Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2014 года Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Качкуркиной О.В.
при секретаре Трепольской Е.Н.
с участием представителя заявителя ФИО1
представителя заинтересованного лица Сардарова Ф.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по заявлению ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» об оспаривании представления заместителя Ахтубинского городского прокурора об устранении нарушений законодательства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заинтересованное лицо ФИО2,
У С Т А Н О В И Л:
ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» обратилась в суд с заявлением об оспаривании представления заместителя Ахтубинского городского прокурора об устранении нарушений законодательства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В обоснование заявленных требований указала, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой <адрес> по обращению ФИО3, проживающего по адресу: <адрес>, в отношении должностного лица ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» вынесено представление на бланке № датированное ДД.ММ.ГГГГ №, которым заместитель прокурора города определил, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в нарушение требований жилищного законодательства производит начисление и взимание платы за потребленную па общедомовые нужды электрическую энергию в многоквартирном доме по <адрес>, в том числе с ФИО3, при выбранной собственниками жилых помещений многоквартирного дома способа управления «Управление управляющей организацией» <данные изъяты> что подтверждается договором управления <данные изъяты>» и протоколом общего собрания, проведенного в форме заочного голосования ДД.ММ.ГГГГ (указанные документы в адрес ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не представлены). Генеральный директор ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не согласен с вынесенным в отношении него представлением.
С собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес>, в том числе с ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ года ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» заключены «прямые» договоры энергоснабжения (открыты лицевые счета). По имеющимся у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» сведениям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном <адрес> собственниками помещении не был выбран способ управления. Обращений в ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» для заключения договора энергоснабжения в силу требований п.5 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями от управляющей организации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, от управляющей компании <данные изъяты>», равно как от какой-либо иной управляющей компании, товарищества собственников жилья, зарегистрированных на территории МО «<адрес>», не поступало.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и по правилам п.п. 151 и 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был реализован общедомовой учет электроэнергии. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ региональная сетевая организация - филиал ОАО «<данные изъяты> - «Астраханьэнерго» уведомило ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, а также отражена информация о том, что собственниками многоквартирного <адрес> выбрана непосредственная форма управления. В Акте допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию в многоквартирном жилом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация <данные изъяты>» указана в качестве обслуживающей организации.
В целях обеспечения возможности исполнения требований Правил № и «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными ПП РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» направлен официальный запрос в администрацию Муниципального образования «<адрес>» о выбранных способах управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации МО «<адрес>» предоставлены сведения о выбранных способах управления в многоквартирных домах <адрес>. В соответствии с предоставленной информацией в многоквартирном <адрес> выбрана непосредственная форма управления жилым домом.
Информация об управлении многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> <данные изъяты> как обязательная к раскрытию на официальном сайте не представлена.
Таким образом, у Общества не имелось оснований сомневаться в достоверности сведений предоставленной в порядке официального письма администрацией муниципального образования о форме управления спорным многоквартирным домом, а также оснований предъявлять требования об оплате электроэнергии, использованной на места общего пользования в <адрес> к ООО <данные изъяты> в отсутствии информации о наличии договора управления домом № по <адрес>, а также при отсутствии обращений управляющей компании за заключением договора энергоснабжения на места общего пользования. Таким образом, в соответствии с п. 44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном <адрес>, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется Обществом в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период па общедомовые нужды, рассчитывается Обществом и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулой 12, приложения № 2 к Правилам.
На основании изложенного заявитель просил суд признать незаконным представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ № на бланке № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем Ахтубинского городского прокурора советником юстиции Т.А.Ф.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО1 поддержал заявление по доводам и основаниям, в нем изложенным.
Представитель заинтересованного лица Ахтубинского городского прокурора Сардаров Ф.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что в результате проведенной прокурорской проверки по обращению ФИО2 было установлено, что жители многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> выбрали форму управления – управление управляющей организацией <данные изъяты> что явилось основанием для вынесения представления в адрес ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» принять меры по приведению правоотношений, связанных с произведением и взиманием платы на коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в том числе рассмотреть вопрос о заключении договора энергоснабжения с <данные изъяты> и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», допустивших нарушения Федерального законодательства.
Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил. Сведениями об уважительной причине неявки суд не располагает.
Суд, в соответствии с ч.2 ст.257 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела и материалы надзорного производства №ж-2013 по обращению ФИО2, оценив в совокупности представленные доказательств, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ахтубинской городской прокуратурой по обращению ФИО2, проживающего по адресу: <адрес> порядке статьи 24 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» в отношении должностного лица ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» вынесено представление на бланке №, датированное ДД.ММ.ГГГГ №, которым заместитель прокурора города определил, что ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в нарушение требований жилищного законодательства производит начисление и взимание платы за потребленную на общедомовые нужды электрическую энергию в многоквартирном доме по <адрес>, в том числе с ФИО2, при выбранной собственниками жилых помещений многоквартирного дома способа управления «Управление управляющей организацией» <данные изъяты> в обоснование сославшись на договор управления <данные изъяты> и протокол общего собрания, проведенного в форме заочного голосования ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем потребовал от генерального директора ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» принять меры по приведению правоотношений, связанных с произведением и взиманием платы на коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, в соответствии с требованиями жилищного законодательства, в том числе рассмотреть вопрос о заключении договора энергоснабжения с <данные изъяты> а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ОАО «Астраханская энергосбытовая компания», допустивших нарушения Федерального законодательства.
Данное представление заместителя Ахтубинского городского прокурора суд находит не соответствующим закону, исходя из следующего.
Согласно положениям статьи 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно имеющемуся в надзорном производстве № протоколу общего собрания проводимого в форме заочного голосования в многоквартирном жилом доме, расположенным по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, общим собранием выбрана форма управления многоквартирным жилым домом управляющая организация (п.3). При этом ООО <данные изъяты> выбрана в качестве организации для обслуживания многоквартирного жилого дома (п.4). Договор управления многоквартирным жилым домом, заключенный между <данные изъяты> и ФИО2 в материалах надзорного производства отсутствует.
Вместе с тем, согласно объяснениям представителя заявителя обращений в ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» для заключения договора энергоснабжения в силу требований п.5 «Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями от управляющей организации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, от управляющей компании ООО УК «УЮТ», равно как от какой-либо иной управляющей компании, товарищества собственников жилья, зарегистрированных на территории МО «<адрес>», не поступало.
Данные доводы заявителя материалами надзорного производства не опровергнуты.
В материалах надзорного производства имеется официальный запрос ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» в администрацию муниципального образования «<адрес>» о выбранных способах управления многоквартирными домами, расположенными на территории муниципального образования. В соответствии с письмом № от ДД.ММ.ГГГГлавой администрации МО «<адрес>» ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» предоставлены сведения о выбранных способах управления в многоквартирных домах <адрес>, согласно которым в многоквартирном <адрес> выбрана непосредственная форма управления жилым домом.
Информация об управлении многоквартирным домом № по <адрес> <данные изъяты>», как обязательная к раскрытию на официальном сайте, также не представлена.
Таким образом, у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не имелось оснований сомневаться в достоверности сведений предоставленной в порядке официального письма администрацией муниципального образования о форме управления спорным многоквартирным домом, а также оснований предъявлять требования об оплате электроэнергии, использованной на места общего пользования в <адрес> к <данные изъяты> в отсутствии информации о наличии договора управления домом № по <адрес>, а также при отсутствии обращений управляющей компании за заключением договора энергоснабжения на места общего пользования.
В соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и по правилам п.п. 151 и 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в многоквартирном <адрес> ДД.ММ.ГГГГ был реализован общедомовой учет электроэнергии. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ региональная сетевая организация - филиал ОАО <данные изъяты> уведомило ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» о вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета, а также отражена информация о том, что собственниками многоквартирного <адрес> выбрана непосредственная форма управления. В Акте допуска общедомового прибора учета в эксплуатацию в многоквартирном жилом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ управляющая организация <данные изъяты>» указана в качестве обслуживающей организации.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, принимая во внимание, что у ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» не имелось оснований полагать, что <данные изъяты> выбрана в качестве управляющей организации многоквартирного жилого <адрес>, суд приходит к выводу о том, что заявленные ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 258, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» об оспаривании представления заместителя Ахтубинского городского прокурора об устранении нарушений законодательства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, заинтересованное лицо ФИО2, удовлетворить.
Признать незаконным представление заместителя Ахтубинского городского прокурора об устранении нарушений законодательства о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в адрес генерального директора ОАО «Астраханская энергосбытовая компания».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.
Решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Судья О.В.Качкуркина