ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1034/2020УИД340018-01-2020-001667-51 от 24.11.2020 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-1034/2020 УИД 34RS0018-01-2020-001667-51

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Калач – на – Дону 24 ноября 2020 года

Калачевский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой С.А.

при секретаре Дик Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малаховой О.С. к ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району», Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении выплаты и обязании назначить и произвести выплату,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Малахова О.С. обратилась в суд с иском к ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району», Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании решения ГКУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району» об отказе в назначении выплаты на ребенка от 3-х до 7–ми лет - незаконным и обязании ГКУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району» назначить и произвести выплату на детей от 3-х до 7-ми лет в соответствии с указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в полном объеме, на содержание несовершеннолетнего Малахова М.А., 19 сентября 2014 года рождения.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что 22 мая 2020 года истец подала заявление через портал Госуслуг о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, на основании Указа Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Так как у неё двое сыновей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, то ей должны были выплачивать пособия от 3-х до 7-ми лет включительно на ФИО2, в соответствии с Указом Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199. Для назначения указанных выплат необходимо, чтобы размер среднедушевого дохода семьи не превышал величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения.

Семья истца является малоимущей и доходов, превышающих размер среднедушевого дохода семьи величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ за второй квартал 2019 года, предшествующего году обращения, не было.

С 1 ноября 2018 года по 31 октября 2019 года включительно, доходов превышающих прожиточный минимум на душу населения по Волгоградской области у семьи истца не было.

ДД.ММ.ГГГГ истцом Малаховой О.С. приобретён автомобиль марки MANTGS 18.440 стоимостью 2 000 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от 17 мая 2019 года. 31 октября 2019 года автомобиль марки MANTGS 18.440 был продан за 1 650 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от 31 октября 2019 года. Доходом за октябрь 2019 года продажа данного транспортного средства не является, так как денежные средства были получены истцом 1 ноября 2019 года, что подтверждается актом приёма-передачи транспортного средства от 1 ноября 2019 года, который является неотъемлемой частью договора купли-продажи транспортного средства от 31 октября 2019 года.

17 мая 2019 года истцом приобретён автомобиль марки БОНУМ 914210 стоимостью 1 500 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от 17 мая 2019 года. 31 октября 2019 года автомобиль марки БОНУМ 914210 продан за 1 000 000 рублей, что подтверждается договором купли-продажи транспортного средства от 31 октября 2019 года. Доходом за октябрь 2019 года продажа данного транспортного средства не является, так как денежные средства в размере 1 000 000 рублей истцом получены 1 ноября 2019 года, что подтверждается актом приёма-передачи транспортного средства от 1 ноября 2019 года, который является неотъемлемой частью договора купли-продажи транспортного средства от 31 октября 2019 года.

Также, фактом подтверждающим, что продажа указанных автомобилей не является доходом, по мнению истца, является нулевая декларация, поданная Малаховой О.С. в налоговый орган после продажи транспортных средств.

Денежные средства с продажи указанных транспортных средств ею были получены 1 ноября 2019 года, что подтверждается распиской о получении денежных средств 1 ноября 2019 года.

Истцом направлялся запрос в Межрайонную инспекция ФНС России №5 по Волгоградской области для получения сведений о том, что денежные средства с продажи транспортных средств, не являются доходом. В соответствии с ответом Межрайонной ИФНС России №5 по Волгоградской области от 7 августа 2020 года обязанность по предоставлению декларации за 2019 год по форме 3-НДФЛ от реализации транспортных средств ей исполнена в установленный законом срок. Доход в соответствии с декларацией составил 0 рублей 00 копеек.

Истец обращалась в ГКУ «Центр социальной защиты по Калачевскому району» с пояснениями о том, что дохода с продажи транспортных средств она не получила, так как транспортные средства были проданы за сумму в двое меньшую, чем составляла стоимость их приобретения. По результатам обращения Малахова О.С. получила необоснованный отказ.

Просит удовлетворить требования в полном объеме.

В судебном заседании истец Малахова О.С. поддержала заявленные требования.

Ответчики: представитель ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району», представитель Комитета социальной защиты населения Волгоградской области в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в своё отсутствие, предоставили возражения на иск, согласно которым в удовлетворении исковых требований просят отказать в полном объеме.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Малаховой О.С. не подлежащими удовлетворению.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» семьям, имеющим детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, установлена ежемесячная выплата, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Указа в Волгоградской области принят ряд нормативных правовых актов, в числе которых постановление Губернатора Волгоградской области от 7 апреля 2020 № 247 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет», устанавливающее выплату, и приказа комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 24 апреля 2020 №798 «Об утверждении порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее –Порядок).

Нормативными правовыми актами субъекта определены требования, в соответствии с которыми семьи, имеющие детей, признаются нуждающимися в поддержке в целях предоставления им ежемесячной выплаты - это семьи со среднедушевым доходом не выше величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в Волгоградской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением (при обращении в 2020 году - не выше 10048 рублей). Данное положение соответствует требованиям подпункта «а» пункта 3 Указа.

В соответствии с нормами Порядка (п.2.5), среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются доходы, полученные в денежной форме, в том числе доходы от продажи, аренды имущества. Положения Порядка соответствуют нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Пунктом 2.8 Порядка предусмотрена возможность подачи заявления на назначение выплаты в центр социальной защиты населения: лично по месту жительства (пребывания) заявителя; через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (пребывания) заявителя, посредством почтовой связи способом, позволяющим подтвердить факт и дату отправления.

Порядком исключено истребование от граждан документов, за исключением документов, подтверждающих факт рождения и регистрации детей за пределами Российской Федерации, что соответствует нормам Постановления № 384.

В целях обеспечения получения заявлений на ежемесячную выплату с единого портала, а также направления межведомственных запросов на получение сведений, необходимых для ее назначения, регионом было принято решение об использовании Типового облачного решения (далее - ТОР), представленного Министерством связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Сведения о доходах от продажи, аренды имущества запрашиваются с использованием ТОРа в ФНС России в соответствии с требованиями Постановления № 384.

В судебном заседании установлено, истец ФИО3 является матерью двух несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

22 мая 2020 года истец Малахова О.С. подала заявление через портал Госуслуг о предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, на основании Указа Президента РФ от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Исходя из даты подачи заявления, определен период учета доходов семьи - с ноября 2018 года по октябрь 2019 года.

Согласно полученным в рамках межведомственного информационного взаимодействия от ФНС России сведениям 3-НДФЛ за 2019 год, за заявителем числился доход от продажи, аренды имущества в сумме 2 650 000 рублей, который был включен специалистами ГКУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району» в состав среднедушевого дохода семьи (л.д.67).

На основании имеющихся данных специалистами Центра в установленный срок вынесено решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты от 15 июня 2020 № 03-7024 в связи с превышением среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения (пункт 2.14 Порядка).

По мнению суда, сотрудники Центра социальной защиты населения по Калачевскому району действовали в рамках законодательства, и решение об отказе носит законный характер.

Позже Малаховой О.С. в Центр были представлены договора купли-продажи транспортных средств от 31 октября 2019 на суммы 1 650 000 рублей и 1 000 000 рублей, с приложенными к ним актами приема-передачи транспортного средства от 1 ноября 2019 года, которые не могут быть расценены в качестве подтверждения факта получения дохода заявителем 1 ноября 2019 года.

Согласно статье 486 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства.

В обоих договорах от 31 октября 2019 года указано, что «Продавец передает автомобиль Покупателю, который принимает транспортное средств и уплачивает его полную стоимость» (л.д.14-18). Ссылок на то, что фактически передача транспортных средств и получение за них денег состоится 1 ноября 2019 года, в обоих договорах не имеется.

Из данных договоров четко усматривается, что стороны выполнили свои обязательства в полном объеме, а также соблюли условия передачи товара и его полную оплату именно 31 октября 2019 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.18 Налогового Кодекса Российской Федерации в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Иные документы (расписка в получении денежных средств, налоговая декларация) Малаховой О.С. в Центр представлены не были, новое заявление о назначении ежемесячной выплаты не подавалось, что видно из представленных письменных возражений ответчиков.

В соответствии с п.2.15 Порядка отказ в назначении ежемесячной денежной выплаты может быть обжалован заявителем в комитет социальной защиты населения Волгоградской области и (или) суд.

За обжалованием отказа в назначении выплаты в Комитет социальной защиты населения Волгоградской области Малахова О.С. не обращалась.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Суд, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований полагать, что обжалуемое решение нарушает права и законные интересы истца, не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Малаховой О.С. к ГУ «Центр социальной защиты населения по Калачевскому району», Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным отказа в назначении выплаты и обязании назначить и произвести выплату – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд, через Калачёвский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: