Дело № 2-1034/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 мая 2018 года г. Златоуст Челябинской области Златоустовский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Куминой Ю.С. при секретаре Васениной М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области к Муниципальному бюджетному учреждению «Капитальное строительство» о признании незаконным положений Устава, у с т а н о в и л: Прокурор г. Златоуста в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Капитальное строительство» (далее по тексту МБУ «Капитальное строительство») о признании незаконным пункта 25 Устава МБУ «Капитальное строительство», утвержденного распоряжением Главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ В обоснование заявленных требований указал, что пунктами 21,22,25 Устава МБУ «Капитальное строительство», утвержденного распоряжением Главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен перечень видов деятельности, осуществляемых учреждением. В соответствии с п.п.20,21.22 Устава, учреждение наделено управленческими функциями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, приобретению и ремонту объектов местного самоуправления. Согласно п.25 (подп.1-6) Устава МБУ «Капитальное строительство» вправе осуществлять приносящую доход деятельность, а именно деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставления технических консультаций в этих областях, деятельность заказчика-застройщика, генерального подрядчика, строительство жилых и нежилых зданий и др. Фактически учреждением осуществляется деятельность по реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, приобретение и ремонт объектов местного самоуправления. МБУ «Капитальное строительство» наделено функцией муниципального заказчика, в соответствии с данной функцией выполняет работу заказчика-застройщика по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу, ремонту объектов капитального строительства муниципальной собственности, обеспечивает ведение технического надзора и контроля за объектами строительства, заключение договоров для ведения строительства объектов «под ключ», осуществляет контроль за законным, экономным, эффективным и целесообразным использованием финансовых и материальных ресурсов. Таким образом, МБУ «Капитальное строительство» осуществляет функции органа местного самоуправления и является одним из субъектов, поименованных в ст.16 Закона о защите конкуренции. МБУ «Капитальное строительство» в нарушение требований ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» совмещает функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта. В адрес Главы Златоустовского городского округа прокурором города был внесен протест на п.25 Устава МБУ «Капитальное строительство». Согласно ответу первого заместителя Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ ведется работа по приведению указанного распоряжения в соответствии с требованиями законодательства. До настоящего времени положения п.25 Устава МБУ «Капитальное строительство» не изменены. Совмещение функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта нарушает интересы Российской Федерации в области единства экономического пространства, поддержки конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации (л.д.3-4). В соответствии со ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании принят отказ прокурора г.Златоуста от исковых требований в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области к МБУ «Капитальное строительство» о признании незаконным пункта 25 Устава МБУ «Капитальное строительство», утвержденного распоряжением Главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с добровольным удовлетворением ответчиком заявленных требований, производство по иску прокурора г. Златоуста в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области прекращено. В силу ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Рассмотрение дела по существу, в соответствии с ч. 2 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, после принятия отказа прокурора от иска, при наличии материального истца – УФАС по Челябинской области, продолжено. Представитель истца УФАС по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 58-59). В письменном мнении на исковое заявление, направленном в адрес суда (л.д.36), указал, что ранее УФАС по Челябинской области был рассмотрен вопрос о соответствии действующему законодательству постановления Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ. № о наделении МБУ «Капитальное строительство» функцией муниципального заказчика, в связи, с чем администрации ЗГО ДД.ММ.ГГГГ выдано предупреждение №, в том числе по принятию мер по отмене указанного постановления. Указанное предупреждение администрацией ЗГО исполнено, постановление № отменено. Распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Устав МБУ «Капитальное строительство», в который включены положения, аналогичные ранее установленным отмененным постановлением № а именно о наделении МБУ «Капитальное строительство» функциями и правами органа местного самоуправления Златоустовского городского округа (абз.2,3 п.20, подп.1,2, подп. «в» подп.3 п.21). В настоящее время УФАС по Челябинской области рассматривается вопрос о выдаче администрации ЗГО предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения ч.3 ст.15 Закона о защите конкуренции, ввиду наделения МБУ «Капитальное строительство» функциями и правами органа местного самоуправления Златоустовского городского округа путем утверждения отдельных положений Устава МБУ «Капитальное строительство», утв. распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№, в частности функцией муниципального заказчика. Представитель ответчика МБУ «Капитальное строительство», в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 56). Ранее в судебном заседании представитель МБУ «Капитальное строительство» ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.49), пояснила, что в целях исполнения протеста прокурора г. Златоуста были внесены изменения в Устав МБУ, п.25 приведен в соответствие с требованиями законодательства, в связи с чем вынесено распоряжение Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Устав МБУ. Документы о регистрации изменений в Устав в новой редакции были поданы в налоговый орган, что подтверждается распиской от ДД.ММ.ГГГГ. Документы о регистрации Устава в новой редакции подлежат выдаче ДД.ММ.ГГГГ. Представитель третьего лица Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 57). Ранее в судебном заседании представитель Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50), пояснила, что на основании распоряжения администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора г. Златоуста об исключении п.25 Устава МБУ «КС» были ими исполнены. Руководствуясь положениями ст.ст. 2, 61, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях правильного и своевременного рассмотрения и разрешения настоящего дела, учитывая право сторон на судопроизводство в разумные сроки, суд полагает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Как установлено в ходе судебного разбирательства, и следует из материалов дела, МБУ «Капитальное строительство» создано муниципальным образованием Златоустовский городской округ Челябинской области путем изменения типа Муниципального учреждения «Капитальное строительство» на основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании Муниципального бюджетного учреждения «Капитальное строительство» путем изменения типа», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Уставом Златоустовского городского округа Челябинской области (л.д.6-22 копия Устава). На основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Устав МБУ «Капитальное строительство», согласно которому Учреждение является некоммерческой организацией (п.2), учредителем Учреждения и собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является муниципальное образование Златоустовский городской округ Челябинской области) (п.6). В соответствии с Уставом МБУ «Капитальное строительство», Учреждение осуществляет деятельность в целях решения вопросов местного значения Муниципального образования в области градостроительной деятельности, приобретение и ремонт объектов местного значения; обеспечения выработки единой политики органов местного самоуправления Златоустовского городского округа в области градостроительной деятельности; удовлетворения нужд физических и юридических лиц в области градостроительной деятельности путем оказания муниципальных услуг (п.20 Устава). Согласно п.19 Устава МБУ «Капитальное строительство», предметом деятельности Учреждения является обеспечение выполнения работ и оказания услуг, непосредственно направленных на достижение уставных целей Учреждения. Пунктом 21 Устава МБУ «Капитальное строительство» установлено, что для достижения определенных в Уставе МБУ «Капитальное строительство» целей Учреждение осуществляет, в том числе следующие виды основной деятельности: -осуществляет организацию выполнения работ в области градостроительной деятельности, приобретения и ремонта объектов местного значения от лица Учредителя (подпункт 1 пункта 21); -исполняет функции единого заказчика (подпункт 2 пункта 21); -в целях удовлетворения нужд физических и юридических лиц в области градостроительной деятельности, Учреждение оказывает муниципальные услуги (подпункт 3 пункта 21). Уставом МБУ «Капитальное строительство» предусмотрено, что Учреждение выполняет муниципальное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с видами деятельности, определенными Уставом (пункт 23). Кроме того, Учреждение вправе сверх установленного муниципального задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным настоящим Уставом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения и размер указанной платы устанавливается Учредителем (пункт 24). Пунктом 25 Устава МБУ «Капитальное строительство», установлено, что Учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании возмездных договоров, заключенных с юридическими и физическими лицами, вправе осуществлять виды деятельности, не относящиеся к его основной деятельности в соответствии с пунктом 22 Устава, в том числе: деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях (подп.1); строительство жилых и нежилых зданий (подп.2). Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений. Согласно части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов. Этот запрет направлен на предотвращение возможных злоупотреблений на товарном рынке, когда в одном лице совпадает непосредственный участник хозяйственных отношений и субъект, наделенный властными полномочиями в отношении иных участников. Исполнение полномочий органами местного самоуправления связано с решением вопросов местного значения. Согласно части 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. В силу положений пункта 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует названным целям, при условии, что такая. деятельность указана в ее учредительных документах Таким образом, МБУ «Капитальное строительство» в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» является хозяйствующим субъектом, поскольку может осуществлять деятельность, приносящую доход. В то же время в силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора. То есть МБУ «Капитальное строительство» допущено нарушение положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и оно не вправе было совмещать функции органа местного самоуправления и хозяйствующего субъекта. Наделение бюджетного учреждения функциями органа местного самоуправления, а также совмещение указанных функций с функциями хозяйствующего субъекта запрещено частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Златоустовского городского округа прокурором города был внесен протест на пункт 25 Устава МБУ «Капитальное строительство» (л.д.23-25). Согласно ответу первого заместителя Главы Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. № (л.д.26), ведется работа по приведению п.25 Устава МБУ «Капитальное строительство», утв. распоряжением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об утверждении изменений в Устав МБУ «Капитальное строительство», в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии со статьей 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения. На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Челябинским УФАС России Администрации ЗГО выдано предупреждение № исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Администрации ЗГО необходимо совершить действия, направленные на устранение причин и условий, способствовавших возникновению нарушения антимонопольного законодательства, и принять меры по устранению последствий такого нарушения, а именно: 1) в срок до ДД.ММ.ГГГГ письменно информировать МБУ «КС» о недопустимости осуществления деятельности, несоответствующей целям создания Учреждения; Комитета о недопустимости предоставления МБУ «КС» в пользование имущества, несоответствующего целям создания Учреждения. 2) в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести Устав МБУ «КС» в соответствие с требованиями действующего законодательства, в том числе исключить подпункты 1,2,4 пункта 13 Устава Учреждения; 3) в срок до ДД.ММ.ГГГГ отменить Постановление Администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ. №, предусматривающее наделение МБУ «КС» функцией муниципального заказчика; 4) с даты получения настоящего предупреждения не включать в муниципальные задания МБУ «КС», в том числе на ДД.ММ.ГГГГ и последующие годы работы, предусмотренные подпунктами 1,2,4 пункта 13 Устава Учреждения, а также иные работы, которые должны выполняться в рамках исполнения контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе, в том числе путем внесения изменений в муниципальное задание МБУ «КС» на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-48). Постановлением администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№, отменено постановление администрации ЗГО от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наделении Муниципального бюджетного учреждения «Капитальное строительство» функциями муниципального заказчика» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37). Наделение МБУ «Капитальное строительство» функциями органа местного самоуправления путем включения в Устав Учреждения деятельности в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях; строительство жилых и нежилых зданий (п.25), не соответствует статье 16 Закона об общих принципах ОМСУ, части 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и противоречит части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Данное положение Устава учреждения являлось незаконным. В ходе рассмотрения дела, Учреждением представлены документы, согласно которым на основании распоряжения Администрации Златоустовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Устав МБУ «Капитальное строительство» (в новой редакции), в котором пункт 25 об осуществлении деятельности, приносящей доход, исключен (л.д. 60-75), о чем ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении МБУ «Капитальное строительство» внесена запись государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица (л.д.76). Таким образом, несоответствие вышеуказанных положений устава МБУ «КС» (п.25) действующему законодательству в настоящее время устранено, права и интересы истца не нарушаются, иных требований в рамках рассмотрения настоящего спора, истцом заявлено не было. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области к Муниципальному бюджетному учреждению «Капитальное строительство» о признании незаконным положений п. 25 Устава, утвержденного распоряжением главы Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ, отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через Златоустовский городской суд. Председательствующий Ю.С. Кумина Решение в законную силу не вступило |