ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1031/2022 от 06.04.2022 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1031/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2022 года г. Миасс

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Алферова И.А.

при секретаре Теркиной К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Миасского городского округа о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Миасса в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Миасского городского округа (далее – Администрация МГО) о возложении обязанности в течение 12 месяцев обратиться в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи - воздушная линия 6 кВ КП-25-КП-18.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной городской прокуратурой проверки установлено, что на территории Миасского городского округа находится бесхозяйное имущество - воздушная линия 6 кВ КП-25-КП-18, которое в настоящее время у какой-либо организации и на балансе не числятся, ни за кем не закреплено, никто за его состоянием не следит. Уклонение администрации МГО от учета бесхозяйного имущества влечет ненадлежащее техническое состояние электрических сетей, нарушает права жителей города на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

В судебном заседании помощник прокурора Барышникова Е.М. поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации МГО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой надзорной проверки установлено, что на территории Миасского городского округа находится имущество - воздушная линия 6 кВ КП-25-КП-18, право собственности на которое никем не зарегистрировано, в настоящее время имущество на балансе местного самоуправления не числится, ни за кем не закреплено. Данное обстоятельство подтверждается информацией об отсутствии сведений в реестре федеральной собственности, в реестре имущества субъекта федерации, сведения из Управления Росреестра по Челябинской области (л.д. 8-31).

Как следует из ответа Администрации МГО кабельная линия воздушная линия 6 кВ КП-25-КП-18 включена в перечень объектов электроснабжения, подлежащих государственной регистрации права муниципальной собственности МГО (л.д. 18).

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно пункту 4 приказа Минэкономразвития Российской Федерации "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (действовал до 1 января 2017 года) от 22 ноября 2013 года N 701 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества с 01 января 2017 приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий. Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что, несмотря на то, что в Администрацию МГО поступали сведения о бесхозяйном недвижимом имуществе, администрацией городского округа бесхозяйный объект на учет не поставлен. Суд принимает во внимание, что в силу п. 3 ст. 225 ГК РФ ответчик является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Непринятие ответчиком таких мер может повлечь неблагоприятные последствия, в том числе и в виде нарушения конституционных прав граждан в области обеспечения благоприятной окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Миасского городского округа о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйную недвижимую вещь удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию Миасского городского округа обратиться в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйной недвижимой вещи – воздушной линии 6 кВ КП-25-КП-18 в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий

Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2022 года