ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1032/2016 от 19.05.2016 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2-1032/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Ессентукская 19 мая 2016 года

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Поливанова Д.А.,

при секретаре судебного заседания Шония З.В.,

с участием:

истицы ФИО1,

представителя ответчика администрации муниципального образования Тельмановского сельсовета <адрес>ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования Тельмановского сельсовета <адрес> о признании недействительным решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Тельмановского сельсовета <адрес> о признании недействительным решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В обоснование заявленных исковых требований, истица указывает, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Тельмановский сельсовет <адрес> было принято решение о постановке ее семьи в соответствии со ст. 52 ЖК РФ на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решением жилищной комиссии Тельмановского сельсовета Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ ее семья, состоящая из 4-х человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, на основании проживания на съемной квартире и в течении последних 5-ти лет не имеющей в собственности членов семьи недвижимого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ работником администрации МО Тельмановский сельсовет ей было вручено постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Указанное постановление было принято на основании решения жилищной комиссии Тельмановского сельсовета Предгорного района от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием к снятию ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении послужили признаки намеренного ухудшения жилищных условий.

В протоколе заседания комиссии по жилищным вопросам указано, что ее семья была снята с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как члены ее семьи зарегистрировались на съемное жилье за 3,5 месяца до подачи заявления о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. До момента перерегистрации семья была зарегистрирована у родителей. Таким образом, по мнению комиссии просматрелись признаки намеренного ухудшения ее жилищных условий.

Считает, что постановление администрации МО Тельмановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ее с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий», вынесено незаконно и необоснованно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из Определения Конституционного суда Российской Федерации от 19.04.2007 года № 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав ст. 53 ЖК РФ», по смыслу ст. 53 ЖК РФ, как и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является опасным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.

Как ухудшение его жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала, менее учетной нормы.

В соответствии с жилищным законодательством как ухудшение жилищных условий квалифицируется поведение граждан, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения.

В качестве действий, направленных на уменьшение обеспеченности общей площадью на одного члена семьи, можно рассматривать:

- раздел, обмен жилого помещения;

- перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;

- изменение порядка пользования жилым помещением;

- вселение (согласие на вселение) гражданином – собственником жилого помещения в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;

- вселение (согласие на вселение) гражданином – членом жилищного или жилищно-строительного кооператива в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;

- вселение (согласие на вселение) гражданином – нанимателем жилого помещения по договору социального найма в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;

- отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения);

- расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;

- выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семье нанимателя) жилого помещения по договору социального найма;

- определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений, если такие действия привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.

Указывает, что подобных действий она не совершала. Действия по регистрации по месту фактического жительства не являются умышленными действиями по уменьшению обеспеченности общей площадью на одного члена семьи. Семья фактически проживает по месту последней регистрации, по адресу: <адрес>

Полагает, поскольку умышленные действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий ею не совершались, вынесенное постановление администрации МО Тельмановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ее с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий», является необоснованным и незаконным, а следовательно подлежит отмене.

Обратившись в суд, ФИО1 просит признать недействительным постановление администрации МО Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Обязать администрацию МО Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края восстановить ее семью на учете в качестве в нуждающейся в жилом помещении.

Истица ФИО1 в судебном заседании просила удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации МО Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края ФИО2 просила принять решении на усмотрение суда.

В судебное заседание представитель третьего лица Контрольно-счетной палаты Ставропольского края не явился, предоставив суду ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором также указывают, что в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края на 2015 год, распоряжением Контрольно-счетной палаты Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ на объекте: администрация муниципального образования Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края в мае 2015 года проводилось контрольное мероприятие «Проверка законности, результативности (законности и эффективности) использования средств бюджета Ставропольского края, выделенных в 2013-2014 годах и истекшем периоде 2015 года на реализацию мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках краевой целевой программы «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2013 годы и подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ставропольского края «Развитие сельского хозяйства».

В ходе указанного контрольного мероприятия вопрос постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО1 Контрольно-счетной палатой Ставропольского края не рассматривался, поскольку на момент проверки ФИО1 не была включена в списки получателей социальных выплат в соответствии с порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края -п от ДД.ММ.ГГГГ, средства из бюджета Ставропольского края в целях улучшения жилищных условий ФИО1 на момент проведения контрольного мероприятия не предоставлялись.

Акт и представление по результатам контрольного мероприятия в отношении администрации Тельмановского сельсовета не содержат каких-либо указаний или рекомендаций относительно постановки ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, считают, что права и законные интересы Контрольно-счетной палаты Ставропольского края не затрагиваются в связи с рассмотрением гражданского дела по иску ФИО1 к администрации Тельмановского сельсовета.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица Контрольно-счетной палаты Ставропольского края.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему.

Конституция РФ, гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (ст. 46).

На основании ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливается право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных Конституцией РФ, или законом.

Из ст. 12 Гражданского кодекса РФ следует, что определены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в установленном законом порядке.

Согласно письма Верховного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 года № 7-ВС-7105/15 в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются споры о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения (п. 1 пп.6 письма).

В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Статьей 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Установлено, что на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, владеющий жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> передал нанимателю ФИО1 в срочное возмездное пользование комнату в жилом помещении, принадлежащую ему на праве личной собственности, находящуюся по адресу: <адрес>108, со сроком пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7, владеющий жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> передал нанимателю ФИО1 в срочное возмездное пользование комнату в жилом помещении, принадлежащую ему на праве личной собственности, находящуюся по адресу: <адрес>108, со сроком пользования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации МО Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее муж ФИО8, а также их дети ФИО9 и ФИО10, проживающие на квартире по адресу: <адрес>108, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании постановления администрации МО Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 включена в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Решением жилищной комиссии по жилищным вопросам администрации Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также постановлением администрации МО Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого на основании решения жилищной комиссии Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, семья ФИО1 снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что постановление администрации МО Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, получено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из решения жилищной комиссии по жилищным вопросам администрации Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, основанием к снятию ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, послужили признаки намеренного ухудшения жилищных условий, выразившееся в не учтении комиссией общей площади предыдущего места проживания (у родителей). Таким образом, комиссия пришла к выводу, что семья ФИО1 подлежит снятию с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку члены ее семьи зарегистрировались на съемном жилье за 3,5 месяца до подачи заявления о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий. До момента перерегистрации они были зарегистрированы у родителей. ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В данном домовладении, принадлежащем отцу ФИО1 было зарегистрировано 6 человек, общая площадь дома составляет 143,2 кв.м., что превышает норму общей площади в МО Тельмановского сельсовета (12 кв.м.).

Вместе с тем, суд не может согласиться с вынесенным администрацией Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий», по следующим основаниям.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ -О-О от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав ст. 53 ЖК РФ», по смыслу ст. 53 ЖК РФ, как и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом, применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий является опасным случаем злоупотребления правом, заключающимся в использовании лицом субъективного права в противоречии с его социальным назначением.

Как ухудшение его жилищных условий следует рассматривать совершение физическими лицами любых юридически значимых действий, в результате которых обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи стала, менее учетной нормы.

В соответствии с жилищным законодательством как ухудшение жилищных условий квалифицируется поведение граждан, направленное на уменьшение обеспеченности общей площадью жилого помещения.

В качестве действий, направленных на уменьшение обеспеченности общей площадью на одного члена семьи, можно рассматривать:

- раздел, обмен жилого помещения;

- перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;

- изменение порядка пользования жилым помещением;

- вселение (согласие на вселение) гражданином – собственником жилого помещения в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;

- вселение (согласие на вселение) гражданином – членом жилищного или жилищно-строительного кооператива в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;

- вселение (согласие на вселение) гражданином – нанимателем жилого помещения по договору социального найма в занимаемое им жилое помещение иных граждан в качестве членов своей семьи, за исключением его супруга, несовершеннолетних детей, совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей, а также несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей супруга;

- отчуждение пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения);

- расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя в случаях, определенных Жилищным кодексом Российской Федерации;

- выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семье нанимателя) жилого помещения по договору социального найма;

- определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений, если такие действия привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений.

В ходе рассмотрении дела установлено, что подобных действий ФИО1 она не совершала. При этом, действия по регистрации по месту фактического жительства не являются умышленными действиями по уменьшению обеспеченности общей площадью на одного члена семьи. Семья ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и фактически проживает по месту последней регистрации, по адресу: <адрес>108, что подтверждается копией домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес>, ксерокопией паспорта гражданина РФ серии <данные изъяты>, выданного <данные изъяты> районе ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, а также свидетельствами о регистрации по месту жительства.

Таким образом, доводы комиссии по жилищным вопросам администрации МО Тельмановского сельсовета, изложенные в решении, на основании которого было принято оспариваемое постановление, что семья ФИО1 подлежит снятию с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку члены ее семьи зарегистрировались на съемном жилье за 3,5 месяца до подачи заявления о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также что они были зарегистрированы у родителей, а ФИО1 была зарегистрирована по адресу: <адрес>, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку таких доказательств суду не представлено.

Поскольку умышленные действия, приведшие к намеренному ухудшению жилищных условий, как установлено в судебном заседании, ФИО1 не совершались, вынесенное постановление администрации МО Тельмановского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО3 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий», является необоснованным и незаконным, а следовательно подлежит отмене.

Кроме того, как следует из указанного постановления, оно вынесено на основании решения жилищной комиссии Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Однако, комиссией Тельмановского сельсовета <адрес> вынесено решение о снятии семьи ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ за .

Решение жилищной комиссии Тельмановского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий», суду не представлено.

Таким образом, судом не может быть достоверно установлено наличие решения от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Совокупность изученных и исследованных в судебном заседании письменных доказательств, дают суду основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 192-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования ФИО1 к администрации муниципального образования Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края о признании недействительным решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Признать недействительным постановление администрации муниципального образования Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии ФИО1 с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий».

Обязать администрацию муниципального образования Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края восстановить семью ФИО1 на учете в качестве в нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья: