Дело № 2-1033/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кыштым Челябинской области 27 декабря 2016года
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Урушевой Е.К.
при секретаре Ругно Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о защите прав потребителей,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ИП ФИО2, просит суд расторгнуть договор розничной купли-продажи от ДАТА, заключенный между ней и ответчиком, взыскать в её пользу с ответчика стоимость товара в размере 50280 рублей, компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 3519,60 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от взысканной суммы, расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 руб., убытки понесенные за доставку и сборку товара в размере 1905 руб.
В обоснование требований указала на то, что ДАТА по договору НОМЕР розничной купли - продажи она приобрела у ИП ФИО2 в магазине «Много Мебели», расположенном по адресу: АДРЕС, товар – диван Бристоль -У (левый угол с выкатным механизмом) стоимостью 49 900 рублей. Рецепция тумба стоимостью 290 руб., стол – приставку стоимостью 1990 руб. Истцом за товар внесено 2 платежа на сумму 50280 руб., за доставку и сборку товара истцом было уплачено 1905 руб.. На товар установлен гарантийный срок продолжительностью 36 месяцев. Правила эксплуатации истцом не нарушались, однако в процессе эксплуатации появился дефект: диван просел (спальное место), на нем стало невозможно спать, треснула рейка на изголовье.
ДАТА, истец обращалась к ответчику с заявлениями (претензиями), в которой потребовала расторгнуть договор купли – продажи, вернуть ей уплаченную денежную сумму в размере 50 280 руб., стоимость доставки и сборки товара в размере 1905 руб.; данное заявление (претензия) оставлена ответчиком без ответа. Истец переживает по поводу того, что ее требования игнорируются ответчиком, испытывает нравственные страдания, полагает, что бездействием ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 15000 рублей (л.д. 4 – 6).
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена, ее представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал в полном объеме заявленные исковые требования, сославшись в обоснование требований на доводы, изложенные в иске, просил взыскать в пользу истицы также судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание ответчик ИП ФИО2 не явилась, извещалась по адресу, указанному в материалах дела, а именно: в исковом заявлении: АДРЕС, вернулся конверт с отметкой» Истек срок хранения».
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату; в соответствии с ч. 4 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В силу ч. 1 ст. 115 ГПК РФ судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить. Время их вручения адресату фиксируется установленным в организациях почтовой связи способом или на документе, подлежащем возврату в суд.
Процедура доставки (вручения) почтовых отправлений регламентирована разделом III Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2014 года № 234, процедура доставки (вручения) почтовых отправлений разряда «Судебное» регламентирована Особыми условиями приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденными приказом ФГУП «Почта России» от 05 декабря 2014 года № 423-п.
Как следует из п. 32 Правил оказания услуг почтовой связи, почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Извещения о регистрируемых почтовых отправлениях опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
В соответствии с п. 3.4. Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное» при неявке адресатов за почтовыми отправлениями разряда «Судебное» в течение 3 рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Не врученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» хранятся в отделении почтовой связи 7 календарных дней. По истечении указанного срока данные почтовые отправления подлежат возврату по обратному адресу (п. 3.6.).
В соответствии с п. 35 вышеуказанных Правил, п. 3.7. указанных Особых условий по истечении установленного срока хранения не полученные адресатами регистрируемые почтовые отправления возвращаются по обратному адресу, если иное не предусмотрено договором между оператором почтовой связи и пользователем.
В соответствии с п. 21.3. Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений почтовое отправление возвращается по обратному адресу, в частности по истечении срока хранения, при отказе адресата (его уполномоченного представителя) от его получения, при отсутствии адресата по указанному адресу.
Учитывая, что по известному суду адресу ответчик извещалась о времени и месте рассмотрения дела путем направления заказного письма с уведомлением о вручении, суд в соответствии с положениями ст. 113 ГПК РФ надлежащим образом выполнил свою обязанность по извещению ответчика о времени и месте судебного разбирательства.
По определению суда в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ дело слушалось в заочном производстве в отношении ответчика ИП ФИО2, извещенной о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщившей и не просившей о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении слушания по делу, истец и её представитель не возражали рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав истца, его представителя, исследовав все материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности и в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
На основании п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб)… (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Согласно ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 года № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ», ст. 1 Закона РФ «О защите прав потребителей» отношения с участием потребителей регулируются ГК РФ, Законом о защите прав потребителя, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 469 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 2 ст. 476 ГК РФ, п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе, в том числе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности (п.1 ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Установлено, что ДАТА ФИО1. по договору розничной купли – продажи НОМЕР приобрела у ИП ФИО2 в магазине «Много Мебели», расположенный по адресу: АДРЕС, товар: диван Бристоль - У (левый угол с выкатным механизмом стоимостью 49900. Рецепция Тумба стоимостью 290 руб., стол- приставку стоимостью 1990 руб. (л.д. 9 – 10, 11).
Согласно акту приема-передачи товара от ДАТА продавец передал, а покупатель принял указанный товар (л.д. 18).
В соответствии со п. 5 договора от ДАТА гарантия изготовителя на мебель составляет 18 месяцев. По истечении гарантийного срока, установленного изготовителем, продавец принимает на себя дополнительное обязательство сроком действия 18 месяцев на следующих условиях: в случае обнаружения покупателем производственных недостатков в мебели продавец осуществляет только их устранение. Иные требования покупателя, в период дополнительного обязательства, удовлетворению не подлежат (л.д. 11-12).
Из пояснений истца судом установлено, что в процессе эксплуатации дивана в период гарантии были выявлены недостатки, а именно: диван просел (спальное место), на нем стало невозможно спать, треснула рейка на изголовье.
Установлено, что ДАТА ФИО1 обращалась к ответчику ИП ФИО2 с заявлением об устранении дефекта в ближайшее время (л.д.14), ДАТА ФИО1 обращалась с претензией, в которой требовала расторгнуть договор купли – продажи от ДАТА, возместить стоимость некачественного товара, убытки, данное заявление, претензия оставлены ответчиком без ответа (л.д. 14, 16-17).
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования истца как потребителя не исполнено, в связи с чем принимает решение об удовлетворении иска о взыскании стоимости товара по договору купли-продажи и расторжении договора.
Суд возлагает на истца ФИО1 обязанность возвратить ответчику ИП ФИО2 находящийся у нее диван – Бристоль –У (левый угол с выкатным механизмом), Рецепция Тумбу, стол -приставку), приобретенный ею по договору розничной купли-продажи от ДАТАНОМЕР.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 20 Закона РФ «О защите прав потребителей» если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из п. 1 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.
Установлено, что претензия ФИО1 от ДАТА однако требование истца продавцом не было исполнено.
Суд, проверив расчеты неустойки, находит их правильными и взыскивает её в размере 3159,60 руб. за 7 дней просрочки (ДАТА.по ДАТА.) (л.д. 5).
Согласно ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Исходя из положений п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О практике рассмотрения судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки; размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком прав потребителя, суд, исходя из принципа разумности и справедливости, и принимая во внимание, что истец испытывал нравственные страдания, взыскивает с ответчика ИП ФИО2 в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, то есть просьба истца о взыскании компенсации морального вреда подлежит частичному удовлетворению.
Также суд взыскивает с ИП ФИО2 в пользу истца расходы за доставку и сборку товара в сумме 1905 рублей, согласно условиям доставки товара (л.д. 12).
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Просьба истца о взыскании с ответчика расходов по оплате услуг представителя подлежит удовлетворению на основании ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ. Суд, учитывая объем защищаемого права, характер оказанной истцу юридической помощи (юридические консультации, сбор доказательств, составление искового заявления, количество дней участия представителя в судебных заседаниях), учитывая принцип разумности возмещения указанных расходов, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет возмещения указанных расходов 25000 рублей (л.д. 7, 8 – 9). Обращение ФИО1 за юридической помощью носит вынужденный характер, вызвано необоснованными действиями ответчика, выразившимися в нарушении прав потребителя.
В связи с чем суд взыскивает с ответчика в пользу истца штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований истца при наличии обстоятельств нарушения его прав, как потребителя, выразившегося в отказе удовлетворить претензию потребителя, в сумме 42852,30 рублей (50280 + 3519,60 + 5000 + 1905+25000 х 50 %).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 333.20. НК РФ суд взыскивает с общества государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 2171 рублей 14 копеек (по требованию о нарушении прав потребителей, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в суд, составляет 1871 рублей 14 копеек, по требованию о взыскании компенсации морального вреда – 300 рублей).
Руководствуясь ст.ст. 194-199,233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Расторгнуть договор розничной купли-продажи товара: дивана – Бристоль (левый угол с выкатным механизмом, Рецепция Тумба, стол - приставка) от ДАТАНОМЕР, заключенный между индивидуальным предпринимателем ФИО2 и ФИО1
Обязать ФИО1 возвратить ИП ФИО2 диван Бристоль -У(левый угол с выкатным механизмом), Рецепция Тумба, стол - приставку), приобретенный ею по договору розничной купли-продажи от ДАТАНОМЕР.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в пользу ФИО1 стоимость товара в размере 50280 (пятьдесят тысяч двести восемьдесят) рублей, неустойку за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя в размере 3519 (три тысячи пятьсот девятнадцать рублей) 60 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч рублей), штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в сумме 42852 (сорок две тысячи восемьсот пятьдесят два ) рубля 30 копеек, стоимость доставки товара в сумме 1905 (одна тысяча девятьсот пять) рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО2 в доход бюджета муниципального образования Кыштымский городской округ государственную пошлину 2171 (две тысячи сто семьдесят один ) рубль 14 копеек.
Ответчик вправе подать в Кыштымский городской суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыштымский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий(подпись)
Заочное решение в закону силу не вступило.