ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1032/2021 от 21.06.2021 Воскресенского городского суда (Московская область)

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2021 года г.Воскресенск Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Родиной Л.В.,

при секретаре Бонаревой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1032/2021 по исковому заявлению Воскресенского городского прокурора в интересах ФИО2, ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Московской области об установлении факта проживания в жилом помещении на территории Московской области, признании права на назначение государственной социальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

Воскресенский городской прокурор в интересах ФИО2 и ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области, в котором просит установить местом жительства ФИО2, <дата> г.р., и ФИО1, <дата> г.р., при обращении за назначением государственной социальной помощи 21.07.2020 г. жилое помещение на территории Московской области; признать за ФИО2 право на назначение государственной социальной помощи.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Воскресенской городской прокуратурой проведена проверка по факту отказа в назначении и выплате ФИО2 государственной социальной помощи. Решением руководителя Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области от 28.07.2020 г. , ФИО2 было отказано в назначении государственной социальной помощи в связи с отсутствием у заявителя регистрации в Московской области. Семья ФИО2 находится в трудной жизненной ситуации, является малообеспеченной, в связи с чем, прокурором было принято решение обратиться в суд с данным иском.

Истец - помощник Воскресенского городского прокурора Соловьева Е.И. в судебное заседание явилась, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства социальной защиты населения Московской области – ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д.56), в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по изложенным в отзыве основаниям (л.д.27-28). В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Истец ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не заявила, не представила доказательства уважительности причин неявки в судебное заседание, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в её отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, дав оценку установленным обстоятельствам и собранным доказательствам, суд считает исковые требования Воскресенского городского прокурора Московской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Из материалов дела следует, что ФИО2 и ФИО6 являются родителями ФИО1, <дата> г.р. (л.д.75).

Брак между ФИО6 и ФИО2 расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка № 74 Советского АО г. Омска от 25.10.2006 г. (л.д.90).

ФИО2 21.07.2020 г. обратилась в МФЦ с заявлением на получение государственной услуги – оказание государственной социальной помощи (л.д.6-10).

Решением руководителя Воскресенского управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области от 28.07.2020 г. , ФИО2 отказано в назначении государственной социальной помощи в связи с отсутствием у заявителя регистрации в Московской области (л.д.69).

Суд не может согласиться с вынесенным решением в силу следующего.

Условия и порядок оказания государственной социальной помощи в Московской области регулируется Законом Московской области от 30.12.2013 г. № 189/2013-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной помощи в Московской области», принятым Постановлением Московской областной думы от 26.12.2013 г. № 12/73-П.

Согласно абз. 1 ч. 1 вышеназванного Закона, получателями государственной социальной помощи являются: малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).

В силу ст. 3 данного Закона, государственная социальная помощь, в том числе оказываемая на основании социального контракта, назначается гражданам по месту их жительства или по месту их пребывания.

Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта не влечет за собой прекращение оказания или отказ в назначении государственной социальной помощи без социального контракта или экстренной социальной помощи.

Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, а также перечень возможных оснований для досрочного расторжения социального контракта и перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации, устанавливаются Правительством Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 11.02.2014 г. № 54/3 утвержден Порядок назначения государственной социальной помощи, в том числе, оказываемой на основании социального контракта (действовавший на момент обращения ФИО2 с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи).

Согласно п. 2 названного выше Порядка, государственная социальная помощь, за исключением, государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, назначается решением руководителя территориального структурного подразделения Министерства социального развития Московской области по месту жительства или месту пребывания заявителя.

Согласно п. 4 Порядка, для назначения государственной социальной помощи необходимы следующие документы: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в Московской области, выданный в установленном порядке органом регистрационного учета (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность);

в) документы (справки) о доходах заявителя и всех членов его семьи за три календарных месяца, предшествующие подаче заявления об оказании государственной социальной помощи;

г) копия финансового лицевого счета или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания заявителя;

д) копия сберегательной книжки или выписка о банковских или иных реквизитах (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации) - в случае, если заявителем выбран способ получения государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, через кредитную организацию.

Уведомление о принятом решении о назначении государственной социальной помощи, в том числе оказываемой на основании социального контракта, или об отказе в ее назначении в письменной или электронной форме должно быть передано (направлено) заявителю способом, указанным в заявлении (личное получение в территориальном подразделении Министерства или в многофункциональном центре, через единый портал государственных и муниципальных услуг, Государственную информационную систему Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области", почтовым отправлением), не позднее чем через 8 рабочих дней с даты регистрации заявления с необходимыми документами в территориальном подразделении Министерства (п. 10 Порядка).

Отказ в приеме документов или в назначении государственной социальной помощи, в том числе, оказываемой на основании социального контракта, заявитель может обжаловать в вышестоящий орган и (или) суд (п. 11.3 Порядка).

Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении, в том числе, других имеющих юридическое значение фактов.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ, место жительства – место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов (п. 2 ст. 20 ГК РФ).

В ходе прокурорской проверки установлено, что на момент обращения ФИО2 за назначением государственной социальной помощи 21.07.2020 г. семья заявителя, состоящая из ФИО2 и ее сына ФИО1, проживала в квартире по адресу: <адрес> (л.д.92).

Указанную квартиру ФИО2 приобрела 01.03.2013 г. у ООО «Воскресенск-Инвест» на основании договора купли-продажи объекта недвижимого имущества за счет собственных средств и за счет кредитных средств, предоставленных Банков ВТБ 24 (ЗАО).

Вступившим в законную силу решением Воскресенского городского суда Московской области от 11.06.2015 г. по гражданскому делу , удовлетворен иск ПАО «Банк ВТБ 24» к ФИО2 о расторжении кредитного договора и взыскании задолженности с обращением взыскания на заложенное имущество. Обращено взыскание на предмет залога – принадлежащую ФИО2 на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>.

11.12.2017 г. право собственности на указанную квартиру перешло к Банку ВТБ (ПАО).

Банк ВТБ (ПАО) обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО7, ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении, мотивировав свое требование проживанием ответчиков в квартире, принадлежащей Банку и расположенной по адресу: <адрес>.

Вступившим в законную силу 09.12.2019 г., решением Воскресенского городского суда от 26.03.2019 г. по гражданскому делу № 2-283/2019 исковые требования Банка ВТБ 24 (ПАО) к ФИО2, ФИО7, ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения по адресу: <адрес>, удовлетворены (л.д.32-39).

19.12.2019 г. ФИО2 и её несовершеннолетний сын ФИО1 были сняты с регистрационного учета по адресу спорной квартиры (л.д. 92).

02.07.2019 г. ФИО2 обратилась в Воскресенский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Воскресенского городского суда от 26.03.2019 г. по гражданскому делу № 2-283/2019.

Определением Воскресенского городского суда Московской области от 14.01.2021 г. заявление ФИО2 о предоставлении отсрочки исполнения решения Воскресенского городского суда по гражданскому делу № 2-283/2019 о признании ФИО2, ФИО1 утратившими право пользования жилым помещением и выселении из жилого помещения по адресу: <адрес>, удовлетворено. Заявителю предоставлена отсрочка исполнения решения суда (сохранено право проживания в квартире) на срок 2 месяца (л.д.59-65,66-68).

Таким образом, у ФИО2 и её сына ФИО1 отсутствует регистрация по месту жительства по адресу: <адрес>, однако, с момента приобретения указанной квартиры в собственность и до настоящего времени единственным местом жительства ФИО2 и её несовершеннолетнего сына ФИО1 остается жилое помещение по адресу: <адрес>, что подтверждено совокупностью вышеисследованных доказательств.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 02.02.1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, на момент обращения 21.07.2020 г. ФИО2 за назначением государственной социальной помощи семья Печенной Е.А. имела право на получение государственной социальной помощи, так как являлась малоимущей и имела место жительства в жилом помещении в Московской области.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Воскресенского городского прокурора в интересах ФИО2, ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Московской области об установлении факта проживания в жилом помещении на территории Московской области, признании права на назначение государственной социальной помощи в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Воскресенского городского прокурора в интересах ФИО2, ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Московской области об установлении факта проживания в жилом помещении на территории Московской области, признании права на назначение государственной социальной помощи – удовлетворить.

Установить местом жительства ФИО2, <дата> года рождения, ФИО1, <дата> года рождения, при обращении за назначением государственной социальной помощи 21 июля 2020 г. жилое помещение на территории Московской области по адресу: <адрес>.

Признать за ФИО2 право на назначение государственной социальной помощи.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Л.В. Родина

Решение в окончательной форме принято <дата>