ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1030/21 от 01.12.2021 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2-1030/21

39RS0011-01-2021-001577-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 декабря 2021 года г. Зеленоградск

Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Реминец И. А.,

при секретаре Сухановской А. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области к Хоменко Андрею Валерьевичу, Хоменко Меристемме Алексеевне о понуждении к исполнению требований предписания,

установил:

Министерство регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее Министерство) обратилось в суд с иском Хоменко А. В., Хоменко М. А. о понуждении к исполнению требований предписания.

В обоснование заявленных требований указано, что 08.02.2021 из прокуратуры Калининградской области в адрес Министерства поступило письмо № Исорг-7-203-21/1909, содержащее требование о необходимости проведения проверок в отношении жилых объектов недвижимости, в которых осуществляется деятельность по предоставлению гостиничных услуг, с приложением информации о жилых помещениях, которые используются собственниками в качестве гостиниц, т.е. не по их целевому назначению. Среди таких объектов значился отель «Гранд Сокольники», расположенный по адресу: <адрес>. По сведениям с публичной кадастровой карты Росреестра, указанный отель расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования - для ведения дачного хозяйства. На данном участке расположено 2 объекта недвижимости (двухэтажные жилые дома) с кадастровыми номерами: , площадью 392 кв.м, правообладатель - Хоменко Андрей Валерьевич; 39, площадью 223, 1 кв.м, правообладатель - Хоменко Меристемма Алексеевна.

На основании приказов от 26.05.2021 ЖК-1672/пр и ЖК- 1673/пр в целях проверки доводов обращения Прокуратуры Калининградской области Министерством в отношении собственников указанных жилых домов назначены внеплановые документарные проверки по вопросу их использования не по целевому назначению, в ходе которых доводы прокуратуры области подтвердились. По результатам проверок составлены соответствующие Акты проверок от 26.05.2021 № ЖК-1/1672/ИЮС/3500-вх и № ЖК- 1/1673ИЮС/3500-вх.

Анализируя положения Федерального закона от 24.11.1996 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853, Жилищного кодекса Российской Федерации, а также с учетом совокупности установленных в ходе проверочных мероприятий обстоятельств, Министерство пришло к выводу, что услуги, оказываемые в объектах размещения, принадлежащих на праве собственности ответчикам, являются гостиничными. Кроме того, земельный участок, на котором расположен гостиничный комплекс, также используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования земельного участка не изменен в соответствии с фактически осуществляемой деятельностью, что влечет за собой недополучение местным бюджетом денежных средств от взимания земельного налога и нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц.

Также отмечают, что ответчиками допускается проживание в принадлежащих им жилых помещениях лиц, не зарегистрированных по месту жительства, которые пользуются коммунальными услугами. При этом, для ответчиков применяются тарифы на коммунальные ресурсы, установленные для населения, а поскольку фактически спорные помещения используются в коммерческих целях, в рассматриваемом случае не подлежит применению установленный для населения тариф.

С учетом установленных в ходе проверки обстоятельств, Министерство в отношении Хоменко А.В. и Хоменко М.А. выданы предписания № ЖК-2/643/ИЮС/3500-вх и № ЖК-2/661/ИЮС/3500-вх об устранении нарушений жилищного законодательства с требованием о прекращении использования не по назначению жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, со сроком исполнения до 01.08.2021. По результатам неоднократно проведенных проверок, до настоящего времени требований предписаний ответчиками не исполнены; ответчики вызваны для составления протоколов по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания (органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, поскольку Министерством исчерпан перечень правовых, административных и внесудебных средств понуждения к выполнению своих законных обязанностей, Министерство в порядке п. 6 ч. 12 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, как орган государственного жилищного надзора, вправе обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении к исполнению требований предписания.

Просят:

- понудить Хоменко Андрея Валерьевича к исполнению требований предписания № ЖК-2/643/ИЮС/3500-вх от 26.05.2021 в в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- понудить Хоменко Меристемму Алексеевну к исполнению требований предписания № ЖК-2/661/ИЮС/3500-вх от 27.05.2021 в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области по доверенности Кузюра В. О. иск поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании ответчик Хоменко А. В. не возражал против доводов изложенных в иске, согласившись фактически с заявленными требованиями. Просил учесть проводимые ответчиками мероприятия, направленные на приведение в соответствие принадлежащих им помещений для их использования под предоставление гостиничных услуг, изложенные в ходатайстве (л.д. 79-81).

В судебное заседание ответчик Хоменко М. А. не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановления Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 «О государственном жилищном надзоре» задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, - созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования).

В силу п. 2 Постановления Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 № 484 «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области» Министерство является органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным на осуществление, в т.ч. регионального государственного жилищного надзора.

В силу п.п. 11 п. 27. Постановления Правительства Калининградской области от 19 октября 2016 № 484 «Об утверждении положения о Министерстве регионального контроля (надзора) Калининградской области» Министерство с целью реализации полномочий в установленных сферах деятельности имеет право обращаться в суд с заявлениями (исковыми заявлениями) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований в жилищной сфере.

Обязательность предписаний Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области также следует из прямого указания ст. 25 Федерального Закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Статьей 17 ЖК РФ предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании ч. 2 ст. 30 ЖК собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Хоменко А. В. является собственником жилого дома кадастровым номером 39:05:051101:1541, площадью 392 кв. м и земельного участка с КН , площадью 1474 кв. м; Хоменко М. А. является собственником жилого дома с кадастровым номером площадью 223,1 кв. м и земельного участка с КН площадью 1160 кв. м расположенных по адресу: <адрес>, поле , что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости и не оспаривается ответчиками.

08.02.2021 прокуратурой Калининградской области в адрес Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области было направлено указание о проведении проверки в отношении собственников жилых домов, используемых для предоставления гостиничных услуг в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

В ходе проверки и мониторинга сайта Booking.com истцом установлено, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес> о которых указано выше, используются под отель «Гранд Сокольники»; отелю присвоена категория «Три звезды», срок действия свидетельства до 29.06.2023. Номерной фонд - 16 номеров, количество мест размещения - 32. Согласно сведениям с сайта, подтвержденным скриншотами от 26.05.2021, отель «Гранд Сокольники» помимо предоставления услуг по временному проживанию в объекте размещения оказывает и другие гостиничные услуги: имеется круглосуточная стойка регистрации, возможность бронирования номера с завтраком, услуга ускоренной регистрации заезда/отъезда, ежедневная уборка, услуги по глажению одежды, имеется прачечная и др. Через сайт Booking.com имеется возможность забронировать несколько вариантов номеров: стандартный двухместный номер с 1 кроватью или 2 отдельными кроватями, номер-студия Делюкс, семейный номер, двухместный номер с двуспальной кроватью и дополнительной кроватью. Кроме того, имеются отзывы посетивших данный объект, последние за май 2021.

Таким образом, по результатам проверки проведенной Министерством установлено, что указанные жилые дома, принадлежащие ответчикам используются ими для осуществления предпринимательской деятельности по возмездному оказанию услуг в сфере гостиничного бизнеса на договорной основе в целях регулярного извлечения прибыли. Нахождение в жилых домах отеля «Гранд Сокольники» не оспаривают и ответчики.

По результатам проверки Министреством в адрес Хоменко А. В. и Хоменко М. А. выданы предписания № ЖК-2/643/ИЮС/3500-вх от 26.05.2021 и № ЖК-2/661/ИЮС/3500-вх от 26.05.2021 соответственно, которыми ответчикам предписано - прекратить использование не по назначению, принадлежащих им жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, поле (<адрес>).

04.08.2021 Министерством изданы приказы № жк-2528/пр и № ЖК-2527/пр о проведении проверок исполнения ранее выданных в адрес Хоменко А. В. и Хоменко М. А. предписаний.

По результатам проверки 04.08.2021 было установлено, что предписания ответчиками не исполнены, о чем составлены соответствующие Акты № ЖК-1/2528/ИЮС/3500-вх и № ЖК-1/2527/ИЮС/3500-вх; из этих же Актов следует, что в действиях Хоменко А. В. и Хоменко М. А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

До настоящего времени требования предписаний истца ответчиками не выполнены в полном объеме, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что на протяжении длительного времени Хоменко А. В. и Хоменко М. А. не предпринимают никаких мер по прекращению использования не по назначению принадлежащих им жилых помещений, что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в данных помещениях. При этом доводы стороны ответчиков на то, что на протяжении длительного времени ими проводятся мероприятия, направленные на приведение жилых домов в соответствие с требованиями предписаний – для использования их в качестве гостиниц и представленные ими в подтверждение документы, не могут быть приняты во внимание, поскольку не освобождают ответчиков от обязанности исполнить требования Министерства, изложенные в выданных предписаниях.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.

Гражданский кодекс РФ, говоря о правомочиях собственника жилого помещения, обязывает собственника жилья осуществлять свои права в соответствии с целевым назначением жилого помещения (ст. 288 ГК РФ).

Как предусмотрено частью 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, а также осуществление в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В силу частей 2, 4 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру. Гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Здание гостиницы к объектам жилищного фонда не относится.

Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 54606-2011 "Услуги малых средств размещения" (далее по тексту - ГОСТ Р 54606-2011) малая гостиница, малый отель - малое средство размещения с номерным фондом от 16 до 50 номеров.

По смыслу частей 1, 2 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Исходя из ст. 22 Кодекса и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования N 518-ст, деятельность по оказанию гостиничных услуг может осуществляться лишь после перевода жилого помещения (или совокупности жилых помещений) в нежилое и оснащения указанного помещения оборудованием, необходимым для оказания потребителям услуг надлежащего качества: системой звукоизоляции номеров, средствами противопожарной безопасности, охранной сигнализацией, сейфами для принятия на хранение денег и драгоценностей, средствами для уборки и санитарной очистки номеров.

Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Следовательно, жилое помещение, используемое для оказания гостиничных услуг, должно быть переведено в нежилое по правилам главы 3 ЖК РФ.

Ответчиками не оспаривается, что перевод спорных жилых домов в нежилые помещения осуществлен не был, в связи с чем использование их под гостиничный комплекс нарушает права и законные интересы граждан и является недопустимым в силу приведенных положений закона.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения требований Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области об обязании ответчиков исполнить выданные им предписания.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Требование об исполнении требований предписания в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу представляется суду обоснованным, в связи с чем суд полагает, что такое требование должно быть исполнено ответчиками в указанный срок.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области удовлетворить.

Обязать Хоменко Андрея Валерьевича в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания № ЖК-2/643/ИЮС/3500-вх от 26.05.2021 - прекратить использование не по назначению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поле (<адрес>).

Обязать Хоменко Меристемму Алексеевну в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу исполнить требования предписания № ЖК-2/661/ИЮС/3500-вх от 26.05.2021 - прекратить использование не по назначению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, поле (<адрес>).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 07 декабря 2021 года.

Судья, подпись –

Копия верна, судья - И. А. Реминец