ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1031/2016 от 11.05.2016 Куйбышевского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» мая 2016 года Куйбышевский районный суд г. Самары в составе: председательствующего Мельниковой О.А.,

с участием прокурора Айриян М.К.,

при секретаре Аскерзаде Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1031/2016г. по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Волгобурмаш» о возложении обязанности провести оценку запасов подземных вод и предоставить материалы подсчета на государственную геологическую экспертизу,

УСТАНОВИЛ:

Самарская межрайонная природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц (далее по тексту Прокуратура, Истец) обратилась в суд к ОА «Волгабурмаш» (далее по тексту – Общество, Ответчик, ОА) с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, в котором просит суд обязать ответчика провести по лицензии на недропользование от <дата> года оценку запасов подземных вод и предоставить материалы подсчета на государственную геологическую экспертизу в срок до <дата>. В обоснование требований Прокуратура указала на то, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа исполнения природоохранного законодательства в сфере использования и охраны недр, а также соблюдения лицензионных условий, установленных лицензией на недропользование, выявлены нарушения в деятельности АО «Волгабурмаш». В ходе проверочных мероприятий установлено, что на основании лицензии на право пользования недрами , выданной <дата>, АО «Волгабурмаш» осуществляет добычу подземных вод для технического и хозяйственно-питьевого водоснабжения. Максимальная величина водоотбора в соответствии с абз. 2 п. 1.2. дополнения к указанной лицензии составляет 500,43 тыс. м/год (до 2230,48 м3/сут.). Согласно абз. 2 п. 1.6 дополнения лицензии АО «Волгабурмаш» обязано было провести на предоставленных участках недр геолого-гидрологические исследования с оценкой запасов подземных вод и представить материалы подсчёта на государственную геологическую экспертизу в срок до <дата>. В соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды, ответчик обязан соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, являющейся документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение действующего законодательства в области пользования недрами, в том числе провести оценку запасов подземных вод и предоставить материалы подсчета на государственную геологическую экспертизу, для последующего определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование и т.д.. Указывая на то, что до настоящего времени АО «Волгабурмаш» работы по оценке запасов подземных вод не проведены, просили суд требования удовлетворить и обязать ответчика провести оценку запасов подземных вод, с последующим предоставлением материалов подсчета на государственную геологическую экспертизу.

В судебном заседании помощник прокурора Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры - ФИО6, исковые требования уточнил и пояснил, что согласно добыча полезных ископаемых, в том числе подземных вод, в период переоформления соответствующей лицензии на недропользование с одного юридического лица на другое не является безлицензионной. В соответствии с пп. 5 п. 61 Приказа Минприроды России от 29.09.2009 N 315 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» государственная функция по осуществлению переоформления лицензий на пользование участками недр, за исключением участков недр, распоряжение которыми отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, реализуется Роснедрами и его территориальными органами в том числе в случае, если юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на право пользования недрами, при условии, если новое юридическое лицо образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации и ему передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка, а также имеются необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием, и доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр составляет не менее половины уставного капитала нового юридического лица. Согласно п. 62 вышеуказанного регламента при переоформлении лицензии на пользование участком недр условия пользования недрами пересмотру не подлежат.Таким образом, обязанность АО «Волгабурмаш» как недропользователя провести оценку запасов подземных вод и представить материалы подсчёта на государственную геологическую экспертизу в срок до <дата> согласно абз. 2 п. 1.6 дополнения лицензии сохраняется и при переоформлении лицензии. В связи с указанными обстоятельствами просил суд обязать ответчика провести оценку запасов подземных вод и предоставить материалы подсчета на государственную геологическую экспертизу с момента получения в уполномоченном органе переоформленной лицензии на право пользования недрами.

Представитель ответчика АО «Волгабурмаш» - ФИО7, действующая по доверенности, против удовлетворения иска возражала и показала, что лицензия на право пользование недрами на АО «Волгабурмаш» Отделом геологии и лицензирования по Самарской области (Самаранедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу на сегодняшний момент не переоформлена, владельцем лицензии является ОАО «Волгабурмаш». На основании решения внешнего управляющего от <дата>, в соответствии со ст. 115 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон) произошло замещение активов ОАО «Волгабурмаш» путем создания на базе его имущества нового юридического - АО «Волгабурмаш». В соответствии с п.3.1 ст. 115 Закона при замещении активов должника единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ является должник. Участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается. Таким образом, единственным акционером АО «Волгабурмаш» является ОАО «Волгабурмаш». В силу ст. 17.1 Закона РФ от <дата> «О недрах» право пользования участками недр переходит к АО «Волгабурмаш». При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. <дата>. АО «Волгабурмаш» обратилось Отдел геологии и лицензирования по Самарской области (Симаранедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу с заявкой па переоформлении лицензии с ОАО «Волгабурмаш» ни АО «Волгабурмаш». <дата> получен ответ на Заявку на переоформление лицензии от <дата>.. <дата>. заявка на переоформление лицензии была направлена начальнику Департамента по недропользованию по приволжскому федеральному округу ФИО3 и получена <дата> что подтверждается уведомлением о вручении. Заявка перенаправлена в Отдел геологии и лицензирования по Самарской области (Самаранедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу. Срок по проведению оценки запасов подземных вод, установленный предписанием Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - <дата> Предписано устранить нарушение условий п.1.6. дополнения к лицензионному соглашению, устанавливающего обязанность владельца лицензии ОАО «Волгабурмаш» по проведению оценки запасов подземных вод в указанный выше срок. Основание выдачи предписания п.1.6, дополнения к лицензии , п. 10 ч.2 ст.22 Закона РФ от <дата>. «О недрах». В соответствии с Приказом Росстата от 07.07.2011 N 308 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод", за 2015г. отчет по форме N 4-ЛС был представлен ОАО «Волгабурмаш» в Самарский филиал ФБУ «ТФГИ по Приволжскому Федеральному округу» <дата>. За 2016г. отчет по форме будет представлен АО «Волгабурмаш» до <дата>. в установленные законом сроки. За 2015г. добыто воды со скважин 280,160 тыс.м.куб., учет потребляемой со скважин воды осуществляется в установленном порядке. За 1 квартал 2016г. АО «Волгабурмаш» представляло отчет в Отдел водных ресурсов по Самарской области по количеству добытой воды. Водопотребление со скважин за 1 квартал 2016г. составило 45,61 тыс.мкуб.. Ссылаясь на изложенное, просили суд, в иске отказать в полном объеме.

Выслушав участвующих лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

Федеральным законом «О недрах» предусмотрено, что основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, её рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля.

Согласно ст. 11 ФЗ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 05.04.2011), предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

На первом этапе в установленные лицензией сроки ее владелец осуществляет разведку недр, доводя изученность месторождения до степени, позволяющей освоить разведанные запасы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, и ведет подготовку проекта (технологической схемы) разработки недр.

Завершением этого этапа являются экспертиза запасов с их утверждением соответствующим уполномоченным государственным органом и последующей постановкой запасов подземных вод на государственный учет, составление и согласование проекта (технологической схемы) разработки недр. Все эти требования, как и срок их реализации, определяются в лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 года №69 утверждено Положение «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользованием участков недр…». В соответствии с п.8 Положения, государственная экспертиза осуществляется путем проведения анализа документов и материалов по подсчету запасов полезных ископаемых всех вовлекаемых в освоение и разрабатываемых месторождений вне зависимости от вида, количества, качества и направления использования полезных ископаемых.

В соответствии со ст. 29, п.10 ст. 22 указанного закона государственная экспертиза проводится в целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В судебном заседании установлено, чтов ходе проверочных мероприятий, проведенных Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа исполнения природоохранного законодательства в сфере использования и охраны недр, а также соблюдения лицензионных условий, установленных лицензией на недропользование, выявлены нарушения в деятельности АО «Волгабурмаш», установлено, что на основании лицензии на право пользования недрами , выданной <дата>, АО «Волгабурмаш» осуществляет добычу подземных вод для технического и хозяйственно-питьевого водоснабжения. Максимальная величина водоотбора в соответствии с абз. 2 п. 1.2. дополнения к указанной лицензии составляет 500,43 тыс. м/год (до 2230,48 м3/сут.).

Как следует из материалов дела ОАО «Волгабурмаш» является владельцем лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод

Предписанием от <дата> ОАО «Волгабурмаш» обязано устранить нарушения условия п. 1.6 исполнения к лицензионному соглашению, устанавливающего обязанность владельца лицензии – ОАО «Волгабурмаш» по проведению оценки запасов подземных вод.

Определением Арбитражного суда Самарской области от <дата> в отношении ОАО «Волгабурмаш» введена процедура наблюдения в рамках дела №А о несостоятельности (банкротстве) указанного Общества.

На основании решения внешнего управляющего от <дата>, в соответствии со ст. 115 Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон) произошло замещение активов ОАО «Волгабурмаш» путем создания на базе его имущества нового юридического - АО «Волгабурмаш».

Согласно п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного акционерного общества в его уставной капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности. Состав предприятия определятся в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 110 Указанного Федерального закона.

В силу указанных норм новому акционерному обществу передается не все имущество, а только его активы (вещи и имущественные права).

Смысл замещения активов состоит в том, что в результате должник меняет свои активы на акции вновь созданного акционерного общества, а выручка от их реализации идет на погашение долгов, оставшихся за учредителем-должником.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено создание юридического лица путем реорганизации в виде замещения активов должника; замещение активов должника проводится путем создания нового общества.

Суд приходит к выводу об отсутствии правопреемства в части неимущественных прав и обязанностей, в рамках заявленных исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 141 Закона о банкротстве № 127-ФЗ на основании решения собрания кредиторов в ходе конкурсного производства может быть проведено замещение активов должника.

В абзаце 3 статьи 141 Закона о банкротстве № 127-ФЗ содержится требование о необходимости переоформлении документов, подтверждающих наличии соответствующих лицензий у созданных открытых акционерных общества.

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 08.08.01 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензиат, его правопреемник либо иное предусмотренное федеральным законом лицо обязаны подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии.

Судом установлено, что <дата> АО «Волгабурмаш» обратилось в Отдел геологии и лицензирования по Самарской области (Самаранедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу с заявкой на переоформление лицензии с ОАО «Волгабурмаш» на АО «Волгабурмаш».

<дата> получен ответ на Заявку на переоформление лицензии от <дата>., в котором говориться, что данная заявка должна быть адресована начальнику Департамента по недропользованию по приволжскому федеральному округу ФИО4

<дата> заявка на переоформление лицензии была направлена начальнику Департамента по недропользованию по приволжскому федеральному округу ФИО3 и получена <дата>, что подтверждается уведомлением о вручении.

Заявка перенаправлена в Отдел геологии и лицензирования по Самарской области (Самаранедра) Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) на основании предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от <дата> предписано - Устранить нарушение условий п.1.6. дополнения к лицензионному соглашению, устанавливающего обязанность владельца лицензии ОАО «Волгабурмаш» по проведению оценки запасов подземных вод. Срок исполнения до <дата>. Основание выдачи предписания п.1.6, дополнения к лицензии , п. 10 ч.2 ст.22 Закона РФ от <дата>. «О недрах».

Согласно п.1.1 Приказа Росстата от 07.07.2011 N 308 "Об утверждении статистического инструментария для организации Минприроды России федерального статистического наблюдения за выполнением условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод": «Сведения по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС предоставляют юридические лица ежегодно в течение всего срока действия лицензии».

За 2015 год отчет по форме -ЛС был представлен ОАО «Волгабурмаш» в Самарский филиал ФБУ «ТФГИ по Приволжскому Федеральному округу» <дата>.

За 2015г. добыто воды со скважин 280,160 тыс.м.куб. (по <дата>г. включительно, согласно журналу учета потребляемой со скважин воды, который ведется инженером энергетиком ФИО1. Расчетный период у неё - с 25 по 25.

За 1 квартал 2016г. АО «Волгабурмаш» представляло отчет в Отдел водных ресурсов по Самарской области по количеству добытой воды, согласно Приказу Минприроды России от <дата> N 205 (ред. от <дата>) "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" (форма 3.1 «Сведения, полученные в результате учета объема забора» вх. от <дата> Водопотребление со скважин за 1 квартал 2016г. составило 45,61 тыс.мкуб.

Полагая уточненные исковые требования необоснованными, суд учитывает, что обязанность по переоформлению лицензии АО «Волгабурмаш» исполнена; процедура переоформления лицензии не завершена, сроки переоформления лицензия, установленные законом, не истекли, в связи с чем у истца, на момент рассмотрения дела, отсутствуют обязанность по проведению оценки запасов подземных вод с предоставлением материалов на экспертизу в соответствии с лицензией , выданной ОАО «Волгабурмаш».

Кроме того, суд отмечает, что ОАО «Волгабурмаш» установлен срок по проведению оценки запасов подземных вод – <дата> год - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) во исполнение предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от <дата>, вынесенное в отношении ОАО «Волгабурмаш». В отношении АО «Волгабурмаш» проверка соблюдения требований законодательства о пользовании недрами не проводилась и предписаний не выносилось.

Уточненные исковые требования о возложении обязанности по проведению оценки запасов подземных вод после получения лицензии, удовлетворению не подлежат, поскольку направлены на будущее время.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры к АО «Волгобурмаш» о возложении обязанности провести оценку запасов подземных вод и предоставить материалы подсчета на государственную геологическую экспертизу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Куйбышевский райсуд г. Самары в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: О.А. Мельникова

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2016г.

Судья О.А.Мельникова