ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1035/2021 от 24.02.2021 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.В.В. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ- Управлению Пенсионного Фонда РФ в Центральном районе г.о. Тольятти Самарской области (межрайонное) о включении периода работы в специальный стаж.

В судебном заседании истец П.В.В. уточнила исковые требования, их поддержала, указав, что она обратилась к ответчику для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ. УПФ в назначении досрочной пенсии было отказано по причине отсутствия специального стажа работы – 25 лет, при этом в ее трудовой стаж не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ. в должности организатора детского движения в Луначарской средней школе, так как наименование должности Списком не предусмотрено, хотя в этот период она была принята на работу учителем курса «Народные промыслы» с ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается записью в трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГ. она была переведена организатором детского движения в этой же школе, с сохранением нагрузки учителя. В 1994-1995г. она выполняла обязанности организатора детского движения без ведения предмета «Народные промыслы». В указанный период времени должность учителя «Народные промыслы» другие учителя школы не занимали, этот предмет никем не преподавался. В 199501996 учебном году она вновь стала преподавать указанный предмет в объеме 8 часов в неделю в 1-3 классах, наряду с выполнением обязанностей по занимаемой должности организатора детского движения, с начислением заработной платы как организатору, так и учителю. В 1996-1997 учебном году продолжала выполнять указанную работу в объеме 7 часов в 1-3 классах в форме факультатива, так же с начислением заработной платы. Таким образом, наряду с выполнением обязанностей организатора детского движения, так же выполняла трудовые функции педагогического работника на должности соответствующей установленным требованиям, специальностей, должностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Просит включить ей в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 01.09.1995г. по 31.08.1997г. в должности учителя курса «Народные промыслы» в Луначарской средней школе.

Представитель ответчика М.Ю.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил истцу в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, суду пояснил, что в системе государственного пенсионного страхования ФИО1 зарегистрирована 23.04.1998г. В соответствии с трудовой книжкой ФИО1 осуществляла трудовую деятельность в Луначарской средней школе с 01.09.1994г. по 31.08. 1997г. в должности организатора детского движения. Никаких доказательств, подтверждающих факт ведения преподавательской деятельности в школе в течение всего периода с 01.09.1995г. по 31.08.1997г. не представлено. Просил в иске отказать.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Положениями ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В силу пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу ч. 2 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30).

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 30).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии со статьей 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.12.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.

В соответствии с п. 12 Перечня документов, необходимых для назначения пенсии, утв. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 - 32 Закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным п.п. 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 31, п. 7 ч. 1 ст. 32, ст. 33 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» подтверждению подлежат, в том числе, периоды осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Статьей 14 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Судом установлено, что в системе государственного пенсионного страхования П.В.В. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. П.В.В. обратилась в ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Рассмотрев заявление П.В.В. Управление вынесло решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в назначении страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием права, связанного с недостаточностью необходимого педагогического стажа не менее двадцати пяти лет, поскольку в педагогический стаж работы засчитано 23 года 04 месяца 20 дней.

Не засчитан период работы: с 01.09.1995г. по 31.08.1997г. в должности организатора детского движения в Луначарской средней школе, так как наименование должности Списком не предусмотрено.

Судом установлено, что ФИО1 была принята на работу в Луначарскую среднюю школу учителем курса «Народные промыслы», что подтверждается записью в трудовой книжке. С 01.09.1994г. она была переведена организатором детского движения в этой же школе, с сохранением нагрузки учителя, что подтверждается записью в трудовой книжке.

Из искового заявления следует, что в 1994-1995г. ФИО1 выполняла обязанности организатора детского движения без ведения предмета «Народные промыслы», что подтверждается отсутствием в тарификационном списке за 1994-1995 учебный год соответствующих записей в графе 3, а также приказом от 03.11.1994г. о предоставлении П.В.В. организатору детского движения, ученического отпуска. В указанный период времени должность учителя «Народные промыслы» другие учителя школы не занимали, этот предмет не преподавался. В 1995-1996 учебном году ФИО1 вновь стала преподавать указанный предмет в объеме 8 часов в неделю в 1-3 классах, наряду с выполнением обязанностей по занимаемой должности организатора детского движения, с начислением заработной платы, как организатору, так и учителю. В 1996-1997 учебном году продолжала выполнять указанную работу в объеме 7 часов в 1-3 классах в форме факультатива, так же с начислением заработной платы, как организатору, так и учителю.

Указанные обстоятельства подтверждаются приказом от 14.09.1993г. <адрес> отдела образования о приеме на работу учителем курса «Народные промыслы». Записью в трудовой книжке о переводе П.В.В. на другую должность с сохранением нагрузки учителя. Тарификационными списками учителей Луначарского средней школы за 1995-1997г. о тарификации П.В.В. как организатора, так и учителя курса «Народные промыслы». Архивной справкой от 26.06.2020г., выданной администрацией муниципального района Ставропольский, приказами по <адрес>ному отделу образования (РОО) от 04.12.2995г., от 17.04.1996г., от 06.12.1996г., от 08.04.1997г. о предоставлении П.В.В. как учителю Луначарской средней школы, оплачиваемых отпусков для участия в учебно-экзаменационных сессиях). Карточками справками за 1995-1997г., расчетными и платежными документами о начислении и выплате П.В.В. заработной платы как организатору детского движении, так и учителю за проведение уроков. На заработную плату начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. В тарификационном списке учителей Луначарской средней школы на 01.09.1995г. в графе «Занимаемая должность и преподаваемый предмет» указано: ОДД ( организатор детского движения), «Народные промыслы». Тарификационная сетка должности организатора детского движения составляла – 228150 р., и тарификационная сетка учителя «Народные промыслы» за 8 часовую учебную нагрузку в неделю в 1-3 классах составляла – 91260р. Производилась оплата за классное руководство и за проведение внеклассной работы в объеме 4 часов в неделю. Такая же тарификация была и в списках за 1995-1997г.

Доводы представителя ответчика о том, что наименование должности, в котором работала истец в спорный период, не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Ст. 43 Конституции РФ закрепляет право каждого на образование. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (п. 5 ст. 55).

Согласно п. 9 Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Как установлено судом истец работала учителем курса «Народные промыслы» в Луначарской средней школе.

Учитывая изложенное, суд считает установленным, что истец в спорный период осуществляла педагогическую деятельность, работая учителем курса «Народные промыслы» в Луначарской средней школе, что предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем с период работы истца подлежит включению в специальный стаж.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) включить П.В.В. в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующий период работы:

- с 01.09.1995г. по 31.08.1997г. в должности учителя курса «Народные промыслы» в Луначарской средней школе.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021г.

Судья