ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1035 от 21.03.2011 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Отметка об исполнении Дело № 2-1035/11

  Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 марта 2011 года

Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Цепиной И.М.

С участием адвоката Семеновой С.И.

При секретаре Ткаченко К.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству культуры Ростовской области о восстановлении трудовых прав,

У С Т А Н О В И Л :

17.07.2008 года на основании приказа № 63-л Министра культуры Ростовской области ФИО2 был принят на государственную гражданскую службу Ростовской области на должность специалиста 1 категории в отдел охраны культурного наследия Министерства культуры Ростовской области.

По приказу № 490 Министра культуры Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был присвоен классный чин «Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса».

По приказу Министра культуры Ростовской области № 99-л от ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 1 части 1 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности вследствие приостановления служебного контракта в связи с призывом на срочную военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.

22.12. 2010 года на основании приказа № МО РФ от  года ФИО2 уволен с военной службы в отдел Военного Комиссариата по Пролетарскому и м  - на – Дону. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 поставлен на воинский учет отделом ФИО1  по  и м .

22. 12. 2010 года ФИО2 обратился в Министерство культуры  с заявлением о восстановлении его в ранее замещаемой должности специалиста 1 категории отдела охраны культурного наследия, либо в должности не ниже ранее занимаемой.

В ответе на указанное заявление Министерство культуры РО уведомило ФИО2 о том, что в настоящее время в Министерстве культуры Ростовской области отсутствуют вакантные должности, соответствующие его стажу (опыту) работы по специальности, и указало, что в соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» в течение трех месяцев со дня окончания прохождения срочной военной службы, при наличии соответствующей вакантной должности, он (заявитель) может быть назначен на должность гражданской службы.  В случае отсутствия в указанный период соответствующей вакантной должности служебный контракт будет подлежать прекращению, а гражданский служащий увольнению с гражданской службы, запись о чем вносится в трудовую книжку.

Не согласившись с результатом рассмотрения заявления о восстановлении в ранее занимаемой должности, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству культуры Ростовской области о восстановлении трудовых прав, указав, что в соответствии с ч.2 ст.39 ФЗ «О государственной гражданской службе» право выбора предоставляется военнослужащему, уволенному в запас, и законом предусмотрен трехмесячный срок, в течение которого уволенный в запас военнослужащий может воспользоваться своим правом на восстановление в должности, которую он занимал до призыва на срочную военную службу, но не ниже ранее занимаемой. Как оказалось в период прохождения им срочной военной службы должность, которую он занимал до призыва в Вооруженные силы РФ была сокращена. Однако об этом представитель нанимателя его в известность не поставил, и не предупредил о предстоящем сокращении замещаемой им должности. Отказ в восстановлении его в прежней должности ограничивает его (истца) право на труд, так как он не может уволиться вследствие приостановления служебного контракта в связи с призывом на военную службу. А увольнение возможно только после восстановления его нарушенного права на трудоустройство в соответствии с частью 5 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», а именно восстановлении в прежней должности. При этом запись в трудовой книжке о приостановлении действия служебного контракта и отсутствии записи об увольнении также не дает ему права на трудоустройство в другой организации.

Вследствие этого истец считает, что действиями должностных лиц Министерства культуры Ростовской области нарушено его право на труд, ему созданы препятствия для реализации конституционного права на труд в течение трех месяцев с момента окончания срочной военной службы, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ. До указанного времени он (истец) не имеет возможности трудоустроиться, обеспечивать свою семью всем необходимым.

Исходя из этого, считая свои права нарушенными, истец просил суд признать бездействие Министерства культуры Ростовской области в части несоблюдения требований части 5 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», части 4 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при рассмотрении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о восстановлении на работе, незаконным, обязать Министерство культуры Ростовской области в порядке, предусмотренном статьями 81,180 Трудового Кодекса РФ, предупредить его о сокращении должности специалиста 1 категории отдела культурного наследия Министерства культуры Ростовской области, и произвести его увольнение в соответствии с требованиями законодательства с выплатой компенсации за 5 месяцев (2 месяца срок предупреждения о сокращении должности, 3 месяца – срок после увольнения ( л.д.67).

В судебном заседании истец ФИО2, его представитель адвокат Семенова С.И., действующая по ордеру юридической консультации, и представитель ФИО3, допущенные к участию в деле по заявлению истца, исковые требования поддержали, просили суд об их удовлетворении.

Ответчик представитель Министерства культуры по Ростовской области ФИО4, действующая по доверенности, иск не признала, полагала требования заявителя не основанными на законе, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 на основании личного заявления от ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ для прохождения срочной военной службы по приказу №-л от ДД.ММ.ГГГГ Министра культуры  «О приостановлении служебного контракта» по обстоятельствам, независящим от воли сторон, в связи с призывом на срочную военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации был освобожден от занимаемой должности гражданского служащего вследствие приостановления служебного контракта на основании пункта 1 части 1 статьи 39 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв.

В соответствии с п. 4.указанной нормы Закона, если в течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи, гражданский служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

По смыслу указанной нормы Закона, назначение гражданского служащего после прохождения срочной военной службы на ранее занимаемую должность государственной гражданской службы является правом, но не обязанностью представителя нанимателя. В этой норме Закона законодателем не указано, что представитель нанимателя обязан назначить гражданского служащего на должность гражданской службы, в том числе ранее занимаемую. При этом Законом также не предусмотрено для гражданского служащего, освобожденного от замещаемой должности гражданской службы по данному основанию, каких-либо специальных гарантий, связанных с сохранением денежного содержания, а также должности на период прохождения военной службы, и компенсаций в случае сокращения численности или штата работников организации

Такие гарантии установлены трудовым законодательством и в отсутствие специального правила в силу ст. 73 данного Закона подлежат применению и к отношениям гражданской службы.

Так, согласно ст. 178 ТК РФ предусмотрена выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка при увольнении в связи с:

призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

восстановлением на работе работника (гражданского служащего), ранее выполнявшего эту работу (замещавшего должность гражданской службы).

В течение трех месяцев после прекращения обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 части 1 настоящей статьи (окончание срока военной или альтернативной гражданской службы, нахождения на выборной должности, устранение чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению служебных отношений), гражданский служащий может быть назначен на ту же или иную должность гражданской службы. Однако, если в течение указанного срока такое назначение не состоялось, служебный контракт в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи подлежит прекращению, а гражданский служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра государственных гражданских служащих. Поскольку Закон не предусматривает правила, обязывающего работодателя предоставить гражданскому служащему, с которым служебный контракт приостановлен, после прекращения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления контракта, ту же или иную должность, в каждом конкретном случае этот вопрос решается представителем нанимателя исходя из сложившихся обстоятельств, наличия вакантных должностей гражданской службы и других обстоятельств.

Следует отметить, что приостановление служебного контракта в отличие от его прекращения не влечет за собой увольнения с гражданской службы. Гражданский служащий, контракт с которым приостановлен, освобождается от замещаемой должности, но остается в реестре гражданских служащих и включается в кадровый резерв. Иных правовых последствий по смыслу части 1 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не установлено.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации в случае призыва работника на военную службу трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Данной нормой закона сохранение места работы не предусмотрено.

Таким образом, обязанность представителя нанимателя (работодателя) принимать на работу работника после окончания прохождения военной службы не установлена ни Трудовым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», равно как и не установлена обязанность сохранения должности гражданской службы, за гражданином, призванным на военную службу. На вакантную должность гражданского служащего, призванного на срочную военную службу может быть принят другой работник причем на постоянной основе, так как заключение со вновь принятым работником срочного служебного контракта допускается только в случаях предусмотренных законом (часть 4 статьи 25 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Случай призыва государственного гражданского служащего на срочную военную службу к таким случаям не относится.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать Трудовому кодексу Российской Федерации. В случае противоречия между Трудовым кодексом и иным федеральным законом, содержащим норму трудового права, применяется Трудовой кодекс. Часть 5 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащего» действует с 1998 года, еще до принятия Трудового кодекса Российской Федерации, поэтому судом должна быть применена с учетом норм Трудового кодекса).

Как следует из материалов дела, сокращение должности специалиста 1 категории отдела охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Ростовской области производилось в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области № 183 от 15.09.2010 года.

Аргументы истца о том, что во время прохождения им военной службы ответчик - Министерство культуры Ростовской области обязано было уведомить его о сокращении должности, которую он ранее занимал, являются несостоятельными, поскольку на момент принятия компетентными органами решения о сокращении указанная должность была вакантна. Служебный контракт заключенный с истцом был приостановлен по обстоятельствам не зависящим от воли сторон, а приостановление течения сроков означает прекращение совершения каких-либо действий сторонами договора (в данном спорном случае - служебного контракта) на весь период его приостановления.

Таким образом, во время сокращения вакантной должности, а именно ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с истцом был приостановлен, представитель нанимателя - Министерство культуры Ростовской области после издания приказа о приостановлении служебного контракта не принимал на себя каких-либо обязательств по сохранению за истцом занимаемой им должности гражданской службы, а следовательно не обязан был соблюдать процедуру высвобождения государственного гражданского служащего, установленную законом, при проведении организационно-штатных мероприятий, в том числе предупреждать истца о предстоящем сокращении и выплачивать предусмотренные законом денежные компенсации.

Ссылка истца на часть 5 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» также не может служить основанием для удовлетворения настоящего иска, поскольку в указанной норме закона законодателем предусмотрено сохранение права военнослужащего в течение трех месяцев после увольнения с военной службы на предоставление должности не ниже ранее занимаемой до призыва на военную службу. Однако в указанной норме закона не предусмотрена обязанность работодателя предоставить военнослужащему после увольнения с военной службы должность ранее занимаемую им, либо не ниже таковой.

Аргументы заявителя, о том, что запись в трудовой книжке о приостановлении действия служебного контракта и отсутствия записи об увольнении препятствует ему трудоустроиться в другой организации не могут быть приняты во внимание суда, поскольку судом установлено, что истец не обращался к ответчику с заявлением об увольнении с государственной гражданской службы из Министерства культуры РО. Поэтому не имеется законных оснований для внесения в трудовую книжку истца записи об увольнении с государственной гражданской службы до истечения трехмесячного срока, установленного пунктом п. 1 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в течение которого за истцом сохраняется право на назначения на вакантную должность государственной гражданской службы не ниже ранее занимаемой в случае наличия у представителя нанимателя такой возможности.

Исходя из вышеизложенного, суд находит заявленные исковые требования ФИО2 необоснованными и подлежащими отклонению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

ФИО2 в иске к Министерству культуры Ростовской области о признании незаконным бездействия Министерства культуры Ростовской области в части несоблюдения требований части 5 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих», части 4 статьи 39 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» при рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ года о восстановлении на работе, обязании Министерства культуры Ростовской области предупредить ФИО2 в порядке предусмотренном статьями 81, 180 Трудового Кодекса РФ о сокращении должности специалиста 1 категории отдела культурного наследия Министерства культуры Ростовской области и произвести увольнение в соответствии с требованиями законодательства с выплатой компенсации за 5 месяцев, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону. Решение в окончательной форме изготовлено 27.03.2011 года.

Судья: