ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-10374/2023 от 25.10.2023 Кировского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-10374/2023

УИД 03RS0003-01-2023-008799-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ город Уфа

Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зинатуллиной И.Ф.,

при секретаре Топаеве Д.В.,

с участием ответчика Герасимовой Д.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-10374/2023 по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к индивидуальному предпринимателю Герасимовой Диларе Фаудатовне о прекращении противоправных действий индивидуального предпринимателя Герасимовой Диларе Фаудатовне в отношении неопределенного круга потребителей,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Герасимовой Диларе Фаудатовне о прекращении противоправных действий, указав в обоснование требований, что в ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 13.00 до 15.00) установлено, что, согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены факты повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП Герасимовой Д.Ф. по адресу: 450006, г. Уфа, <адрес>, с повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации).

В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 16.00) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены

факты повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП Герасимовой Д.Ф. по адресу: 450006, г. Уфа, <адрес> повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации).

На основании изложенного, истец просит суд:

Признать действия, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота парфюмерной продукции с повторно сформированными кодами маркировки противоправными.

Обязать прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, по выводу из оборота парфюмерной продукции с повторно сформированными кодами маркировки.

Обязать ИП Герасимову Д.Ф. довести решение суда в течение 10 дней со дня вступления решение суда в законную силу через средства массовой информации.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направили в суд заявление о рассмотрении дела без их участия.

В судебном заседании ответчик ИП Герасимова Д.Ф.требования иска признала, пояснила, что все нарушения устранены.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и ответчика.

Суд, выслушав ответчика, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 13.00 до 15.00) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены факты повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП Герасимовой Д.Ф. по адресу: 450006, г. Уфа, <адрес> повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: парфюмированная вода «S parfum» 30 мл

-код идентификации повторные продажи.

-код идентификации повторные продажи.

-код идентификации повторные продажи.

-код идентификации повторные продажи.

-код идентификации повторные продажи.

-код идентификации повторные продажи.

В ходе проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации (ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 до 16.00) установлено, что согласно информации, размещенной в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров в сети «Интернет» https://gov.crpt.ru/ выявлены

факты повторных продаж у одного продавца (вывод из оборота) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП Герасимовой Д.Ф. по адресу: 450006, г. Уфа, <адрес> повторно сформированными кодами маркировки (средством идентификации), а именно: парфюмированная вода «S parfum» 30 мл

- код идентификации 2 повторные продажи.

- код идентификации 2 повторные продажи.

- код идентификации - 2 повторные продажи.

- код идентификации повторные продажи.

Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров,

подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС МТ) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.1 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

По п.п. 5, 16 ст. 20.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» п. 1 Настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров).

Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными (п. 10 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).

Участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе (п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»).

Исходя из п. 2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ: «вывод товаров из оборота» - реализация (продажа) маркированного товара физическому лицу для личного потребления, изъятие (конфискация), утилизация, уничтожение, безвозвратная утрата, отзыв товара, реализация и продажа товаров, ранее находившегося в обороте на территории Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, использование для собственных нужд, а также иные действия, предполагающие прекращение дальнейшего оборота товара; «код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.

Духи и туалетная вода, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» подлежат обязательной маркировке с ДД.ММ.ГГГГг. В соответствии с п. 2 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "статус кода (статус кода идентификации, статус кода идентификации набора, статус кода идентификации транспортной упаковки, статус агрегированного таможенного кода)" - определяемое в информационной системе мониторинга состояние кода идентификации, кода идентификации набора, кода идентификации транспортной упаковки, агрегированного таможенного кода, которое изменяется в рамках процессов, предусмотренных настоящими Правилами, возможные статусы которых предусмотрены пунктом 36 1 настоящих Правил.

"вывод парфюмерной продукции из оборота" - реализация (продажа) или иная передача маркированной парфюмерной продукции физическому лицу для личного потребления на основании договоров, предусматривающих переход права собственности на парфюмерную продукцию, в том числе розничная продажа, безвозмездная передач, уступка прав, отступное или новация; возврат физическим лицам нереализованных товаров, полученных ранее юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в рамках договоров комиссии; реализация (продажа) парфюмерной продукции юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях, не связанных с их последующей реализацией (продажей); изъятие (конфискация), утилизация уничтожение, безвозвратная утрата парфюмерной продукции; принятие решения об использовании парфюмерной продукции для собственных нужд; реализация (продажа) парфюмерной продукции путем ее продажи по образцам или дистанционным способом продажи при отгрузке парфюмерной продукции со склада хранения для доставки потребителю, реализация (продажа) парфюмерной продукции по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.

статус "выбыл" - статус, при котором парфюмерная продукция с соответствующим кодом маркировки выведена из оборота.

Согласно положениям п. 23 Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ), для регистрации парфюмерной продукции в информационной системе мониторинга участник оборота парфюмерной продукции вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика, код товара (при наличии), наименование парфюмерной продукции, 4-значный код ТН ВЭД ЕАЭС (начиная с ДД.ММ.ГГГГ - 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС), товарный знак (при наличии), страна производства парфюмерной продукции в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, тип парфюмерной продукции, заявленный объем парфюмерной продукции (л, мл), тип упаковки (упаковок), материал упаковки (упаковок), номер технического регламента (стандарта), фотоизображения парфюмерной продукции в разных ракурсах (вносятся по желанию).

При этом «код товара» - уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующим кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

В соответствии с п. п. 66, 66.1 Правил , участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу парфюмерной продукции с применением контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию об обороте парфюмерной продукции, если операция осуществляется между участниками оборота парфюмерной продукции, зарегистрированными в информационной системе мониторинга, или о выводе из оборота парфюмерной продукции с использованием контрольно-кассовой техники, за исключением участников оборота парфюмерной продукции, которые вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов в соответствии с законодательством. Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, а также участники оборота парфюмерной продукции, осуществляющие продажу маркированной парфюмерной продукции и операцию корректировки первично поданной информации о выводе из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники, направляют в информационную систему мониторинга информацию о корректировке вывода из оборота парфюмерной продукции посредством контрольно-кассовой техники. Корректировка первично поданной информации возможна только в отношении цены товара за единицу с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, стоимости товара с учетом скидок, наценок, сборов и налогов, ставки налога на добавленную стоимость, включенного в стоимость товара.

При возврате парфюмерной продукции с неповрежденным средством идентификации парфюмерная продукция повторно не маркируется, а в информационную систему мониторинга вносятся следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего парфюмерную продукцию; код идентификации или код идентификации набора товаров; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем; вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).

При возврате парфюмерной продукции и при необходимости ее перемаркировки участник оборота парфюмерной продукции вносит в информационную систему мониторинга следующие сведения: идентификационный номер налогоплательщика участника оборота парфюмерной продукции, принимающего товары; новый код идентификации, новый код идентификации набора товаров; реквизиты документов, подтверждающих возврат маркированных товаров, если товары были оплачены потребителем; вид документа, подтверждающего соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), номер и дата документа, если срок действия документа, подтверждающего соответствие товара, который был указан ранее, истек (при наличии).

Повторные продажи могут возникать, в частности, в случае, если один и тот же код маркировки нанесен на разные единицы товаров (продажа второй единицы такого товара фиксируется как отклонение в ГИС МТ); если один и тот же код считывается два и более раза.

Повторное сканирование кода идентификации, который является уникальным для каждого экземпляра, и повторная передача данных о «выводе из оборота» экземпляра товара возможна при нанесении одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра товара, что недопустимо, такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.

В связи с нарушением обязательных требований Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан ИП Герасимовой Д.Ф. 23 мая и ДД.ММ.ГГГГ объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований -ПО, -ПО и принятию мер по обеспечению соблюдения обязательных требований предусмотренных п. п. 66, 66.1 Правил .

Таким образом, установлено и подтверждено контрольными (надзорными) мероприятиями, что ИП Герасимова Д.Ф. допускает нарушения прав потребителей, требований законодательства в установленной сфере.

Под неопределенным кругом потребителей следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь всех в процесс в качестве заявителей, заинтересованных лиц, указать всех в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении конкретного дела (письмо Федеральной антимонопольной службы от ДД.ММ.ГГГГ № ИА/58547/16) «О разъяснении отдельных вопросов применения антимонопольного законодательства к отношениям с участием информационно-расчетных центров (расчетно-кассовых центров)»).

Понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений

ИП Герасимова Д.Ф. имела все возможности для соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей, а также, для устранения допущенных нарушений.

Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан к индивидуальному предпринимателю Герасимовой Диларе Фаудатовне о прекращении противоправных действий индивидуального предпринимателя Герасимовой Диларе Фаудатовне в отношении неопределенного круга потребителей, удовлетворить.

Признать действия, выразившиеся в несоблюдении обязательных требований к маркировке товаров средствами идентификации в государственной системе мониторинга оборота товаров, а именно: по выводу из оборота парфюмерной продукции с повторно сформированными кодами маркировки противоправными.

Обязать индивидуального предпринимателя Герасимову Дилару Фаудатовну прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, по выводу из оборота парфюмерной продукции с повторно сформированными кодами маркировки.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Зинатуллина И.Ф.