ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1035/14Г от 05.11.2014 Режевской городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-1035/2014г.

Мотивированное решение составлено

10 ноября 2014 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 ноября 2014 года Режевской городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Филатовой М.В., при секретаре Барановой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Режевской Думы от 22 октября 2014 года № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Режевской Думы от 22 октября 2014 года № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа», указывая в обоснование своих требований следующие обстоятельства. Он является Депутатом Режевской Думы - представительного органа местного самоуправления. Порядок организации деятельности Режевской Думы определяется регламентом, принимаемым Режевской Думой (мт. 24 Устава Режевского городского округа). Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Свердловской области, Уставом РГО, принимает решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Решения Думы принимаются на ее заседаниях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием. Заседание Думы осуществляется в рамках регламента, утвержденного Решением Режевской Думы от 18.04.2012 № 10 (далее по тексту - Регламент). В соответствии с ч. 2 ст. 4 Регламента внеочередные заседания созываются Главой Режевского городского округа в семидневный срок после письменного заявления о проведении внеочередного заседания Думы с обязательным указанием предполагаемой повестки дня. Часть 6 ст. 4 Регламента предписывает знакомить депутатов не позднее чем за 7 календарных дней до заседания, в исключительных случаях - не позднее чем за 2 календарных дня до заседания Думы с временем, местом проведения заседания Думы, вопросами, выносимыми на рассмотрение Думы, проектами решений предстоящего заседания Думы. В нарушение этих требований 22.10.2014 года прошло внеочередное заседание Режевской Думы, итогом которого стало принятие решения Режевской Думы от 22 октября 2014 года № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа». О внеочередном заседании думы заявитель как депутат Режевской Думы извещен не был, что нарушает не только его право депутата на голосование, но и незаконность принятого решения по причине противоречия его действующему законодательству как федерального, так и муниципального уровня. ПО этим основаниям заявитель ФИО1 просит решение Режевской Думы от 22 октября 2014 года № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа» признать незаконным и отменить его.

В судебном заседании заявитель ФИО1 свои требования поддержал, пояснил, что как депутат Режевской Думы в соответствии с Регламентом Думы он должен быть извещен о внеочередном заседании Думы в любом случае не позднее, чем за два календарных дня до заседания, а также должен быть ознакомлен с вопросами, выносимыми на рассмотрение Думы, проектами решений предстоящего заседания Думы. О времени, месте внеочередного заседания Думы 22.10.2014 года он извещен не был, не был ознакомлен с вопросом, выносимым на рассмотрение Думы, проектом решения, которое по результатам заседания было принято. Нарушение Регламента Режевской Думы специалистом Думы повлекло нарушение его права депутата на голосование по данному вопросу. Он как депутат не только имел право на участие в заседании, но и желал бы на нем присутствовать и присутствовал бы при надлежащем извещении, полагает, что его участие в голосовании могло повлиять на принятие оспариваемого решения. Нарушение Регламента Режевской Думы повлекло не только нарушение его депутатских прав, но и соответственно, незаконность принятого решения. Обращает внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 Регламента Думы внеочередные заседания созываются Главой Режевского городского округа в семидневный срок после письменного заявления о проведении внеочередного заседания Думы с обязательным указанием предполагаемой повестки дня. Однако такое заявление Главой РГО не издавалось, а его распоряжение о назначении внеочередного заседания Думы не только не соответствует Регламенту Думы, но и издано 20.10.2014 года, то есть с заведомым нарушением срока извещения. По этим основаниям просит его заявление удовлетворить в части признания оспариваемого решения незаконным, требование об отмене решения снимает как излишне заявленное.

Представитель заинтересованного лица - Режевской Думы ФИО2, действующая на основании доверенности, требования ФИО1 не признала, пояснила, что оспариваемое им решение принято компетентным органом, в пределах своих полномочий, с соблюдением порядка его принятия, оно полностью соответствует требованиям закона. Фактически заявитель оспаривает не решение Режевской Думы, а процедуру его оповещения, которая с порядком принятия решения никаким образом не связана. Порядок принятия решения, регламентированный ст. 22 Регламента Режевской Думы, соблюден. Кроме того, требование об ознакомлении депутатов с временем, местом, вопросами, выносимыми на заседание Думы, проектами решений, не позднее чем за 7 календарных дней до заседания, в исключительных случаях - не позднее чем за 2 календарных дня до заседания Думы на внеочередные заседания не распространяется. Специалист аппарата Режевской Думы ФИО3 пыталась известить ФИО1 о внеочередном заседании Думы 22.10.2014 года по телефону, что не противоречит Регламенту, однако дозвониться не смогла. На заседании Думы присутствовало 11 депутатов, то есть более 50%, решение ими было принято единогласно. Данное решение размещено на сайте Режевского городского округа. Доказательств нарушения прав и интересов заявителя оспариваемым им решением не представлено. По этим основаниям просит в удовлетворении заявления отказать.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Режевского городского округа Бердникова Г.А. направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и о поддержании требований ФИО1

Свидетель ДД.ММ.ГГГГ. пояснил суду, что <данные изъяты> Думы 22.10.2014 года он извещен не был, не был также ознакомлен с вопросами и проектами решений, которые на этом заседании подлежали рассмотрению. Накануне заседания он был занят, не отвечал на телефонные звонки, лишь впоследствии обнаружил, что ему звонили из Режевской Думы 21.10.2014 года. О принятом 22.10.2014 года на заседании Думы решении узнал со слов других депутатов. Разрешенный на этом заседании Думы вопрос особой важности не представлял, однако подобная практика созыва внеочередных заседаний Думы, несоблюдение порядка ознакомления депутатов с местом, временем заседания, вопросами и проектами решений, которые подлежат рассмотрению, не соответствует Регламенту Думы, нарушает права депутатов.

Свидетель ДД.ММ.ГГГГ пояснила суду, что является <данные изъяты>. 20.10.2014 года ей поступило распоряжение Главы РГО о созыве внеочередного заседания Режевской Думы, которое было назначено на 10:00 часов 22.10.2014 года. В течение рабочего дня 21.10.2014 года она обзванивала всех депутатов Думы с целью извещения об этом заседании. Не может сказать точно, до кого она дозвонилась, а до кого - нет, но ФИО1 о заседании Думы ей извещен не был, так как на телефонные звонки не отвечал. Вместе с тем, 22.10.2014 года на заседании Думы присутствовали 11 депутатов, то есть кворум был обеспечен.

Выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, свидетельские показания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из содержания заявления ФИО1, его пояснений в судебном заседании и предъявляемых им требований следует, что заявителем оспаривается решение Режевской Думы от 22 октября 2014 года № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа» по мотивам его незаконности и нарушения данным решением прав и интересов заявителя.

При таких обстоятельствах заявление ФИО1 подлежит рассмотрению по правилам, установленным Главой 25 ГПК Российской Федерации «Производство по делам б оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего».

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений органов местного самоуправления, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К таким решениям относятся акты органов местного самоуправления, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан.

В силу ст. 12 ГК Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 246 ГПК Российской Федерации, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 23, главами 24 - 26.2 настоящего Кодекса и другими федеральными законами.

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Кроме того, в силу положений ст. 249 ГПК Российской Федерации обязанности по доказыванию законности оспариваемого решения органа местного самоуправления возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.

На основании ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из вышеизложенного, следует, что на представителе органа местного самоуправления - Режевской Думы, лежит обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения.

При этом, как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В судебном заседании установлено, что на внеочередном заседании Режевской Думы 22.10.2014 года было принято решение № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа». Данные изменения касаются срока проведения первого этапа конкурса - конкурса документов, он изменен с 12.11.2014 года на 05.12.2014 года, срока опубликования решения в газете «Режевская весть» - соответственно с 25.10.2014 года на 15.11.2014 года, в приложении к решению в разделе «Порядок проведения конкурса» также изменен срока проведения первого этапа конкурса - конкурса документов, он изменен с 12.11.2014 года на 05.12.2014 года (л.д.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 22 Устава Режевского городского округа Режевская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Режевского городского округа. Режевская Дума состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 24 Устава РГО, порядок организации деятельности Режевской Думы определяется регламентом, принимаемым Режевской Думой, который устанавливает периодичность, порядок созыва и проведения заседаний Режевской Думы и иных организационных форм ее деятельности, планирования работы, подготовки правовых актов, организации работы аппарата Режевской Думы и иные вопросы ее деятельности.

Основной формой деятельности Режевской Думы являются заседания. Заседание Режевской Думы не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания Режевской Думы проводятся не реже одного раза в три месяца.

Частью 1 и 2 ст. 27 Устава РГО установлено, что Режевская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Свердловской области, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы Режевского городского округа в отставку, а также решения по вопросам организации своей деятельности и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Свердловской области, настоящим Уставом.

(в ред. Решений Режевской Думы от 18.11.2009 N 72, от 17.03.2010 N 16)

Решения Режевской Думы принимаются на ее заседаниях открытым, в том числе поименным, или тайным голосованием.

В соответствии с ч. 3 ст. 27 Устава РГО решение Режевской Думы о принятии и внесении изменений и дополнений в Устав Режевского городского округа, решение об удалении Главы Режевского городского округа в отставку, решение о назначении на должность Главы Администрации Режевского городского округа, решение о досрочном прекращении полномочий Главы Администрации Режевского городского округа, а также решение о принятии и внесении изменений и дополнений в Регламент Режевской Думы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от установленного состава Режевской Думы.

Решения по другим вопросам принимаются большинством голосов от установленного состава Режевской Думы, если иное не установлено Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Решением Режевской Думы от 18.04.2012 года № 10 утвержден Регламент Режевской Думы (далее по тексту - Регламент), в соответствии с ч. 1 которого Режевская Дума является представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения Режевского городского округа.

Дума состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

Как предусмотрено ч. 2 и ч. 3 ст. 4 Регламента заседания Думы созываются Главой Режевского городского округа. Внеочередные заседания Думы могут проводиться по требованию Главы Режевского городского округа, по письменному предложению Главы Администрации Режевского городского округа, одной из постоянных депутатских комиссий или депутатов в количестве не менее одной трети от установленного состава Думы. Внеочередные заседания созываются Главой Режевского городского округа в семидневный срок после письменного заявления о проведении внеочередного заседания Думы с обязательным указанием предполагаемой повестки дня.

Заседания Думы правомочны, если на них присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов Думы. Кворум определяется на начало заседания.

Внеочередное заседание Режевской Думы 22.10.2014 года проведено в соответствии с распоряжением Главы РГО от 20.10.2014 года, которое в соответствии со ст. 37.1 Устава РГО и является его требованием, указанным в ч. 2 ст. 4 Регламента. Полномочие Главы РГО требовать внеочередного заседания Думы закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 36 Устава РГО и в п. 4 ч. 7 Регламента и

Из протокола заседания Режевской Думы № 14 от 22.10.2014 года следует, что на нем присутствовало 11 депутатов, то есть более 50 процентов от числа избранных депутатов, кворум определен на начало заседания.

Решение № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа» принято единогласно, тем самым требования ст. 27 Устава РГО, ч. 3 ст. 4 Регламента Режевской Думы не нарушены.

Данное решение принято Режевской Думой в пределах своей компетенции, установленной ст. 25 Устава РГО (п. 36), соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ч. 5 ст. 37 в ред. от 21.07.2014).

Как предусмотрено ч. 6 ст. 4 Регламента Режевской Думы, специалист аппарата Режевской Думы знакомит депутатов не позднее чем за 7 календарных дней до заседания, в исключительных случаях - не позднее чем за 2 календарных дня до заседания Думы с временем, местом проведения заседания Думы, вопросами, выносимыми на рассмотрение Думы, проектами решений предстоящего заседания Думы.

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, следует, что заявитель ФИО1, являясь депутатом Режевской Думы, не был извещен о внеочередном заседании Думы 22.10.2014 года, по этой причине на данном заседании не присутствовал и в голосовании по принятию оспариваемого им решения не участвовал.

Вместе с тем, не участие ФИО1 в голосовании по данному вопросу на принятие оспариваемого им решения не повлияло, а участие повлиять не могло, поскольку оно принято абсолютным большинством голосов 11-ти присутствовавших депутатов при общем числе депутатов Думы - 20. Таким образом, оспариваемым решением права либо свободы заявителя не нарушены.

Доводы заявителя о несоблюдении специалистом Режевской Думы требований Регламента в части сроков ознакомления депутатов с временем, местом проведения заседания Думы, вопросами, выносимыми на рассмотрение Думы, проектами решений предстоящего заседания Думы, не влияют на законность принятого решения.

При таких обстоятельствах суд считает установленным, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления - Режевской Думы, данным решением права и свободы заявителя нарушены не были, что в соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления об оспаривании этого решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решения Режевской Думы от 22 октября 2014 года № 77 «О внесении изменений в решение Режевской Думы от 15.10.2014 года № 68 «Об объявлении конкурса на замещение должности Главы Администрации Режевского городского округа» отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Судья: Филатова М.В.