Дело № 2-10379/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«31» августа 2015 года | г. Петропавловск-Камчатский |
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Микитюка К.Г.,
при секретаре Парышевой И.К.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО3, выступающего по доверенности, представителя ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа – ФИО7, выступающей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 оглы обратился в суд с данным иском к Департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, ссылаясь на следующие обстоятельства. 21 ноября 2014 года он обратился к Главе администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему для целей, не связанных со строительством (для озеленения) земельного участка, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ№ ему сообщено об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании п. 5 ч. 8 ст. 3 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-нд «О процедурах и критериях предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (далее – Решение Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд) в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке расположены металлические ограждения. Указал, что из оспариваемого отказа Департамента, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, не следует, что оно было принято с учетом зонирования территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Само по себе нахождение на испрашиваемом земельном участке самовольно размещенных объектов не может являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, поскольку такое основание для отказа в предоставлении земельного участка не предусмотрено каким-либо федеральным законом РФ. Также указал, что установленные п. 5 ч. 8 ст. 3 Решения Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд условия, не соответствуют ЗК РФ, либо какому-либо иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Между тем, Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-нд принято Решение «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа», которым регламентирован порядок освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на территории городского округа. То есть, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа имеет место действующий нормативный правовой акт, которым предусмотрена возможность, правомерного освобождения самовольно занятых земельных участков, демонтажа и (или) вывоза самовольно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Таким образом, по мнению истца, Департаментом не представлены доказательства о принципиальной невозможности предоставления ему испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, указывая на то, что решение Департамента, оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, принято с нарушением норм ст. 34 ЗК РФ и ст. 1 ГК РФ, ФИО2 оглы просил суд признать незаконным отказ Департамента градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ в предоставлении ФИО2 земельного участка для озеленения по адресу: г. Петропавловск- Камчатский, <адрес>, а также возложить на Департамент градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность предоставить ФИО2 земельный участок для озеленения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
В судебном заседании ФИО2 оглы указал на то, что он просит суд признать незаконным оформленное в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ решение Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1 260 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и о возложении обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 1 260 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Также истец просил суд восстановить ему пропущенный срок исковой давности по делу ввиду его юридической неграмотности в данном вопросе, поскольку он полагал, что срок исковой давности по данному спору составляет полгода. Дополнительно суду пояснил, что ему неизвестно о том кем и когда был установлен забор на спорном земельном участке, он приобрел его вместе с забором. Кроме того, им заказаны топографические работы для межевания указанного участка и его дальнейшего истребования.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании требования истца с учетом их уточнения поддержал. Дополнительно указал, что срок исковой давности по данному делу составляет 3 года, поскольку тут имеет место спор о праве. Также пояснил, что указанный забор был убран после того, как Администрацией ПКГО были сделаны фотографии участка с расположенным на нем забором.
Представитель ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО5 исковые требования не признала, полагала их необоснованными и удовлетворению не подлежащими. Дополнительно суду пояснила, что в адрес Департамента ДД.ММ.ГГГГ№ от ФИО2 оглы поступило заявление о предоставлении ему земельного участка для целей не связанных со строительством – для озеленения в районе <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском. Согласно сведениям Административно-контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, испрашиваемый земельный участок является смежным с земельным участком с кадастровым номером №. В границах спорного земельного участка расположен забор, самовольно возведенный ФИО2 оглы, что подтверждается фотосъемкой от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.1 ст. 34 ЗК РФ (действовавшего на дату обращения заявителя и дату отказа ему в предоставлении земельного участка), Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа ДД.ММ.ГГГГ было принято решение №-нд «О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории-Камчатского городского округа», устанавливающее процедуры и критерии предоставления гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для указанных целей. Пунктом 4 ч. 8 ст. 3 Решения Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд были установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством: наличие самовольно размещенных объектов (зданий, строений, сооружений, временных объектов). В соответствии с приказом ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» сооружения это постройки вспомогательного, хозяйственного назначения. К ним относятся заборы, ворота, выгребные ямы, колодцы, дворовые покрытия и т.<адрес> образом, в соответствии с требованиями нормативного акта – Решения Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд, Департаментом принято решение об отказе в предоставлении ФИО2 оглы земельного участка для целей, несвязанных со строительством по адресу г. Петропавловск Камчатский, <адрес>. Данный отказ направлен в адрес заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанное решение не отменялось и действовало на территории Петропавловск-Камчатского городского округа. Кроме того, указала о том, что истцом пропущен 3-хмесячный срок для обращения с данным иском об обжаловании решения Департамента в суде, суд решения о восстановлении ему пропущенного срока не принимал, в связи с чем, производство по данному делу подлежит прекращению. Дополнительно указала, что вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № истцу ранее отказано в удовлетворении его иска о признании недействительным оформленного в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1 300 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и возложении на Департамент обязанности заключить с ним договор аренды земельного участка площадью 1 300 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. Согласно мотивировочной части указанного решения, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований ФИО2 оглы послужило наличие незаконно размещенного объекта в границах испрашиваемого земельного участка ограждения в виде забора.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе обжаловать решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу положений ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с таким заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. При этом, пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании выше изложенного, довод представителя истца о том, что срок предъявления указанного иска составляет 3 года, поскольку в данном случае имеет место спор о праве, ошибочен и связан с неверным пониманием установленных ГПК РФ норм.
Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Как следует из материалов дела, обжалуемый истцом отказ Департамента, оформленный письмом №, датирован ДД.ММ.ГГГГ, между тем, истец обратился в суд с данным иском об обжаловании решения Департамента и возложении на Департамент обязанности ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец просил суд восстановить ему срок для обжалования отказа Департамента, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку ввиду своей юридической неграмотности он полагал, что для его обжалования у него есть полгода. Кроме того, истец пояснил, что фактически получил указанное решение Департамента, оформленное письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ№ не в указанную дату, а позже, в связи с чем, он узнал о своем нарушенном праве позже ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, принимая во внимание названные истцом причины пропуска установленного законом срока, учитывая их уважительность, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство истца, и восстанавливает ему срок для обращения в суд с данным исковым заявлением об обжаловании решения Департамента, оформленного письмом №, датированным ДД.ММ.ГГГГ.
Особенности предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на момент принятия Департаментом решения об отказе в предоставлении истцу указанного земельного участка площадью 1 260 кв.м., устанавливались ст. 34 ЗК РФ (утратила силу с ДД.ММ.ГГГГ, согласно ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган.
В соответствии с вышеприведенной нормой права, Городской Думой Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края было разработано Решение от ДД.ММ.ГГГГ№-нд «О процедурах и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» (Решение Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд), которое устанавливало процедуры и критерии предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством в Петропавловск-Камчатском городском округе. (утратила ( также утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п. 3 Решения Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Департаментом градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно п. 1.2. Положения о Департаменте градостроительства и земельных отношений Петропаловск-Камчатского городского округа, утвержденного решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-р, Департамент является органом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, учрежденным в соответствии с Уставом Петропавловск-Камчатского городского округа, с целью организации деятельности по решению вопросов местного значения в сфере архитектуры, градостроительства, а также органом, уполномоченным Положением о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью в Петропавловск-Камчатском городском округе, утвержденным Решением Петропавловск-Камчатской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-р, на осуществление от имени Петропавловск-Камчатского городского округа полномочий собственника в части решения вопросов местного значения в сфере земельных отношений, переданных Департаменту от Комитета по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа в порядке перераспределения полномочий Петропавловск-Камчатского городского округа между органами администрации городского округа.
Как следует из содержания ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Аналогичная норма содержится в ст. 3 вышеуказанного Решения, устанавливающей порядок рассмотрения заявок о предоставлении земельных участков, для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Решения, лица, указанные в абзаце втором ч. 3 ст. 1 данного Решения, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в службу «одного окна» Аппарата администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В силу ч. 4 ст. 3 Решения, в случае возможности предоставления земельного участка Департамент в двухнедельный срок со дня регистрации заявления публикует в газете «Град Петра и Павла» информацию о предоставлении земельного участка, а также размещает данную информацию на официальном сайте администрации городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, на основании информации, указанной в части 4 настоящей статьи подают заявления в течение срока, указанного в информационном сообщении (ч. 5). Основания для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрены ч. 8 ст. 3 Решения.
Решение об отказе заявителю в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, принимается Департаментом в течение 30 дней со дня регистрации заявления и направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня его принятия. Данное решение должно быть мотивированным и содержать ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых оно принято (ч. 9 ст. 3 Решения).
В судебном заседании установлено, что решением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 Веленмед оглы о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГФИО2 оглы является собственником одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома, общей площадью 47,6 кв. метров, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по адресу: <адрес>, который он приобрел вместе с надворными постройками. Указанный жилой дом располагается на земельном участке площадью 2 284 кв. метров, из которых: 98 кв. метров – площадь застройки, а 2084 кв. метров - огород.
Также указанным решением суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка примерной площадью 2 260 кв. м, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в собственность. Постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлен в фактическое пользование за плату для эксплуатации жилого дома земельный участок площадью 1 000 кв. метров с кадастровым номером №, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами был заключен договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, по условиям которого, ФИО2 оглы за плату в собственность был передан земельный участок площадью 1 000 кв. метров с кадастровым номером №
В предоставлении оставшейся части испрашиваемого земельного участка, площадью 1 260 кв. метров, ФИО2 оглы было отказано со ссылкой на решение Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р, которым установлен предельный (максимальный) размер земельных участков предоставляемых гражданам в собственность. ДД.ММ.ГГГГФИО2 оглы обратился в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, площадью 1 300 кв. метров в аренду с целью озеленения. ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа направил заявителю промежуточный ответ за исх. №, в котором ему (заявителю) разъяснена процедура предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории Петропавловск-Камчатского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ в газете «Град Петра и Павла» и на официальном сайте администрации Петропаловск-Камчатского городского округа в сети Интернет была опубликована информация о возможности предоставления в аренду земельного участка площадью 790 кв. метров, расположенного вблизи дома по <адрес>, для целей, не связанных со строительством.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Административно-контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа проведена комиссионная рейдовая проверка соблюдения земельного законодательства в рамках рассмотрения вопроса о предоставлении спорного земельного участка, подлежащего формированию и выставлению на торги (открытый аукцион) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для целей не связанных со строительством.
Согласно заключению № «Об обследовании земель (земельного участка)» от ДД.ММ.ГГГГ, подкрепленному фототаблицей, в ходе обследования испрашиваемого земельного участка комиссией Административно-Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выявлено, что земельный участок подлежащий формированию для выставления на торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для целей не связанных со строительством имеет обременение - являясь смежным с земельным участком предоставленным Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 оглы для эксплуатации жилого дома, указанные участки имеют единое ограждение: с южной стороны металлическое (профиль), высотой около 2 метров, с северной – металлическое (сетка, листы) высотой около 1,5 метров, по западной границе обследуемого участка натянута сетка, с южной стороны на участке складирован металлический профиль.
На основании вышеупомянутого заключения, Департаментом градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа принято решение об отказе в предоставлении истцу испрашиваемого земельного участка по причине наличия в границах испрашиваемого участка обременения в виде самовольно установленного забора, оформленное в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Указанные выше обстоятельства установлены оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Камчатского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, вступившим в законную силу решением Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО2 Веленмед оглы о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, и в силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ не подлежат доказыванию в рамках настоящего гражданского дела.
Кроме того, указанным решением суда от ДД.ММ.ГГГГФИО2 оглы было отказано в удовлетворении его иска о признании недействительным оформленного в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1 300 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка площадью 1 300 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к Главе Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 1 260 кв. м., расположенного по адресу: Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, <адрес>, для целей не связанных со строительством – для озеленения, сроком на 49 лет, а также о заключении с ним договора аренды указанного земельного участка площадью 1 260 кв.м., сроком на 49 лет. Также указал, что испрашиваемый земельный участок ранее находился в его владении и пользовании более 15 лет в целях не связанных со строительством (под огород). Ранее он обращался с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в долгосрочную аренду, но ему было отказано в связи с тем, что на участке находился ветхий забор. В настоящее время, указанное препятствие устранено, и участок ни чем и не кем не обременен.
Между тем, из представленной представителем ответчика в материалы дела фототаблицы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в границах спорного земельного участка расположен забор.
Решением Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленным в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№, истцу было отказано в предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 260 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и в заключении с ним договора аренды указанного земельного участка площадью 1 260 кв. метров, поскольку при обследовании территории испрашиваемого земельного участка было выявлено наличие металлического ограждения. В соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 3 Решения Городской Думы ПКГО от ДД.ММ.ГГГГ№-нд основанием для отказа в предоставлении земельного участка является наличие незаконно размещенных объектов на испрашиваемом земельном участке (зданий, строений, сооружений, временных объектов). Также был разъяснено, что при формировании земельных участков для целей, не связанных со строительством, используемых в целях озеленения, размещаемых в пределах застроенных территорий, предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков определяются исходя из возможности формирования границ в сложившейся градостроительной ситуации, но не более 1000 кв. м.
Не согласившись с данным отказом, ФИО2 оглы обратился в суд.
Проанализировав юридически значимые обстоятельства по данному делу, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое ФИО2 оглы решение, содержащее мотивированное обоснование отказа, а также ссылки на нормативные правовые акты регионального законодательства, на основании которых оно принято, является правомерным.
Так, в соответствии с п. 5 ч. 8 ст. 3 Решения от ДД.ММ.ГГГГ№-нд (имевшего законную силу на момент подачи истцом заявления о предоставлении указанного земельного участка и принятии Департаментом решения об отказе в предоставлении указанного земельного участка площадью 1 260 кв.м.), основанием для отказа в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, является наличие незаконно размещенных объектов на испрашиваемом земельном участке (зданий, строений, сооружений, временных объектов) без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, Камчатского края и муниципальными правовыми актами городского округа, либо, в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
В ходе судебного разбирательства по делу ФИО2 оглы не отрицал факт нахождения в границах испрашиваемого участка на момент получения оспариваемого решения об отказе, ограждения в виде забора, пояснив, что не владеет информацией о лицах, которые возвели указанное ограждение.
Довод, изложенный в иске о том, что забор не относится к объектам капитального строительства, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, поскольку достаточным правовым основанием для отказа в предоставлении земельного участка является незаконное размещение на испрашиваемом земельном участке не только объектов капитального строительства, но также сооружений и временных объектов.
В соответствии с приказом Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» сооружения - это постройки вспомогательного, хозяйственного назначения. К ним относятся заборы, ворота, выгребные ямы, колодцы, дворовые покрытия и т.п.
Таким образом, понятием сооружения охватываются и постройки хозяйственного значения, к которым относится забор.
На основании изложенного, является несостоятельным довод представителя истца о том, что указанный забор был убран после того, как Администрацией ПКГО были сделаны фотографии участка с расположенным на нем забором, поскольку на момент обследования спорного участка земли и вынесения решения об отказе истцу в предоставлении ему земельного участка площадью 1 260 кв.м., забор располагался в границах спорного земельного участка.
Объективных доказательств в подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, которые могли быть не зарегистрированы, но что само по себе не свидетельствует об их отсутствии, стороной истца суду не представлено.
Поскольку собственник имеющегося на спорном участке ограждения не установлен, принадлежность забора истцу ни чем не подтверждена, правоустанавливающие документы на ограждение в материалы дела не представлены, суд приходит к выводу о наличии у ответчика правовых оснований для отказа в предоставлении ФИО2 оглы земельного участка для целей, не связанных со строительством.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив наличие условий, препятствующих предоставлению земельного участка для целей, не связанных со строительством, суд полагает, что решение Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа является законным и обоснованным, в связи с чем, требование ФИО2 оглы о признании незаконным решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа, оформленного письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> аренду удовлетворению не подлежит.
В этой связи, не подлежит удовлетворению и требование истца о возложении на Департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа обязанности заключить с ФИО2 оглы договор аренды испрашиваемого земельного участка площадью 1 260 кв.м.
Кроме того, нормы п. 2 ст. 34 ЗК РФ, предусматривая право гражданина обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, и обязанность соответствующего органа принять решение по заявлению гражданина, применялись в единстве с другими положениями ЗК РФ.
Так, абз. 2 и 4 п. 1 ст. 34 ЗК РФ устанавливалось, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, в собственности и (или) в ведении которых находятся земельные участки, обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; при этом рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; а также обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Приведенные нормы закона направлялись на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и соблюдение декларированных в ст. 34 ЗК РФ принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Таким образом, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации являлось в силу прямого указания закона обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Статьями 4 и 5 Решения от ДД.ММ.ГГГГ№-нд регламентирована процедура предоставления лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, посредством проведения торгов и без таковых.
Так, в соответствии со ст. 4 Решения, испрашиваемый земельный участок предоставляется заявителю без проведения торгов в случае, если в отношении этого земельного участка подано одно заявление.
Если в отношении одного земельного участка подано не менее двух заявлений предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется на торгах (ст. 5 Решения).
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, ФИО2 оглы ему не известно о том, имеются ли еще лица, пожелавшие приобрести спорный земельный участок для использования в целях, не связанных со строительством.
Следовательно, предоставление испрашиваемого земельного участка в аренду требует соблюдения установленной действующим региональным законодательством процедуры о проведении торгов, невыполнение которой исключает возможность для всех заинтересованных лиц приобрести права на спорный участок и приводит к ограничению конкуренции.
В соответствии с нормами ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена только теми способами, которые предусмотрены законом.
Как следует из положений п.п. 5, 6 ст. 34 ЗК РФ, обязанность органа местного самоуправления по заключению договора аренды земельного участка и право заявителя требовать заключения такого договора возникают после принятия органом местного самоуправления решения о передаче земельного участка в аренду заявителю.
При отсутствии соответствующего решения законные основания для возложения на орган местного самоуправления обязанности по заключению договора аренды земельного участка отсутствуют.
Учитывая, что процедура предоставления спорного земельного участка для целей, не связанных со строительством, в полном объеме не соблюдена, и решения о передаче земельного участка в аренду ФИО6 оглы уполномоченным органом не принималось, у истца отсутствует право требовать заключения с ним договора аренды испрашиваемого земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Ходатайство ФИО1 ФИО9 оглы удовлетворить.
Восстановить ФИО1 ФИО10 оглы срок для обращения в суд с данным исковым заявлением.
В удовлетворении иска ФИО1 ФИО11 оглы о признании незаконным оформленного в виде письменного ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ решения Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа об отказе в предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 1 260 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, и возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка площадью 1 260 кв. метров, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, отказать за необоснованностью.
Решение суда может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено 07.09.2015 года.
Председательствующий судья К.Г. Микитюк