ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10370/2013 от 12.03.2014 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

     №2-1187/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 12 марта 2014 года г.Уфа

 Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

 председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б. при секретаре Фархутдиновой А.А.     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры к ОАО «Урало-Сибирские нефтепроводы им. Черняева» и Министерству природопользования и экологии Республики Башкортостан об обязанииОАО «Урало-Сибирские нефтепроводы им. Черняева» принять меры по заключению с Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан договора водопользования на использование акватории водного объекта – <адрес> для технического обслуживания подводного перехода нефтепровода ППМН «Нижневартовск-Курган-Куйбышев», 1757 км.

 у с т а н о в и л:

     Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура обратилась с указанным исковым заявлением в суд, мотивировав его тем, что ОАО «Урало-Сибирские нефтепроводы им. Черняева» эксплуатирует нефтепровод ППМН «Нижневартовск-Курган-Куйбышев», 1757 км.для транспортировки нефтепродуктов. Между тем у общества отсутствуют документы, подтверждающие право пользования акваторией водного объекта - <адрес> для технического обслуживания и организации охранных зон подводного перехода эксплуатируемого нефтепровода.

     С учетом уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ №32д-1794/13-2014 просит суд обязать ОАО «Урало-Сибирские нефтепроводы им. Черняева» обратиться в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан с заявлением для заключениядоговора водопользования на использование акватории водного объекта – <адрес> для технического обслуживания подводного перехода нефтепровода ППМН «Нижневартовск-Курган-Куйбышев№ км.и обязать Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан заключить указанный договор водопользования.

     В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просит суд удовлетворить их в полном объеме.

     Представитель ОАО «Урало-Сибирские нефтепроводы им. Черняева» в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление и просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме ссылаясь на то, что 05.02.2014ОАО «Урало-Сибирские нефтепроводы им. Черняева» в адрес Министерства природопользования и экологии Республики направлено заявление для заключения договора водопользования на использование акватории водного объекта – <адрес>, что подтверждается письмом № от 04.02.2014, заявлением № от 31.01.2014.

     Представитель Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебном заседании представил отзыв на исковое заявление и просит суд отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме ссылаясь на то, что требованиями ч. 1, 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень целей использования водных объектов, при которых необходимо предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование. Водопользование это деятельность, связанная с использованиемводного объекта, а подводные переходы расположены ниже дна водоемов и согласно требований Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах»все что расположено ниже дна водоемов относится к недрам.

     Выслушав представителей истца и ответчиков, исследовав материалы дела и оценив доказательства суд приходит к следующему:

 Судом установлено, материалами дела подтверждается, что ОАО «Уралсибнефтепровод» в Уфимском и Благовещенских районах Республики Башкортостан вблизи <адрес> с 2001 года эксплуатирует нефтепровод ППМН «Нижневартовск –Курган – Куйбышев». Для пересечения водного объекта – <адрес>, ОАО «Уралсибнефтепровод» в 1976 году построен подводный переход.

     Статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации установлены виды водопользования, в соответствии с которыми водные объекты предоставляются в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водного объекта в пользование.

 Частями 1, 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень целей использования водных объектов, при которых необходимо предоставление водных объектов в пользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование.

 Согласно требований Водного кодекса Российской Федерации водный объект - сосредоточение вод, а водопользование это деятельность организации, связанная с использованием водного объекта.

 Предоставление акватории водного объекта в пользование на основании договоров водопользования осуществляется в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона» по результатам проведенного аукциона.

 Таким образом, предоставление акватории водных объектов в пользование на основании договоров водопользования осуществляется по результатам проведенного аукциона.

 Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О недрах»дает определение понятию недрам, согласно преамбулы Закона недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Из изложенного следует, что недра от поверхности дна до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, не являются частью водного объекта и при эксплуатации подводных переходов которые расположены в недрах водные объекты не затрагиваются.

 Согласно требований п. 4 ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
№ «О недрах»недра предоставляются в пользование для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 Участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых относятся к участкам недр местного значения (п. 2 ст. 2.3 Закона «О недрах»).

 Основаниями возникновения права пользования участками недрдля строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых осуществляется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования.

 Требованиями ст. 14 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №144-з «О порядке получения права пользования участками недр местного значения в Республике Башкортостан» установлены условия предоставления права пользования участками недр местного значения для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами.Пользователь участками недр местного значения должен производить оценку воздействия проектируемых и проводимых работ на окружающую среду, согласовывать ее с органами государственной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, принимать необходимые меры по предупреждению негативного воздействия работ на окружающую среду, а в случае нанесения ущерба - компенсировать его в установленном законодательством порядке.

 Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ № и РД-39-132-94 Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов предусмотрено установление охранных зон на участке водного пространства.

 Из п. 3.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ № 9следует, что места пересечения трубопроводов с судоходными и сплавными реками, а также каналами обозначаются на берегах сигнальными знаками. Сигнальные знаки устанавливаются предприятием трубопроводного транспорта, по согласованию с бассейновыми управлениями водного пути (управлениями каналов) и вносятся последними в перечень судоходной обстановки и в лоцманские карты. Таким образом, наличие сигнальных знаков предусматривает все меры предосторожности при сплавлении судов пореке. Установление охранных зон на участке водного пространства не исключают акваторию водного объекта, в границе охранной зоны из пользования. В границах охранной зоны вводятся только ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

 Аналогичные требования изложены в Правилах установления охранных зон для гидроэнергетических объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 884, которые не исключают возможность использования акватории водных объектов в границах охранных зон, в том числе другими лицами.

 Ранее действующим Водным кодексом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗстатьей 86 было предусмотрено, что использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов. Виды специального водопользования определялись в перечне, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.

 Перечень видов специального водопользования был утвержден приказом МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня видов специального водопользования», согласно п. 10 которого к видам специального водопользования отнесено строительство и эксплуатация подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ.

 С ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» был введен новый Водный кодекс Российской Федерации.

 Согласно требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

 Таким образом, водопользователи, которые на тот момент имели лицензии на водопользование в целях эксплуатации подводных переходов, продолжили водопользование на основании уже полученных документов до истечения срока их действия.

 Требованиями вновь принятого Водного кодекса Российской Федерации законодатель предусмотрел, что необходимо оформление решений о предоставлении водных объектов в пользование в случае размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций.

 Как установлено в судебном заседании Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан ранее до введения в действие новой редакции Водного кодекса руководствуясь требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» было выдано 36 решений о предоставлении прав пользования водными объектами для размещения подводных переходов. В настоящее время не истек срок 14 решений о предоставлении прав пользования водными объектами в целях размещения подводных переходов, которые были выданы водопользователям до внесения изменений в Водный кодекс Российской Федерации.

 Однако Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации в части получения прав пользования водными объектами.

 Согласно новой редакции Водного кодекса Российской Федерации предоставление водного объекта в пользование на основании решения возможно в случаях использования водного объекта в целях «строительства гидротехнических сооружений, мостов, а также подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов».Руководствуясь требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан оформляются решения на предоставление прав пользования водными объектами в целях строительства подводных и подземных переходов, если такое строительство связано с изменением дна и берегов водных объектов. Данные решения оформляются на срок строительства данных переходов.

 Таким образом, внося изменения в Водный кодекс Российской Федерации законодатель не усмотрел оснований для оформления договоров или решений о предоставлении водного объекта в пользование в целях эксплуатации подводных переходов.

 Учитывая изложенное суд считает, что истцом сделан неправильный вывод о необходимости заключения договоров водопользования на использование акватории водного объекта для технического обслуживания подводного перехода, так как подводные переходы, расположены ниже дна водоема, а то, что расположено ниже дна водоемов, относится к недрам. Кроме того, некоторые подводные переходы, прокладка которых ведется методом горизонтально-наклонного бурения, на несколько метров ниже линии дна водных объектов и выходом за пределами берегов водных объектов расположены ниже дна водоемов и водотоков и не требуют оформления решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.к. не затрагивают акваторию водного объекта.

 Ссылка истца на письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в котором содержится мнение Минприроды России по данному вопросу судом отклоняется, так как в данном письме говорится о целесообразности заключения договора водопользования в случае эксплуатации подводных и подземных переходов, но не разъясняется каким образом должны быть заключены договора водопользования. Также данное письмо не является нормативно правовым актом разъясняющим порядок предоставления акватории водного объекта в пользование в целях эксплуатации подводных переходов.

 Анализируя изложенное суд считает иск не подлежащим удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении требований Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Председательствующий судья И.Б.Сиражитдинов