ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1032/20 от 19.01.2021 Сортавальского городского суда (Республика Карелия)

УИД 10RS0017-01-2020-001340-36 Дело № 2-27/2021 РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 января 2021 года г. СортавалаСортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Вакуленко Л.П. при секретаре Ефремовой Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Единый расчетный центр Республики Карелия», обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» об оспаривании счетов на оплату услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и освобождению от их уплаты,установил:ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что она с семьей проживает в индивидуальном жилом доме, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>, который является частной собственностью. 10.08.2020 она получила счет-извещение за июль 2020 года на оплату коммунальных услуг. В счет включена плата за услугу - вывоз твердых коммунальных отходов (вывоз мусора), далее по тексту ТКО, на сумму 255 руб. 30 коп. Истица не согласна с выставленным счетом. В ответ на её обращение к ответчику о необоснованности выставления данного счета и о производстве перерасчета, ей был дан ответ, из которого следует, что деятельность по обращению с ТКО осуществляется региональным оператором, таковым по республике Карелия является ООО «Автоспецтранс». АО «ЕРЦ РК» осуществляет услугу по расчету с потребителями за оказанные ООО «Автоспецтранс» услуги. ФИО1 считает, что ООО «Автоспецтранс» не оказывал и не оказывает ей услуги, так как семья имеет в собственности свой дом, договор на оказания услуг не заключался, предложения о заключении договора к ней не поступало. При указанных обстоятельствах, истица просит признать выставленные ответчиком счета-извещения по услуге - обращение с твердыми бытовыми отходами за период с января 2020 года по август 2020 года незаконными и освободить её от их оплаты.В судебном заседании истица ФИО1 настаивала на заявленных требованиях, по обстоятельствам указанным в заявлении, дополнив, что она, проживая в частном доме, фактически не пользуется услугой по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, самостоятельно осуществляет вывоз мусора, отдельный договор на оказание данной услуги она не заключала.Представитель ответчика АО «ЕРЦ РК» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела. Суду представлен отзыв, в котором АО «ЕРЦ РК» указывает на то, что в соответствии со ст. 154 ЖК РФ установлена обязанность владельцев жилых домов, нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором по об­ращению с ТКО. Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей», закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, про­давцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). АО «ЕРЦ РК» не относится ни к одной из вышеуказанных категорий, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу. Одновременно указывает, что по условиям заключенного с ООО «Автоспецтранс» агентского договора от 10.04.2018 № 340-017 АО «ЕРЦ РК» выполняет функции по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги, выставлению платежных документов потребителям, взысканию за­долженности с потребителей, допустивших образование задолженности. Ссылка истца на отсутствие договора между собственником жилого дома по адресу: п. Рюттю, д. 8, и региональным оператором на оказание услуги по вывозу ТКО не освобождает его от оплаты, так как в соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- Ф3 «Об отходах производства и потребления» (далее - закон № 89-ФЗ) собственники твер­дых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с вредными коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по об­ещанию с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Предложение регионального оператора на заключение договора по обращению с ТКО было опубликовано в газете «Карелия» №12 (2837) за 01.03.2018 и размещено на официальном сайте Регионального оператора в сети «Интернет». Способы заключения договора установлены законом. Транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Фе­дерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и вне­сении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - правила № 1156). В соответствии с п. 7 Правил № 1156 в случае, если до даты начала обращения с отходами, указанной в соглашении, заключенном органом исполнительной власти субъекта Рос­сийской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение) в соответствии с Фе­деральным законом «Об отходах производства и потребления», региональный оператор не заключил договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями, коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями соглашения. В соответствии с п. 1.2. Соглашения региональный оператор обеспечивает обращение с ТКО с 01.05.2018, единый тариф на услугу по обращению с ТКО установленный постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29. С учетом изложенного, АО «ЕРЦ РК» считает, что обязанность по оплате за оказываемую услугу по обра­щению с ТКО возникла у истца с 01.05.2018 и не связана с наличием либо отсутствием заключенного договора.Представитель ответчика ООО «Автоспецтранс» в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суду представлен отзыв на исковое заявление, в котором ответчик указывает, что 19 февраля 2018 года, по результатам конкурсного отбора, между Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Минстрой РК) и ООО «Автоспецтранс» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами ТКО на территории Республики Карелия (далее - Соглашение), в соответствии с которым ООО «Автоспецтранс» является единым оператором по обращению с ТКО и обеспечивает обращение с ТКО на территории Республики Карелия. ООО «Автоспецтранс», являясь региональным оператором по сбору, транспортированию, уборке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на территории Республики Карелия, осуществляет свою деятельность с 01.05.2018 года. В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Согласно понятию твердых коммунальных отходов, закрепленному в ст. 1 закона № 89 являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Постановлением Правительства РК от 29.12.2016 N 471-П утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Карелия (далее - территориальная схема обращения с ТКО). Сортавальский муниципальный район включен в Территориальную схему обращения с ТКО на территории Республики Карелия (размещено в сети «Интернет»). Для реализации обязанностей по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Сортавальского муниципального района Региональным оператором по результатам электронного аукциона заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 11-19/223от 07.03.2019 с ООО «Кандалакшская перерабатывающая компания» до 31.01.2020, а также № 01- 20/223 от 27.01.2020 с ООО «Спецтранс» до 2022 года (далее - Оператор). Также для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Сортавальского муниципального района Региональным оператором заключены дополнительные соглашения на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 1 к Договору № 11-1 07.03.219 на период до 31.01.2020, к Договору № 01-20/223 от 27.01.2020 на период до 01.02.2022. Акты выполненных работ, согласно п. 3.6. Договора № И - 19/223 от 07.03.2019, п. 3.6 договора №01-20/223 от 27.01.2020 предоставляются Оператором Региональному оператору до 5 числа следующего за отчетным в отношении всего объема оказанных услуг по предмету договора за период, в данном случае, по всему Сортавальскому району Республики Карелия. Отчетным периодом, согласно условиям указанного договора, является календарный месяц (п. 3.4. Договора № 11 - 19/223 от 07.03.2019, Договора № 01-20/223 от 27.01.2020). Указанные акты подписаны Региональным оператором без замечаний, что означает исполнение оператором услуг по транспортированию от всех без исключения потребителей на территории Сортавальского муниципального района (п. 3.6 Договора).Выслушав истицу, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истца не подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое по­мещение и коммунальные услуги.На основании п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ наниматели и собственники помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за коммунальные услуги.В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают Коммунальные услуги в соответствии с договора­ми, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ. бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальным отходами. Указанными правовыми предписаниями установлена обязанность владельцев жилых домов, нанимателей и собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать коммунальную услугу по обращению с ТКО, оказываемую региональным оператором по об­ращению с ТКО.В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,

(действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950).

Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).Абзац второй пункта 148(30) Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов является коммунальной и ее оказание гражданам осуществляется в рамках публичного договора.Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).Судом установлено, что ФИО1 является собственником 1/3 жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.Из квитанций по оплате коммунальных услуг следует, что истице АО «ЕРЦ РК» производил начисления за услуги по сбору, транспортировке и утилизации твердых бытовых отходов. Исполнителем услуги по сбору и транспортировке ТКО в 2020 году, как указывалось выше, является ООО «Автоспецтранс».Между ООО «Автоспецтранс» и АО «ЕРЦ РК» 10.04.2018 заключен агентский договор №340-017 на сопровождение расчетов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными бытовыми отходами с потребителями услуг и осуществление деятельности по приему платежей.Согласно условиям данного договора АО «ЕРЦ РК» за обусловленное договором вознаграждение от своего имени, но за счет Принципала, совершает юридические и фактические действия по начислению, сбору, учету, перерасчету, обработке, перечислению платежей за оказываемые Принципалом коммунальные услуги по обращению с ТКО с потребителей услуг, в том числе и собственников жилых домов, перечисленных в Приложении №1 к договору (п. 1.1.Договора). В Приложении № 1 указано, в том числе, Кааламское сельское поселение, пос. Рюттю. К полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона N 89-ФЗ п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.Для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора органы местного самоуправления создают специализированные муниципальные предприятия или заключают договоры с предприятиями иных форм собственности. Деятельность этих предприятий регулируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155.Постановлением Правительства РК от 29.12.2016 N 471-П утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Республике Карелия» (далее - территориальная схема обращения с ТКО).Сортавальский муниципальный район включен в Территориальную схему обращения с ТКО на территории Республики Карелия (размещено в сети «Интернет»).Для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО на территории Сортавальского муниципального района Региональным оператором по результатам электронного аукциона заключен договор на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 11-19/223 от 07.03.2019 с ООО «Кандалакшская перерабатывающая компания» до 31.01.2020, а также № 01-20/223 от 27.01.2020 с ООО «СПЕЦТРАНС» до 2022 г. (далее - Оператор).Также для реализации обязанности по оказанию услуги по транспортированию ТКО Сортавальского муниципального района Региональным оператором заключены дополнительные соглашения на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 1 к Договору № 11-19/223 от 07.03.219 на период до 31.01.2020 г., к Договору № 01-20/223 от 27.01.2020 на период до 01.02.2022.Таким образом, ответчик АО «ЕРЦ РК» правомерно производит начисление и взимание с истца платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО.Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе с гражданами - собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Причем для регионального оператора договор на оказание этих услуг является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.С учетом положений пункта 5 той же статьи договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», которым одновременно были утверждены также Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.Поскольку в силу общего правила, сформулированного в пункте 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, то в тех случаях, когда региональный оператор как сторона, для которой заключение публичного договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона (потребитель) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующий договор.В то же время следует иметь в виду, что у потребителя - собственника жилого дома или части жилого дома в свою очередь есть самостоятельная обязанность «обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором», которая продиктована необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».Под обращением с ТКО для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО (часть 5 статьи 30 ЖК РФ).Кроме того, как указывалось выше, с 14 марта 2017 года вступили в силу положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, согласно которым услуга по обращению с ТКО в силу раздела XV(1) отнесена к коммунальным услугам.При этом установлена обязанность по внесению платы за услугу по обращению с ТКО со дня утверждения единого тарифа и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором, но не позднее 1 января 2017 года. В последующем предельный срок возникновения такой обязанности изменен и установлен не позднее 1 января 2019 года (часть 8 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ).Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.С учетом приведенных правовых норм между истцом и ответчиком ООО «Автоспецтранс» сложились отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми собственники жилых домов обязаны надлежащим образом исполнять обязанность оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.Доказательств того, что в спорный период истец собственными силами осуществляла вывоз ТКО, не нарушая требования Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» истцом не представлено, также истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что она не пользуется площадкой для сбора отходов, которые установлены на территории <Адрес обезличен>, либо заключила договор на вывоз ТБО с другой специализированной организацией.При указанных обстоятельствах начисление платы за услуги ТБО ответчиком АО «ЕРЦ РК» обосновано, а требования истца не подлежат удовлетворению.Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,решил:иск оставить без удовлетворения.Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелии через Сортавальский городской суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда.Судья Л.П. Вакуленко Мотивированное решение изготовлено 25.01.2021.