ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1036/2016 от 27.07.2016 Дорогобужского районного суда (Смоленская область)

копия

РЕШЕНИЕ дело №2-1036/2016

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Дорогобуж 27 июля 2016 года

Дорогобужский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего (судьи): Шкредова С.А.,

с участием помощника прокурора Дорогобужского района ФИО4

при секретаре: ФИО5

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дорогобужского района Смоленской области в интересах муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области к ФИО2 о взыскании денежных средств

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дорогобужского района Смоленской области в интересах муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании денежных средств на том основании, что прокуратурой Дорогобужского района Смоленской области совместно с органами Федеральной Службы Безопасности во исполнение задания прокуратуры Смоленской области проведена проверка соблюдения требований законодательства противодействии коррупции муниципальными служащими Дорогобужского района Смоленской области. По результатам проведенной проверки установлено следующее. Статьёй 21 Федерального закона РФ №5485-1 от 21 июля 1993 г. «О государственной <данные изъяты> » установлено, что для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Устанавливаются три формы допуска к государственной <данные изъяты> должностных лиц и граждан, соответствующие трём степеням секретности сведений, составляющих государственную <данные изъяты>: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

Согласно ст. 23 Федерального закона РФ №5485-1 от 21 июля 1993 г. «О государственной <данные изъяты>» допуск должностного лица или гражданина к государственной <данные изъяты> может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной <данные изъяты>.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной <данные изъяты> является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

В силу п. 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утверждённой постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г. «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>», в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной <данные изъяты>: первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, разрешается только при наличии у них допуска к государственной <данные изъяты> по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Согласно п. 5 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утверждённой постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г. «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>» Оформление гражданам допуска к государственной <данные изъяты> осуществляется по месту работы (службы).

В соответствии с п. 8 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утверждённой постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. №63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>», проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной <данные изъяты>, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

На основании п. 1 Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной <данные изъяты>, утверждённых постановлением Правительства РФ № 573 от 18 сентября 2006 г. «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной <данные изъяты>», ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50-75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», - 30-50 процентов (в редакции постановления Правительства РФ от 6 июня 2008 г. № 440).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными принципами противодействия коррупции являются: неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействии коррупции является: совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 27 Устава муниципального образования, утвержденного Решением Дорогобужской районной Думой от ДД.ММ.ГГГГ Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, наделяется настоящим Уставом в соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Дорогобужской районной Думой; издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты Администрации муниципального района.

Решением Дорогобужской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ Главой муниципального образования назначен ФИО2.

Решением Дорогобужской районной Думы от ДД.ММ.ГГГГФИО2 прекратил полномочия в качестве Главы МО «Дорогобужский район»

Согласно объяснениям, отобранным младшим оперуполномоченным отделения в <адрес> УФСБ России по Смоленской области ФИО6 у ФИО7, ФИО7 работает в должности специалиста по мобилизационной подготовке с октября 2013 года. В октябре 2013 года его вызвал Глава МО «Дорогобужский район» ФИО2 и потребовал от него оформление допуска к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты> по форме . ФИО7 пояснил, что он не может ему оформить допуск к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, однако путем угрозы увольнения, ФИО7 была оформлена карточка формы для получения допуска, к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, и направлена в УФСБ России по Смоленской области. После возвращения карточки ФИО7 доложил ФИО2 о том, что проверочные мероприятия были проведены в полном объеме.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГлс «О назначении надбавки к месячному должностному окладу» ФИО2 устанавливает себе, как Главе МО «Дорогобужский район», ежемесячную надбавку за работу, со сведениями, составляющим государственную <данные изъяты>, в размере 50% от должностного оклада.

Согласно информации и.о. руководителя Аппарата Администрации Смоленской области ФИО8, что допуск к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, ФИО2 не оформлялся.

Из предоставленной информации председателем Дорогобужской районной Думы ФИО9 документы на оформление допуска к сведениям, оставляющим государственную <данные изъяты>, ФИО2, занимающему должность Глава МО «Дорогобужский район», не оформлялись.

Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной Службы Безопасности, ФИО2 допуска к государственной <данные изъяты> не имел, т.е. установил себе надбавки незаконно.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 получил денежную сумму в размере 122 718,42 рублей. В результате противоправных действий ФИО2 бюджету МО «Дорогобужский район» причинен ущерб на сумму 122 718,42 рублей. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования «Дорогобужский район». Поэтому просит суд взыскать в пользу бюджета Муниципального образования «Дорогобужский район» с ФИО2 денежные средства, полученные им в качестве доплаты за работу со сведениями, составляющих государственную <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ го да по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 122 718,42 рублей в УФК по Смоленской области (Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области <данные изъяты>

Прокурор в судебном заседании поддержала требования изложенные в исковом заявлении.

Представитель Администрации МО «Дорогобужский район» Смоленской области ФИО11 иск прокурора поддержала в полном объеме.

Суд удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципального образования «Дорогобужский район». Требования прокурора не затрагивают самих сведений составляющих государственную <данные изъяты>, а лишь направлены на проверку судом факта работы или нет с данными сведениями, поэтому Дорогобужский районный суд Смоленской области рассматривает требования прокурора.

Статьёй 21 Федерального закона РФ №5485-1 от 21 июля 1993 г. «О государственной <данные изъяты> » установлено, что для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Устанавливаются три формы допуска к государственной <данные изъяты> должностных лиц и граждан, соответствующие трём степеням секретности сведений, составляющих государственную <данные изъяты>: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным.

Согласно ст. 23 Федерального закона РФ №5485-1 от 21 июля 1993 г. «О государственной <данные изъяты>» допуск должностного лица или гражданина к государственной <данные изъяты> может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной <данные изъяты>; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной <данные изъяты>. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной <данные изъяты> является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

В силу п. 4 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утверждённой постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г. «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>», в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную <данные изъяты>, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной <данные изъяты>: первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, разрешается только при наличии у них допуска к государственной <данные изъяты> по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Согласно п. 5 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утверждённой постановлением Правительства РФ № 63 от 06 февраля 2010 г. «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>» Оформление гражданам допуска к государственной <данные изъяты> осуществляется по месту работы (службы).

В соответствии с п. 8 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>, утверждённой постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. №63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной <данные изъяты>», проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной <данные изъяты>, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

На основании п. 1 Правил выплат ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной <данные изъяты>, утверждённых постановлением Правительства РФ № 573 от 18 сентября 2006 г. «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной <данные изъяты>», ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной <данные изъяты> на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях. Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50-75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», - 30-50 процентов (в редакции постановления Правительства РФ от 6 июня 2008 г. № 440).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными принципами противодействия коррупции являются: неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействии коррупции является: совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст. 27 Устава муниципального образования, утвержденного Решением Дорогобужской районной Думой от 28.06.2005 №56 Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области, наделяется настоящим Уставом в соответствии со статьей 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Дорогобужской районной Думой; издает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты Администрации муниципального района.

Решением Дорогобужской районной Думы ДД.ММ.ГГГГ года № Главой муниципального образования назначен ФИО2.

Решением Дорогобужской районной Думы от 11.11.2015 года ФИО2 прекратил полномочия в качестве Главы МО «Дорогобужский район»

Согласно объяснениям ФИО7 работающего в должности специалиста по мобилизационной подготовке с октября 2013 года, отобранным младшим оперуполномоченным отделения в <адрес> УФСБ России по Смоленской области ФИО6: «В октябре 2013 года его вызвал Глава МО «Дорогобужский район» ФИО2 и потребовал от него оформление допуска к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты> по форме . ФИО7 пояснил, что он не может ему оформить допуск к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, однако путем угрозы увольнения, ФИО7 была оформлена карточка формы для получения допуска, к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, и направлена в УФСБ России по Смоленской области. После возвращения карточки ФИО7 доложил ФИО2 о том, что проверочные мероприятия были проведены в полном объеме».

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГлс «О назначении надбавки к месячному должностному окладу» ФИО2 установил себе, как Главе МО «Дорогобужский район», ежемесячную надбавку за работу, со сведениями, составляющим государственную <данные изъяты>, в размере 50% от должностного оклада.

Согласно информации и.о. руководителя Аппарата Администрации Смоленской области ФИО8, что допуск к сведениям, составляющим государственную <данные изъяты>, ФИО2 не оформлялся.

Из предоставленной информации председателем Дорогобужской районной Думы ФИО9 документы на оформление допуска к сведениям, оставляющим государственную <данные изъяты>, ФИО2, занимающему должность Глава МО «Дорогобужский район», не оформлялись.

Согласно информации, предоставленной Управлением Федеральной Службы Безопасности, ФИО2 допуска к государственной <данные изъяты> не имел, т.е. установил себе надбавки незаконно.

В результате противоправных действий за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 получил денежную сумму в размере 122 718,42 рублей, чем бюджету МО «Дорогобужский район» причинен ущерб на сумму 122 718,42 рублей. Поэтому суд удовлетворяет требования прокурора и взыскивает в пользу бюджета Муниципального образования «Дорогобужский район» с ФИО2 денежные средства, полученные им в качестве доплаты за работу со сведениями, составляющих государственную <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ го да по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 122 718,42 рублей

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить иск прокурора Дорогобужского района Смоленской области:

Взыскать с ФИО2 в пользу муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области 122 718 (сто двадцать две тысячи семьсот восемнадцать) рублей 42 копейки в счет возмещения денежных средств полученных в качестве доплаты за работу со сведениями составляющими государственную <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с зачислением денежных средств в УФК по Смоленской области (Администрация муниципального образования «Дорогобужский район» Смоленской области <данные изъяты>

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 3 654 рубля 37 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Копия верна

Судья Дорогобужского районного суда

Смоленской области С.А. Шкредов