ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1032/2014 от 08.05.2014 Верхнепышминского городского суда (Свердловская область)

 Дело № 2-1032/2014

 РЕШЕНИЕ

 именем Российской Федерации

 г. Верхняя Пышма                                  08 мая 2014 года

 Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

 при секретаре Соколовой Э.Р.

 с участием: представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Верхняя Пышма, в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Среднеуральск о возложении обязанности,

 установил:

 прокурор г. Верхняя Пышма обратился в Верхнепышминский городской суд Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц с иском к Управлению муниципальным имуществом администрации ГО Среднеуральск о возложении обязанности по подготовке документов для постановки на учет как бесхозяйных объектов недвижимого имущества в г. Среднеуральске: сети холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящие вдоль домов по ул. Парижской Коммуны, числящиеся в Реестре бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры администрации городского округа Среднеуральск под пунктами: 36,37,38,39 страницы 16 Реестра, 40,41,42,43,44,45 страницы 17 Реестра, 37,38,39,40,41,42 страницы 18 Реестра, 33,34,35,36 страницы 19 Реестра.

 В обоснование иска указано, что во исполнение поручения прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства при обеспечении надлежащего состояния и эксплуатации бесхозяйных коммунальных сетей, расположенных на поднадзорной территории ГО Среднеуральск. В ходе проведения проверки установлено, что в соответствии с реестром бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, представленным администрацией ГО Среднеуральск, сети холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящие вдоль домов по улице Парижской Коммуны в городе Среднеуральске, являются бесхозяйными. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Принятие на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде сетей холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящие вдоль домов по улице Парижской Коммуны в городе Среднеуральске, является обязанностью и исключительными полномочиями органа местного самоуправления – администрации ГО Среднеуральск в лице Управления муниципальным имуществом администрации ГО Среднеуральск. Не принятие на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде коммунальных сетей по улице Парижской Коммуны в городе Среднеуральске является грубейшим нарушением прав на комфортные условия проживания неограниченного круга лиц. Кроме того, отсутствие собственника сетей, финансирования ведет к отсутствию должного обслуживания и как следствие, частыми авариями, последствия которых будут вынуждены безвозмездно устранять жители из своих денежных средств. Просит обязать Управление муниципальным имуществом администрации ГО Среднеуральск в срок до 01.07.2014 подготовить необходимый пакет документов для постановки на учет как бесхозяйных объекты недвижимого имущества в городе Среднеуральске: сети холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящие вдоль домов по улице Парижской Коммуны, числящиеся в реестре бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры администрации ГО Среднеуральск под пунктами 36,37,38,39 страницы 16 Реестра, 40,41,42,43,44,45 страницы 17 Реестра, 37,38,39,40,41,42 страницы 18 Реестра, 33,34,35,36 страницы 19 Реестра.

 В судебном заседании представитель истца ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений по доводам, изложенным в иске, уточнил исковые требования в части срока исполнения решения, просил обязать ответчика подготовить пакет документов до 31.12.2014.

 Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 11.04.2014 (л.д. 17) в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

 Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд, пришел к следующему.

 Прокурор обратился в суд с иском в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе, надзор за органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (статья 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г).

 В соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 На основании пунктами 3, 4 подпункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

 В соответствии с пунктом 2 Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 580 от 17 сентября 2003 г., принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляет территориальные органы Федеральной регистрационной службы в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Согласно пунктам 5-7, 12 указанного Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Все прилагаемые к заявлению документы, за исключением случаев, установленных в настоящем Положении, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) должен быть возвращен органу местного самоуправления, второй - помещен в дело правоустанавливающих документов. Представление кадастрового плана земельного участка не требуется в случае, если право собственности на земельный участок, от которого собственник отказался, было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее именуется - Единый государственный реестр прав) и в деле правоустанавливающих документов имеется кадастровый план земельного участка. Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества; выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.

 Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Верхняя Пышма проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства при обеспечении надлежащего состояния и эксплуатации бесхозных коммунальных сетей, расположенных на поднадзорной территории ГО Среднеуральск, в ходе которой было установлено, что в соответствии с реестром бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, представленным администрацией ГО Среднеуральск, сети холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящие вдоль домов по улице Парижской Коммуны в городе Среднеуральске, являются бесхозяйными.

 Таким образом, функции по формированию документации для оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры, по оформлению права муниципальной собственности осуществляются ответчиком и ненадлежащим образом.

 Из материалов дела следует, что бесхозяйные сети согласно Перечня, находятся в административных граница ГО Среднеуральск. Указанные сети предназначены для обслуживания жилых домов, их собственник либо эксплуатирующая организация не определены, что не оспаривается ответчиком.

 В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 Пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

 Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, на орган местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей.

 Согласно пунктов 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 В первую очередь к вопросам электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом следует отнести обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу. На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества возложено на ответчика.

 В отношении объектов, согласно Перечня (л.д. 8-13), информации о том, что данные объекты поставлены на учет в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области как бесхозяйные ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, а потому суд находит требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

 При определении срока, в течение которого ответчику надлежит подготовить необходимый пакет документов для постановки на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории ГО Среднеуральск, суд находит, что такой срок надлежит установить до 31.12.2014, с учетом количества объектов, а также того, что они расположены в границах лишь одного населенного пункта.

 На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

 решил:

 исковые требования прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

 Возложить на Управление муниципальным имуществом администрации ГО Среднеуральск обязанность в срок до 31.12.2014 подготовить необходимый пакет документов для постановки на учет как бесхозяйных объекты недвижимого имущества в городе Среднеуральске: сети холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и теплоснабжения, проходящие вдоль домов по улице Парижской Коммуны, числящиеся в реестре бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры администрации ГО Среднеуральск под пунктами 36,37,38,39 страницы 16 Реестра, 40,41,42,43,44,45 страницы 17 Реестра, 37,38,39,40,41,42 страницы 18 Реестра, 33,34,35,36 страницы 19 Реестра.

 Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционный жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области в течение месяца с момента вынесения решения в окончательном виде.

 Судья                                         М.П. Вершинина