ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1031/2013 от 12.11.2013 Томского районного суда (Томская область)

Р Е Ш Е Н И Е

от 12 ноября 2013 года по делу 2-1031/2013

Именем Российской Федерации

Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего –

судьи Томского районного суда (адрес) ФИО1,

при секретаре К,

с участием:

помощника прокурора К, ответчика П,

рассмотрев в открытом судебном заседании в (адрес) гражданское дело по иску Томского транспортного прокурора к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», П о признании действий незаконными, понуждении к аннулированию дипломов, запрету занимать определенные должности

у с т а н о в и л :

Томский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (далее - ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей») и П о: признании действий ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» по выдаче П дипломов №(номер) и 145/12, позволяющих занимать должность второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с. незаконными; понуждении ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» к аннулированию дипломов №(номер) и 145/12, выданных П, и позволяющие ему занимать должности второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с.; запрете П занимать должности второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с. до получения профессионального образования по указанным должностям; взыскании с ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» и П в равных долях государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований Томский транспортный прокурор в письменном заявлении, а помощник Томского транспортного прокурора К в судебном заседании указали, что в нарушение положений Закона РФ «Об образовании», Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного Постановлением правительства РФ (номер) от 31.05.2005, Порядка образования квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а так же приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденного приказом Минтранса РФ (номер) от 30.10.2007, ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (до (дата) - ФБУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства») выдало П, не имеющему соответствующего профессионального образования, дипломы №(номер) и 145/12, позволяющие занимать должности второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.(адрес) дипломы выданы на основании сведений о получении П образования в НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России. Однако данная школа не имеет соответствующей лицензируемой программы профессионального образования. Согласно приложению (номер) к лицензии на право проведения образовательной деятельности НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России имела право проведения образовательной деятельности по профессии «капитан», второй помощник капитана лишь в виде повышения квалификации, механик (судовой), второй помощник механика – в виде профессиональной подготовки. При этом повышение квалификации, профессиональная подготовка подразумевает наличие у обучающегося соответствующего начального либо дополнительного профессионального образования, поскольку согласно законодательству ни повышение квалификации и ни профессиональная подготовка не сопровождаются повышением образовательного уровня обучающегося.

Согласно Уставу службы на судах Министерства Речного флота РСФСР второй штурман (второй помощник капитана) осуществляет деятельность, в том числе, по приемке и сдаче груза, багажа и почты; обеспечивает правильность их погрузки, крепления и выгрузки и оформления транспортных документов на груз, багаж и почту. Обязан следить за соблюдением правил безопасности труда членами экипажа при грузовых операциях на судне; обеспечивать выполнение санитарных правил и правил пожарной безопасности при погрузке, размещении, перевозке и выгрузке грузов. При отсутствии в штате должностей радиооператора и электромеханика обеспечивает техническое обслуживание электрорадионавигационных приборов, ведет техническую документацию по электрорадионавигационным приборам, обеспечивает получение, хранение и учет необходимых материалов и запасных частей для них.

В ведении второго помощника механика находятся: вспомогательные двигатели, в том числе аварийные дизель-генераторы, воздушные компрессоры, воздухохранители с обслуживающими их техническими средствами, системы водоконтроля и водообработки. Второй помощник механика по своему заведованию обязан: обеспечивать техническую эксплуатацию и содержание судовой техники в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-строителей и другими нормативно-техническими документами, устранять лично или с привлечением выделенных ему специалистов отказы судовой техники; руководить работами выделенных ему специалистов, обеспечивать выполнение ими правил и инструкций по безопасности труда и пожарной безопасности.

Занятие П должностей по профессии второго помощника капитана и второго помощника механика на судах внутреннего водного транспорта без соответствующего профессионального образования, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и организаций, государству и обществу в целом, может привести к транспортному происшествию на водном объекте, загрязнению рек и причинению вреда окружающей среде, т.е. нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Ответчик П в судебном заседании полагал, что исковые требования Томского транспортного прокурора подлежат удовлетворению. Указывал, что соответствующее профессиональное образование, позволяющее ему занимать должности второго помощника механика и второго помощника капитана, у него отсутствует. Однако наличие у него оспариваемых дипломов позволило ему в навигацию 2013 года занять должность судового механика, поскольку на малом флоте должности помощника механика отсутствуют.

Ответчик - ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» извещенное о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. Суд в соответствии с положением ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Из представленного в суд ответчиком - ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» письменного отзыва следует, что в соответствии с законодательством на должность второго помощника капитана допускаются лица, имеющие соответствующе дополнительное профессиональное образование, полученное в результате обучения по программам профессиональной переподготовки, утверждаемым Минтрансом РФ. Для проведения квалификационных испытаний кандидат помимо прочего должен представить документ о соответствующем профессиональном образовании. П в качестве такого документа было представлено Свидетельство. Квалификационной комиссией ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» представленные П документы были проверены на их наличие и соответствие. Подлинность свидетельства сомнений не вызывала, дипломы №(номер) и 145/12 выданы после квалификационных испытаний. Действия должностных лиц квалификационной комиссией ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» законны, в связи с чем, требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что заявленные Томским транспортным прокурором требования подлежат удовлетворению. Пари этом исходит из следующего:

Согласно ст. 56 – 57 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании ч. 1 ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ к назначению на должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановление Правительства РФ от (дата) (номер) утверждены Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (далее Положения)

Согласно подп. «а» п. 2 Положения членам экипажей судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Российской Федерации, выдаются документы, в том числе дипломы второго помощника капитана, второго помощника механика

Разделом 2 Положения закрепляются требования к образованию лиц, которые допускаются к прохождению квалификационных испытаний, в том числе, и на выше названные должности.

Как предусмотрено в подп. «а - в» п. 2 Положения к прохождению квалификационных испытаний допускаются: а) на должности, указанные в подпункте «а» пункта 2 Положения, на самоходных судах всех групп, - лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по соответствующей специальности; б) на должности, указанные в подпункте «а» пункта 2 Положения, на самоходных судах I - IV групп (кроме должности капитана пассажирских судов III группы, капитана и старшего помощника капитана всех типов судов IV группы)- лица, имеющие начальное профессиональное образование по соответствующей специальности; в) на должности, указанные в подпункте «а» пункта 2 Положения, на самоходных судах I - II групп (кроме должности капитана пассажирских судов), на должности второго помощника капитана, второго помощника механика и первого помощника электромеханика на самоходных судах III группы (кроме пассажирских судов), на должности третьего помощника капитана, третьего помощника механика и второго помощника электромеханика на самоходных судах III - IV групп - лица, имеющие соответствующее дополнительное профессиональное образование, полученное в результате обучения по программам профессиональной переподготовки, утверждаемым Министерством транспорта РФ.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает необходимость наличия у лица, допускаемого к прохождению квалификационных испытаний на должности второго помощника капитана, второго помощника механика первой группы судов, соответствующего профессионального образования.

Преамбулой Закона РФ от (дата) N 3266-1 «Об образовании», действующего на период выдачи спорных дипломов, закреплено, что под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

В силу ч.1 ст. 9 Закона РФ от (дата) N 3266-1, образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы: общеобразовательные (основные и дополнительные); профессиональные (основные и дополнительные); профессиональной подготовки.

Согласно ч. 1, 3 ст. 21 Закона РФ «Об образовании», профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Из ст. 22 Закона РФ от (дата) N 3266-1 следует, что начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования, а также в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии со ст. 26 Закона РФ от (дата) N 3266-1 дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно ч.ч. 2, 6 ст.33.1 Закона РФ «Об образовании», лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах (для профессиональных образовательных программ, программ профессиональной подготовки с указанием профессий, направлений подготовки (специальностей), квалификаций), а также иные сведения, предусмотренные положением, указанным в пункте 3 настоящей статьи.

Подпунктом 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от (дата) N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотрено, что образовательная деятельность отнесена к видам деятельности, которые в соответствии с этим Федеральным законом подлежат лицензированию.

Пунктом 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от (дата) № 174, предусмотрено, что документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются, в том числе, сведения об образовательных программах, по которым лицензиату предоставлено право осуществления образовательной деятельности.

Согласно представленного суду Списку лиц, проходивших обучение в НОУ Томской объединенной технической школе ДОСААФ России с 2011 по 2012 год, П обучался в сказанной школе в период со (дата) по (дата) года.

Из свидетельства ,,,, выданного НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России (дата) следует, что П в указанном учреждении окончил полный курс по специальности «помощника капитана» «помощник механика».

В соответствии с лицензией (номер) от (дата) (,,, НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России имеет право на проведение образовательной деятельности в соответствии с приложением. Согласно приложению (номер) к лицензии Учреждение имеет право на ведения образовательной деятельности по программе «Капитан» (повышение квалификации), присваиваемый квалификационный разряд, в том числе, второй помощник капитана; механик судовой (профессиональная подготовка), присваиваемый квалификационный разряд, в том числе, второй помощник механика.

Из вышеприведенных норм права следует, что профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося, а соответственно не является профессиональным образованием. Повышение квалификации возможно в рамках дополнительного образования получаемого в пределах уровня профессионального образования.

Из пояснений ответчика П следует, что какого – либо профессионального образования, позволяющего ему выполнять работу именно помощника капитана либо помощника механика, он не имеет.

Доказательств наличия у П профессионального образования, позволяющего ему выполнять работу помощника капитана либо помощника механика суду в соответствии с положениями ст.56-57 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что лишь при наличии у П соответствующего профессионального образования, пройденные им НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки могли являться основанием для допуска его к прохождению квалификационных испытаний по спорным должностям, а также к последующему его дипломированию по соответствующим должностям членов экипажей судов внутреннего плавания.

При этом сами по себе курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки, пройденные П в НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России, исходя из имеющееся у данного Учреждения лицензии, не могут быть расценены, как получение им (П) начального профессионального либо дополнительного образования.

Выданное П свидетельство ТО № 053604, путем буквального толкования содержащихся в нем слов и выражений, не позволяет сделать вывод о получении его владельцем именно начального профессионального либо дополнительного образования.

Из заявления П от (дата) следует, что последний обратился в ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» с заявлением о проведении квалификационных испытаний с выдачей диплома – второй помощник капитана, второй помощник механика первой группы судов. При этом в графе об имеющемся образовании и дате его получения указал, что образование получено им в 2012 году в НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России по специальностям «помощника капитана», «помощник механика».

Приказом Минтранса РФ от (дата) (номер) утвержден Порядок образования квалификационных комиссий, проведения квалификационных испытаний, выдачи, изъятия и аннулирования, а также приостановления действия дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членов экипажей судов внутреннего плавания (далее Порядок).

Согласно п.8 указанного Порядка для проведения квалификационных испытаний кандидат подает личное заявление в комиссию на имя председателя, к которому помимо прочего прилагается документ о соответствующем профессиональном образовании; диплом и подтверждение к диплому (кроме выпускников образовательных учреждений); свидетельства об обязательной подготовке на курсах повышения квалификации (в установленных случаях). Пунктами 10 и 12 Порядка установлено, что комиссии осуществляют проверку документов кандидатов на получение диплома, подтверждения к диплому или квалификационного свидетельства на предмет соответствия установленным требованиям. Комиссии оценивают соответствие компетентности кандидата установленным законодательством Российской Федерации требованиям для получения диплома, подтверждения к диплому, квалификационного свидетельства путем проведения квалификационного испытания.

Согласно п.20 Порядка дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства выдаются комиссиями после успешного прохождения кандидатом квалификационных испытаний.

Приказом руководителя ФБУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (номер) от 16.01.2012, утверждена в указанном учреждении квалификационная комиссия по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания.

Вышеприведенные положения Порядка образования квалификационных комиссий, указывают на то, что квалификационная комиссия ФБУ «Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства» (после переименования учреждения согласно Приказу (номер) от (дата) – ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей») должно было осуществить проверку документов кандидата на получение диплома П на предмет соответствия установленным требованиям. Доводы стороны ответчика о том, что документы кандидата были проверены квалификационной комиссией на их соответствие опровергаются вышеустановленными фактическими обстоятельствами.

В соответствии с протоколом (номер) от (дата) решением квалификационной комиссии П (дата) выданы дипломы (номер) (бланк № 0090208) и (номер) (бланк № 0090209), позволяющие занимать должности второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с.

Согласно пунктам 25 и 27 Порядка, дипломы, подтверждения к дипломам и квалификационные свидетельства могут быть изъяты и аннулированы, а также их действие может быть приостановлено в случае ненадлежащего исполнения членами экипажей судов своих обязанностей, приведшего к возникновению угрозы жизни людей, причинению ущерба окружающей среде и имуществу, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации; в случае установленного судом факта незаконного получения диплома, подтверждения к диплому, квалификационного свидетельства они изымаются и аннулируются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Поскольку дипломы №(номер) и 145/12 выданы П на основании свидетельства ТО (номер) в свою очередь выданного НОУ Томская объединенная техническая школа ДОСААФ России (дата) в отсутствие необходимого профессионального образования, суд приходит к выводу о том, что их выдача не соответствует установленному законодательством Российской Федерации порядку, что должно повлечь за собой их аннулирование и изъятие. При этом П не являясь в виду изложенного дипломированным специалистом, вплоть до получения им необходимого профессионального образования не вправе занимать должности второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу ст.61.1 ч.2 Бюджетного кодекса РФ, в бюджет муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в том числе, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями

Размер государственной пошлины подлежащей уплате определяется положениями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Поскольку прокурор в силу положений действующего законодательства освобожден от уплаты государственной пошлины, а основания для освобождения ответчиков от уплаты государственной пошлины отсутствуют, суд считает, что с ответчиков в равных долях в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ Томский районный суд (адрес)

р е ш и л :

исковые требования Томского транспортного прокурора, предъявленные к Федеральному бюджетному учреждению «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» и П, - удовлетворить.

Признать незаконным выдачу Федеральным бюджетным учреждением «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (дата) дипломов (номер) (бланк № 0090208) и (номер) (бланк № 0090209) П, позволяющие ему занимать должность второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с.

Обязать Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» аннулировать дипломы (номер) (бланк № 0090208) и (номер) (бланк № 0090209) выданные (дата) П, и позволяющие ему занимать должность второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с.

Запретить П, (дата) года рождения, занимать должность второго помощника капитана и второго помощника механика первой группы судов мощностью до 450 л.с. до получения им профессионального образования по указанным должностям.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (ОГРН <***> ИНН <***>) и П,(дата) года рождения, в равных долях государственную пошлину за рассмотрение дела судом в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста судебного решения.

Председательствующий –

судья Томского районного суда

Томской области                           ФИО1

...