ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1037/2022 от 31.05.2022 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38 RS0003-01-2022-000410-87

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года город Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Вершининой О.В.,

при секретаре Забродской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1037/2022 по иску муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения,

установил:

истец муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» (далее – МУП г.Сочи «Водоканал») обратился в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании денежных средств в размере платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения в сумме 942 745 руб., государственной пошлины в размере 12 627 руб..

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ на основании поступившей от ответчика заявки, между истцом и ответчиком был заключен договор № ТУ/875 о подключении объекта ответчика – жилого дома, расположенного по адресу: , с кадастровым номером земельного участка 23:49:0402009:2496, к центральным системам водоснабжения и водоотведения. По условиям договора истец принял на себя обязательства по подключению объекта ответчика со следующими заявленными нагрузками: водоснабжение -10,0 куб.м/сутки, водоотведение -10,0 куб. м/сутки.

Как указывает истец, МУП г. Сочи «Водоканал» выполнило все условия договора о подключении. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ, был заключен договор *** холодного водоснабжения и (или) водоотведения, на основании которого ответчик получил возможность бесперебойного водоснабжения и водоотведения в вышеуказанных объемах (10,0 куб. м/сутки в/в).

На основании вступившего в силу решения Братского городского суда Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу *** были удовлетворены требования МУП г. Сочи «Водоканал» к ответчику о признании договора о подключении № ТУ/875 недействительной (ничтожной) сделкой. Материалами данного судебного дела подтверждается, что предусмотренная действующим законодательством процедура подключения водоотведения ответчика к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в целях потребления ответчиком коммунальных услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения) была пройдена без внесения платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения. В силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные указанным решением суда, имеют для настоящего дела преюдициальную силу.

Истец указывает, что вопреки императивно закрепленному специализированными нормами права условию о платности услуги технологического присоединения к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, ответчик приобрел данную услугу на безвозмездной основе.

Согласно утвержденному решению управления цен и тарифов администрации города Сочи, на период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф на присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения установлен в размере 40 268 рублей за куб. м/сут. (водоснабжение) и 40 392 рубля 94 копейки за куб. м/сут. (водоотведение), без НДС. В последующем, на основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 5/2018-В «О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 11/2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал», тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоснабжения, руб./м3/сутки – 39 298 рублей 92 копейки (без НДС) или 47 158 рублей 70 копеек (с НДС); за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоотведения, руб./м3/сутки – 39 263 рубля 17 копеек (без НДС) или 47 115 рублей 80 копеек (с НДС).

С учетом установленного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ*** тарифа на технологическое присоединение и объемов водопотребления/водоотведения объекта ответчицы, стоимость платы за технологическое присоединение составляет: 47 158,70 (с НДС) х 10,0 куб. м/сутки = 471 587,00 руб. (с НДС) - водоснабжение; 47 115,80 (с НДС) х 10,0 куб. м/сутки = 471 18,00 руб. (с НДС) - водоотведение; 471 587,00 руб. + 471 158,00 руб. = 942 745,00 руб. (с НДС 20%). Итого: 942 745,00руб. (с НДС 20%).

Таким образом, ответчик приобрел возможность технологического присоединения своего объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе, с последующим получением на бесперебойной основе услуг водоснабжения и водоотведения в заявленных объемах.

При этом, истец указывает, что ответчик приобрел возможность технологического присоединения своего объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе, с последующим получением на бесперебойной основе услуг водоснабжения и водоотведения в заявленных объемах. Однако действия, связанные с невнесением платы за подключение объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, подпадают под регулирование норм главы 60 Гражданского кодекса РФ - обязательства вследствие неосновательного обогащения, поскольку в таком случае лицо, оказавшее услуги, не получило встречного эквивалентного предоставления.

Истец считает, что ответчик сберег имущество (денежные средства в размере платы за подключение), которое при схожих обстоятельствах подлежало передаче МУП города Сочи "Водоканал", в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере стоимости за подключение (технологическое присоединение) объекта: "жилой дом", расположенного по адресу: , с кадастровым номером земельного участка 23:49:0402009:2496, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия № 08.2.1/7044 с требованием оплатить стоимость платы за технологическое присоединение объекта строительства в размере, указанном в настоящем иске. Претензия со стороны ответчика оставлена без ответа.

В судебное заседание представитель истца не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в представленном суду ходатайстве представитель истца по доверенности Р.С. просила провести слушание без участия представителя истца, указала, что истец настаивает на исковых требованиях. В представленном дополнительном правовом обосновании искового заявления указала, что в силу нормативно-правового регулирования в области водоснабжения и водоотведения, договор технологического присоединения является самостоятельным видом гражданско-правового договора, подпадающего под действие таких специализированных норм права, как: Федеральный закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 г. № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения», Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Правилами в области водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2017 №644 (далее - Правила) определено, что получению услуги водоснабжения/водоотведения, предшествует выполнение мероприятий по технологическому присоединению объекта водопотребления/водоотведения к централизованным системам водоснабжения/водоотведения.

Частью 2 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон) определено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор), в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Частью 13 ст. 18 Закона установлено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает установленный в порядке о государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденном Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В свою очередь отношения, связанные с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, определены Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее - Постановление).

По правилам п.п. 82, 83 Постановления размер платы за подключение рассчитывается организацией, осуществляющей подключение (технологическое присоединение), исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) и с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, до точки подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Плата за подключение (технологическое присоединение) включает в себя:

ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и

ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (далее - ставка за протяженность сети).

Учитывая тот факт, что ответчик подключен к системам водоснабжения и водоотведения от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения ставка за протяженность сети не подлежит применению (расчету), соответственно в расчет платы за подключение не включен расчет стоимости за протяженность. Правительством Российской Федерации установлено обязательное условие платности за осуществляемое подключение, которая рассчитывается на основании утвержденных регулируемым органом тарифов, подлежащих государственному регулированию.

Пунктом 1.6 постановления администрации города Сочи от 08.12.2017 г. № 2107 «Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации города Сочи», было утверждено решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. №11/2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия г. Сочи «Водоканал». Согласно данному решению ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере холодного водоснабжения: - за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку (без НДС), руб./м3/сутки -40 268,00; - за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку (без НДС), руб./м3/сутки - 40 392,94.

Постановлением администрации города Сочи от 15.08.2018 № 1279 «Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г. Сочи от 01.08.2018 г. № 5/2018-В «О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации города Сочи от 04.12.2017 г. № 11/2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия города Сочи «Водоканал», тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: в сфере водоснабжения: ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку (без НДС), руб./м3/сутки -39 298,92; в сфере водоотведения: ставка тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку (без НДС), руб./м3/сутки - 39 263,17.

Согласно акту приемки инженерных сетей от ДД.ММ.ГГГГ объекта: «Жилой дом», расположенный по адресу: , с кадастровым номером земельного участка: 23:49:0402009:2496, сети, оборудование и сооружения системы водоснабжения и водоотведения выполнены и готовы к эксплуатации.

Осуществление подключения (технологического присоединения) объекта заказчика к централизованной системе водоснабжения и водоотведения порождает у предприятия право требовать оплаты соответствующего предоставления в установленном законом порядке.

В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Согласно части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.

Следовательно, на момент подключения объекта «Жилой дом», расположенный по адресу: », с кадастровым номером земельного участка: 23:49:0402009:2496, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения действовал тариф на технологическое присоединение водопотребления/водоотведения установленный постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ***.

Таким образом, с учетом установленного постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ*** тарифа на технологическое присоединение и объемов водопотребления/водоотведения объекта ответчика, истцом произведен расчет стоимости платы за технологическое присоединение объекта ответчика.

В судебное заседание ответчик ФИО1 не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки не сообщила, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

МУП г. Сочи «Водоканал» учреждено по правилам Федерального закона Российской Федерации от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» для решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения; в целях достижения уставных целей и решения социальных задач в области водоотведения и водоснабжения.

МУП г.Сочи «Водоканал» на основании постановления администрации г.Сочи от 31.08.2017 № 1437 и распоряжения департамента имущественных отношений администрации г.Сочи наделено на праве хозяйственного ведения имуществом водохозяйственного комплекса г. Сочи.

С ДД.ММ.ГГГГ работа и эксплуатация водохозяйственного комплекса муниципального образования г. Сочи, находящегося в законном пользовании МУП г. Сочи «Водоканал», обеспечивается силами и средствами предприятия.

В соответствии с постановлением администрации города Сочи *** от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ*** «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город-курорт Сочи», МУП г. Сочи «Водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования город-курорт Сочи, с установлением зоны ее деятельности согласно перечню населенных пунктов муниципального образования город Сочи, указанному в приложении *** к данному постановлению.

ДД.ММ.ГГГГ. на основании поступившей от ответчика заявки, между истцом и ответчиком был заключен договор № ТУ/875 о подключении объекта ответчика: жилого дома, расположенного по адресу: , кадастровый номер земельного участка 23:49:0402009:2496, к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ № ТУ/875 МУП г. Сочи «Водоканал» принял на себя обязательства по подключению объекта ответчика, расположенного по адресу: , кадастровый номер земельного участка 23:49:0402009:2496,со следующими заявленными нагрузками: водоснабжение —10,0 куб. м/сутки; водоотведение —10,0 куб. м/сутки, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

МУП г. Сочи «Водоканал», как установлено судом, выполнены все условия договора о подключении, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ между МУП г. Сочи «Водоканал» и ФИО1 был заключен договор *** на отпуск питьевой воды и прием бытовых стоков, на основании которого ответчик получил возможность бесперебойного водоснабжения и водоотведения в вышеуказанных объемах (10,0 куб. м/сутки в/в).

Предусмотренная действующим законодательством процедура подключения (технологического присоединения) вышеуказанного объекта водоснабжения и (или) водоотведения ответчика к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (в целях потребления ответчиком коммунальных услуг холодного водоснабжения и (или) водоотведения) была пройдена без внесения платы за подключение (технологическое присоединение) к системам водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Закон № 416-ФЗ) холодное водоснабжение и водоотведение неразрывно связано с подключением (технологическим присоединением) к централизованным сетям холодного водоснабжения и (или) к централизованным сетям водоотведения, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются непосредственно с целью последующего водоснабжения и (или) водоотведения объекта потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуги водоснабжения и (или) услуги водоотведения).

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 13 статьи 18 закона № 416-ФЗ закреплено, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 4 статьи 426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Правительство Российской Федерации, издавая постановления, регулирующие отношения в области технологического присоединения, установило обязательное условие платности за осуществляемое подключение (плата рассчитывается на основании тарифов, утвержденных органом государственного регулирования).

Одним из методов расчета тарифов в сфере водоснабжения является метод экономически обоснованных расходов (затрат), порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 31, пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 №406, при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.

Согласно п. 1.6 постановления администрации г.Сочи от 08.12.2017 «Об утверждении решений управления цен и тарифов администрации г.Сочи», было утверждено решение управления цен и тарифов администрации от ДД.ММ.ГГГГ***-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия «Водоканал».

В соответствии с решением управления цен и тарифов администрации г.Сочи, на период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф на присоединение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения установлен в размере 40 268,00 руб. за куб. м/сут. (водоснабжение) и 40 392,94 руб. за куб. м/сут. (водоотведение), без НДС.

Постановлением администрации г.Сочи от 15.08.2018 №1279 «Об утверждении решения управления цен и тарифов администрации г.Сочи от 01.08.2018 №5/2018-В «О внесении изменений в решение управления цен и тарифов администрации г.Сочи от 04.12.2017 № 11-2017-В «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия г.Сочи «Водоканал», тариф на подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения был изменен и составил: за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоснабжения, руб./куб. м/сутки - 39 298,92 (без НДС) или 47 158,70 (с НДС); за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку в сфере водоотведения, руб./ куб. м/сутки - 39 263,17 (без НДС) или 47 115,80 (с НДС).

Согласно расчету стоимости, с учетом установленного постановлением администрации г.Сочи от 15.08.2018 №1279 тарифа на технологическое присоединение и объемов водопотребления/водоотведения объекта ответчика, стоимость платы за технологическое присоединение составила:

47 158,70 (с НДС) х 10,0 куб. м/сутки = 471 587,00 руб. (с НДС) - водоснабжение;

47 115,80 (с НДС) х 10,0 куб. м/сутки = 471 18,00 руб. (с НДС) - водоотведение;

471 587,00 руб. + 471 158,00 руб. = 942 745,00 руб. (с НДС 20%). Итого: 942 745,00руб. (с НДС 20%). Суд соглашается с данным расчетом, считает его обоснованным.

Несмотря на отсутствие в договоре условия о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения и водоотведения, оспариваемый договор не содержит условия о безвозмездном характере сделки, следовательно, необходимо исходить из презумпции возмездности гражданско-правовых договоров (пункт 3 статьи 423 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, региональная энергетическая комиссия департамента цен и тарифов Краснодарского края (РЭК) в письме от 22.04.2019 указала МУП г. Сочи «Водоканал», что подключение заявителей без взимания платы действующим законодательством не предусмотрено.

Отсутствие финансового обеспечения мероприятий технологического присоединения не позволяет МУП г. Сочи «Водоканал» реализовать закрепленные ст. 3 Федерального закона № 416-ФЗ цели государственной политики в области водоснабжения и водоотведения, посредством развития централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения города-курорта Сочи.

Между тем, ФИО1 приобрела возможность технологического присоединения своего объекта к централизованным системам водоснабжения и водоотведения на безвозмездной основе, с последующим получением на бесперебойной основе услуг водоснабжения и водоотведения в заявленных объемах.

Суд соглашается с доводами иска о том, что действия, связанные с невнесением ФИО1 платы за подключение объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, относятся к обязательствам неосновательного обогащения, поскольку в таком случае лицо, оказавшее услуги, не получило встречного эквивалентного предоставления.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Под неосновательным обогащением закон понимает приобретение или сбережение имущества одним лицом (приобретателем) за счет другого лица (потерпевшего) без основания, предусмотренного законом, иными правовыми актами или сделкой (п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ).

Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ закреплено две формы обогащения за чужой счет: приобретение и сбережение имущества за счет другого лица.

Под приобретением понимается поступление имущества в хозяйственное господство другого лица, присоединение к собственному имуществу приобретателя новых ценностей, а под сбережением имущества - сохранение того имущества, которое должно было выйти из состава собственного имущества обогатившегося.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Проведенный правовой анализ норм гражданского законодательства регулирующих отношения сторон вследствие неосновательного обогащения применительно к сложившимся спорным отношениям свидетельствует о том, что ответчик (приобретатель) сохранил свое имущество (денежные средства), которое должно было выйти из состава собственного имущества обогатившейся по результатам оказания услуги по технологическому присоединению объекта капитального строительства ответчика к централизованным системам водоснабжения и/или водоотведения.

Кроме того, от такого сбережения у ответчика появилась реальная экономическая выгода, которая образовалась в виде сбереженных средств в результате его освобождения от платы за технологическое присоединение, что помимо прочего, также предоставило для ответчика преимущества (предпочтения) по отношению к другим заявителям подключений к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, вносящим плату за такое присоединение по правилам установленным действующим законодательством Российской Федерации.

Вступившим в законную силу 27.04.2021 решением Братского городского суда Иркутской области от 09.02.2021 по гражданскому делу № 2-666/2021 договор о подключении объекта к сетям водоснабжения и водоотведения № ТУ/875 от 29.12.2017, заключенный между МУП г. Сочи «Водоканал» и ФИО1, признан недействительно (ничтожной) сделкой. Данным решением суда установлено, что данный договор является недействительным ( ничтожны ) поскольку он является безвозмездным и заключенным в произвольной форме, не соответствующей утвержденной Постановлением правительства РФ от 29 июля 2013г. № 645 типовой формы для публичных договоров данной категории, предоставляющим для ответчика преимущества ( предпочтения) по отношению у другим заявителям подключений к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, вносящим плату за такое присоединение по правилам, установленным действующим законодательством Российской Федерации, в отсутствие закона или иного правового акта, допускающего предоставление льготы ответчику.

В результате неосновательного обогащения между обогатившимся - ответчиком и потерпевшим - истцом возникло кондикционное обязательство, в силу которого у МУП г. Сочи «Водоканал» возникло требование о передаче имущества, выражающего стоимость неосновательного обогащения.

В силу принципов гражданско-правовых отношений, установленных в статье 1 Гражданского кодекса РФ, правоотношения предполагают равноценный обмен, извлечение выгоды из недобросовестного поведения недопустимо. В то же время статья 423 Гражданского кодекса РФ предполагает возмездность любого договора, если иное не установлено законом.

Следовательно, в данном случае речь идет об отсутствии оснований для безвозмездных правоотношений. Поэтому, учитывая статью 1102 Гражданского кодекса РФ, применение неосновательного обогащения является правомерным. Это же подтверждает статьей 1103 Гражданского кодекса РФ, которая распространяет правила о неосновательном обогащении также на случаи возмещения вреда, причиненного недобросовестным поведением контрагента.

Таким образом, ответчик по настоящему иску сберег имущество (денежные средства в размере платы за подключение), которое при схожих обстоятельствах подлежало передаче МУП г. Сочи «Водоканал», в связи с чем на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение в размере стоимости за подключение (технологическое присоединение) объекта: «жилой дом», расположенного по адресу: , с кадастровым номером земельного участка 23:49:0402009:2496, к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.

На основании вышеизложенного исковые требования МУП г. Сочи «Водоканал» о взыскании денежных средств за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения в размере 942 745 руб. подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу абзаца третьего подпункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при цене иска от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.

Следовательно, требования истца о возмещении ему расходов, затраченных на уплату государственной пошлины в размере 12 627 руб., исходя из расчета: 942 745 руб. – 200 000 руб. = 742 745 руб. х 1% + 5 200 руб., обоснованы и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу муниципального унитарного предприятия муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водоканал» денежные средства в размере платы за подключение к системам водоснабжения и (или) водоотведения в сумме 942 745 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 627 рублей.

Ответчик вправе подать в Братский городской суд Иркутской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня получения им копии решения в окончательной форме.

Заочное решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд ответчиком в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения суда, иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях был разрешен судом, в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья: О.В. Вершинина

Решение суда в окончательной форме составлено 07.06.2022