РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгодонской районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи – Кантовой Т.В.,
при секретаре судебного заседания – Тамазян Р.Э.,
с участием:
представителя ответчика – ФИО1, действующего на основании доверенности от 15.03.2017 года,
с извещением лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности,
установил:
Сальский транспортный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ о возложении на ОАО «РЖД» обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. В обоснование заявленных требований истец указал, что Сальской транспортной прокуратурой проведена проверка в части соблюдения законодательства о противодействии терроризму и о транспортной безопасности на поднадзорных объектах транспортной инфраструктуры, в том числе на железнодорожных мостах Ростовской дистанции инженерных сооружений Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов – структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов филиала ОАО «РЖД». В результате проверки выявлены нарушения требований указанного законодательства, а именно недостатки в Плане обеспечения транспортной безопасности по данному ОТИ (железнодорожные мосты на 98 и 105 км перегона Цимлянская-Волгодонская с реестровыми номерами объектов №, № соответственно), на 134 км перегона Саловский-Куберле (№), выражающиеся в следующем:
- в нарушение пп. 1 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 (далее – Порядок) сведения о полном наименовании ОТИ не соответствуют полному наименованию ОТИ, внесенному в реестр категорированных ОТИ;
- в нарушение п. 5.14 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 (далее по тексту – Требования) не предусмотрено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- в нарушение пп.9 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен состав сил транс-портной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение п. 7.7, 8.8, 9.8 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ выявление нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;
- в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- в нарушение п. 6.3.7 Требований не предусмотрено выявление нарушите-ля, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- в нарушение п. 6.3.8 Требований не предусмотрена возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;
- в нарушение пп. 12 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен порядок накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности РФ и органов внутренних дел РФ;
- в нарушение пп. 17 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен порядок действий при тревоге «Угроза захвата»;
- в нарушение пп.7, 8, 13 п. 4 Порядка в графической план-схеме отсутствуют места размещения постов управления обеспечением транспортной безопасности, места размещения инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, контрольно-пропускных пунктов ОТИ.
С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, истец полагает, что вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о транспортной безопасности. Сальский транспортный прокурор, с учетом произведенных 06.04.2017 года уточнений предмета исковых требований, просит обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на указанных железнодорожных мостах, путем внесения в План обеспечения транспортной безопасности:
в отношении №:
- сведений о полном наименовании ОТИ в соответствии с полным наименованием ОТИ, внесенным в реестр категорированных ОТИ;
- порядка информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- сведений о составе сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- сведений о порядке патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ, выявления нарушителей, совершения или подготовку к совершению АНВ;
- сведений об оснащении ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- порядка выявления нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- сведений о возможности интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;
- порядка накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности РФ и органов внутренних дел РФ;
- порядка действий при тревоге «Угроза захвата»;
- отразить в графической план-схеме места размещения постов управления обеспечением транспортной безопасности, места размещения инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, контрольно-пропускных пунктов ОТИ.
в отношении №:
- даты уведомления о присвоении категории Росжелдором;
- сведений об оснащении ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- порядка информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- сведения о составе сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- порядка патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ, выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ;
- сведений об оснащении ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием, системами аудио и видеозаписи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);
- порядка выявления нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- сведений об оснащении ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;
- сведения о местах размещения и оснащении контрольно-пропускных пунктов ОТИ;
- порядок защиты баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ.
в отношении №:
- сведения об оснащении ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной без-опасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- порядка информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- сведения о составе сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транс-портной безопасности;
- порядка патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ, выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ;
- сведения об оснащении ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- порядка выявления нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- порядка ограничения функционирования и/или изменение порядка эксплуатации ОТИ в случае выявления нефункционирующих и/или технически неисправных инженерно-технических систем средств обеспечения транспортной безопасности;
- порядка функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта;
- сведения о местах размещения и оснащении контрольно-пропускных пунктов ОТИ;
- сведения об обеспечении защиты баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ.
Сальский транспортный прокурор со ссылкой на Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» и Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», просит суд обязать ответчика произвести указанные мероприятия в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу (л.д. 113-117).
В судебное заседание Сальский транспортный прокурор не явился, о времени и месте судебного разбирательства был уведомлен надлежащим образом, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие Сальского транспортного прокурора, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ.
Представитель ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности ФИО1, заявил в судебном заседании, что перечисленные Сальским транспортным прокурором нарушения требований действующего законодательства о противодействии коррупции и транспортной безопасности устранены ответчиком путем разработки соответствующих Планов обеспечения транспортной безопасности на указанных истцом объектах транспортной инфраструктуры (железнодорожных мостах). 04.04.2017 года данные Планы были направлены на утверждение в Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта. В этой связи считает, что ОАО «РЖД», со своей стороны, выполнило обязанность по устранению нарушений требований законодательства о транспортной безопасности. Просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд дал оценку представленным доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ и пришел к следующему.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма) и обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон) целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Одной из основных задач обеспечения транспортной безопасности является разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно ст.ст. 1, 4 Закона транспортная безопасность представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона, под субъектом транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Из содержания п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона следует, что объекты транспортной инфраструктуры – технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные вокзалы.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
В 2012 году Федеральным агентством железнодорожного транспорта произведено категорирование объектов транспортной инфраструктуры: железнодорожных мостов на 98 и 105 км перегона «Цимлянская – Волгодонская» и на 134 км перегона «Саловский – Куберле». Оценка уязвимости ОТИ проведена в 2103 году. Указанные ОТИ расположены в зоне ответственности Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД».
В силу чч. 1, 4 ст. 9 Закона на основании результатов проведенной оценки уязвимости ОТИ, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ. Указанные планы должны предусматривать систему мер по обеспечению транспортной безопасности. При этом, реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 8 Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 № 43 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования).
Пунктами 2, 3, 4 Требований установлено, что они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, они применяются в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации.
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на все юридические и физические лица, находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного транспорта.
На основании п. 5.8 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ регламентирован приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» (далее – Порядок).
Судом установлено и не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании, что руководством Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» неоднократно разрабатывались Планы обеспечения транспортной безопасности вышеуказанных железнодорожных мостов, но возвращались на доработку для устранения недостатков.
Согласно последнему заключению Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в установленной сфере деятельности от 22.10.2014, утвержденного и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта, имеются нарушения при разработке планов обеспечения транспортной безопасности указанных ОТИ, в том числе:
по железнодорожному мосту на 98 км перегона «<данные изъяты>»:
- в нарушение пп. 1 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспорт-ной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 (далее – Порядок) сведения о полном наименовании ОТИ не соответствуют полному наименованию ОТИ, внесенному в реестр категорированных ОТИ;
- в нарушение п. 5.14 Требований не предусмотрено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- в нарушение пп.9 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен состав сил транс-портной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транс-портной безопасности;
- в нарушение п. 7.7, 8.8, 9.8 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;
- в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- в нарушение п. 6.3.7 Требований не предусмотрено выявление нарушите-ля, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- в нарушение п. 6.3.8 Требований не предусмотрена возможность интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;
- в нарушение пп. 12 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен порядок накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности РФ и органов внутренних дел РФ;
- в нарушение пп. 17 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен порядок действий при тревоге «Угроза захвата»;
- в нарушение пп.7, 8, 13 п. 4 Порядка в графической план-схеме отсутствуют места размещения постов управления обеспечением транспортной безопасности, места размещения инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, контрольно-пропускных пунктов ОТИ.
по железнодорожному мосту на 105 км перегона «<данные изъяты>»:
- в Плане не неверно указана дата уведомления о присвоении категории Росжелдором;
- в нарушение п. 5.28 Требований и пп.8 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной без-опасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- в нарушение п. 5.14 Требований не предусмотрено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- в нарушение пп.9 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен состав сил транс-портной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение п. 11.7, 12.8, 13.8 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;
- в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием, системами аудио и видеозаписи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);
- в нарушение п. 10.5.7 Требований не предусмотрено выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- в нарушение п. 5.31 Требований не предусмотрено оснащение ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение пп. 13 п. 4 Порядка не предусмотрены места размещения и оснащение контрольно-пропускных пунктов ОТИ;
- в нарушение п. 5.30.18 Требований не предусмотрено обеспечение защиты баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ.
по железнодорожному мосту на 134 км перегона «<данные изъяты>»:
- в нарушение п. 5.28 Требований и пп.8 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной без-опасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- в нарушение п. 5.14 Требований не предусмотрено информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- в нарушение пп. 9 п. 4 Порядка на ОТИ не предусмотрен состав сил транс-портной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение п. 7.7, 8.8, 9.8 Требований не предусмотрено путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ;
- в нарушение пп. 10 п. 4 Порядка не предусмотрено оснащение ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- в нарушение п. 6.3.7 Требований не предусмотрено выявление нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- в нарушение п. 5.32 Требований не предусмотрено ограничение функционирования и/или изменение порядка эксплуатации ОТИ в случае выявления нефункционирующих и/или технически неисправных инженерно-технических систем средств обеспечения транспортной безопасности;
- в нарушение п. 5.6.12 Требований не предусмотрен порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта;
- в нарушение пп.13 п.4 Порядка не предусмотрены места размещения и оснащение контрольно-пропускных пунктов ОТИ;
- в нарушение п. 5.30.18 Требований не предусмотрено обеспечение защиты баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании признал, что Планы обеспечения транспортной безопасности вышеперечисленных объектов транспортной инфраструктуры были направлены на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта лишь 04.04.2017 года, однако не утверждены до настоящего времени.
Таким образом, судом установлено, что ОАО «РЖД» проявлено бездействие, выразившееся в непринятии должных мер, направленных на устранение ситуации, угрожающей транспортной безопасности. В нарушение п. 5.8 Требований, ответчик не разработал и не утвердил план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и не реализовал его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ (оценка уязвимости была проведена в 2013 году). Как следует из материалов дела, соответствующие Требованиям Планы были разработаны ответчиком лишь в апреле 2017 года, однако не утверждены до настоящего времени.
Ответчик, являясь собственником объекта транспортной инфраструктуры, обязан обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства. В этой связи, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сальского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.
Возложить на открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить Планы обеспечения транспортной безопасности на железнодорожных мостах №, №, №, включающие в себя:
в отношении №:
- сведения о полном наименовании ОТИ в соответствии с полным наименованием ОТИ, внесенным в реестр категорированных ОТИ;
- порядок информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- сведения о составе сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- сведения о порядке патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ, выявления нарушителей, совершения или подготовку к совершению АНВ;
- сведения об оснащении ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- порядок выявления нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- сведения о возможности интеграции технических средств обеспечения транспортной безопасности с другими охранными системами;
- порядок накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности РФ и органов внутренних дел РФ;
- порядок действий при тревоге «Угроза захвата»;
- графическую план-схему мест размещения постов управления обеспечением транспортной безопасности, места размещения инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности, контрольно-пропускных пунктов ОТИ.
в отношении №:
- даты уведомления о присвоении категории Росжелдором;
- сведения об оснащении ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- порядок информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- сведения о составе сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транспортной безопасности;
- порядой патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ, выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ;
- сведения об оснащении ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием, системами аудио и видеозаписи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации);
- поряок выявления нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- сведения об оснащении ОТИ инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности;
- сведения о местах размещения и оснащении контрольно-пропускных пунктов ОТИ;
- порядок защиты баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ.
в отношении №:
- сведения об оснащении ОТИ инженерными сооружениями обеспечения транспортной безопасности, воспрепятствующими проникновению любых лиц в зону транспортной без-опасности вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов);
- порядок информирования в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ОТИ, а также юридических лиц, осуществляющих на них какие-либо виды деятельности, о требованиях законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в части их касающихся;
- сведения о составе сил транспортной безопасности, задействованных в досмотре в целях обеспечения транс-портной безопасности;
- порядок патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ, выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению АНВ;
- сведения об оснащении ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (системой видеонаблюдения, досмотровым оборудованием);
- порядок выявления нарушителя, в том числе оснащенного специальными техническими средствами, в реальном времени на всем периметре внешних границ зоны транспортной безопасности ОТИ;
- порядок ограничения функционирования и/или изменение порядка эксплуатации ОТИ в случае выявления нефункционирующих и/или технически неисправных инженерно-технических систем средств обеспечения транспортной безопасности;
- порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта;
- сведения о местах размещения и оснащении контрольно-пропускных пунктов ОТИ;
- сведения об обеспечении защиты баз данных и реквизитов, выданных и планируемых к выдаче пропусков, от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Волгодонской районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 07.06.2017 года.