Дело № 2-1036/2021
УИД 92RS0002-01-2021-000078-61
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
20 декабря 2021года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
секретарь судебного заседания Федорова Л.С.,
при участии:
представителя истца ФИО10,
представителя ответчика ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО12», третье лицо: Министерство культуры России, Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе об установлении реестровой ошибки, устранения пересечения путем установления границ в соответствующих характерных точках координат земельных участков,
встречное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО13» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Росимущество, Министерство культуры России, о признании недействительным распоряжения в части предоставления земельных участков в собственность, о признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельные участки, о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков,
у с т а н о в и л:
Истица обратилась с исковым заявлением в суд об устранении реестровой ошибки в части пресечения земельных участков, собственником которых она является, с кадастровыми номерами №, №, № с земельным участком с кадастровым номером №, собственником которого является Российская Федерация, и который передан в оперативное управление ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО14».
Уточнив свои требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просила:
- установить наличие реестровой ошибки при установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, следствием которого стало пресечение границ земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № и установлении границ земельных участков, без заявления собственника, в соответствии с характерными точками координат, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок); г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок); г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
В обоснование своих исковых требований указала, что она является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) который был приобретен в рамках законодательства Украины (кадастровый №№) на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №; является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) который был приобретен в рамках законодательства Украины (кадастровый № №) на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №; является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) который был приобретен в рамках законодательства Украины (кадастровый № №) на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного государственным регистратором Регистрационной службы Главного управления юстиции в г. Севастополе, договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, реестровый №.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, № были поставлены на кадастровый учёт в рамках российского законодательства, как ранее учтённые земельные участки, ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре 2015 года Правительство Севастополя обратилось с иском в суд об истребовании из незаконного владения ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, который был приобретен в рамках законодательства Украины. Требования были мотивированы тем, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, на основании которого за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок, не принималось, Севастопольская городская государственная администрация (СГГА) не была правомочна распоряжаться земельным участком. Право собственности перешло ФИО1 на основании договора купли-продажи. Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Правительства Севастополя были удовлетворены. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, в иске Правительства Севастополя к ФИО6, ФИО1 об истребовании из незаконного владения ФИО1 земельного участка, площадью 700 кв.м, расположенного в городе Севастополе по <адрес> отказано.
В декабре 2015 года Правительство Севастополя обратилось с иском в суд об истребовании из незаконного владения ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, который был приобретен в рамках законодательства Украины. Требования были мотивированы тем, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, на основании которого за ФИО3 зарегистрировано право собственности на земельный участок, не принималось, Севастопольская городская государственная администрация (СГГА) не была правомочна распоряжаться земельным участком. Право собственности перешло ФИО1 на основании договора купли-продажи. Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Правительства Севастополя были удовлетворены. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, в иске Правительства Севастополя к ФИО3, ФИО1 об истребовании из незаконного владения ФИО1 земельного участка, площадью 700 кв.м, расположенного в городе Севастополе по <адрес>, отказано.
В декабре 2015 года Правительство Севастополя обратилось с иском в суд об истребовании из незаконного владения ФИО1 земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, который был приобретен в рамках законодательства Украины (кадастровый № №). Требования были мотивированы тем, что распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р, на основании которого за ФИО4 зарегистрировано право собственности на земельный участок, не принималось, Севастопольская городская государственная администрация (СГГА) не была правомочна распоряжаться земельным участком. Право собственности перешло ФИО1 на основании договора купли-продажи. Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Правительства Севастополя были удовлетворены. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено, в иске Правительства Севастополя к ФИО4, ФИО1 об истребовании из незаконного владения ФИО1 земельного участка, площадью 700 кв.м, расположенного в г.Севастополе по <адрес> отказано.
Решения вышестоящих судов по гражданским делам №, № вступили в законную силу и после снятия обеспечительных мер, ДД.ММ.ГГГГ, представитель по доверенности ФИО10, представляющая законные интересы ФИО1, обратилась в Управление регистрации права и кадастра Севастополя с заявлениями о государственной регистрации права объектов недвижимого имущества, как ранее учтённого права, вместе с заявлением были предоставлены определения о снятии запрета на регистрационные действия. Однако, регистрационные действия были приостановлены и одним из оснований приостановления регистрационных действий являлось пресечение границ земельных участков с земельным участком, общей площадью 73 045 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в Карантинной и Песочной балке, в районе <адрес>, с кадастровым номером №, правообладателем которого является ФГБУК «Государственный историко - археологический музей - заповедник «ФИО15» на праве (бессрочного) пользования, № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником является Российская Федерация № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, г. Севастополь, <адрес>, в Карантинной и Песочной балке, в районе <адрес>, площадью 73 045 кв. м, категория земель: «земли населенных пунктов», вид использования: Исторический, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО7 (квалификационный аттестат 23-10-203) на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношения г.Севастополя (далее - Схема).
Истица считает, что в Схеме расположения земельного участка содержится ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, о чем свидетельствуют следующие обстоятельства подтверждающее существующее, судом не отмененное ранее учтенное право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами: №, № и № за ФИО1
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером № пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами Объекты пересечения: №, № и №.
При формировании земельного участка с кадастровым номером № не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.
По истечении 6-ти месяцев со дня принятия решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, орган регистрации вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия правообладателя.
Изменения регистрационным органом не внесены, в связи, с чем истица считает, что ее конституционное право нарушено, и бездействие органа регистрации фактически направлено на лишение права собственности и отсутствие возможности распоряжаться своим имуществом, что послужило обращением в суд.
Ответчик, ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО16» подал встречное исковое заявление к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании договоров купли-продажи ничтожными и об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Уточнив встречное исковое заявление, в порядке ст.39 ГПК РФ, просил:
- признать недействительным Распоряжение Севастопольского городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О передаче в собственность гражданам – членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «ФИО26» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных строений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>, в части предоставления в собственность ФИО2 земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ранее присвоенный кадастровый №№; земельного участка, предоставленного в собственность ФИО3, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ранее присвоенный кадастровый № №; земельного участка, предоставленного в собственность ФИО4, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ранее присвоенный кадастровый № №;
- признать недействительным Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ№ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ранее присвоенный кадастровый № №;
- признать недействительным Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ№ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ранее присвоенный кадастровый № №;
- признать недействительным Свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ№ на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №, категория земли: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) ранее присвоенный кадастровый №№;
- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ФИО2 и ФИО1;
- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ФИО3 и ФИО1;
- признать недействительным (ничтожным) договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенный между ФИО4 и ФИО1;
- прекратить право собственности ФИО1 и истребовать земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №; прекратить право собственности ФИО1 и истребовать земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №; прекратить право собственности ФИО1 и истребовать земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м, с кадастровым номером №.
Требования ответчика были мотивированы тем, что Распоряжение Севастопольской ГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р на основании которого было зарегистрировано право собственности за первоначальными собственниками ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на земельные участки, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с ранее присвоенным кадастровым номером №; <адрес>, с ранее присвоенным кадастровым номером № и <адрес>, с ранее присвоенным кадастровым номером №, является незаконным, поскольку Севастопольская ГГА не была правомочна распоряжаться земельными участками право собственности на которые перешло ФИО1 Кроме того, ответчик считает, что при выделении земельных участков, не была учтена информация из Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, о том, что спорные земельные участки расположены в зоне участков Национального археологического заповедника «ФИО17».
Ответчик считает, что при наличии решений судов, вступивших в законную силу по аналогичным требованиям, согласно п. 2 ст. 61 ГПК РФ, в силу ст.ст. 301-305 ГК РФ имеет право на подачу встречных исковых требований, так как он не являлся стороной по делу и не знал и не мог знать о своем нарушенном праве и о наложении земельных участков узнал только в судебном процессе по иску ФИО1 по делу №. Считает, что срок исковой давности не пропущен.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, обеспечила явку своего представителя.
Представитель истицы ФИО10, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования по основаниям, изложенным в иске и возражала против удовлетворения уточненного встречного искового заявления по основаниям изложенном в возражении в полном объёме.
Представитель ответчика ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО18» ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражении и пояснении, просил удовлетворить уточненное встречное исковое заявление, по основаниям изложенных в нем.
Третьи лица: Министерство культуры России, Правительство Севастополя, Управление регистрации права и кадастра Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и городе Севастополе, Росимущество, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания, извещены судом надлежаще.
Ответчики по встречному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания, извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.
Информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ, размещена на официальном и общедоступном сайте Гагаринского районного суда города Севастополя в сети Интернет.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, доказательства по делу, пояснения лиц, участвующих в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные участниками судебного процесса в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо обладает правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.12 закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности и тд,, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Исковые требования мотивированы тем, что при формировании и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка №, который был образован согласно утверждения схемы границ земельного участка путем издания Распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№, при утверждении и согласовании которой не было учтено наличие объектов недвижимости - земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №, поставленных на кадастровый учёт как ранее учтённое право ДД.ММ.ГГГГ, собственником которых является истица ФИО1
Для утверждения схемы и формирования земельного участка как вновь образованного, утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№, для оформления его в соответствии с требованиями земельного законодательства требуется учитывать все объекты недвижимости, находящиеся в собственности третьих лиц и получения соответствующего согласования.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В силу пунктов 1 и 8 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в частности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, в частности: не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4); образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Частью 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного 6 кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке: 1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости; 2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке; 3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке. В случаях, если исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
В материалы дела истцом предоставлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на земельные участки ФИО1, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер № на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенным между ФИО2 и ФИО1; на земельный участок по <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер № на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенным между ФИО3 и ФИО1; на земельный участок по <адрес>, ранее присвоенный кадастровый номер № на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенным между ФИО4 и ФИО1; копия решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> из чужого незаконного владения; копия решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> из чужого незаконного владения; копия решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> из чужого незаконного владения; копия определения о снятии обеспечительных мер от ДД.ММ.ГГГГ по дело №; копия определения о снятии обеспечительных мер от ДД.ММ.ГГГГ по делу №; копия определения о снятии обеспечительных мер от 04.12. 2019 по делу №; Выписка из ФГИС на земельные участки с кадастровыми номерами №, № и № с характерными точками координат.
Разногласий относительно координат земельных участков сторон не имеется, судом судебная землеустроительная экспертиза не назначалась.
Как следует из п. п. 1, 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе и на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. Таким образом, по смыслу закона, реестровая ошибка (ранее - кадастровая ошибка) подлежит исправлению в случае наличия в межевом плане, подготовленном лицом, выполнившим кадастровые работы, такой ошибки.
Частью 1 статьи 40 Федерального закона № 221-ФЗ установлено, что результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона №- ФЗ).
В данном случае земельные участки, кадастровый учет которых был проведен до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и земельные участки, кадастровый учет которых не проводился, но на которые право собственности зарегистрировано, считаются учтенными, а их границы считаются определенными в соответствии с требованиями действовавшего на момент их образования законодательства. Учитывая, что регистрационные действия на ранее учтенное право собственности ФИО1 приостановлены, где основанием является пересечение границ земельных участков с кадастровыми №, №, №, с земельным участком, общей площадью 73 045 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в Карантинной и Песочной балке, в районе <адрес>, с кадастровым номером №, правообладателем является ФГБУК «Государственный историко-археологический музей - заповедник «ФИО19» на праве (бессрочное) пользование, № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником является Российская Федерация № от ДД.ММ.ГГГГ, категория земель: «земли населенных пунктов», вид использования: Исторический, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, межевого плана, на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утвержденной распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношения г.Севастополя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в Схеме содержится ошибка в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, о чем свидетельствует не отмененное судом, ранее учтенное право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, № и №.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости границы земельного участка с кадастровым номером № пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами Объекты пересечения:№, № и №.
При формировании земельного участка с кадастровым номером № не было учтено наличие иных земельных участков, расположенных в границах образуемого земельного участка, а также наличие правоустанавливающих документов и землеустроительной документации в отношении таких земельных участков.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
В соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты. Согласно п. 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРН только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРН не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.
Что касается встречных исковых требований ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО20» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительным распоряжения в части предоставления земельных участков в собственность, о признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельные участки, о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков, суд приходит к выводу, что уточненные встречные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Принимая во внимание положения части 3 статьи 1, статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», статей 4, 422, 1211 ГК РФ, суд к спорным правоотношениям, считает необходимым применить нормы гражданского законодательства Украины.
Как следует из материалов дела ответчиком по встречному иску –ФИО1 были представлены копия решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, из чужого незаконного владения; копия решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, из чужого незаконного владения; копия решения Гагаринского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, из чужого незаконного владения; копия решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ и Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ дело № об отказе в удовлетворении исковых требований Правительства Севастополя об истребовании земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, из чужого незаконного владения.
Обстоятельства и мотивы, на которые ссылается истец по встречным исковым требованиям, исследовались вышестоящими судами и сделаны соответствующие выводы о законности передачи земельных участков в собственность ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО1 по договорам купли-продажи.
Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установленапрезумпция добросовестности участников гражданских правоотношений иразумности их действий (пункт 5).
В силу пункта 6 статьи 81 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужогонезаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса РоссийскойФедерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое неимело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Ошибочным считаются выводы истца о том, что оспариваемое распоряжение Севастопольского ГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О передаче в собственность гражданам-членам обслуживающего кооператива «Жилищно-строительный кооператив «ФИО27» земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных сооружений и построек (приусадебные участки), расположенных в районе <адрес>, является недействительным, было принято с нарушением процедуры, предусмотренной действующим законодательством по рассмотрению земельных вопросов, в частности, что в нарушение пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины Севастопольская ГГА.
В соответствии с требованиями статьи 8 Закона Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» решение о разграничении земель государственной и коммунальной собственности, которые находятся за пределами населенных пунктов, принимают областные государственные администрации. Свои решения они лишь согласовывают с органами местного самоуправления.
Согласно статье 126 Земельного кодекса и статье 14 Закона «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» право коммунальной собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом на право коммунальной собственности на земельный участок, которого в Севастопольском городском совете не было и не могло быть, поскольку на тот момент форма государственного акта на право коммунальной собственности на земельный участок даже еще не была утверждена Кабинетом Министров, предусматривает статья 14 Закона «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности».
Земля, на которой гражданам были предоставлены в собственность земельные участки, была государственной собственностью и не принадлежала к коммунальной собственности, поскольку в соответствии со статьей 1 Закона «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» под понятием «разграничение земель государственной и коммунальной собственности» следует понимать следующее: разграничение земель государственной и коммунальной собственности заключается в осуществлении организационно-правовых мероприятий по распределению земель государственной собственности на земли территориальных общин и земли государства.
Следует отметить, что в административно-территориальном образовании Украины - город Севастополь - разграничение земель государственной собственности в соответствии с Законом Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» не было осуществлено, в связи с чем, все земли на территории города, за исключением земельных участков частной собственности, являлись землями государственной собственности (Статья 14 Конституции Украины, статья 84 Земельного кодекса Украины, Статья 1 Закона Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности»).
Понятия «административно-территориальная единица» и «населенный пункт» не тождественны.
В соответствии со статьями 173-176 Земельного кодекса Украины граница населенного пункта именно города Севастополя, которая отделяет территорию населенного пункта от других населенных пунктов и территорий пригородной зоны на территории Севастопольского городского совета, не была установлена (проект землеустройства по установлению границы населенного пункта города Севастополь в соответствии со статьей 173 Земельного кодекса Украины, а также статьей 46 Закона Украины «О землеустройстве» не разрабатывался, постановление Верховной Рады Украины «Об установлении границы населенного пункта города Севастополя в соответствии со статьей 174 Земельного кодекса Украины не принималось).
Суд отмечает, что гражданами-членами ОК ЖСК «ФИО28» соблюдены все законодательно предусмотренные условия по отводу (бесплатной приватизации) земельных участков, которые сопровождались государственным надзором. Проект землеустройства по отводу указанного земельного участка согласован в установленном законом порядке, который не опровергается материалами дела.
В судебном заседании были преоставлены оригиналы технической документации по землеустройству по установлению границы земельных участков в натуре (на местности) и составлению документов, подтверждающих право на земельные участки для индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м; г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м; г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 700 кв.м.
Севастопольская ГГА указанными распоряжениями распорядилась земельными участками, которые расположены на территории соответствующей административно-территориальной единице вне существующими пределами населенных пунктов, что не противоречит пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины и согласуется с предписаниями части третьей статьи 1, подпунктом 2 статьи 21 Закона Украины «О местные государственные администрации».
Доводы истца относительно отсутствия компетенции СГГА относительно распоряжения землей не могут быть принять во внимание, поскольку встречный иск не содержит требований об установлении наличия или отсутствия компетенции (полномочий) субъекта властных полномочий и не был предметом данного дела.
В соответствии с частью второй статьи 6 Закона Украины «О местных государственных администрациях» распоряжения председателей местных государственных администраций, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для выполнения на соответствующей территории всеми органами, предприятиями, учреждениями и организациями,- должностными лицами и гражданами.
Оспариваемые распоряжения Севастопольской ГГА, принятые ею, а не Севастопольским городским советом не по вине граждан-членов ОК «ЖСК «ФИО29», которые предоставили необходимые согласования и документы, и которые субъектом властных полномочий были приняты, как уполномоченным органом.
Суд отмечает, что поскольку решение Севастопольской ГГА выполнено, то есть, граждане-члены ОК «ЖСК «ФИО30» получили государственные акты на право собственности на земельные участки, следовательно, спорные распоряжения, которые имели фактически «одноразовое действие», не подлежат отмене.
Отдельный закон, регулирующий осуществление исполнительной власти в городе Севастополе, не был принят, при рассмотрении этого дела следует руководствоваться общими нормами права, регулирующих деятельность местных государственных администраций.
Согласно статье 1 Закона Украины от ДД.ММ.ГГГГ№-XIV «О местных государственных администрации» исполнительную власть в городе Севастополе осуществляли местные государственные администрации. Местная государственная администрация являлась местным органом исполнительной власти и входила в систему органов исполнительной власти. Местная государственная администрация в пределах своих полномочий осуществляет исполнительную власть на территории соответствующей административной территориальной единицы, а также реализует полномочия, делегированные ей соответствующим Советом.
Согласно части четвертой статьи 41 Закона акты местных государственных администраций ненормативного характера, принятые в пределах их полномочий, вступают в силу с момента их принятия, если самими актами не установлен позднее второй срок введения их в действие. Эти акты доводятся до их исполнителей, а при необходимости - обнародуются.
В ст. 39 ЗУ «О местных государственных администрациях» также определен исчерпывающий перечень полномочий председателей местных государственных администраций, к которому не входит отмена собственных предыдущих распоряжений или предписаний бывшего председателя.
Кроме того, основаниями для признания акта противоправным и его отмене является несоответствие его требованиям действующего законодательства и/или определенной законом компетенции органа, издавшего этот акт. Обязательным условием для отмены является также нарушение в связи с принятием соответствующего акта прав и охраняемых законом интересов истца.
Если по результатам рассмотрения дела факта нарушения не установлено у суда нет правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд, при изложенных обстоятельствах, не установил нарушений любых прав и охраняемых законом интересов истца по встречному исковому заявлению.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что правособственности ФИО2, члена ОК «ЖСК «ФИО31», на земельный участок, площадью 0,07 га, расположенный в городе Севастополе по <адрес>, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и построек (приусадебный участок), возникло на оснований распоряжения Севастопольской городской ГГА от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ДД.ММ.ГГГГФИО6 осуществлена государственнаярегистрация права собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО1 заключендоговор купли-продажи земельного участка, право собственностиФИО1 зарегистрировано в установленном порядке.
Право собственности ФИО3, члена ОК «ЖСК «ФИО32»», на земельный участок площадью 0,07 га, расположенный в городе Севастополе по <адрес>, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и построек (приусадебный участок), возникло на оснований распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ДД.ММ.ГГГГФИО3 осуществлена государственнаярегистрация права собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и ФИО1 заключендоговор купли-продажи земельного участка, право собственностиФИО1 зарегистрировано в установленном порядке.
Право собственности ФИО4, члена ОК «ЖСК «ФИО33», на земельный участок площадью 0,07 га, расположенный в городе Севастополе по <адрес>, с целевым назначением для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и построек (приусадебный участок), возникло на оснований распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
ДД.ММ.ГГГГФИО4 осуществлена государственнаярегистрация права собственности на земельный участок.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4 и ФИО1 заключендоговор купли-продажи земельного участка, право собственностиФИО1 зарегистрировано в установленном порядке.
В соответствии с абзацем третьим пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - постановление Пленума 10/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Пунктом 36 постановления Пленума 10/22 разъяснено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Из приведенных норм материального права в их взаимосвязи следует, что добросовестность участников гражданского оборота и достоверность сведений государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество предполагаются, сведения о том, что органами государственной власти были предприняты разумные и осмотрительные меры по контролю над земельным участком в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, в силу статьи 319 Гражданского кодекса Украины, статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, что в свою очередь, предполагает должное оформление своего права (регистрацию) и его защиту.
Таким образом, доказательства, представленные истцом в обоснование довода о непринятии Севастопольской ГГА решения о передаче спорных земельных участков в собственность ответчикам ФИО2, ФИО3 и ФИО4 содержат противоречивую информацию, которая не позволяет с достоверностью прийти к выводу об отсутствии волеизъявления органа государственной власти на передачу земельного участка в собственность. Кроме того, данные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о том, что имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
Из установленных судом обстоятельств следует, что государственными органами совершались последовательные действия по принятию заявлений, изданию соответствующих распоряжений и регистрации права собственности граждан.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности истцом обстоятельств незаконного приобретения ФИО2, ФИО3 и ФИО4 земельных участков в собственность.
Из кадастровых паспортов земельного участка усматривается, чтокатегория земель, на которых расположен земельный участок, земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительстваи обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений(приусадебный участок).
Таким образом, земельные участки не относились к категории земель,которые не могли находиться в собственности граждан.
Право собственности ФИО1 на спорные земельные участки возникло на основании возмездных сделок, заключенных с собственниками земельного участка, в отсутствие каких-либо обременений в отношенииобъекта недвижимости. Сделки совершены сторонами с соблюдениемустановленной законом формы, земельные участки перешли от продавца кпокупателю, который зарегистрировал право собственности в установленномзаконом порядке.
Материалы дела не содержат доказательств того, что при заключениидоговоров купли-продажи земельных участков у ФИО1 имелисьоснования сомневаться в законности возникновения права собственностиответчика ФИО2, ФИО3 и ФИО4 на земельные участки и, соответственно, законности договоров.
При этом согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказывать выбытие имущества из его владения помимо воли.
В соответствии со статьей 1 пункта 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Право частной собственности охраняется законом (часть 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начиналось со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснялось, что в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
Аналогичная правовая позиция впоследствии нашла отражение в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
Согласно разъяснению, содержащемуся в указанном выше пункте, при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим истцом по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Учитывая, что ФГБУК «Государственное историко-археологический музей-заповедник «ФИО21» право (бессрочного) пользования зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ№ на основании Распоряжения Правительства Севастополя №-РП от ДД.ММ.ГГГГ, а спорные земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО1, с кадастровыми номерами №, № и №, поставлены на кадастровый учет, как ранее учтенное право ДД.ММ.ГГГГ, в характерных точках координат, данные сведения являются открытыми публичными данными, суд приходит к выводу о пропуске срока исковой давности ФГБУК «Государственное историко-археологический музей-заповедник «ФИО22» для обращения со встречным иском.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 об установлении реестровой ошибки, устранения пересечения путем установления границ в соответствующих характерных точках координат земельных участков и отказе в удовлетворении встречного иска ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО23» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительным распоряжения в части предоставления земельных участков в собственность, о признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельные участки, о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л:
Исковое заявление ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО24» об установлении реестровой ошибки, устранения пересечения путем установления границ в соответствующих характерных точках координат земельных участков - удовлетворить.
Установить наличие реестровой ошибки при установлении границ земельного участка с кадастровым номером: №, следствием которой стало пресечение границ земельных участков с кадастровыми номерами: №, № и №.
Установить границы земельного участка, без заявления собственника, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> с кадастровым номером №, фактическая площадь земельного участка 700 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в соответствии с координатами характерных точек:
№ | |
№ | |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Установить границы земельного участка, без заявления собственника,
расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> с кадастровым номером №, фактическая площадь земельного участка 700 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в соответствии с координатами характерных точек:
№ | |
№ | |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Установить границы земельного участка, без заявления собственника, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> с кадастровым номером №, фактическая площадь земельного участка 700 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в соответствии с координатами характерных точек:
№ | |
№ | |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ (характерных точек) земельного участка № без заявления собственника, в части пресечения с земельным участком, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес> с кадастровым номером №, фактическая площадь земельного участка 700 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в соответствии с координатами характерных точек:
№ | |
№ | |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ (характерных точек) земельного участка № без заявления собственника, в части пресечения с земельным участком, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером №, фактическая площадь земельного участка 700 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в соответствии с координатами характерных точек:
№ | |
№ | |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о местоположении границ (характерных точек) земельного участка № без заявления собственника, в части пресечения с земельным участком, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с кадастровым номером №, фактическая площадь земельного участка 700 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), в соответствии с координатами характерных точек:
№ | |
№ | |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
№ | № |
В удовлетворении встречного искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-археологический музей-заповедник «ФИО25» к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительным распоряжения в части предоставления земельных участков в собственность, о признании недействительными свидетельств о праве собственности на земельные участки, о признании недействительными (ничтожными) договоров купли-продажи земельных участков - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Копия верна:
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура