ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1035/2016 от 23.08.2016 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-1035/2016 23 августа 2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,

при секретаре Гуменюк Т.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования «Город Коряжма» к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Город Коряжма» обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании полученных по договору от 12.12.2012 № 653 в форме предоставленной субсидии начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса денежных средств в размере 150 000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что 12.12.2012 между администрацией МО «Город Коряжма» и ФИО1 заключен договор № 653 на предоставление субсидий начинающим предпринимателям, во исполнение которого истцом ответчику перечислены денежные средства в размере 150 000 рублей. В связи с неисполнением ФИО1 условий вышеуказанного договора администрация МО «Город Коряжма» просит взыскать с ответчика данные денежные средства.

Ответчик администрация МО «Город Коряжма» о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайство об отложении судебного заседания не представил, просил суд рассмотреть дело в отсутствие своего предстваителя.

Ответчик ФИО1, согласно адресной справке УФМС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 27.07.2016, зарегистрирован по адресу: <адрес> Согласно копии поквартирной карточки по указанному адресу помимо ФИО1 и иных лиц проживает мать ответчика ФИО2

Согласно п. 2 ст. 116 ГПК РФ в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату.

Судебная повестка о вызове ФИО1 в судебное заседание, а также копия искового заявления вручены курьером Коряжемского городского суда ФИО2 с согласия последней для последующего вручения адресату – ответчику ФИО1 Таким образом, ответчик ФИО1 надлежащим образом уведомлен о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания суду не предоставил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть исковое заявление при данной явке, по имеющимся в деле материалам.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации МО «Город Коряжма» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно ст. 78 БК РФ (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, т.е. без установления обязательства по договору. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении данных субсидий. Пункт 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период времени с 09.08.2012 по 28.04.2014.

Постановлением администрации МО «Город Коряжма» от 30.09.2010 № 1654 утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Коряжма» на 2011-2013 годы», основными целями и задачами которой являлись создание условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Коряжма», финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.2. Перечня мероприятий указанной программы, являющегося приложением к вышеуказанному постановлению № 1654, предусмотрено финансирование предоставления субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса за счет средств бюджетов всех уровней.

Подпунктом 5 пункта 15 решения городской Думы МО «Город Коряжма» от 15.12.2011 № 316 «О бюджете муниципального образования «Город Коряжма» на 2012 год» предусмотрено предоставление в 2012 году из бюджета в порядке, установленном администрацией города, субсидий индивидуальным предпринимателям на реализацию мероприятий в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Город Коряжма» на 2011-2013 годы».

В соответствии с распоряжением главы администрации МО «Город Коряжма» от 03.09.2012 № 393р «О проведении конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса» принято решение о проведении в срок до 01.12.2012 конкурса на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса. По результатам проведенного 12.11.2012 конкурса одним из его победителей признан ФИО1 (протокол № 4 от 12.11.2012 заседания координационного совета по модернизации, стратегическому развитию, инвестиционной политике и развитию конкуренции на территории МО «Город Коряжма»), которым ранее был предоставлен весь необходимый для участия в конкурсе пакет документов. ФИО1 победил с бизнес-проектом «Организация производства деревянных срубов», сумма субсидии составила 150 000 рублей.

12.12.2012 между администрацией МО «Город Коряжма» и ИП ФИО1 заключен договор № 653 на предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса, согласно которому ИП ФИО1 на создание и развитие своего бизнеса, по ранее утвержденному бизнес-проекту, предоставлена субсидия в размере 150 000 рублей. Указанная субсидия перечислена на лицевой счет ФИО1 № 40204810000000000300 администрацией МО «Город Коряжма» 14.12.2012 в размере 150 000 рублей.

В соответствии с п. 3.2.1.-3.2.4. вышеуказанного договора получатель субсидии обязан использовать полученные бюджетные средства в течение 12 месяцев по целевому назначению в рамках бизнес-плана и в соответствии с утвержденной сметой расходов; предоставить в администрацию МО «Город Коряжма» по истечении 30 дней со дня получения субсидии платежные документы, подтверждающие вложение в предпринимательскую деятельность собственных средств в соответствии с бизнес-планом; обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, в течение 3 лет с момента получения субсидии; возвратить субсидию в случае невыполнения бизнес-плана в течение 3 лет с момента получения субсидии. Согласно п. 4.1. договора № 653 от 12.12.2012 получатель субсидии в течение 12 месяцев с момента ее получения ежеквартально, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, обязан предоставлять администрации МО «Город Коряжма» отчет о реализации бизнес-плана, пояснительную записку о выполнении предусмотренных бизнес-планом мероприятий. Окончательный расчет предоставляется не позднее 10 дней по истечении 12 месяцев со дня получения субсидии. Согласно п. 5.3. данного договора получатель субсидии несет ответственность за нецелевое и неэффективное использование выделенных средств. В соответствии с п. 5.4. договора от 12.12.2012 в случае нецелевого и неэффективного использования субсидии, в том числе непредставление или несвоевременно предоставление ежеквартального отчета о реализации бизнес-плана, или нарушения им других условий выделения и использования субсидии Администрация МО «город Коряжма» имеет право потребовать возврата субсидии полностью или частично.

Как следует из материалов дела вышеуказанные требования договора № 653 от 12.12.2012 ФИО1 своевременно и в полном объеме не исполнены, отчеты о реализации ФИО1 бизнес-плана предоставлялись несвоевременно и не в полном объеме, 28.04.2014 ФИО1 прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, полученные в качестве субсидии бюджетные средства в размере 150 000 рублей администрации МО «Город Коряжма» не вернул, бизнес-план «Организация производства деревянных срубов» в течение 3 лет с момента получения субсидии не реализовал, указанное в бизнес-плане производство не создал, его функционирование не обеспечил.

При этом ответчиком 28.04.2014 прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем выполнение обязательств, предусмотренных договором и бизнес-планом, с указанного момента стало невозможным.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованным утверждение истца о том, что фактически цели, обозначенные договором № 653 от 12.12.2012, не достигнуты, ответчик обязан возвратить субсидию в сумме 150 000 рублей.

16.10.2015 администрация МО «Город Коряжма» направила в адрес ФИО1, указанный в договоре, письменное уведомление о необходимости возвратить полученную сумму субсидии в бюджет города в течение 15 дней со дня получения уведомления. Данная корреспонденция возвратилась в связи с истечением срока хранения. Вместе с тем, в силу п. 6.3 договора от 12.12.2012 стороны обязались в случае изменения реквизитов уведомить друг друга в письменном виде в течение 5 дней. Доказательств такого уведомления об изменении реквизитов ответчиком не представлено. Таким образом, суд считает, что данное уведомление о необходимости возвратить сумму субсидии получено ответчиком.

Требование администрации города не выполнено ФИО1 до настоящего времени, полученные в качестве субсидии бюджетные средства не возвращены.

Доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, опровергающих указанные обстоятельства, ответчик ФИО1 не представил. Доказательств того, что надлежащее исполнение мероприятий, предусмотренных бизнес-планом «Организация производства деревянных срубов», оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств; вследствие независящих от воли сторон обстоятельств ответчиком также не представлено.

Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что поскольку ответчиком ФИО1 не выполнен установленный договором от 12.12.2012 № 653 и бизнес-планом весь комплекс мероприятий, который гарантирует сохранение права на субсидию в определенный договором срок, то предоставленная субсидия в размере 150 000 рублей подлежит взысканию с ответчика в пользу администрации МО «Город Коряжма».

В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.20 НК РФ с ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации МО «Город Коряжма» к ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального образования «Город Коряжма» в лице администрации МО «Город Коряжма» предоставленную по договору № 653 от 12.12.2012 «На предоставление субсидий начинающим предпринимателям на создание собственного бизнеса» субсидию в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4 200 (четыре тысячи двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Коряжемский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий - А.П. Спиридонов