ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1037/18 от 30.11.2018 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1037/2018

Решение

Именем Российской Федерации

г. Советская Гавань 30 ноября 2018 года.

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Вахрушевой А.С.,

при секретаре Смирновой И.В.,

с участием ст.помощника Ванинского транспортного прокурора Шахназаровой Е.А.,

представителя ответчика – АО «ННК-Гаваньбункер» ФИО1, действующего на основании доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ванинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «НКК-Гаваньбункер» об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции Советская Гавань – Город Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

У С Т А Н О В И Л:

Ванинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «ННК-Гаваньбункер» об обязании в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции Советская Гавань – Город Дальневосточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК», мотивируя тем, что в ходе осуществления надзора в сфере соблюдения поднадзорными предприятиями законодательства о транспортной безопасности выявлены нарушения со стороны АО «ННК- Гаваньбункер», выразившиеся в необеспечении проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК» в установленный законом срок. АО «ННК-Гаваньбункер» на законном сновании эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта 3 категории ««Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования OOО «КИК», внесенный Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта под номером . Таким образом, АО «ННК-Гаваньбункер» является субъектом транспортной инфраструктуры. План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК», утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта 16.05.2014, дополнительные изменения внесены и утверждены 20.12.2016. Вместе с тем, в установленный законом срок АО «ННК-Гаваньбункер» вопреки требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности возложенные на него обязанности не исполнило и до настоящего времени: не провело дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК». На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просят обязать ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги-филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

В судебном заседании представитель процессуального истца - ст.помощник Ванинского транспортного прокурора Шахназарова Е.А. настаивала на исковых требованиях, по доводам изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснив, что имеется закон «О транспортной безопасности», на основании которого субъекты траснпортной инфраструктуры обязаны провести дополнительную оценку уязвимости. Просит обратить внимание, что АО «ННК-Гаваньбункер» является субъектом по смыслу закона, т.е является юридическим лицом, которое владеет объектом. Поскольку данный объект включен в реестр и имеет категорию, все юридические лица, которые являются владельцами обязаны выполнять требования законодательства. Считает, поскольку на сегодняшний день, данный объект не исключен из реестра, и до тех пор пока не будет утвержден перечень на уровне Правительства РФ, то он должен выполнять требования закона.

В судебном заседании представитель ответчика АО «ННК-Гаваньбункер» ФИО1 возражал относительно исковых требований, суду пояснил, что на данном этапе у истца нет оснований считать их субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку они не эксплуатируют объект транспортной инфраструктуры, соответственно на них не распространяются требования, предусмотренные постановлением Правительства № 495. Соответственно, если не эксплуатируется объект, то они не являются субъектом и требования могут не исполнять, иск предъявлен к ненадлежащему лицу, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать. Предприятие эксплуатирует сам объект, но когда он был включен в реестр, это был 2013 год, нормативная база 2007 года «О транспортной безопасности», а сейчас уже пятнадцатая или шестнадцатая редакция этого закона, если изначально объектами транспортной инфраструктуры считали – технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, то в дальнейшем, в десятой редакции законодатель пошел на то, чтобы уточнить понятие объекта транспортной инфраструктуры. Он достаточно укоротил этот список, если раньше действительно попадали многие объекты, то на данный момент, их перечень, предусмотрен ФЗ № 16 «О транспортной безопасности», из всего перечисления мы считаем, что мы можем подпадать только под п. «З» - участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством РФ. Постановление Правительства от 18.07.2016 года № 686 дало разъяснения, как понимать п. «З», что такое железнодорожный путь. Опять же из этих пунктов мы подпадаем только под п. «В» - участки необщего пользования, на которых осуществляются подача и уборка вагонов с грузами повышенной опасности. Опять же мы подпадаем под это определение, если мы занимаемся перевалкой грузов повышенной опасности. Под все остальные определения мы в любом случае не подпадаем. Подпункт 7.3 ст. 1 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» дает определение грузам повышенной опасности – это опасные грузы, отнесенные Правительством РФ к грузам, представляющим повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей среды. В настоящий момент предприятие переваливает опасные грузы, но поскольку этот перечень Правительством до сих пор не разработан, а он должен был быть разработан в 2014 году, доказательств того, что именно эти грузы, которые они переваливают, относятся к грузам повышенной опасности нет. Должно быть распоряжение Правительства, должен быть перечень, должно быть специальное разрешение на эти грузы. Этого всего до сих пор нет. Поскольку этих нормативных актов нет, доказательств того, что они переваливают грузы повышенной опасности нет. Значит железнодорожный путь не является объектом транспортной инфраструктуры, они не являются субъектом транспортной инфраструктуры. Требование, которое основано на Постановлении 2017 года, только в отношении грузов именно повышенной опасности. Сам факт того, что они находятся в реестре, не доказывает на данный момент, что они переваливают грузы повышенной опасности. Они вошли в этот реестр в 2013 году, тогда была другая нормативная база, были другие определения. Сам факт того, что они находятся в реестре, по сути это единственное доказательство истца, что они должны исполнять закон, не подтверждает, что они переваливают грузы повышенной опасности. Других доказательств у истца нет. В 2017 году обращались в Росжилдорнадзор, который занимается ведением реестра, нет как такового регламента об исключении из реестра и на практике они исключают из реестра только тогда, когда предприятие перестает работать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что АО «ННК-Гаваньбункер» эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта 3 категории - ««Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования OOО «КИК», внесенный Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта под номером , соответственно ответчик является субъектом транспортной инфраструктуры.

Как следует из пояснений представителя ответчика, с уверенностью утверждать, что на железнодорожном пути перемещаются грузы, которые не являются грузами повышенной опасности, в связи с тем что на момент рассмотрения дела их перечень не утвержден, однозначно утверждать нельзя.

Согласно статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Используемые Обществом объекты относятся к объектам транспортной инфраструктуры, а Общество к субъектам транспортной инфраструктуры, в связи с чем в силу ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", обеспечение транспортной безопасности используемого объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на АО «ННК-Гаваньбункер».

Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В части 2 указанной статьи установлено, что основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Приказом Минтранса России от 12.04.2010 № 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

С учетом значимых для проведения оценки уязвймости обстоятельств, в п.9 Порядка закреплено, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона №16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения субъектами транспортной Инфраструктуры и перевозчиками.

Во исполнение указанных положений Федерального закона № 16-ФЗ приказом Министерства Транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 43 были утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, действовавшие до 01.07.2017 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2017 № 495 утверждены новые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, вступившие в силу 01.07.2017 года.

Таким образом, исходя из указанных положений, субъекты транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта обязаны в срок до 01.10.2017 провести дополнительную оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в части касающейся произошедших изменений.

План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК», утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта 16.05.2014 года, дополнительные изменения внесены и утверждены 20.12.2016 года.

Вместе с тем, в установленный законом срок АО «ННК-Гаваньбункер» вопреки требованиям действующего законодательства в области транспортной безопасности возложенные на него обязанности не исполнило и до настоящего времени: не провело дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

Как следует из пояснений представителя ответчика организация обращалась в Дальневосточное территориальное управление Росжелдор об исключении транспортного объекта из реестра. Данных о том, что внесенный Федеральным агентством железнодорожного транспорта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта под номером объект транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта 3 категории - «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции ФИО2 железной дороги - филиала ОАО «РЖД», через путь необщего пользования OOО «КИК» эксплуатируемый АО «ННК-Гаваньбункер» осуществляющий подачу-уборку вагонов с опасными грузами (топливо, мазут) исключен из указанного реестра не имеется, в связи с чем доводы представителя ответчика являются несостоятельными.

Исполнение субъектом транспортной инфраструктуры обязанности соблюдать Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, не ставится, законодателем в зависимость от наличия у юридического лица достаточных денежных средств для проведения соответствующих мероприятий, и не дает право субъекту транспортной инфраструктуры ставить под угрозу безопасность объекта и лиц, его обслуживающих.

Обеспечение безопасности объекта транспортцой инфраструктуры является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности.

Отсутствие утвержденного Правительством РФ перечня грузов повышенной опасности не снимает с ответчика обязанности по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в части, касающейся произошедших изменений.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В данном случае суд считает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, как заявлено прокурором, учитывая необходимость несения ответчиком затрат на проведение дополнительной оценки уязвимости.

В случае отсутствия возможности по объективным причинам завершить дополнительную оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств к установленному решением суда сроку Общество вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из судебных издержек и государственной пошлины.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В данном случае в силу попд.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, ответчик от уплаты судебных расходов в соответствии с налоговым законодательством не освобожден, в связи с чем с него в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района подлежит взысканию в силу ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина в размере, установленном подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 198, 199 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ванинского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать АО «ННК-Гаваньбункер» в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры «Железнодорожные пути необщего пользования ЗАО «Гаваньбункер», примыкающие к станции Советская Гавань – Город Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», через путь необщего пользования ООО «КИК».

Взыскать с АО «ННК-Гаваньбункер» в бюджет муниципального образования «Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 04.12.2018 года.

Судья А.С. Вахрушева

Копия верна: судья А.С. Вахрушева