ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1037/2015 от 24.03.2016 Комсомольского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-84/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи - Богатыревой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания - Федоровой Ю.А.,

с участием помощника Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Гудзь В.В.,

представителя ответчика - АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае о возложении обязанности привести в соответствие защитные сооружения гражданской обороны,

у с т а н о в и л:

Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Комсомольский районный суд с иском к АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», о возложении обязанности привести в соответствие сооружения гражданской обороны, указывая, что в ходе проведенной проверки требований законодательства о гражданской обороне при содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны установлено нарушение ответчиком требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 (далее «Правила»). На основании договора от 20 февраля 2014 года АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» принял на себя обязательство на выполнение работ по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту защитных сооружений гражданской обороны со следующими реестровыми номерами: (далее - ЗС ГО), которые расположены по адресу: <адрес> Однако на указанных объектах выявлены следующие нарушения п. ДД.ММ.ГГГГ Правил: полностью отсутствует электросветообеспечение, электропроводка, электроагрегады, электрогенераторы, электрощитовые; отсутствует санитарно-техническое оборудование; отсутствует вытяжная вентиляция; тепловодоснабжение не задействовано - отсутствуют водоподающие и теплодающие трассы; почти полностью отсутствуют входные двери и внутренние металлические двери; внутри имеется обрушения кирпичной кладки, при интенсивном таянии снегов и в паводковое время происходит затопление внутренних помещений, т.е. ЗС ГО подлежит капитальному ремонту. Также отсутствуют технические паспорта и другая техническая документация, предусмотренная п. 3.6. Правил. При этом, АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязан организовать сохранность имущества переданного по акту приема-передачи имущества. Руководством АО «Комсомольского-на-Амуре аэропорт» не приняты своевременные меры по приведению указанных объектов в состояние, отвечающее требованиям законодательства о гражданской обороне, что влечет невозможность приема в них граждан в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Несоблюдение требований Закона и Правил влечет нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в данном случае могут пострадать граждане, которых необходимо будет укрыть в ЗС ГО в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Просит обязать АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу привести защитные сооружения гражданской обороны со следующими реестровыми номерами: , расположенные по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиям федерального законодательства и разделам 3.2 Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, а именно: восстановить электросветообеспечение (электропроводку, электроагрегады, электрогенераторы, электрощитовые); восстановить санитарно-техническое оборудование; восстановить систему вытяжной вентиляция; провести мероприятия по восстановлению тепловодоснабжения; восстановить входные двери и внутренние металлические двери; произвести ремонт внутри ЗС ГО во всех поврежденных местах кирпичной кладки; при интенсивном таянии снегов и в паводковое время поддерживать сухость ЗС ГО; восстановить технические паспорта на ЗС ГО и другую техническую документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил.

К участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.

В судебном заседании прокурор Гудзь В.В. просила удовлетворить заявленные требования, пояснив, что требования, предъявляемые к объектам гражданской обороны должны выполняться, в том числе и при эксплуатации их в режиме повседневной деятельности. Установленные в ходе проверки нарушения требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» ФИО1 просила в удовлетворении исковых требований к АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» отказать, так как Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае от 21 сентября 2006 года принято решение о приватизации ФГУП «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса и утвержден перечень объектов, не подлежащих приватизации. Согласно передаточному акту объектов, не подлежащих приватизации, в составе имущественного комплекса ФГУП «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» от ДД.ММ.ГГГГ общество приняты в том числе сооружение <данные изъяты> инвентарный (расположенное по адресу <адрес>; общая площадь <данные изъяты>., этажность - <данные изъяты> и сооружение <данные изъяты> инвентарный (расположенное по адресу <адрес>; общая площадь <данные изъяты>., этажность - <данные изъяты>). Данные объекты приняты по договору на ответственное хранение. Состояние переданных объектов в акте не отражено, а только отражено, что имущество, указанное в акте, имеется в наличии. Отсутствует информация о том, что переданные объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны. Исходя из условий договора от 20 февраля 2014 года указанные объекты являются собственностью Российской Федерации и переданы Росимуществом на срок до 19 февраля 2016 года, при этом АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязан организовать и обеспечить сохранность «Имущества», не допускать ухудшения качества «Имущества». Иных прав и обязанностей в отношении спорного имущества, в том числе по оформлению технической документации на имущество, содержанию имущества, оборудованию техническими средствами и производству восстановительных и ремонтных работ, заключенным договором на АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» не возложено. Срок действия договора истек. АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» спорные объекты не эксплуатируются, на учете как ЗС ГО не состоят, оформленные в установленном порядке паспорта на защитные сооружения гражданской обороны Росимуществом не передавались. АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» с результатами проверок состояния защитных сооружений гражданской обороны не был ознакомлен. Считает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику и просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Предстаивтель ответчика ТУ Росимущества в Хабаровском крае в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, об отложении не ходатайствовал.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Согласно представленному отзыву, представитель ТУ Росимущества в Хабаровском крае считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. В нарушение ст.56 ГПК РФ истцом не указано в чем заключается причинение вреда и не предоставлено доказательств проведения в объектах гражданской обороны потенциально опасной деятельности. Также истцом не учтены положения Постановления Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», согласно которому укрытия создаются для безопасности мирного населения, а убежища для безопасности работников организаций, т.е. юридических лиц. Согласно паспорту защитного сооружения объект является «убежищем» и, следовательно, предназначен для <данные изъяты> Таким образом, объект ЗС ГО для <данные изъяты> не предназначен, в связи с этим, ссылка истца на ст. 45 ГПК РФ неправомерна. Согласно ст.223 ГПК РФ суд должен оставить исковое заявление Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора без рассмотрения. Кроме того, объекты недвижимости: сооружение <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> и сооружение <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» учтены в реестре федерального имущества. Право собственности на вышеуказанные объекты в соответствии с действующим законодательством не зарегистрировано. В соответствии с договором от 20 февраля 2014 г. между ТУ Росимущества в Хабаровском крае и ОАО «Комсомольский аэропорт» вышеуказанное имущество передано на проведение работ по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту защитных сооружений гражданской обороны, при этом в соответствии с п.п. «б», п.2.4 договора АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обязан организовать сохранность имущества переданного по акту приема-передачи от 20 февраля 2014 г. В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны. Статьей 891 ГК РФ установлено, что хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи. При отсутствии в договоре условий о таких мерах или неполноте этих условий хранитель должен принять для сохранения вещи также меры, соответствующие обычаям делового оборота и существу обязательства, в том числе свойствам переданной на хранение вещи, если только необходимость принятия этих мер не исключена договором. Хранитель, во всяком случае, должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).Если хранение осуществляется безвозмездно, хранитель обязан заботиться о принятой на хранение вещи не менее чем о своих вещах. Как следует из приложения к письму ТУ Росимущества в Хабаровском крае от 07 июля 2015 года эксплуатирующей организацией вышеуказанных объектов ЗС ГО является АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт». Просит исключить ТУ Росимущества в Хабаровском крае из числа ответчиков по спору и в удовлетворении заявленных требований Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора отказать.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (пункт 1 статьи 4 названного Закона).

Государственный стандарт Р 22.0.02-941 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий", утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 года № 327, определяет защитное сооружение, как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10). Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечивается условие для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

Исходя из положений пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.

Сооружение <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>, и сооружение <данные изъяты>, расположенное по адресу <адрес>, внесены в реестр федерального имущества, о чем в деле имеются выписки из реестра федерального имущества.

Из инвентаризационных карточек следует, что данные объекты являются защитными сооружениями гражданской обороны <данные изъяты>

Согласно перечню защитных сооружений гражданской обороны на территории <адрес>, учтенных в составе казны Российской Федерации по состоянию на 6 июля 2015 года, расположенные по адресу <адрес> и по адресу <адрес> защитные сооружения гражданской обороны (далее ЗС ГО) требуют капитального ремонта. Указанный перечень составлен ТУ Росимущества в Хабаровском крае.

Исходя из п. 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года № 359 объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Из передаточного акта от 24 октября 2006 года следует, что от ФГУП «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в ходе приватизации передано ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» сооружение <данные изъяты> расположенное по адресу <адрес> общей площадью <адрес> и сооружение <адрес>, расположенное по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> как объекты не подлежащие приватизации и передаваемое на ответственное хранение и в пользование на основании постановления Правительства РФ от 23 апреля 1994 года № 359.

Согласно договору, заключенному 20 февраля 2014 года между территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» вышеуказанные объекты переданы ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», которое приняло на себя обязательства на выполнение работ по техническому обслуживанию, содержанию и текущему ремонту объектов.

Срок действия договора установлен до 19 февраля 2016 года.

6 ноября 2015 года помощником Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора проведена внеплановая проверка по исполнению обязанностей по обеспечению готовности защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на объектах транспортного комплекса - АО ««Комсомольский-на-Амуре аэропорт». В ходе проверки установлено, что защитные сооружения и требуют капитального ремонта. При этом установлено, что на объектах полностью отсутствует электросветообеспечение - электропроводка, электроагрегады, электрогенераторы, электрощитовые; отсутствует санитарно-техническое оборудование; отсутствует вытяжная вентиляция; тепловодоснабжение не задействовано - отсутствуют водоподающие и теплодающие трассы; почти полностью отсутствуют входные двери и внутренние металлические двери; внутри имеется обрушения кирпичной кладки, при интенсивном таянии снегов и в паводковое время происходит затопление внутренних помещений. Также отсутствуют технические паспорта и другая техническая документация, предусмотренная п. 3.6. Правил эксплуатации защитных сооружений ГО.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение требований указанного закона Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, утверждены «Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», требования которых должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий, которые являются объектами гражданской обороны (п. 1.2).

Согласно п. 1.2. и 3.6 вышеуказанных Правил статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Пунктом 3.6 также определен перечень документации защитного сооружения.

В соответствии с п. 5.2.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», для ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный. К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации. К капитальному ремонту относятся такие работы, в процессе которых производятся восстановление, замена разрушительных и изношенных конструктивных элементов. При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.

Исходя из вышеизложенного, обязанность по проведению капитального ремонта и восстановлению паспортов ЗС ГО лежит на собственнике ЗС ГО, полномочия которого на территории Хабаровского края исполняет территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае.

Основания для удовлетворения заявленных требований к АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» при рассмотрении дела не установлено, поскольку доказательства передачи спорных ЗС ГО в эксплуатацию АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» отсутствуют, договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны ТУ Росимущества в Хабаровском крае с организацией не заключен.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требованияКомсомольского-на-Амуре транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском краю о возложении обязанности привести в соответствие защитные сооружения гражданской обороны удовлетворить частично.

Обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае, расположенное <адрес>, ИНН , в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу составить технические паспорта на сооружения гражданской обороны и техническую документацию, предусмотренную п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 и провести капитальный ремонт защитных сооружений гражданской обороны со следующими реестровыми: , расположенные по адресу: <адрес>, а именно:

- восстановить электросветообеспечение (электропроводку, электроагрегады, электрогенераторы, электрощитовые);

- восстановить санитарно-техническое оборудование;

- восстановить систему вытяжной вентиляция;

- провести мероприятия по восстановлению тепловодоснабжения, т.е. восстановить водоподающие и теплодающие трассы;

- восстановить входные двери и внутренние металлические двери;

- произвести ремонт внутри защитных сооружений гражданской обороны во всех поврежденных местах кирпичной кладки;

- при интенсивном таянии снегов и в паводковое время поддерживать сухость сооружений гражданской обороны;

В удовлетворении требований к АО ««Комсомольский-на-Амуре аэропорт» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме 31 марта 2016 года.

Председательствующий Н.Ю.Богатырева