ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1036/12 от 14.09.2012 Рамонского районного суда (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Рамонь Воронежской области

Рамонский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петриной Г. П.

при секретаре Тамбовцевой И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Иванова В.Л. о признании незаконным отказа администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в приеме документов для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», возложении на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обязанности выдать Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Иванов В.Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в приеме документов для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», возложении на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обязанности выдать Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <.......>, мотивируя следующим.

18 июля 2012 г. Иванов В.Л., обратился в Администрацию Рамонского муниципального района Воронежской областис заявлением на выдачу Разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <.......>, с кадастровым номером №..., принадлежащего ему на праве собственности, на основании свидетельства серии 36-АГ №....

К указанному заявлению были приложены: паспорт гражданина РФ, свидетельство о государственной регистрации права 36-АГ №..., схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Ч. 9.1 ст. 51 ГрК РФ гласит, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» говорит о том, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, Ивановым В.Л. были соблюдены все требования, установленные ГрК РФ (подано заявление) и в добровольном порядке были представлены имеющиеся у него документы.

Однако, письмом от 03 августа 2012 года №...Иванову В.Л. было отказано в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство».

Причина отказа: предоставление документов не в полном объеме, предусмотренном пунктом 2.7 административного регламента администрации Рамонского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 24.02.2012 года №.... В перечне документов, необходимых для получения муниципальной услуги, отсутствуют:

1. Заявление на выдачу разрешения на строительство по форме, приведенной в приложении № 1 к вышеуказанному административному регламенту и прилагающиеся к заявлению документы: материалы, содержащиеся в проектной документации - пояснительная записка и схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и подходов к нему, границ действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.

2. Градостроительный план земельного участка (сведениями о градостроительном плане Вашего земельного участка отдел не располагает).

Данный отказ Иванов В.Л. считает незаконным т.к.ГрК РФ как верховенствующий Федеральный Закон не предусматривает типовых форм или стандартов оформления заявления на выдачу Разрешения на строительство, следовательно, форма заявления является произвольной. Требование материалов, содержащихся в проектной документации, противоречит части 3 Статьи 48 ГрК РФ- осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Согласночасти 9.1. Статьи 51 ГрК РФ Градостроительный план земельного участка или сведения, содержащиеся в нем, запрашиваются Администрацией в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Более того, п. 2.7.2. регламента, на который Администрация ссылается в своем отказе гласит: Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить: разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации); - выписку из ЕГРП, либо копии правоустанавливающих документов на земельный участок; - градостроительный план земельного участка (его копия или сведения содержащиеся в нем) или реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории.

До 01.07.2012 года предоставление этих документов осуществляется заявителем. После ДД.ММ.ГГГГ отдел запрашивает указанные недостающие документы в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы.

В судебном заседании заявитель Иванов В.Л. поддержал свои требования. Пояснил, что ознакомился с регламентом и пришел к выводу, о том, что заявление не должно быть определенной установленной формы. 18.07.2012 года он направил заявление с приложенными документами в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области. Однако, администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области ему было отказано в выдаче разрешения на строительство, по мотивам отсутствия в приложенных документах Градостроительного плана земельного участка.

Представитель заинтересованного лица администрации Рамонского муниципального района <.......> - Пономарева Л.Р., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований заявителя Иванова В.Л. Пояснила, что в ответе на заявление Иванову В.Л. было детально разъяснено, что заявление должно быть установленной формы, а так же указано какие необходимо предоставить документы.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Иванова В.Л. не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Ивановым В.Л. по договору купли- продажи от 05.09.2011 года приобретен земельный участок площадью <.......> кв. м., по адресу: <.......>. Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано в УФСГКК по Воронежской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 36- АГ №... от 14 сентября 2011 года. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 06 июля 2010 года земельный участок полностью относится к категории земель населенных пунктов.

18.06.2012 года Иванов В.Л. обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с заявлением о выдаче Разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <.......>.

Администрацией Рамонского муниципального района Воронежской области Иванову В.Л. направлено письмо от 03.08.2012 г. №..., в котором сообщалось, что для получения Разрешения на строительство Иванову В.Л. необходимо к имеющемуся пакету документов предоставить заявление стандартного образца, а так же Градостроительный план земельного участка.

Не согласившись с указанным ответом Иванов В.Л. обратился в суд.

Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно части 9 ст. 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Часть 9.1 ст. 51 ГрК РФ гласит, что документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Статьей 7 ФЗ от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

2) представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;

3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно Соглашения о передаче полномочий от 29.12.2011 г. администрация Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области передала, а администрация Рамонского муниципального района Воронежской области приняла на себя ряд полномочий, вытекающих из Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по решению вопросов местного значения поселения, в том числе и выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, подготовку и предоставление на утверждение градостроительных планов земельных участков.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения Российской Федерации» от 2 мая 2006 года № 59- ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Письменное обращение Иванова В.Л. рассмотрено в течение предусмотренного частью 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» срока. Суд считает, что бездействие в действиях администрации Рамонского муниципального района Воронежской области не усматривается.

Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 20.08.2012 года в удовлетворении требований Иванова В. Л. о признании незаконным бездействия администрации Рамонского муниципального района Воронежской области, выразившегося в нарушении сроков осуществления подготовки и утверждения Градостроительного плана земельного участка и не выдаче его без взимания платы, об обязании администрации Рамонского муниципального района выдать Градостроительный план, было отказано. Решение Рамонского районного суда в законную силу не вступило.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191- ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство правообладатель земельного участка направляет в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, кадастровый план земельного участка. При этом предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требуется, подготовка проектной документации осуществляется на основании архитектурно- планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169- ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», правила пункта 2 части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются и органы, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, проводят проверку соответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка и архитектурно- планировочному заданию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 № 840 утверждена форма градостроительного плана. Обязанность по предоставлению градостроительного плана для получения разрешения на строительство возникает с 27.11.2006- даты введения в действие Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 № 93. Следовательно, на момент подачи заявления о выдаче разрешения на строительство у Иванова В.Л. уже возникла обязанность по предоставлению градостроительного плана для получения разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 11 статьи 48 Кодекса градостроительный план земельного участка является одним из условий подготовки проектной документации на строительство. Как следует из положений пункта 3 части 1 статьи 8, части 5 статьи 41, части 6 статьи 43 и статьи 44 Кодекса градостроительный план выдается на основе выполненных работ по территориальному планированию и межеванию территорий, содержит сведения о границах земельного участка и минимальных отступах от границ, зонах действия публичных сервитутов, о технических условиях подключения объектов, расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и культурного наследия.

С учетом изложенного, суд считает, что требования администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о предоставлении дополнительных документов соответствуют действующему законодательству, а доводы заявителя Иванова В.Л. суд считает не обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 51 ГрК РФ, 194- 198, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Иванова В.Л. к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа администрации Рамонского муниципального района Воронежской области в приеме документов для предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», возложении на администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области обязанности выдать Разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №..., расположенном по адресу: <.......> - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Воронежского областного суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.

Судья

Г. П. Петрина