразделений системы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации ведомственными нормативно-правовыми актами не была регламентирована, указаний от вышестоящих организаций об отмене ранее установленного районного коэффициента не поступало; а так же принимая во внимание требования указанных пунктов Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ- следовательно у работодателя, в лице МРОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» сохранялась обязанность перед работниками о сохранении трудовых отношений с работниками на условиях ранее заключенных трудовых договоров, т.е. районный коэффициент выплачивался гражданскому персоналу в размере 1,3%.

Правильность выплаты спорной надбавки неоднократно проверялась и согласовывалась вышестоящим органом, однако ошибочной признана не была, а именно: В октябре 2015 г. в адрес ФГКУ «УВО УМВД России по <адрес>» направлялся Расчет фонда оплаты труда гражданского персонала на 2016 г., который был согласован вышестоящим органом без замечаний, после чего, на основании Расчета фонда оплаты труда гражданского персонала, была утверждена Бюджетная смета на 2016 г. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой были выделены лимиты бюджетных обязательств на оплату труда и страховые взносы гражданского персонала на спорный период 2016 г.

В октябре 2016 г. в адрес ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» направлялся Расчет фонда оплаты труда гражданского персонала на 2016 и 2017 гг. соответственно, который был согласован вышестоящим органом без замечаний, после чего, на основании Расчета фонда оплаты труда гражданского персонала была утверждена Бюджетная смета на 2016 г. от ДД.ММ.ГГГГ и Бюджетная смета на 2017 г. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых были выделены лимиты бюджетных обязательств на оплату труда и страховые взносы гражданского персонала на спорный период 2016 и 2017гг.

20.12.17г. в адрес подразделения поступил приказ ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в котором был отменен приказ от 24.01.14г. «О применении районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала». При получении данного приказа Ответчиком были приняты меры по снижению районных коэффициентов к заработной плате гражданского персонала путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам с гражданским персоналом, где выплата районного коэффициента составляет 1,2%.

Считает, что исполнение приказа вышестоящего органа не может ставиться в вину как противоправные действия. Принимая во внимание правила ч. 1 ст. 233 ТК РФ, при таких обстоятельствах - отсутствуют условия наступления материальной ответственности стороны трудового контракта.

При определении оснований и порядка выплаты районного коэффициента гражданскому персоналу, истец руководствовался сложившейся многолетней практикой, правильность которой сомнению не подвергалась, поскольку была согласована и утверждена должностными лицами вышестоящих финансовых органов.

Помимо этого, трудовой контракт о прохождении службы в Федеральной службе ВНГ РФ от 01.10.16г., работодателем ответчика является Генерал-лейтенант ФИО4, однако приказ от 09.08.18г. о привлечении к полной материальной ответственности ФИО1 подписан полковником ФИО5, не являющимся работодателем работника ФИО1, т.е. лицом, не уполномоченным, в связи с чем истец считает, возложение полной материальной ответственности на истца в указанной сумме, при данных обстоятельствах, не является законным.

Ссылаясь на изложенное просит суд признать незаконным и отменить приказ Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части привлечения его к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении должностных обязанностей.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда от истца поступили дополнения исковых требований требованием о признании выводов, взятых за основу в обжалуемом приказе, изложенных в заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту выявления переплаты районного коэффициента гражданскому персоналу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую суммы 13 282 191, 11 рублей, незаконными.

В судебном заседании истец ФИО1 не присутствовал, предоставив заявление о рассмотрении поданного иска в его отсутствие в связи с отдаленностью нахождения и удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика Управления Росгвардии по <адрес>ФИО6 с иском не согласилась по основаниям, изложенным в письменном возражении, которое она поддержала в полном объеме. Считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца. Из дополнительных пояснений представителя ответчика следует, что актом документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлена неправомерная выплата гражданскому персоналу ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» и его филиалов районного коэффициента. По данному факту была проведена служебная проверка, результаты которой отражены в акте от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам проверки приказом Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец привлечен к полной материальной ответственности. Ущерб был рассчитан за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В феврале 2017 года в адрес Управления Росгвардии по <адрес> было направлено указание командующего округом от ДД.ММ.ГГГГ, которым для применения в практической работе доведено разъяснение финансово-экономического департамента Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ об установлении районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала ВНГ России в учреждениях (подразделениях), дислоцированных на территории <адрес> и <адрес>. В разъяснении ФЭД указано, что при установлении районного коэффициента необходимо руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28, в котором определен конкретный возможный размер районного коэффициента в <адрес> - 1,2. Распоряжением Главного штаба ВНГ РФ от ДД.ММ.ГГГГ предписано «для своевременной выплаты денежного довольствия и заработной платы в полном размере руководителям территориальных органов (органа) Росгвардии, подразделений ВНГ РФ, в которых проходят службу сотрудники ВНГ РФ и осуществляет трудовую деятельность гражданский персонал ВНГ РФ необходимо издать соответствующие приказы и локальные акты по вопросам установления денежного довольствия и заработной платы подчиненному составу ВНГ РФ». Однако в ОВО по <адрес> локальные акты, определяющие порядок выплаты районного коэффициента, изданы не были. В МРОВО по <адрес> выплата районного коэффициента осуществлялась на основании приказа начальника ФГКУ «УВО УМВД <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О применении к заработной плате гражданского персонала», изданного в развитие приказа начальника УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ» в повышенных размерах. Данными размерами установлены предельные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» и его филиалов. Также при проведении служебной проверки установлено, что повышенный районный коэффициент устанавливался в соответствии с неуказанными приказами, а также пунктом 2 приложения к приказу России от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ», Решением исполнительного комитета <адрес>вого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих». Однако пунктом 2 указанного решения определено, что затраты на выплату районного коэффициента в повышенных размерах осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а также местных бюджетов при наличии средств и решений органов Советской власти. МРОВО по <адрес> финансируется из федерального бюджета, выплата повышенных районных коэффициентов является неправомерной. Начальник МРОВО по <адрес> должен был в своей деятельности при определении районных коэффициентов гражданскому персоналу руководствоваться нормативными правовыми актами РФ, Росгвардии и Положением на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность филиала. Поскольку руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации, майор полиции ФИО1, являясь начальником МРОВО по <адрес>, заключая трудовые договоры с гражданским персоналом, установил в них повышенный районный коэффициент, что повлекло необоснованное осуществление выплаты повышенного районного коэффициента. Тем самым, действиями начальника МРОВО по <адрес> майором полиции ФИО1, причинен ущерб в размере 624 151, 43 рубля. По результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, был издан приказ Управления Росгвардии по <адрес> о привлечении начальника ОВО по <адрес> майора полиции ФИО1 к материальной ответственности. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из предоставленных материалов дела следует и стороной ответчика не оспаривается, что истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по должности начальника межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> – филиала Федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>».

С ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в должности начальника МРОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».

Приказом Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ майор полиции ФИО1, начальник ОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», привлечен к полной материальной ответственности за ущерб, причиненный при исполнении должностных обязанностей в размере 624 151, 43 р. - за нарушение требований федерального законодательства, в том числе, постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28, повлекшего переплату районного коэффициента гражданскому персоналу ОВО по <адрес> у - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».

Основанием к изданию указанного приказа явилось заключение служебной проверки по факту выявления по результатам проверки ВО войск национальной гвардии отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по <адрес> переплаты районного коэффициента гражданскому персоналу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 13 282 191,11 рублей от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное врио начальника Управления Росгвардии по <адрес>ФИО5.

Согласно выводам заключения проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт переплаты заработной платы гражданскому персоналу Управления и подчиненных ему филиалов на общую сумму 13 282 191,11 рублей, в том числе ОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» - 624 151, 43 рублей. Переплата стала возможна в результате использования при начислении гражданскому персоналу заработной платы с применением не подлежащих применению приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ» и решения <адрес>исполкома от ДД.ММ.ГГГГ «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих», которыми установлен районный коэффициент 1,3 (30%), в результате чего образовалась переплата гражданскому персоналу районного коэффициента по ОВО по <адрес> в размере 624 151, 43 р.

Указанные приказ и выводы заключения проверки обжалуются истцом.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к материальной ответственности в порядке, установленном данным Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 233 Трудового кодекса РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия). Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В соответствии со статьей 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями (статьей 277 ТК РФ).

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе, имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2 ст. 238 Трудового кодекса РФ).

Пределы материальной ответственности работника установлены ст. 241 Трудового кодекса РФ размерами его среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами (ч. 2 ст. 242 ТК РФ).

При этом в соответствии с разъяснением, данным в "пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Из разъяснений, данных в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» следует, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность.В пункте 2 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что руководителем организации является работник организации, выполняющий в соответствии с заключенным с ним трудовым договором особую трудовую функцию (часть 1 статьи 15, часть 2 статьи 57 ТК РФ). Трудовая функция руководителя организации в силу части первой статьи 273 ТК РФ состоит в осуществлении руководства организацией, в том числе выполнении функций ее единоличного исполнительного органа, то есть в совершении от имени организации действий по реализации ее прав и обязанностей, возникающих из гражданских, трудовых, налоговых и иных правоотношений. Согласно разъяснениям, данным в пункте пятом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с частью первой статьи 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Недоказанность одного из вышеназванных обстоятельств влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о возмещении ущерба.

Согласно статье 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Судом установлены следующие обстоятельства:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» подразделения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>» было переименовано в федеральное государственное казённое учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>».

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>».

Согласно Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес>» переименовано в федеральное государственное казенное учреждение «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>». Межрайонный отдел вневедовственной охраны по <адрес> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» находится в <адрес>. Филиалы учреждения осуществляют свою деятельность от имени Учреждения на основании положений о филиалах. Руководство филиалами Учреждения осуществляют начальники филиалов.

В соответствии с п.50 Устава ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» правоотношения работника в ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» регулируются трудовым законодательством Российской Федерации (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов, нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также коллективными договорами и локальными нормативными актами.

Согласно положению об Управлении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, утвержденного приказом ФГКУ « УВО ВНГ России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, организацию деятельности и управлением Филиалом осуществляет начальник филиала в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росгвардии и Положением на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельностью Филиала.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от ДД.ММ.ГГГГ л/с майор полиции ФИО1 назначен начальником МРОВО по <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ФИО1 заключен контракт о прохождении службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно п.5.1 Контракта, ФИО1 обязан выполнять приказы и распоряжения в руководителей(начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

На основании Должностной инструкции, утвержденной начальником ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, начальник Межрайонного отдела вневедомственной охраны по <адрес> - филиала федерального государственного казенного учреждения «УВО ВНГ России по <адрес>», является руководителем подразделения, входящего в структуру ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», и находится в прямом подчинении начальника ФГКУ УВО.

Согласно п.6 Должностной инструкции, в своей деятельности начальник МРОВО по <адрес>- филиала федерального государственного казенного учреждения «УВО ВНГ России по <адрес>», руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», Уставом ФГКУ УВО, Положением о филиале, приказами Росгвардии, Управления Росгвардии по <адрес>, ФГКУ УВО, регламентирующими деятельность в войсках национальной гвардии, нормативными актами МВД России (до вступления в силу нормативных актов, регламентирующих деятельность в войсках национальной гвардии).

Согласно Положению об ОВО по <адрес>, организацию деятельности и управление Филиалом осуществляет начальник филиала в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Росгвардии и Положением на принципах единоначалия и персональной ответственности за деятельность Филиала.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, действуют нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.

Ответчик полагает, что нарушение требований ФИО1 федерального законодательства, в том числе, постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28, привело к переплате районного коэффициента гражданскому персоналу ОВО по <адрес> в размере 624 151, 43 рублей.

Суд не может согласиться с данным доводом ответчика.

Так, в своей деятельности начальник МРОВО по <адрес> обязан руководствоваться требованиями законодательства РФ и ведомственными нормативными актами.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 11) установлено правопреемство Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по обязательствам Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых подразделений, в том числе вневедомственной охраны и применение до вступления в силу нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации и Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, регулирующие деятельность внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации и полиции.

До перевода в ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» заработная плата работников УМВД России по <адрес>, в том числе ФГКУ УВО УМВД России по <адрес>, выплачивалась исходя из повышенных районных коэффициентов (в городе Хабаровске – 1,3).

Законность и обоснованность применения повышенных районных коэффициентов работникам УМВД России по <адрес> была подтверждена Постановлением ФАС <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФОЗ-1689/2011 по делу №А73-11120/2010 и последующими разъяснениями Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «О применении повышенного районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала». Таким образом, повышенный районный коэффициент применялся в расчетах ФОТ гражданского персонала в целом по УМВД России по <адрес> и соответственно в ФГКУ УВО УМВД России по <адрес>, как в подведомственном подразделении.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

С ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Подпунктом «в» пункта 8 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ федеральным органам исполнительной власти, в том числе МВД России, поручено утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством;

На основании приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях», в перечень выплат компенсационного характера включены выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункт 2 приложения ).

В целях реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ МВД России в пределах предоставленных данным нормативным правовым актом полномочий издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу войсковых частей, учреждений и подразделений МВД России.

Согласно пункту 2 приложения приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ к заработной плате гражданского персонала учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размере и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. К заработной плате гражданского персонала могут быть применены повышенные районные коэффициенты в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Расходы на указанные цели осуществляются строго в пределах средств, выделяемых на оплату труда.

В соответствии с приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ УВО УМВД России по <адрес> издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлены районные коэффициенты к заработной плате от 1,3 до 1,5. Применительно к <адрес> коэффициент установлен в размере 1,3 (30%), что не оспаривалось участвующими в деле лицами.

Пунктами 11 и 13 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии» установлено, что Федеральная служба войск национальной гвардии РФ является правопреемником Министерства внутренних дел РФ в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 Указа, включая вневедомственную охрану.

Лица, проходящие военную службу в войсках национальной гвардии РФ и службу в Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, а также гражданский персонал войск национальной гвардии РФ продолжают проходить военную службу (проходить службу, работать) на замещаемых (занимаемых) должностях без переаттестации и переназначения до проведения соответствующих организационно-штатных мероприятий.

В связи с этим образование Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и включение в ее состав подразделений вневедомственной охраны, входивших в систему МВД, не может являться основанием для изменения ранее заключенных трудовых договоров (контрактов), предусматривающих начисление заработной платы гражданскому персоналу с применением коэффициента 1,3.

Снижение указанного районного коэффициента как элемента оплаты труда возможно лишь с соблюдением установленной законом процедуры изменения существенных условий трудового договора с работником.

Как следует из материалов дела, приказ Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении выплаты районного коэффициента в повышенном размере 1,3% гражданскому персоналу был получен ДД.ММ.ГГГГ, после чего, было организовано проведение уведомления работников УВО по <адрес> о применении к их заработной плате районного коэффициента в размере 1,2%.

Решение о неприменении в ФГКУ «УВО ВНГ РФ по <адрес>» приказа ФГКУ «УВО УМВД России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ принято и оформлено приказом от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверкой и оспариваемым приказом от ДД.ММ.ГГГГ установлена переплата заработной платы работникам, которые находятся в подчинении ответчика, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем правовых оснований для признания действий ФИО1 противоправными, виновными, повлекшими возникновение ущерба, не имелось.

Только после ДД.ММ.ГГГГ во исполнение приказа от ДД.ММ.ГГГГ ответчик в пределах предоставленных ему полномочий в порядке раздела IV Положения об ОВО по <адрес> - филиале ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» вправе был начать процедуру изменения условий трудовых договоров с работниками с уведомлением их о применении к заработной плате районного коэффициента в размере 1,2%.

До указанной даты других приказов ФГКУ «УВО ВНГ РФ по <адрес>» по поводу снижения районного коэффициента до 1,2% не имелось, стороной ответчика доказательств обратного не предоставлено.

Доказательств того, что истец (ФИО1) до указанного времени не исполнял закон, распоряжения и приказы своего руководителя, материалы дела не содержат.

Ссылка ответчика на указание командующего округом от ДД.ММ.ГГГГ, которым для применения в практической работе доведено разъяснение финансово-экономического департамента Росгвардии от ДД.ММ.ГГГГ об установлении районного коэффициента к заработной плате гражданского персонала ВНГ России в учреждениях (подразделениях), дислоцированных на территории <адрес> и <адрес>. В разъяснении ФЭД указано, что при установлении районного коэффициента необходимо руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28, в котором определен возможный размер районного коэффициента в <адрес> и <адрес> - 1,2, суд признает несостоятельным. Так, в указанном письме указано о возможном установлении районного коэффициента 1,2. В письме отсутствует императивная норма, как утверждает ответчик, о «необходимости руководствоваться» постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28. При этом данный документ не является приказом и не подлежит безусловному исполнению.

Таким образом, суд признает обоснованным довод истца ФИО1 о том, что до поступления приказов Управления Росгвардии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о приостановлении выплаты районного коэффициента в повышенном размере 1,3%, и приказа ФГКУ «УВО ВНГ России то <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «О не применении приказа ФКГУ «УВО УМВД России по <адрес>» от 24.01.2014», он должен был руководствоваться ранее принятыми решениями, нормативными актами, согласно которым выплата заработной платы гражданскому персоналу осуществлялось с учетом районного коэффициента 1,3.

Служебной проверкой по факту выявления по результатам проверки ВО ВНГ РФ отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Управления Росгвардии по <адрес> переплаты районного коэффициента гражданскому персоналу» от ДД.ММ.ГГГГ, не доказано противоправность поведения ФИО1; не доказана его вина в причинении ущерба, не доказано наличие прямого действительного ущерба (выплата установленного нормативными актами районного коэффициента к заработной плате работников не может быть отнесена к прямому ущербу).

На основании данной служебной проверки Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ, который оспаривается истцом.

При указанных обстоятельствах, пункт 2 приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части привлечения начальника ОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» майора полиции ФИО1 к полной материальной ответственности является незаконным. В связи с чем, иск ФИО1 в части признания п. 2 приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ от привлечении его к полной материальной ответственности подлежит удовлетворению.

Рассматривая требования истца в части признания незаконными выводов, изложенных в заключении служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ по факту выявления переплаты районного коэффициента гражданскому персоналу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 13 282 191,11 рублей, то суд полагает в данной части требования подлежащими частичному удовлетворению лишь в части, касающейся истца по основаниям, приведенным выше, поскольку истец не уполномочен иными лицами, привлеченными к материальной ответственности, обжаловать заключение служебной проверки.

Что касается доводов истца о том, что он привлечен к ответственности не надлежащим лицом, то данные доводы суд признает не состоятельными, поскольку приказ от 09.08.18г. подписан полковником ФИО5, исполняющим обязанности начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по <адрес>, который уполномочен подписывать приказы, в том числе о привлечении к материальной ответственности начальников филиалов.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 приказа Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в части привлечения начальника ОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» майора полиции ФИО1 к полной материальной ответственности и отменить приказ в указанной части.

Признать незаконными выводы, изложенные в заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в части установления нарушений требований федерального законодательства, в том числе постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ/П-28 начальником ОВО по <адрес> - филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» майором полиции ФИО1, повлекших переплату районного коэффициента гражданскому персоналу в ОВО по <адрес> – филиалу ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» в размере 624 151, 43 рубля.

В остальной части требований истцу отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Индустриальный районный суд <адрес>, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.П. Казак

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.