ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1033/2022 от 18.05.2022 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2 – 1033/2022

УИД 42RS0011-01-2022-001092-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий 18 мая 2022 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Курносенко Е.А.,

при секретаре Базаевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу Территориального отдела в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании противоправными действий, возложении обязанности довести информацию до сведения потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу Территориальный отдел в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе обратился в Ленинск-Кузнецкий городской суд с иском к к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании противоправными действий, возложении обязанности довести информацию до сведения потребителей.

Требования мотивированы тем, что ТО Роспотребнадзора, в лице должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный надзор в установленной сфере деятельности, проведено административное расследование по выявлению и пресечению нарушений, вызванных несоблюдением индивидуальным предпринимателем ФИО1 законодательства в сфере защиты прав потребителей, регламентирующего правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей в сфере торговли, в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата><номер>, в отношении ИП ФИО1 (магазин промышленных товаров <данные изъяты> по адресу: <адрес>»).

19.08.2021г допущено административное правонарушение, выразившееся в том, что по результатам административного расследования в отношении ИП ФИО1, осуществляющей деятельность по реализации товаров легкой промышленности в магазине <данные изъяты>» по адресу <адрес>, выявлены нарушения требований ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» ; ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии таможенного Союза от 09.12.2011г. № 876; Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019г. №1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» (далее-Правил №1956), а именно, на реализуемых экземплярах товаров легкой промышленности отсутствовали контрольные (идентификационные) знаки, установлено, что 19.08.2021 в свободной реализации с данными нарушениями находились следующие товары:

1. Блузка трикотажная, торговая марка «Missdiva», цвет голубой, размер 42-44, по цене 800,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует;

2. Блузка трикотажная «водолазка», торговая марка «Unedry», модель 8017, цвет розовый, размер 42-44, по цене 800,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует;

3. Блузка трикотажная, цвет горчичный, размер 42-44, по цене 1000,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует;

4. Блузка трикотажная, торговая марка «DALEF», модель 1911, цвет лимонно-желтый, размер 42-44, по цене 1000,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует;

5. Кофточка трикотажная, цвет черный, размер 42-44, по цене 800,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует.

Для потребителей не представлена информация о наименовании страны изготовителя, наименовании изготовителя, продавца или уполномоченного лица; юридического адреса изготовителя или продавца; состав сырья, гарантийные обязательства, дата изготовления, номер партии, в информационный ресурс информация о перечисленных товарах не внесена; изделия считаются не маркированными, реализуется товар с нарушением Правил №1956.

Всего с нарушением в реализации находилось 5 экземпляров товаров легкой промышленности, на сумму 4400, 00 рублей.

Поставщики товара не установлены. Сопроводительные документы и представленные сертификаты соответствия невозможно идентифицировать относительно реализуемого товара, в связи с отсутствием приложений к сертификатам с перечнем сертифицированного товара.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 2300-1 продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Всего с нарушением установленных требованиями Правил №1956 находилось в реализации 5 экземпляров товаров легкой промышленности, на общую сумму 4 400.00 рублей.

Факты выявленных нарушений подтверждаются протоколом осмотра магазина непродовольственных товаров <данные изъяты> ИП ФИО1<адрес>, <адрес> от <дата><номер>.

Ответственность за выявленное правонарушение возложена на индивидуального предпринимателя ФИО1.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области по делу об административном правонарушении по делу <номер> от <дата>, вступившим в законную силу, ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об АП.

Таким образом, установленное бездействие ИП ФИО1, по передачи достоверных сведений об обороте товара в информационный ресурс маркировки, нарушает права неопределенного круга потребителей.

В рамках проведения административного расследования в отношении ИП ФИО1, <дата> (протокол осмотра <номер> от <дата> магазине <данные изъяты><адрес>), непосредственно выявлены нарушения требований ст. 8, ст. 9, ст. 10 Закона № 2300-1) и п.3, п.11 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020г № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи» (далее - Правила № 2463), выразившиеся в отсутствии ценников на части товаров, находящихся в реализации, в отсутствии полной информации на вывеске магазина об адресе и органе, осуществившем регистрацию, в отсутствии в доступном для обозрения потребителей месте «Правил продажи по договору розничной купли-продажи».

За выявленное правонарушение ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение правил продажи отдельных видов товаров, с наложением административного взыскания в виде предупреждения (постановление <номер> от <дата>).

Истец- ТО Роспотребнадзора просит обязать ИП ФИО1 устранить нарушения действующего законодательства по защите прав потребителей в отношении неопределенного круга потребителей, а именно:

1) Признать действия ИП ФИО1 по непредоставлению необходимой, достоверной и обязательной информации на непродовольственных товарах, реализуемых в магазине <данные изъяты> по адресу <адрес><адрес>», в отношении неопределенного круга потребителей - противоправными;

2) Обязать ИП ФИО1 прекратить противоправные действия, привести маркировку товаров легкой промышленности на этикетках, на ярлыках в соответствие требованиями ст.8, ст. 9, ст.10 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», а именно: довести до неопределенного круга потребителей полную, достоверную и обязательную информацию о продавце и о реализуемом товаре на этикетке (ярлыке); обеспечить передачу достоверных сведений об обороте товаров в государственный информационный ресурс маркировки и прослеживаемость в России - наличие на товаре (его упаковке) контрольных (идентификационных) знаков (QR-кодов), в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу;

4) Возложить на ИП ФИО1 обязанность довести до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Представитель истца ТО Роспотребнадзора ФИО2, действующая на основании доверенности <номер> от <дата>, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признала в полном объеме.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании статьи 46 Закона о защите прав потребителей орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей и о прекращении этих действий.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (ст. 1065ГК РФ, ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам административного расследования в отношении ИП ФИО1, осуществляющей деятельность по реализации товаров легкой промышленности в магазине <данные изъяты> по адресу <адрес>, были выявлены нарушения требований ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Закона № 2300-1); ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии таможенного Союза от 09.12.2011 № 876; Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 №1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности» (Правил №1956), а именно, на реализуемых экземплярах товаров легкой промышленности отсутствовали контрольные (идентификационные) знаки, установлено, что <дата> в свободной реализации с данными нарушениями находились товары: Блузка трикотажная, торговая марка «<данные изъяты>», цвет голубой, размер 42-44, по цене 800,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует; Блузка трикотажная «водолазка», торговая марка <данные изъяты>, модель 8017, цвет розовый, размер 42-44, по цене 800,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует; Блузка трикотажная, цвет горчичный, размер 42-44, по цене 1000,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует; Блузка трикотажная, торговая марка <данные изъяты>, модель 1911, цвет лимонно-желтый, размер 42-44, по цене 1000,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует; Кофточка трикотажная, цвет черный, размер 42-44, по цене 800,00 рублей, на остатке 1 экземпляр, QR-код отсутствует.

Для потребителей не представлена информация о наименовании страны изготовителя, наименовании изготовителя, продавца или уполномоченного лица; юридического адреса изготовителя или продавца; состава сырья, гарантийных обязательствах, датах изготовления, номера партии, в информационный ресурс информация о перечисленных товарах не внесена; изделия не маркированы, реализуется товар с нарушением Правил №1956, поставщики товара не установлены, сопроводительные документы и представленные сертификаты соответствия невозможно идентифицировать относительно реализуемого товара.

Согласно п. 1 ст. 10 Закона № 2300-1 продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2. ст.10 Закона №2300-1 информация о товарах в обязательном порядке должна содержать: наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение; сведения об основных потребительских свойствах товаров; цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при оплате товаров через определенное время после их передачи потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров; информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению; адрес (место нахождения), фирменное наименование изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в п. 4 ст. 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров.

В соответствии с п.3 ст.10 Закона №2300-1 - информация, предусмотренная п.2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Согласно п. 3 ст. 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии таможенного Союза от 09.12.2011г. № 876, маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.

В соответствии со ст.3 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности», утвержденного решением Комиссии таможенного Союза от 09.12.2011 г. № 876, продукция легкой промышленности выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии ее соответствия настоящему Техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла подтверждение соответствия согласно ст. 11 настоящего Технического регламента, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется. Продукция легкой промышленности, соответствие которой требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке. При размещении и обращении продукции на рынке должна предоставляться полная и достоверная информация о ней путем маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) относительно безопасности продукции.

Всего с нарушением установленных требованиями Правил №1956 находилось в реализации пять экземпляров товаров легкой промышленности, на общую сумму 4 400 рублей.

Факты выявленных нарушений подтверждаются протоколом осмотра магазина непродовольственных товаров «<данные изъяты> ИП ФИО1<адрес>, <адрес> от <дата><номер>.

Ответственность за выявленное правонарушение возложена на индивидуального предпринимателя ФИО1.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Ленинск-Кузнецкого городского судебного района Кемеровской области по делу об административном правонарушении по делу <номер> от <дата>, вступившим в законную силу, ИП ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об АП.

Установленное бездействие ИП ФИО1, по передачи достоверных сведений об обороте товара в информационный ресурс маркировки, нарушает права неопределенного круга потребителей.

В рамках проведения административного расследования в отношении ИП ФИО1 в магазине <данные изъяты><адрес>, выявлены нарушения требований ст. 8, ст. 9, ст. 10 Закона № 2300-1) и п.3, п.11 Постановления Правительства РФ от 31.12.2020г № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», выразившиеся в отсутствии ценников на части товаров, находящихся в реализации, в отсутствии полной информации на вывеске магазина об адресе и органе, осуществившем регистрацию, в отсутствии в доступном для обозрения потребителей месте «Правил продажи по договору розничной купли-продажи».

В соответствии с положениями п. 2ст. 10 Закона № 2300-1 потребитель имеет право на получение необходимой и достоверной информации о товаре, в том числе о цене в рублях и условиях приобретения.

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи. В связи с чем, обязанность продавца по своевременному представлению потребителю соответствующей информации о товаре установлена ст. 8 Закона № 2300-1, в соответствии с которой Продавец обязан довести до сведения потребителя информацию о товаре, в том числе и в части его стоимости.

В соответствии с п. 11 Правил № 2463, Продавец обязан обеспечить наличие в доступном для обозрения потребителей месте «Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи», утвержденные Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2463.

В соответствии с п. 3 Правил № 2463, Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара.

В соответствии с п.1 ст. 9 Закона № 2300-1, Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о место нахождении (адресе) своей организации. Продавец размещает данную информацию на вывеске.

Продавец — индивидуальный предприниматель - должен представить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

В соответствии с п.1 ст. 10Закона № 2300-1, Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии со ст. 43 Закона № 2300-1 за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за выявленное правонарушение возложена на ИП ФИО1, обладающую и осуществляющую организационно-распорядительные функции по месту своей деятельности.

За выявленное правонарушение ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности в соответствии со ст. 14.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — нарушение правил продажи отдельных видов товаров, с наложением административного взыскания в виде предупреждения (постановление № 260 от 26.08.2021).

В п.2 ст.8 Закона № 2300-1 определено, что предусмотренная информация должна быть доведена до сведения потребителя при заключении договоров о выполнении работ (оказания услуг).

Статьей 10 Закона № 2300-1закреплена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставить потребителю информацию о товарах (работах, услугах). Данная информация должна быть достоверной и необходимой, обеспечивающей потребителю возможность правильного выбора товара (работы, услуги). Качественной характеристикой предоставляемой потребителю информации является ее своевременность. Своевременность означает, что необходимая и достоверная информация о товаре (работе, услуге) должна быть предоставлена потребителю вовремя с тем, чтобы она могла повлиять на его решение о приобретении товара (работы, услуги).

Указанная информация должна доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).

Информация о исполнителе (продавце), товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации.

Ответственность за совершение выявленного правонарушения возложена на индивидуального предпринимателя ФИО1.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, указанных разъяснений и положений закона в их взаимосвязи, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу Территориального отдела в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании противоправными действий, возложении обязанности довести информацию до сведения потребителей, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу Территориального отдела в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании противоправными действий, возложении обязанности довести информацию до сведения потребителей, удовлетворить.

Признать действия ИП ФИО1 по непредоставлению необходимой, достоверной и обязательной информации на непродовольственных товарах, реализуемых в магазине <данные изъяты> по адресу <адрес> ТЦ «Фабрика», в отношении неопределенного круга потребителей - противоправными.

Обязать ИП ФИО1 прекратить противоправные действия, привести маркировку товаров легкой промышленности на этикетках, на ярлыках в соответствие требованиями ст.8, ст. 9, ст.10 Закона РФ №2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» и Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности», а именно: 1) довести до неопределенного круга потребителей полную, достоверную и обязательную информацию о продавце и о реализуемом товаре на этикетке (ярлыке); 2) обеспечить передачу достоверных сведений об обороте товаров в государственный информационный ресурс маркировки и прослеживаемость в России - наличие на товаре (его упаковке) контрольных (идентификационных) знаков (QR-кодов), в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу.

Обязать ИП ФИО1 довести в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей резолютивную часть решения суда.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25 мая 2022 года.

Председательствующий: подпись

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-1033/2022 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области